Совокупностью административных правонарушений признаются действия (бездействие), содержащие признаки самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных двумя или более статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) (частями одной статьи КоАП, предусматривающими административную ответственность за разные административные правонарушения). Таким образом, совокупность административных правонарушений характеризуется тремя составляющими: совершение лицом двух и более административных правонарушений; каждое из административных правонарушений квалифицируется разными статьями или разными частями статьи КоАП, содержащими самостоятельный состав административного правонарушения; ни за одно из совершенных административных правонарушений лицо не должно быть привлечено к административной ответственности либо освобождено от административной ответственности. При этом при совокупности административных правонарушений лицо несет административную ответственность за каждое правонарушение по соответствующим статьям КоАП отдельно.
В то же время, если одно и то же деяние подпадает под признаки общей и специальной норм соответствующих статей КоАП, совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по статье (части статьи) Особенной части КоАП, содержащей специальную норму (часть 2 статьи 2.7 КоАП). Конкуренция норм имеет место, когда одно и то же деяние охватывается несколькими статьями КоАП, но в отличие от совокупности совершается одно правонарушение и необходимо из нескольких статьей избрать одну, по которой следует квалифицировать содеянное, т.е. всегда должна применяться та норма, которая с наибольшей полнотой охватывает все фактические признаки совершенного деяния. Вопрос о конкуренции норм встает, когда они совпадают по основным признакам, но их различают только специфические особенности, относящиеся, например, к предмету административного правонарушения, или если его состав наделен более конкретными свойствами. Конкуренция общей и специальной нормы заключается в том, что первая предусматривает определенный круг деяний, а вторая — частные случаи из этого круга. Возникновение конкуренции части и целого обусловлено отражением в законодательстве помимо элементарных, т.е. простых единичных, составов правонарушений, описывающих самостоятельные деяния, еще и сложных составов, содержащих в себе самостоятельные действия или соединяющих воедино фактически несколько самостоятельных деяний, зачастую являющихся способами осуществления основных деяний.
Так, к вопросам квалификации на предмет установления общей (специальной) нормы относится соотнесение:
— состава, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП (в части нарушения порядка ведения бухгалтерского учета), с составами, предусмотренными частью 3 статьи 11.4 (в части нарушения правил учета драгоценных металлов и драгоценных камней), частью 1 статьи 23.21 КоАП (в части нарушения правил учета бланков строгой отчетности), а также другими связанными с учетом статьями КоАП;
— состава, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП, с составами, предусмотренными иными статьями Особенной части КоАП, касающимися нарушений, связанных с лицензируемыми видами деятельности (см. часть 1 статьи 11.2 (валютные операции), часть 4 статьи 12.7 (игорный бизнес), часть 5 статьи 12.7 (трудоустройство за границей), часть 1 статьи 12.39 (страховая деятельность), части 1 и 3 статьи 22.7 (правила защиты информации), части 1 и 2 статьи 22.8 (деятельность в области защиты информации) КоАП).
При применении статьи 15.63 КоАП необходимо учитывать, что частью 3 статьи 11.4 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка осуществления деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, в том числе с изделиями из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими; статьей 11.78 КоАП — за нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства об обращении с отходами средств, поступивших в виде платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары; статьей 12.2 КоАП — за нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов; статьей 12.3 КоАП — за отказ должностного лица или индивидуального предпринимателя от заключения в установленном порядке контракта на поставку (сдачу) лома черных и цветных металлов и их отходов, а равно несдачу в установленные сроки или в предусмотренном объеме неделового металлолома, лома черных и цветных металлов и их отходов, подлежащих поставке; частью 1 статьи 12.29 КоАП — за нарушение установленного порядка вывоза из Республики Беларусь бывших в употреблении технологического оборудования, транспортных средств, машин и механизмов, узлов и агрегатов, а также полуфабрикатов, заготовок или иных изделий из цветных металлов, лома и отходов черных и цветных металлов, а равно покушение на такой вывоз; частью 1 статьи 15.4 КоАП — за нарушение правил безопасности производства, хранения, использования, транспортировки, захоронения или иного обращения с генно-инженерными организмами, радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами или отходами; статьей 15.5 КоАП — за нарушение порядка захоронения радиоактивных отходов.
При применении статьи 16.8 КоАП необходимо учитывать, что частью 2 статьи 12.17 КоАП предусмотрена административная ответственность за реализацию или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации; за отсутствие документов о качестве административная ответственность предусмотрена статьей 23.11 КоАП; несоблюдение требований технических нормативных правовых актов (ТНПА) влечет применение административной ответственности по части 1 статьи 23.12 КоАП. При этом статья 16.8 КоАП является специальной по отношению к части 1 статьи 12.17 КоАП (правила торговли также включают нормы, указывающие на необходимость соблюдения санитарных правил).
Кроме того, совокупность административных правонарушений необходимо отличать от сложных единичных административных правонарушений. Единые административные правонарушения могут иметь сложное содержание, напоминающее совокупность правонарушений вследствие образующих их нескольких деяний. Сложные единичные административные правонарушения представляют собой деяния, которые слагаются из двух или нескольких действий, каждое из которых могло бы содержать признаки самостоятельного состава правонарушения, но в силу внутреннего единства рассматриваются как одно правонарушение. К сложным единичным административным правонарушениям относятся: составные правонарушения; длящиеся правонарушения; продолжаемые правонарушения; правонарушения, квалифицируемые наличием дополнительных тяжких последствий.
Составные правонарушения — это такие правонарушения, которые слагаются из нескольких действий (бездействия), каждое из которых, если рассматривать изолированно, представляет собой самостоятельное правонарушение, но в силу их внутреннего единства рассматриваются как одно правонарушение (например, часть 1-1 статьи 12.7 КоАП). В этих случаях отдельные разнородные противоправные действия образуют один (единый) сложный состав правонарушения, который обладает повышенной общественной опасностью сравнительно с общественной опасностью отдельных противоправных действий, входящих в состав этого правонарушения.
Специфика объективной стороны некоторых административных правонарушений обусловила выделение такого сложного единичного правонарушения, как длящееся. Длящимся административным правонарушением признается деяние, предусмотренное КоАП, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания (статья 2.6 КоАП). Такого рода правонарушения характеризуются непрерывным осуществлением состава противоправного деяния и совершаются в течение более или менее длительного времени. Формой длящегося правонарушения может быть как действие, так и бездействие. Путем бездействия длящиеся правонарушения совершаются при невыполнении правовой обязанности. Длящееся правонарушение начинается и образует оконченный состав конкретного правонарушения с момента совершения первого действия. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения. Таким образом, фактическое окончание длящегося административного правонарушения должно определяться с учетом как законодательной конструкции соответствующего состава, так и регулятивных правовых норм и фактических обстоятельств дела; в любом случае оно должно быть связано с полным прекращением выполнения объективной стороны состава административного правонарушения. При этом длящееся правонарушение независимо от продолжительности его осуществления рассматривается как одно единичное правонарушение.
Продолжаемое административное правонарушение состоит из ряда одинаковых (тождественных) противоправных деяний, которые охватывают единым умыслом и целью и образуют в целом одно правонарушение. Признаки продолжаемого административного правонарушения: наличие ряда одинаковых (тождественных) действий; все действия направлены на один и тот же объект. Специфика объективной стороны продолжаемого административного правонарушения заключается в том, что совершенные действия (бездействия) объединены не только относительно небольшими промежутками времени между ними, но и единым способом совершения деяния, а равно наступлением однородных последствий. С субъективной стороны продолжаемое правонарушение характеризуется наличием одной и той же формы вины, одинаковых мотивов и единой цели противоправной деятельности. Продолжаемое правонарушение должно признаваться юридически оконченным с момента совершения деяния, уже содержащего все признаки состава административного правонарушения: если правовое значение имеют количественные параметры цели — продолжаемое правонарушение необходимо считать юридически оконченным с момента достижения цели в объеме, имеющем правовое значение; если юридическое значение имеют качественные параметры цели, то продолжаемое правонарушение следует признавать юридически оконченным с момента достижения цели в качественно определенном объеме (в подобных случаях моменты юридического и фактического окончания совпадают).
Разновидностью сложного единого административного правонарушения являются правонарушения, характеризующиеся наличием дополнительных тяжких последствий. Характерная особенность этих правонарушений состоит в том, что они включают в себя в качестве квалифицирующего признака дополнительное последствие, которое в отдельных случаях является самостоятельным правонарушением (например, часть 3 статьи 18.21, часть 2 статьи 23.27 КоАП).