Органы пограничной службы как субъект профилактики правонарушений с гражданами на государственной границе Республики Беларусь и реализуемые ими полномочия в этой сфере

В соответствии с абзацем 5 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон о профилактике), а также абзацем 4 статьи 16 Закона Республики Беларусь от 11.11.2008 N 454-З «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» (далее — Закон об органах пограничной службы) органы пограничной службы Республики Беларусь (далее — органы пограничной службы) являются субъектом профилактики правонарушений и в пределах компетенции обязаны осуществлять меры общей и индивидуальной профилактики правонарушений.

В целях реализации этих требований деятельность органов пограничной службы в рамках профилактики правонарушений строится по двум направлениям:

  • предупреждение совершения военнослужащими и лицами гражданского персонала органов пограничной службы преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков;
  • выполнение мероприятий по предупреждению нарушений гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее — граждане) законодательства о Государственной границе Республики Беларусь (далее — Государственная граница). Раскрытию компетенции органов пограничной службы и порядка проведения мероприятий в этом направлении посвящена настоящая статья.

При этом основными критериями эффективности использования мер профилактики, по мнению автора, следует считать отсутствие рецидива преступлений, повторности совершения административных правонарушений со стороны профилактируемых лиц, а также своевременное выявление и пресечение правонарушений на Государственной границе.

Основные полномочия органов пограничной службы в этой сфере регламентированы в статье 9 Закона о профилактике, а задачи и направления деятельности, в рамках которых осуществляется профилактика правонарушений, — в статье 6 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь» (далее — Закон о Государственной границе) и статьях 2 и 16 Закона об органах пограничной службы.

Так, во исполнение требований части 1 статьи 9 Закона о профилактике органы пограничной службы:

  • участвуют в реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений;
  • выявляют причины правонарушений и условия, способствующие их совершению, и принимают меры по их устранению;
  • разрабатывают и проводят профилактические мероприятия;
  • принимают участие в реализации государственных программ по борьбе с преступностью и коррупцией и региональных комплексных программ по профилактике правонарушений;
  • представляют в соответствии с законодательством информацию о проводимых и проведенных профилактических мероприятиях;
  • размещают в общественных местах, зданиях (помещениях) организаций, государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений информацию о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан;
  • проводят систематический мониторинг законодательства и вносят в установленном порядке предложения по его совершенствованию.

В свою очередь в рамках выполнения возложенных на них задач по охране Государственной границы и пропуску через нее физических лиц и товаров (в пунктах упрощенного пропуска) органы пограничной службы в пределах компетенции на практике организуют и проводят мероприятия, направленные на предупреждение:

  • фактов незаконного пересечения Государственной границы, в том числе по поддельным документам, и ввоза лиц в Республику Беларусь;
  • нарушений гражданами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу (далее — пункт пропуска);
  • вовлечения гражданами сотрудников органов пограничной службы в противоправную деятельность, в том числе совершение ими нарушений законодательства Республики Беларусь о борьбе с коррупцией;
  • нарушений законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • случаев эксплуатации в Республике Беларусь транспортных средств, зарегистрированных за границей, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеющего силу на территории Республики Беларусь;
  • фактов незаконной миграции, организованной преступности, терроризма, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также незаконного производства и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта;
  • контрабанды и перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов Республики Беларусь в этих местах;
  • чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на Государственной границе и на приграничной территории.

В этих целях органы пограничной службы используют следующие меры профилактики правонарушений, предусмотренные Законом о профилактике.

Так, во исполнение требований статьи 11 Закона о профилактике органы пограничной службы участвуют в разработке и реализации государственных программ по борьбе с преступностью и коррупцией, а также региональных комплексных программ по профилактике правонарушений.

Помимо этого, в соответствии с Положением о Государственной пограничной комиссии при Совете Министров Республики Беларусь и ее рабочем органе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.12.2012 N 1118 «О Государственной пограничной комиссии при Совете Министров Республики Беларусь», вопросы состояния и обеспечения законности и правопорядка, предупреждения правонарушений на Государственной границе, имеющиеся проблемные вопросы в этой сфере, основные направления деятельности при необходимости и по инициативе органов пограничной службы рассматриваются на заседаниях Государственной пограничной комиссии при Совете Министров Республики Беларусь, а также заседаниях комиссий по вопросам проведения государственной пограничной политики на территории Брестской, Витебской, Гомельской и Гродненской областей.

В рамках выполнения положений части 1 и 2 статьи 12 Закона о профилактике органы пограничной службы проводят профилактические мероприятия по предупреждению создания и деятельности незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп и преступных организаций, по предупреждению экстремистской деятельности, организации незаконной миграции, а также по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране, в местах их пребывания и устранению обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны.

Положения статьи 13 Закона о профилактике органами пограничной службы реализуются путем проведения профилактических мероприятий, направленных, в частности, на разъяснение гражданам:

  • положений абзацев 4 и 5 части 3 статьи 43 Закона о Государственной границе, запрещающих физическим лицам в пункте пропуска оставлять денежные средства в документах, предъявляемых для проверки, а также совершать иные действия, направленные на подстрекательство сотрудников (должностных лиц) государственных контрольных органов к нарушению установленного порядка осуществления пограничного и иных видов контроля, в том числе предлагать и (или) передавать им какие-либо материальные ценности, предлагать и (или) предоставлять выгоды имущественного характера;
  • недопустимости вовлечения сотрудников органов пограничной службы в противоправную деятельность;
  • ответственности за невыполнение вышеуказанных требований, предусмотренной статьей 23.32 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) (за нарушение режима в пунктах пропуска), а также статьей 431 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) (за дачу взятки), частью 5 статьи 16 и статьями 453 либо 455 УК (за подстрекательство к нарушению правил несения пограничной службы или осуществления пограничного контроля либо к злоупотреблению властью, превышению власти либо бездействию власти).

Результаты деятельности в этой сфере рассматриваются на заседаниях комиссий по противодействию коррупции, созданных в территориальных органах пограничной службы в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З «О борьбе с коррупцией» и Типовым положением о комиссии по противодействию коррупции, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 N 1732.

Выполняя требования статей 14 и 18 Закона о профилактике, органы пограничной службы проводят профилактические мероприятия, направленные на выявление и устранение причин и условий, способствующих незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также выявляют места незаконного производства и хранения алкогольной продукции.

В рамках правового просвещения граждан в соответствии с требованиями статьи 20 Закона о профилактике на официальном информационном интернет-портале Государственного пограничного комитета Республики Беларусь (gpk.gov.by) со ссылками на законодательство Республики Беларусь, помимо прочего, размещена информация:

  • о правилах пересечения гражданами, в том числе детьми, Государственной границы, порядке внеочередного въезда и правилах поведения в пунктах пропуска;
  • порядке въезда (входа), временного пребывания, передвижения физических лиц и транспортных средств в пограничной зоне и пограничной полосе;
  • порядке и условиях функционирования системы электронной очереди, реализуемой в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 02.07.2015 N 305 «О системе электронной очереди транспортных средств в пунктах пропуска» и изданным в его развитие постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2015 N 1130 «О системе электронной очереди транспортных средств в пунктах пропуска и обеспечении пограничной безопасности».

Кроме того, в целях правового просвещения граждан органами пограничной службы организовано:

  • функционирование горячей линии;
  • размещение перед въездом в автодорожные пункты пропуска аншлагов с необходимой разъяснительной информацией;
  • выдача в пунктах пропуска иностранцам, въезжающим в Республику Беларусь, информационной памятки с разъяснениями законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, а также в сфере страховой деятельности;
  • размещение в средствах массовой информации сведений о деятельности органов пограничной службы в сфере профилактики правонарушений с гражданами, а также о разъяснениях законодательства о Государственной границе и ответственности за его нарушение;
  • проведение выступлений на собраниях работников предприятий, учреждений и организаций по вопросам обеспечения пограничной безопасности, профилактики правонарушений на Государственной границе, разъяснения негативных последствий совершения правонарушений в области законодательства о Государственной границе, а также правовых основ участия граждан в охране Государственной границы;
  • участие офицеров идеологического аппарата в работе информационных групп областного и районных исполнительных комитетов, а также в ежемесячном проведении единых дней информирования с работниками предприятий, учреждений и организаций, расположенных на приграничной территории.

Также организовано размещение в общедоступных местах на участке подразделений границы (зданиях сельских и поселковых советов, опорных пунктах правопорядка, автостанциях, вокзалах, магазинах, учреждениях здравоохранения и иных местах массового посещения (скопления) людей) информации:

  • о служебных телефонах подразделения границы;
  • участии граждан в охране Государственной границы, в том числе путем информирования должностных лиц о ставших известными фактах противоправной деятельности, а также о неизвестных и подозрительных лицах, находящихся в пограничной зоне (полосе);
  • правилах въезда, пребывания и передвижения граждан в пограничной зоне (полосе) и их пределах на участке ответственности подразделения;
  • ответственности за нарушения законодательства о Государственной границе;
  • задержаниях граждан, проживающих на участке ответственности, с разъяснением информации о нарушениях ими законодательства о Государственной границе и данными о принятых в отношении их мерах воздействия.

С 16 апреля 2014 г. органы пограничной службы в соответствии с требованиями статьи 21 Закона о профилактике наделены полномочиями по внесению представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и направлению предписаний об устранении нарушений законодательства.

Данные формы профилактики органами пограничной службы реализуются достаточно активно и эффективно (в 2014 году внесено 97 актов реагирования, в 2015 году — 272, в 1-м полугодии 2016 года — 269).

При этом в целях эффективного и комплексного воздействия внесенного представления на устранение выявленных нарушений и способствовавших этому причин и условий начальниками пограничных групп (отрядов) в резолютивной части инициируются вопросы рассмотрения представления с участием сотрудника территориального органа пограничной службы, проведения им занятий с работниками по разъяснению законодательства о государственной границе и негативных последствиях его нарушений, а также контролируется реальное устранение причин и условий, способствовавших нарушениям законодательства.

Во исполнение статьи 22 Закона о профилактике органами пограничной службы:

  • информируется руководство местных исполнительных и распорядительных органов, руководство и депутаты областных и районных Советов депутатов, руководители правоохранительных органов о состоянии законности, правопорядка и выявленных нарушениях законодательства на Государственной границе и приграничной территории, а также принимаемых мерах по профилактике правонарушений в сфере охраны Государственной границы;
  • проводятся опросы общественного мнения граждан, пересекающих границу в пунктах пропуска, в целях выявления имеющихся у них проблемных вопросов;
  • правами Председателя Государственного пограничного комитета Республики Беларусь и начальников территориальных органов пограничной службы поощряются граждане, оказывающие содействие органам пограничной службы в охране Государственной границы, предупреждении и пресечении правонарушений. По ходатайству органов пограничной службы отдельные из них также поощряются правами руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.

Законом о профилактике органы пограничной службы также наделены значительными полномочиями по осуществлению мероприятий индивидуальной профилактики правонарушений (за исключением вынесения защитного предписания в соответствии со статьей 31 Закона о профилактике) в целях оказания корректирующего воздействия на лицо, допустившее нарушение законодательства Республики Беларусь о Государственной границе либо склонное к такой противоправной деятельности.

В частности, профилактические беседы должностными лицами органов пограничной службы проводятся на основании абзацев 3 и 4 части 2 статьи 24 Закона о профилактике с гражданами, привлеченными к административной ответственности за совершение административных правонарушений, отнесенных к подведомственности органов пограничной службы, а также поведение которых в общественных местах, по месту жительства, работы, учебы либо образ жизни дает основание полагать о возможности совершения ими правонарушений.

В соответствии с требованиями статей 26, 27 Закона о профилактике Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, начальники территориальных органов пограничной службы и их заместители уполномочены выносить официальные предупреждения гражданам:

  • подвергнутым административному взысканию по статье 23.29 КоАП;
  • привлеченным повторно в течение года к административной ответственности по статьям 23.30 — 23.32 и 23.55 КоАП;
  • в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела либо прекращено предварительное расследование по уголовному делу на основании пункта 4 части 1 статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь вследствие акта амнистии.

Кроме того, Закон о профилактике позволяет выносить официальные предупреждения лицам, в отношении которых получены сведения о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

В связи с этим органами пограничной службы выносятся официальные предупреждения иностранцам, в отношении которых принято решение о депортации. Таким гражданам разъясняется уголовная ответственность по части 2 статьи 371 и статье 371-2 УК за умышленное незаконное пересечение Государственной границы лицом, ранее депортированным из Республики Беларусь, а также прибывшим в Республику Беларусь до окончания срока запрета въезда.

Аналогичным образом на основании положений статей 28 и 29 Закона о профилактике органы пограничной службы уполномочены осуществлять профилактический учет лиц, в отношении которых получены сведения о совершении ими деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

По смыслу Закона о профилактике на профилактический учет в органах пограничной службы могут ставиться лица, которые:

  • привлекались к уголовной ответственности по статьям 371 и 371-1 УК;
  • подвергались административному взысканию по статье 23.29 КоАП;
  • задерживались органами пограничной службы за иные противоправные действия на Государственной границе (незаконно перемещали товарно-материальные ценности через границу, оказывали пособничество в совершении правонарушений иным лицам, совершали действия, направленные на подготовку к совершению правонарушений на Государственной границе и т.п.), а также последующие аналогичные действия которых могут привести к совершению преступлений, предусмотренных, например, статьями 228, 228-1 и 371-1 УК;
  • которые ведут антисоциальный образ жизни, не имеют постоянных источников доходов, а также в отношении которых имеется информация о возможности вовлечения их в противоправную деятельность на границе, в том числе сопряженную с совершением преступления.

Для сведения. В 2014 году органами пограничной службы вынесено 426 официальных предупреждений, на профилактический учет поставлено 76 граждан, в 2015 году — 1058 и 83, в 1-м полугодии 2016 года — 259 и 54 соответственно.

При этом следует отметить, что мероприятия в рамках профилактики правонарушений органами пограничной службы проводятся с привлечением:

  • созданных в органах (при органах) пограничной службы общественных организаций, в том числе ветеранских организаций;
  • организаций общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи»;
  • созданных при учебных заведениях молодежных групп, оказывающих содействие органам пограничной службы в охране Государственной границы, в проведении профилактических мероприятий с гражданами на Государственной границе и приграничной территории;
  • отрядов юных друзей пограничников, учащихся военно-патриотических, кадетских классов, оказывающих помощь в выявлении нарушений законодательства о Государственной границе, профилактике правонарушений среди подрастающей молодежи на приграничной территории.

Кроме того, особую роль в деятельности по предупреждению нарушений законодательства Республики Беларусь о Государственной границе играют добровольные дружины, которые в соответствии с абзацем 22 статьи 5 Закона о профилактике являются таким же субъектом профилактики, как и органы пограничной службы.

Порядок и основы их деятельности регламентированы Законом Республики Беларусь от 26.06.2003 N 214-З «Об участии граждан в охране правопорядка», а также Инструкцией о порядке взаимодействия добровольных дружин с органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, органами пограничной службы, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь от 04.02.2008 N 44/10/4. Согласно абзацам 3 и 8 статьи 12 данного Закона добровольные дружины применительно к компетенции органов пограничной службы должны принимать участие не только в мероприятиях по охране и защите Государственной границы, но и в деятельности по профилактике и пресечению правонарушений.

Согласно требованиям пункта 19 Примерного положения о добровольной дружине, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2003 N 1354 «Об утверждении Примерного положения о добровольной дружине и Типового положения о порядке оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь», добровольные дружины осуществляют свою деятельность путем:

  • проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения;
  • разъяснения гражданам законодательства Республики Беларусь;
  • выступлений в трудовых коллективах и по месту жительства граждан, в том числе с использованием средств массовой информации.

Одновременно с этим в целях усовершенствования деятельности по оказанию гражданами содействия органам пограничной службы в охране Государственной границы Указом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 N 379 «Об обеспечении пограничной безопасности» утверждено Положение о порядке привлечения граждан к охране Государственной границы Республики Беларусь, согласно абзацу 4 пункта 5 которого граждане могут привлекаться для разъяснения физическим лицам правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска.

В заключение отметим, что наряду с охраной Государственной границы, ее оперативным обеспечением и пропуском через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров выполнение указанных ранее профилактических мероприятий является одним из основных направлений деятельности органов пограничной службы по обеспечению пограничной безопасности.