Особенности рассмотрения хозяйственными судами дел об административных правонарушениях

1. Общие положения об административном судопроизводстве

Хозяйственный суд в порядке административного судопроизводства рассматривает дела об административных правонарушениях, связанные с осуществлением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, если законодательными актами их рассмотрение отнесено к компетенции хозяйственного суда.

Под административным судопроизводством следует понимать процесс рассмотрения судами дел об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях и процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях.

Нормы законодательства об административных правонарушениях лежат в основе административно-деликтного права, которое является самостоятельной отраслью права с присущими ему признаками, содержанием и спецификой.

Необходимо отличать административно-деликтное право от административного права. По этому поводу существует множество различных мнений ученых. Однако все ученые едины в том, что предметом правового регулирования административного права являются общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления. Таким образом, административное право — это управленческое право — регулятор общественных отношений в сфере государственного управления.

Административно-деликтное право регулирует общественные отношения, которые связаны с административными правонарушениями (delict в переводе с английского — нарушение закона, правонарушение).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) представляет собой кодифицированный нормативный правовой акт, направленный на обеспечение правопорядка и должной государственной дисциплины во всех сферах деятельности общества и государства. Установленные КоАП правила поведения защищаются административной санкцией, а нарушение этих правил образует административное правонарушение.

Административные правонарушения в зависимости от того, каким общественным отношениям причинен вред, против чего они направлены или в какой области совершаются, систематизированы в самостоятельные главы Особенной части КоАП.

Таким же образом следует разграничивать административный процесс от административно-деликтного процесса. Административно-деликтный процесс регулируется нормами административно-деликтного процессуального права, т.е. нормами, установленными Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП).

Однако в ПИКоАП не используется понятие административно-деликтного процесса. В соответствии с установленной в статье 1.4 ПИКоАП терминологией под административным процессом понимается установленный настоящим Кодексом порядок деятельности участников процесса по делу об административном правонарушении. Это позволяет утверждать, что под административным процессом в ПИКоАП подразумевается административно-деликтный процесс.

В соответствии со статьей 264 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) дела об административных правонарушениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственными судами по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных законодательными актами.

В свою очередь, порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок административного взыскания устанавливаются ПИКоАП.

В связи со вступлением в силу специализированного закона, т.е. ПИКоАП, должны применяться его нормы. Так, в соответствии с частью 2 статьи 1.1 ПИКоАП настоящий Кодекс является единственным законом, устанавливающим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь. В части 4 статьи 1.1 ПИКоАП закреплено, что порядок административного процесса, установленный ПИКоАП, является единым и обязательным для всех государственных органов, иных организаций и должностных лиц, ведущих административный процесс, а также для иных его участников.

Таким образом, положения ХПК к порядку рассмотрения дел об административных правонарушениях не применяются. Невозможно также применение правил аналогии закона при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, поскольку в соответствии с частью третьей статьи 72 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случаях привлечения к уголовной или административной ответственности.

Следует учитывать, что как хозяйственно-процессуальное, так и административно-процессуальное законодательство разделяет административное судопроизводство на две основные категории. Первая категория — это производство по делам об административных правонарушениях, т.е. рассмотрение хозяйственным судом заявлений о привлечении к административной ответственности.

Ко второй категории относится производство по делам об отмене постановлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Особенностям рассмотрения этой категории дел посвящена глава 12 ПИКоАП «Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении».

Выделены следующие основные задачи ПИКоАП:

  • установление правовой процедуры осуществления административного процесса;
  • регулирование исполнения постановления о наложении административного взыскания;
  • обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред;
  • защита прав, свобод и законных интересов лиц, подвергнутых административному взысканию.

Понятие административного правонарушения закреплено в статье 2.1 КоАП. В соответствии с указанной нормой административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Причем административным правонарушением может быть деяние в виде как оконченного административного правонарушения, так и покушения на его совершение.

Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния. Однако в случае если административное правонарушение связано с наступлением последствий, указанных в Особенной части КоАП, оно признается оконченным лишь с момента фактического наступления этих последствий.

В свою очередь, покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. При этом следует учитывать, что административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает только в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

Административные правонарушения характеризуются рядом признаков, к которым можно отнести: общественную опасность, противоправность, виновность, наказуемость.

В соответствии с частью 2 статьи 4.8 КоАП юридическое лицо несет ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП. При этом наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо этого юридического лица. Таким же образом привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Что касается привлечения физического лица к административной ответственности в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо учитывать два обязательных условия:

  • совершенное административное правонарушение должно быть связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью;
  • совершенное административное правонарушение должно быть прямо предусмотрено конкретной нормой Особенной части КоАП.

Если к административной ответственности привлекается индивидуальный предприниматель, то в соответствии с частью 1 статьи 4.8 КоАП исключается наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей для физического лица.

Обязательным условием привлечения лица к административной ответственности является установление его виновности в совершении правонарушения, предусмотренного КоАП.

При определении виновности юридического лица следует иметь в виду, что согласно статье 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все необходимые меры по их соблюдению.

Вина физического лица определяется как его психическое отношение к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. В свою очередь, виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

2. Подведомственность дел об административных правонарушениях

В статье 3.1 ПИКоАП приведен исчерпывающий перечень судов, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В статьях 3.2 — 3.27 разграничена подведомственность между этими органами.

Составы экономических правонарушений, рассматриваемых хозяйственными судами, и ответственность за их совершение установлены Общей частью КоАП.

Учитывая, что дела об административных правонарушениях подведомственны общим и хозяйственным судам, компетентным органам и должностным лицам, в части 2 статьи 3.2 ПИКоАП установлена четкая подведомственность дел хозяйственным судам.

В соответствии с указанной нормой судья хозяйственного суда единолично рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.23, частью 3 статьи 11.4, статьями 11.8, 11.18, 11.23, 11.32, 12.4, 12.5, частью 1 статьи 12.6, частями 1, 2 и 4 статьи 12.7, частью 4 статьи 12.9, статьей 12.13, частью 4 статьи 12.17, частями 1 и 2 статьи 12.30, статьей 12.35, частями 2 и 4 статьи 22.7, статьей 22.8, частью 3 статьи 22.9, частью 1 статьи 23.45, статьями 23.57, 23.67, 24.1, 24.3, 24.6 — 24.10 КоАП.

При этом следует иметь в виду, что отнесение дел об административных правонарушениях к подведомственности хозяйственных судов произведено независимо от субъектного состава участников административного процесса.

В соответствии со статьей 3.2 ПИКоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18, частью 1 статьи 12.6, статьями 24.1, 24.3, 24.6 — 24.10 КоАП подлежат рассмотрению как судьей районного (городского) суда, так и судьей хозяйственного суда.

По общему правилу административный процесс ведется по месту совершения административного правонарушения. В отдельных случаях он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей. В свою очередь, дела об административных таможенных правонарушениях должны быть рассмотрены судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении.

В случае если при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, установят, что рассмотрение такого дела не относится к их компетенции, они направляют его для рассмотрения в суд, орган, ведущий административный процесс, в компетенцию которых входит рассмотрение данного дела.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, придут к выводу, что в правонарушении содержатся признаки преступления, они должны передать материалы этого дела прокурору либо органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание.

3. Участники административного процесса

В соответствии со статьей 1.4 ПИКоАП к участникам административного процесса относятся: судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, секретарь судебного заседания, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

В статье 4.1 ПИКоАП перечислены права и обязанности лица, в отношении которого ведется административный процесс. В частности, физическое лицо имеет право:

  • знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;
  • давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;
  • представлять доказательства;
  • заявлять отводы и ходатайства;
  • иметь защитника и беспрепятственно общаться с ним наедине и конфиденциально;
  • защищать себя самостоятельно;
  • пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика;
  • возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
  • знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению;
  • участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
  • получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления о наложении административного взыскания;
  • подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
  • получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.

Наряду со своими правами, физическое лицо несет и установленные обязанности, а именно:

  • являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • подчиняться законным требованиям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • участвовать в процессуальных действиях.

Необходимо учитывать, что индивидуальный предприниматель, в отношении которого ведется административный процесс, обладает правами и обязанностями физического лица, за исключением права иметь защитника. Вместо защитника он обладает правом иметь представителя и соответственно прекращать его полномочия.

Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, также обладает правами и обязанностями. Однако круг этих прав и обязанностей условно ограничен. В соответствии с частью 5 статьи 4.1 ПИКоАП юридическое лицо может:

  • знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;
  • участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
  • получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления о наложении административного взыскания;
  • подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
  • получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс;
  • а также обязано подчиняться процессуальным действиям.

Остальные же права и обязанности, которые предусмотрены для физического лица, юридическое лицо осуществляет только через своего представителя.

Полномочия представителя юридического лица должны быть обязательно подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, или документами, удостоверяющими его служебное положение и дающими право представлять интересы юридического лица без доверенности.

Процессуальные права и обязанности представителя, защитника, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и понятого детально регламентированы в статьях 4.5 — 4.10 ПИКоАП.

4. Административный процесс (производство по делу об административном правонарушении)

Понятие административного процесса установлено в ПИКоАП. Так, в соответствии со статьей 1.4 административный процесс представляет собой установленный ПИКоАП порядок деятельности участников процесса по делу об административном правонарушении.

В литературе приводится более детальная расшифровка данного понятия. В частности, административный процесс — это урегулированная законом деятельность судей, органов, должностных лиц по возбуждению, расследованию и разрешению дел об административных правонарушениях, исполнению постановлений о наложении административных наказаний, направленная на предупреждение готовящихся, обнаружение и расследование совершенных правонарушений, на привлечение виновных лиц к установленной ответственности, порождающая правовые отношения между участниками этой деятельности <1>.

<1> Круглов В.А., Попов Л.Л. Административно-деликтный процесс: учебное пособие / М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005.

ПИКоАП определяет также и задачи самого административного процесса, т.е. производства по делам об административных правонарушениях. Этими задачами являются защита личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов юридических лиц, общества и государства путем быстрого и полного рассмотрения дел об административных правонарушениях, изобличения и привлечения виновных к административной ответственности; обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности.

В свою очередь, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях несколько иначе определил задачи производства по делам об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях этими задачами являются:

  • всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;
  • разрешение его в соответствии с законом;
  • обеспечение исполнения вынесенного постановления;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Требование всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела является одним из принципов административного процесса. В соответствии со статьей 2.10 ПИКоАП суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения. При этом они должны установить как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе. Кроме того, закон запрещает принуждение к даче объяснений путем насилия, угроз и применения иных незаконных мер.

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из пяти стадий:

  1. возбуждение дела об административном правонарушении;
  2. подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению (расследование дела);
  3. рассмотрение дела об административном правонарушении;
  4. пересмотр постановления об административном правонарушении;
  5. исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

5. Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении фактически является началом административного процесса. Начало административного процесса выделено в отдельную стадию, которой посвящена глава 9 ПИКоАП.

Поводами к началу административного процесса являются:

  1. заявление физического лица;
  2. сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации;
  3. непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.

Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.

Требования к содержанию заявления физического лица, а также порядок его подачи детально регламентированы статьей 9.2 ПИКоАП. Закон признает устную или письменную форму заявления физического лица об административном правонарушении. В случае если заявление подано в устной форме, необходимо занести его в протокол, который должен быть подписан заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол устного заявления должен обязательно содержать сведения о заявителе, в этом же протоколе делается отметка о предупреждении заявителя об административной ответственности за заведомо ложное заявление. Анонимное заявление не может служить поводом к началу административного процесса.

Сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации об административном правонарушении должно быть сделано только в письменной форме и подписано руководителем. К такому заявлению могут прилагаться документы и иные материалы, подтверждающие достоверность сообщения об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 9.5 ПИКоАП административный процесс считается начатым с момента:

  1. составления протокола об административном правонарушении;
  2. составления протокола о процессуальном действии;
  3. вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;
  4. вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 1 и 2 статьи 10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется.

Если административное правонарушение выявлено при проведении проверки (ревизии), то и в этом случае датой начала административного процесса будет считаться дата составления протокола об административном правонарушении либо дата вынесения постановления о наложении административного взыскания, а не дата составления акта проверки (ревизии).

Указанные обстоятельства имеют принципиальное значение для исчисления сроков наложения административного взыскания.

Обстоятельства, исключающие административный процесс, указаны в статье 9.6 ПИКоАП.

Следует обратить внимание на то, что обстоятельства, исключающие административный процесс в отношении физического лица и в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, значительно отличаются.

Общими обстоятельствами, исключающими административный процесс, как для физического лица, так и для юридического лица или индивидуального предпринимателя будут являться:

  1. отсутствие события административного правонарушения;
  2. отсутствие в деянии состава административного правонарушения;
  3. истечение срока наложения административного взыскания;
  4. принятие законодательного акта Республики Беларусь, устраняющего административную ответственность;
  5. недоказанность виновности физического, юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения.

6. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению

Сроки подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению предусмотрены статьей 10.1 ПИКоАП. По общему правилу подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса. В свою очередь, по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения подготовка дела должна быть осуществлена не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса.

В делах данной категории принципиальное значение имеет протокол об административном правонарушении. В случаях возникновения (выявления) административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП, такой протокол составляется должностным лицом органа, ведущего административный процесс.

Требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении предусмотрены в статье 10.2 ПИКоАП. В соответствии с указанной нормой протокол об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место его составления;
  • должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;
  • время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;
  • фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются;
  • объяснение физического лица, в отношении которого ведется административный процесс;
  • отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности;
  • перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол должен быть подписан лицом, его составившим, а также физическим лицом или представителем юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Законодатель предусмотрел несколько случаев, когда протокол об административном правонарушении не составляется:

1) совершенное административное правонарушение предусматривает в качестве меры наказания предупреждение или штраф, размер которого не превышает двух базовых величин. В этом случае компетентное должностное лицо сразу выносит постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в силу с момента его вынесения. При этом штраф взимается на месте;

2) административное правонарушение совершено в ходе судебного разбирательства по уголовным, гражданским, хозяйственным делам или делам об административных правонарушениях. В данной ситуации делается соответствующая запись в протоколе судебного заседания и выносится постановление о наложении административного взыскания;

3) физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда. При таких обстоятельствах компетентное должностное лицо выносит постановление о наложении административного взыскания в размере низшего предела штрафа, предусмотренного санкцией статьи Особенной части КоАП, но не ниже пяти десятых базовой величины. Однако указанное правило не применяется к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены такие виды административных взысканий, как административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, депортация или взыскание стоимости предмета административного правонарушения, а также если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность и если административное правонарушение совершено повторно. В отношении индивидуального предпринимателя указанное правило не распространяется, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, а также если может повлечь административную ответственность юридического лица;

4) лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, не установлено.

При необходимости на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению может быть назначена экспертиза. В этом случае компетентное должностное лицо выносит постановление о назначении экспертизы. При недостаточной ясности или неполноте заключения, а также в случае возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств может быть назначена дополнительная экспертиза, а в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности назначается повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту.

Для проведения сложных экспертных исследований назначается комиссионная экспертиза, которая проводится несколькими экспертами одной специальности (профиля). Когда же для производства исследований необходимы познания в разных отраслях знаний, проводится комплексная экспертиза, в которой участвуют эксперты различных специальностей.

В соответствии со статьей 10.26 ПИКоАП стадия подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения заканчивается составлением протокола об административном правонарушении либо прекращением дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении прекращается лишь при наличии обстоятельств, исключающих административный процесс, которые перечислены в статье 9.6 ПИКоАП, либо если лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности, не установлено.

При наличии вышеуказанных оснований орган, ведущий административный процесс, выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Такое постановление должно содержать:

  • наименование органа либо должностного лица, ведущего административный процесс, вынесшего постановление;
  • дату рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;
  • указание на статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное административное правонарушение;
  • принятое по делу решение с указанием основания прекращения дела;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В постановлении о прекращении дела об административном правонарушении должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах и ином имуществе и документах, изъятых при осуществлении административного процесса.

В случае отсутствия оснований для прекращения дела об административном правонарушении оно направляется в суд либо орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать. В статье 10.30 ПИКоАП установлены конкретные сроки: по делам, рассматриваемым в течение суток, дело направляется немедленно, а по делам, рассматриваемым в иные сроки, направляется в течение двух суток с момента окончания подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.

7. Рассмотрение хозяйственным судом дел об административных правонарушениях

Прежде чем возбудить дело об административном правонарушении, судья хозяйственного суда на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению должен выполнить предусмотренные законодательством действия:

  • установить, относится ли к его компетенции рассмотрение конкретного дела, т.е. подведомственно ли оно хозяйственному суду;
  • выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;
  • истребовать необходимые дополнительные материалы;
  • известить лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения.

Указанные действия являются процессуальными, поскольку закреплены в статье 11.1 ПИКоАП. Их выполнение на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению производится судьей в целях реализации задач по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела, разрешению его в соответствии с законом. Именно на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению судья должен выяснить, необходимо ли проведение экспертиз, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу того или иного участника административного процесса, и так далее.

Также на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела может быть решен вопрос о возврате дела об административном правонарушении органу, ведущему административный процесс и направившему дело для рассмотрения. В соответствии со статьей 11.3 ПИКоАП поводом для возврата дела является несоблюдение требований к форме или содержанию протокола об административном правонарушении либо к перечню прилагаемых к нему материалов.

После устранения недостатков дело об административном правонарушении вновь может быть направлено в суд. В этом случае срок рассмотрения дела будет исчисляться со дня повторного поступления дела об административном правонарушении в суд.

По общему правилу дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству. Исключение составляют лишь дела, связанные с правонарушениями, совершение которых влечет административный арест или депортацию. Они рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, но не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания физического лица.

В соответствии с частью 3 статьи 11.2 ПИКоАП рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено в следующих случаях:

  • при назначении экспертизы — на срок проведения экспертизы;
  • при утрате физическим лицом дееспособности — до назначения недееспособному лицу представителя;
  • если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в рассмотрении дела по причине болезни либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела, и если указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

При подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению, при его возврате органу, ведущему административный процесс, для устранения недостатков, при направлении дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности, а также в случаях назначения экспертизы, отложения рассмотрения дела, приостановления дела должно быть вынесено мотивированное постановление.

При рассмотрении дела об административном правонарушении необходимо учитывать, что участие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного, в отношении которых ведется административный процесс, является обязательным. В свою очередь, законодатель дает возможность рассмотреть дело без указанных лиц только в двух следующих случаях:

  • физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признало свою вину или письменно ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие;
  • физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, или законный представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, извещенные надлежащим образом, уклоняются от явки, и невозможно осуществить их привод.

Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, или его законный представитель могут ходатайствовать об участии в деле своего защитника. В свою очередь, участие представителя юридического лица по делам об административных правонарушениях обязательно. Исключение составляют лишь случаи, когда представитель юридического лица уклоняется от явки либо когда юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Другие участники административного процесса могут участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, если суд по своей инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле, признает их участие необходимым.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентирован в статье 11.5 ПИКоАП. В соответствии с указанной нормой рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с представления судьи. Судья, рассматривающий дело, должен:

  • объявить, какое дело подлежит рассмотрению и в отношении кого ведется административный процесс;
  • установить факт явки участников административного процесса;
  • разъяснить лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
  • до начала дачи объяснений свидетелей удалить их из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении;
  • разъяснить право отвода;
  • огласить протокол об административном правонарушении;
  • разрешить поданные ходатайства;
  • установить порядок дачи объяснений и исследования доказательств.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, установлены статьей 11.6 ПИКоАП. Так, судья при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить:

  • было ли совершено административное правонарушение;
  • виновно ли данное физическое лицо в его совершении;
  • подлежит ли физическое лицо административной ответственности;
  • имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
  • причинен ли вред административным правонарушением;
  • виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;
  • подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей Особенной части КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица.

Следует обратить внимание, что данный перечень не является исчерпывающим, поскольку судья может выяснять и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении судья хозяйственного суда выносит постановление о наложении административного взыскания или о прекращении дела об административном правонарушении. В отдельных случаях суд может вынести постановление о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении выносится при наличии обстоятельств, исключающих административный процесс, в соответствии со статьей 9.6 ПИКоАП.

В статье 11.9 ПИКоАП определены требования к содержанию постановлений по делам данной категории. В соответствии с указанной нормой постановление должно содержать:

  • время и место вынесения постановления;
  • наименование суда;
  • фамилию, имя и отчество судьи, вынесшего постановление;
  • сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении;
  • обоснование принятия того или иного решения с указанием на соответствующую статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное административное правонарушение;
  • принятое по делу решение;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В постановлении по делу в обязательном порядке должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах и об ином имуществе и документах, изъятых при осуществлении административного процесса.

Например, в отношении документов, являющихся вещественными доказательствами, суду необходимо указать, что в последующем с ними делать: оставить при деле на весь срок его хранения либо передать заинтересованным лицам или организациям. В постановлении также определяется и дальнейшая судьба конфискованного дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предметов административного правонарушения, орудий и средств его совершения, вещей, изъятых из оборота, предметов, которые непосредственно связаны с административным правонарушением, а также денежных сумм, полученных от реализации предмета административного правонарушения.

Вместе с тем в постановлении по делу может быть решен вопрос о возврате конфискованного предмета со взысканием его стоимости. Однако это правило не распространяется на орудия административного правонарушения.

В постановлении также может быть указано об уничтожении предметов, которые не могут быть использованы и не представляют определенной ценности, или о выдаче этих предметов по ходатайству заинтересованных лиц.

При неустановлении лица, которому причинен вред, денежные суммы и иные ценности, незаконно полученные в результате административного правонарушения, могут быть обращены в собственность государства. В собственность государства также обращаются и вещественные доказательства в случаях, когда невозможно установить их законных владельцев.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется судьей немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия вынесенного постановления вручается под расписку по ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника.

В случае отсутствия лица, в отношении которого велся административный процесс, копия постановления по делу должна быть вручена или выслана заказным письмом в течение трех дней с момента объявления постановления в суде.

Постановление о наложении административного взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ПИКоАП.

8. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении

Порядок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении закреплен в главе 12 ПИКоАП.

Правом обжалования постановления по делу об административном правонарушении наделены: лицо, в отношении которого вынесено постановление, потерпевший, представители и защитники. В случае вынесения хозяйственным судом постановления о прекращении дела об административном правонарушении оно может быть также обжаловано руководителем органа, направившего это дело на рассмотрение в суд. Кроме того, прокурор наделен полномочиями опротестовывать постановления по делам данной категории.

Законодатель предусмотрел право на обжалование (опротестование) постановления по делу об административном правонарушении с целью предоставить возможность защитить нарушенные права физических и юридических лиц, государственных интересов, проверить правомерность привлечения или отказа в привлечении к административной ответственности.

8.1. Порядок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении, не вступившего в законную силу, закреплен в статьях 12.2 — 12.10 ПИКоАП.

Так, постановление органа, ведущего административный процесс, может быть обжаловано в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, а также в хозяйственный суд с учетом подведомственности.

Постановление об административном правонарушении, вынесенное судьей хозяйственного суда и не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в вышестоящий суд. Учитывая, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей система хозяйственных судов является двухуровневой, постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные судьями хозяйственных судов областей и города Минска, могут быть обжалованы или опротестованы только в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

Жалоба (протест) направляется в суд, орган, вынесший постановление по делу об административном правонарушении. Поступившая жалоба (протест) в течение трех суток должна быть направлена вместе с делом в суд или орган, которому она адресована и который уполномочен ее рассматривать.

Поскольку ПИКоАП не содержит требований к форме и содержанию жалобы (протеста) на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, жалоба подается в произвольной форме, однако ее содержание должно позволять точно установить лицо, ее подавшее, дату подачи.

Частью 3 статьи 12.2 ПИКоАП предусмотрено, что с жалоб, подаваемых в суд (в том числе в хозяйственный суд) на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о государственной пошлине.

Таким образом, отсутствие документа, подтверждающего уплату государственной пошлины при подаче жалобы, препятствует ее рассмотрению хозяйственным судом и является основанием к возврату жалобы для устранения недостатков.

Распределение судебных расходов, связанных с рассмотрением жалоб (протестов), подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, производится в порядке, установленном ГПК (Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь) и ХПК.

Хозяйственные суды рассматривают жалобы (протесты) на постановления органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении в отношении индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, за исключением правонарушений, указанных в пунктах 1 — 12 и 14 части 1 статьи 12.3 ПИКоАП. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобы (протесты) на постановления хозяйственных судов области и города Минска.

Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания, со дня вручения или получения копии постановления. В случае если жалоба (протест) была подана с пропуском установленного срока, она возвращается лицу, ее подавшему.

Однако при наличии уважительных причин, по которым был пропущен срок обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении, лица, имеющие право на подачу жалобы или принесение протеста, могут ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока.

В случае восстановления пропущенного срока подачи жалобы (принесения протеста) исполнение постановления о наложении административного взыскания приостанавливается до рассмотрения жалобы (протеста).

По общему правилу жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей в месячный срок со дня ее поступления.

При рассмотрении жалобы (протеста) хозяйственный суд проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. Лица, присутствующие при рассмотрении жалобы (протеста), вправе давать объяснения, представлять дополнительные материалы в обоснование своих требований. Однако их неявка в судебный процесс не является препятствием для рассмотрения жалобы (протеста).

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) хозяйственный суд выносит постановление. В соответствии со статьей 12.9 ПИКоАП суд при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении принимает одно из следующих решений:

  • оставляет постановление без изменения, а жалобу (протест) — без удовлетворения;
  • отменяет постановление и прекращает дело;
  • отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;
  • отменяет постановление полностью или в части и разрешает вопрос по существу;
  • изменяет меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных Особенной частью КоАП, таким образом, чтобы взыскание не было усилено;
  • отменяет постановление и направляет дело на рассмотрение компетентного органа, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, не правомочным решать данное дело;
  • прекращает административный процесс по делу, если истек срок для привлечения к административной ответственности.

Копия решения по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех суток высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а потерпевшему — по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста в тот же срок сообщается прокурору.

Постановление суда вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

8.2. Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, вступившего в законную силу, предусмотрен статьями 12.11 — 12.15 ПИКоАП.

Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено по жалобе лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника, руководителя органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд, а также по протесту прокурора.

Хозяйственным судом в соответствии с установленной подсудностью могут быть пересмотрены вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, если до вступления в законную силу они обжаловались в вышестоящий компетентный орган или вышестоящему должностному лицу. Следует учитывать, что правом пересмотра постановлений, обжалованных до вступления в силу, в хозяйственном суде наделен лишь председатель вышестоящего суда, то есть Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

В соответствии с частью 3 статьи 12.11 ПИКоАП жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу этого постановления. Жалоба (протест), поданная по истечении указанного срока, рассмотрению не подлежит.

В случае поступления жалобы (протеста) судья хозяйственного суда наделен правом приостановить исполнение постановления по делу об административном правонарушении до ее разрешения (удовлетворения).

Жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в срок не более одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования дела — не позднее одного месяца со дня поступления дела.

При рассмотрении жалобы (протеста) законность, обоснованность и справедливость вынесенного постановления по делу об административном правонарушении подлежат проверке в объеме доводов, содержащихся в жалобе (протесте). Если при этом будут установлены основания для улучшения положения лица, привлеченного к административной ответственности, постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено в соответствующей части и при отсутствии просьбы об этом в жалобе (протесте).

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) принимается одно из следующих решений:

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) — без удовлетворения;
  • об отмене постановления полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение;
  • об отмене постановления полностью или в части и прекращении производства по делу;
  • об отмене последнего по времени постановления и оставлении в силе одного из ранее вынесенных по делу постановлений;
  • об изменении постановления с тем, чтобы взыскание не было усилено.

При оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения об этом письменно сообщается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест, с указанием мотивов отказа в пересмотре дела. Во всех остальных случаях, указанных в части 2 статьи 12.11 ПИКоАП, решение по жалобе (протесту) выносится в виде постановления.

Отмена постановления по делу об административном правонарушении с прекращением дела влечет за собой возврат денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата конфискованного предмета возмещается его стоимость.

Возмещение вреда, причиненного лицу незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс, производится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.