Определение экономического суда Минской области от 17.07.2015 (дело N 136-14/15)

Обстоятельства: Заявитель обратился с требованием об установлении факта, имевшего юридическое значение, — членства физических лиц в крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Решение: Заявление оставлено без рассмотрения ввиду наличия спора о праве.

Название документа: Определение экономического суда Минской области от 17.07.2015 (дело N 136-14/15)

Примечание к документу

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Минской области от 01.09.2015 (дело N 136-14/15/261А) данное решение оставлено без изменения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА МИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Экономический суд Минской области, рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению К. об установлении факта, имеющего юридическое значение, заинтересованные лица — Е., Р., Н., О., крестьянское хозяйство «А» (далее — КХ «А»), районный исполнительный комитет, с участием представителей: от заявителя — Е., от КХ «А» — адвоката Г., от заинтересованного лица — Н., в отсутствие представителей остальных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных,

Установил:

Заявитель просит установить факт, имеющий юридическое значение, — членство К., Е., Р. в КХ «А».

Представитель истца заявленное требование поддержал.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на статью 2 Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в редакции 1991 года, согласно которой членами крестьянского хозяйства считаются супруги, их дети (или дети одного из них), родители, родственники и другие лица, совместно ведущие это хозяйство.

Поскольку глава крестьянского хозяйства являлся супругом Е., а заявитель и Р. являются их детьми, то заявитель, Е. и Р. являются членами КХ «А».

Кроме этого, в обоснование своего требования представителем заявителя в материалы дела представлен ряд документов, в которых Е. учиняла подпись в первичных учетных документах (ТТН) при получении товара КХ «А» от имени получателя товара либо при поставке товара КХ «А» от имени поставщика товара, а также от имени главы крестьянского хозяйства, вместо него подписывала договоры (контракты), заключенные КХ «А» с иными субъектами хозяйствования. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, также подтверждают членство Е. в крестьянском хозяйстве.

Кроме этого, в подтверждение членства в КХ «А», заявителем представлены (в копиях): справка для получения кредита, выданная КХ «А» Е., в которой последняя указана в качестве агронома КХ «А», диплом об окончании К. государственного аграрного колледжа Минсельхозпрода Республики Беларусь, три заявления главы крестьянского хозяйства в адрес райисполкома о предоставлении дополнительного земельного участка для расширения существующего крестьянского хозяйства.

Представитель КХ «А» представил отзыв на заявление, с заявленным требованием не согласился, указал, что заявитель, Е. и Р. не являлись и не являются членами КХ «А».

В обоснование своих возражений представитель КХ «А» указал следующее.

02.04.1992 исполнительный комитет принял решение о регистрации крестьянского хозяйства гражданина Н., проживающего в дер. Ф. Д. р-на.

Согласно статье 3 Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское хозяйство считается созданным с момента регистрации и приобретает статус юридического лица.

Исполнительный комитет районного Совета народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу, в которую заносятся сведения о составе крестьянского хозяйства, о главе хозяйства.

Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 02.07.1996 N 436 «Об утверждении Положения о проведении общереспубликанской регистрации субъектов хозяйствования» для уточнения, унификации и систематизации данных, содержащихся в государственных реестре и регистре, введена в Республике Беларусь общереспубликанская регистрация всех юридических лиц, основной целью которых является осуществление хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 2 Положения о проведении общереспубликанской регистрации субъектов хозяйствования общереспубликанской регистрации подлежат вновь создаваемые субъекты хозяйствования, а также действующие юридические лица в случаях их реорганизации или смены собственника либо внесения в учредительные документы изменений и дополнений, предусматривающих изменение вида юридического лица, целей его деятельности, местонахождения, состава участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью), размера уставного фонда, порядка образования имущества и распределения прибыли, размера и порядка обеспечения дополнительной ответственности участниками общества с дополнительной ответственностью. При этом общереспубликанская регистрация засчитывается в качестве государственной регистрации (перерегистрации) субъекта хозяйствования.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 02.07.1996 N 436 «Об утверждении Положения о проведении общереспубликанской регистрации субъектов хозяйствования» областной исполнительный комитет решением от 31.12.1996 зарегистрировал фермерское хозяйство Н., о чем было выдано свидетельство (серии ЮЛ).

Согласно Уставу от 1996 года фермерское хозяйство Н. было учреждено Н.

В 2001 году в связи с изданием новой редакции Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и иными изменениями в законодательстве фермерское хозяйство Н. решением областного исполнительного комитета от 26.06.2001 было зарегистрировано КХ «А» Д. р-на в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации (серия КО).

Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 N 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования Республики Беларусь, реестры государственной регистрации были преобразованы в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Министерством юстиции в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Согласно подпункту 7.7 пункта 7 Положения о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2003 N 359 «О некоторых вопросах ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в Единый государственный регистр вносятся следующие сведения о коммерческой организации:

«7.7. учредители (участники, собственники), за исключением открытых акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), торгово-промышленных палат;».

Согласно сведениям Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ни заявитель К., ни Е., ни Р. членами КХ «А» со дня создания хозяйства не являлись.

Сведения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются достоверной информацией, достоверным и допустимым доказательством, касающимся членства (учредительства) юридического лица.

Кроме этого, представитель КХ «А» указал, что в 2006 году Е., подделав подпись Р., изготовила решение от 30.11.2006 о внесении изменений и дополнений в Устав КХ «А» о принятии нового члена хозяйства Р.

Таким образом, Е. и Р. своими действиями подтвердили, что членами хозяйства они не являются.

Решением хозяйственного суда Минской области от 11.04.2012 по делу N 241-16/11 признано недействительным решение от 30.11.2006 о внесении изменений и дополнений в Устав КХ «А» Д. р-на.

22.05.2012 постановлением апелляционной инстанции хозяйственного суда Минской области решение суда Минской области от 11.04.2012 оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Решением хозяйственного суда Минской области от 11.04.2012 установлено, что Р. не принимал и не подписывал решение от 30.11.2006 о внесении изменений и дополнений в Устав КХ «А», в том числе о принятии нового члена хозяйства Р.

На основании решения от 30.11.2006 были внесены изменения и дополнения в Устав КХ «А» Д. р-на, в том числе о принятии нового члена хозяйства Р.

Регистрация изменений в устав КХ «А» и внесение соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлены на основании решения от 30.11.2006 и заявления от 28.12.2006 в облисполком, состав участников в котором заявлен с учетом не имеющего юридической силы решения от 30.11.2006.

Вносимые изменения касались состава участников крестьянского хозяйства; участниками крестьянского хозяйства указаны Н. и Р.

Изменения в учредительные документы зарегистрированы облисполкомом решением от 11.01.2007, о чем внесена запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Указанные изменения являются недействительными с момента их принятия, и запись о государственной регистрации зарегистрированных 11.01.2007 изменений в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежала аннулированию, о чем хозяйственный суд Минской области вынес решение от 21.08.2012 по делу N 154-12/12.

Также хозяйственным судом Минской области по делу N 269-7/11 вынесено решение от 05.10.2012, согласно которому Р. отказано в удовлетворении требования о признании недействительным протокола общего собрания от 02.09.2011 об исключении его из состава КХ «А».

Таким образом, решениями хозяйственного суда Минской области подтвержден факт, что К., Р. и Е. не являются и никогда не являлись членами КХ «А».

Таким образом, имеется спор о праве.

В этой связи представитель КХ «А» просил оставить без рассмотрения заявление К. в порядке статьи 151 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК), так как при рассмотрении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение (юридических фактов), выяснится, что спор возник о праве.

Н. поддержал отзыв, представленный КХ «А».

Р. представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, поддержал.

Райисполком представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

О. представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Р., райисполкома и О.

Представителем заявителя в судебное заседание представлены два ходатайства: об истребовании у райисполкома дела о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства Н., а также об истребовании из материалов дела, находящегося в суде района, накладных и договоров за 2006 — 2009 годы. В обоснование своих ходатайств представитель заявителя указал, что документы, указанные в ходатайстве, подтвердят членство заявителя, Е. и Р. в КХ «А».

Представители заинтересованных лиц возразили против заявленных ходатайств.

Экономический суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, отказал в удовлетворении заявленных ходатайств, ввиду того, что в материалах дела имеется достаточно доказательств для рассмотрения заявления по существу.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявление об установлении юридического факта подлежит оставлению без рассмотрения, ввиду наличия спора о праве.

Согласно статье 232 ХПК суд, рассматривающий экономические дела, принимает к своему производству и рассматривает в судебном заседании заявление об установлении юридического факта при наличии в совокупности следующих условий, если: согласно законодательству, факт порождает юридические последствия, то есть влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду, рассматривающему экономические дела; законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления данной категории юридических фактов; заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, устанавливающие юридический факт.

Наличие одновременно указанных выше условий позволяет суду принять и рассмотреть заявление об установлении юридического факта.

В соответствии с абзацем 8 статьи 151 ХПК суд, рассматривающий экономические дела, оставляет исковое заявление (заявление, жалобу) без рассмотрения, если при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов), выяснится, что спор возник о праве.

Заявитель не представил суду обоснования заявления об установлении юридического факта — членство К., Е., Р. в КХ «А».

Кроме этого, материалами дела подтверждается наличие спора о праве.

Так, решением хозяйственного суда Минской области от 11.04.2012 по делу N 241-16/11 признано недействительным решение от 30.11.2006 о внесении изменений и дополнений в Устав КХ «А» Д. р-на.

22.05.2012 постановлением апелляционной инстанции хозяйственного суда Минской области решение суда Минской области от 11.04.2012 оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Решением хозяйственного суда Минской области от 11.04.2012 установлено, что Н. не принимал и не подписывал решение от 30.11.2006 о внесении изменений и дополнений в Устав КХ «А», в том числе о принятии нового члена хозяйства Р.

На основании решения от 30.11.2006 были внесены изменения и дополнения в Устав КХ «А» Д. р-на, в том числе о принятии нового члена хозяйства Р.

Регистрация изменений в устав КХ «А» и внесение соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлены на основании решения от 30.11.2006 и заявления от 28.12.2006 в облисполком, состав участников в котором заявлен с учетом не имеющих юридической силы решения от 30.11.2006.

Вносимые изменения касались состава участников крестьянского хозяйства; участниками крестьянского хозяйства указаны Н. и Р.

Изменения в учредительные документы зарегистрированы облисполкомом решением от 11.01.2007, о чем внесена запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Указанные изменения являются недействительными с момента их принятия, и запись о государственной регистрации зарегистрированных 11.01.2007 изменений в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежала аннулированию, о чем хозяйственный суд Минской области вынес решение 21.08.2012 по делу N 154-12/12.

По делу N 269-7/11 хозяйственным судом Минской области вынесено решение от 05.10.2012, согласно которому Р. отказано в удовлетворении требования о признании недействительным протокола общего собрания от 02.09.2011 об исключении его из состава КХ «А».

Согласно частям 2, 3 статьи 106 ХПК обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному судом, рассматривающим экономические дела, делу, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении судом, рассматривающим экономические дела, другого дела, в котором участвуют те же лица или их правопреемники.

Таким образом, решениями хозяйственного суда Минской области подтвержден факт, что К., Р. и Е. не являются и не являлись членами КХ «А».

Довод представителя заявителя о том, что никакого спора по вопросу членства К., Е., Р. в КХ «А» не имеется, опровергается доказательствами, представленными в материалах дела.

Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 133 ХПК относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 151, 152, 212 — 213 ХПК, суд

Определил:

Заявление К. об установлении факта, имеющего юридическое значение, оставить без рассмотрения.

Определение может быть обжаловано или опротестовано в апелляционную инстанцию экономического суда Минской области в течение пятнадцати дней после его принятия в порядке, установленном статьями 267 — 270 ХПК.