Осуществление прокурорского надзора за соблюдением государственными надзорными органами законодательства о пожарной и промышленной безопасности

1. Общие положения

В соответствии с пунктом 28 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510) надзор за выполнением всеми контролирующими и надзорными органами требований законодательства возложен на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Согласно пункту 16 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом N 510, государственный пожарный надзор, а также надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности осуществляют органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее — органы ГПН).

Пожарный надзор, а также надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности представляет собой деятельность уполномоченных должностных лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Республики Беларусь о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан.

Государственный надзор в области промышленной безопасности, в том числе за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, безопасности перевозки опасных грузов возложен на Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее — Госпромнадзор) и его областные, Минское городское управления.

Государственный надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь <1> в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности (статья 7 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

<1> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2008 N 2056 «О некоторых вопросах осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, обеспечения ядерной и радиационной безопасности».

Объектом надзорной деятельности органов прокуратуры является порядок осуществления указанными органами надзора за соблюдением всеми субъектами законодательства в области пожарной и промышленной безопасности, так как от этого непосредственно зависит состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от пожаров и аварий на опасных производственных объектах, а также последствий указанных явлений.

2. Компетенция органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в сфере пожарной и промышленной безопасности

2.1. Компетенция органов ГПН.

Компетенция органов ГПН регулируется статьями 35 — 36 Закона Республики Беларусь от 15.06.1993 N 2403-XII «О пожарной безопасности», Законом Республики Беларусь от 16.07.2009 N 45-З «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», другими нормативными правовыми актами.

Требования по обеспечению пожарной безопасности предусматриваются в технических нормативных правовых актах <2> и образуют систему противопожарного нормирования и стандартизации, порядок функционирования которой определяется Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору.

<2> Приказ Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 30.12.1994 N 29 «Об утверждении и введении в действие «Общих правил пожарной безопасности Республики Беларусь для промышленных предприятий. ППБ РБ 1.01-94»;

приказ Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 05.11.2002 N 187 «Об утверждении и введении в действие «Правил пожарной безопасности Республики Беларусь для жилых зданий, общежитий, индивидуальных гаражей и садоводческих товариществ. ППБ 2.13-2002»;

приказ Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 28.01.2003 N 11 «Об утверждении и введении в действие Правил пожарной безопасности Республики Беларусь при эксплуатации предприятий торговли, общественного питания, баз и складов. ППБ 2.15-2002»;

приказ Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 28.01.2003 N 13 «Об утверждении и введении в действие Общих правил пожарной безопасности Республики Беларусь для общественных зданий и сооружений. ППБ 1.04-2002».

2.2. Компетенция Госпромнадзора.

Компетенция Госпромнадзора определена в Положении о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 N 756 «О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям».

Правовую основу регулирования отношений в области промышленной безопасности составляют нормативные правовые акты, обеспечивающие:

  • регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов <3>;
  • условия применения технических устройств на опасном производственном объекте <4>;
  • техническое расследование причин аварий <5>;
  • осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности <6>;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности <7>;
  • представление деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов <8>;
  • лицензирование деятельности в области промышленной безопасности <9>;
  • осуществление контроля за организацией и проведением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обучения безопасному ведению работ персонала на потенциально опасных объектах <10>.

<3> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11.04.2003 N 22 «Об утверждении Инструкции о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов» (далее — постановление N 22).

<4> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 N 10 «Об утверждении Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах и аттракционах».

<5> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 N 9 «Об утверждении Положения о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах» (далее — постановление N 9).

<6> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 N 11 «Об утверждении Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» (далее — постановление N 11).

<7> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 16.12.2004 N 47 «Об утверждении Инструкции о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов».

<8> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 N 7 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов».

<9> Пункт 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ N 450).

<10> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.01.2007 N 2 «Об утверждении Инструкции о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов».

3. Особенности организации надзора за исполнением законодательства в области пожарной и промышленной безопасности

3.1. Предмет надзора за обеспечением органами ГПН законодательства о пожарной безопасности.

Предметом надзора за обеспечением органами ГПН законодательства о пожарной безопасности является точное и единообразное исполнение их должностными лицами требований нормативных правовых актов при осуществлении:

  • государственного пожарного надзора в области обеспечения пожарной безопасности на закрепленных территориях и объектах;
  • лицензирования деятельности по обеспечению пожарной безопасности;
  • выборочного контроля за выполнением проектными и строительными организациями и гражданами противопожарных требований при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
  • надзора за соответствием требованиям пожарной безопасности продукции и товаров (работ и услуг), использование которых может представлять пожарную опасность для жизни, здоровья или имущества граждан и причинить вред окружающей среде;
  • использования пожарных депо и техники;
  • организации тушения пожаров;
  • надзора за ведением первичного учета пожаров и их последствий;
  • проведения дознания по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
  • привлечения к административной ответственности за нарушение противопожарных норм и правил;
  • мероприятий по профилактике пожаров;
  • научно-технического обеспечения пожарной безопасности.

3.2. Предмет надзора за соблюдением Госпромнадзором законодательства о промышленной безопасности.

Предметом надзора за соблюдением Госпромнадзором законодательства о промышленной безопасности является точное и единообразное исполнение должностными лицами требований законодательства при:

  • регистрации опасных производственных объектов;
  • экспертизе промышленной безопасности проектной документации;
  • лицензировании деятельности в области промышленной безопасности;
  • представлении деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • применении технических устройств на опасном производственном объекте;
  • осуществлении государственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
  • осуществлении надзора за проведением производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
  • проведении технического расследования причин аварий;
  • осуществлении контроля за организацией и проведением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обучения безопасному ведению работ персонала на потенциально опасных объектах;
  • применении мер административной ответственности.

Предметом прокурорского надзора также является деятельность Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь при осуществлении государственного управления в области промышленной безопасности, в том числе:

  • координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций в сфере обеспечения промышленной безопасности, разработки и реализации государственных программ в сфере обеспечения промышленной безопасности;
  • методическое руководство деятельностью республиканских органов государственного управления по вопросам, связанным с регистрацией объектов в государственном реестре опасных производственных объектов;
  • контроль за реализацией мероприятий по повышению противоаварийной устойчивости и безопасности работы потенциально опасных объектов;
  • согласование проектов на строительство объектов, в которых отсутствуют противопожарные требования, и проектов с обоснованными отступлениями от противопожарных требований.

3.3. Задачи прокурорского надзора в области пожарной и промышленной безопасности.

Основными задачами прокурорского надзора в области пожарной и промышленной безопасности являются полное и объективное установление:

  • фактов нарушений законодательства о пожарной и промышленной безопасности;
  • характера правонарушений;
  • лиц, виновных в его совершении, степени их вины;
  • размера причиненного правонарушениями материального ущерба;
  • обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.

Актуальные задачи прокурорского надзора применительно к данной отрасли надзорной деятельности определяются в соответствующих приказах и указаниях Генерального прокурора Республики Беларусь, его заместителей, прокуроров областей (г. Минска), решениях коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь.

3.4. Получение и анализ информации о состоянии законности в области пожарной и промышленной безопасности.

Важнейшими элементами организации надзорной деятельности за исполнением законодательства в области пожарной и промышленной безопасности являются сбор информации о состоянии законности в области пожарной и промышленной безопасности на поднадзорных объектах, ее анализ и планирование надзорной работы.

Информация о нарушениях законодательства может быть получена прокурором, прежде всего, в районных (городских) отделах по чрезвычайным ситуациям и отделах статистики по району (городу).

Кроме того, такие сведения могут находиться в жалобах и заявлениях граждан, обращениях в органы прокуратуры должностных лиц предприятий и организаций, сообщениях средств массовой информации. Информация может быть также получена в процессе изучения прокурором материалов дознания и уголовных дел о нарушениях правил пожарной и промышленной безопасности, материалов гражданских и хозяйственных дел.

С целью выявления нарушений в сфере пожарной и промышленной безопасности органами государственного пожарного надзора и Госпромнадзора применяются контрольные списки вопросов (чек-листы) <11>, сведения из которых также могут быть использованы прокурором при осуществлении надзорной деятельности.

<11> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 N 1147 «Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. N 489».

Прокурор может использовать имеющиеся в распоряжении отдела статистики района (города) сведения о пожарах <12>, а также сведения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера <13>, являющиеся предметом государственной статистической отчетности.

<12> Форма государственной статистической отчетности 4-ос (пожары) «Отчет о пожарах (кроме лесных) и последствиях от них», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 04.07.2012 N 83 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-ос (пожары) «Отчет о пожарах (кроме лесных) и последствиях от них» и указаний по ее заполнению»; форма государственной статистической отчетности 1-лх (воспроизводство и защита леса) «Отчет о воспроизводстве, защите леса и лесных пожарах», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 04.07.2012 N 79 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-лх (воспроизводство и защита леса) «Отчет о воспроизводстве, защите леса и лесных пожарах» и указаний по ее заполнению».

<13> Форма государственной статистической отчетности 1-чрезвычайные ситуации (МЧС) «Отчет о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (без учета пожаров, являющихся техногенными чрезвычайными ситуациями)», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12.11.2012 N 206 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-чрезвычайные ситуации (МЧС) «Отчет о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (без учета пожаров, являющихся техногенными чрезвычайными ситуациями)» и указаний по ее заполнению».

4. Методика проведения прокурорских проверок исполнения законодательства о пожарной и промышленной безопасности в органах ГПН и Госпромнадзора

4.1. Подготовка к проведению проверок.

Прокурорская проверка — основной способ выявления нарушений законодательства. Ее осуществление включает в себя подготовку к проведению проверки, непосредственное проведение проверки, реагирование на выявленные нарушения законности, проверку результативности мер прокурорского реагирования.

Подготовительные мероприятия должны включать:

  • ознакомление с действующим законодательством, регламентирующим деятельность проверяемого органа;
  • ознакомление с приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь, решениями коллегий Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, касающимися изучаемого вопроса;
  • изучение статистических данных о деятельности поднадзорного объекта;
  • ознакомление с материалами предыдущих прокурорских проверок, справками, обобщениями;
  • анализ поступивших в прокуратуру жалоб и заявлений граждан на действия поднадзорного органа и его сотрудников, обращений должностных лиц;
  • изучение иных сведений.

На основании анализа данной информации прокурор составляет предварительный перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе проверки, определяет, какие дополнительные сведения необходимо получить до ее начала.

Целесообразно составить план предстоящей проверки. В таком плане должны предусматриваться:

  • указание на законодательство, исполнение которого намечается проверить;
  • наименование объекта(ов) проверки;
  • сроки проведения проверки;
  • перечень основных вопросов, подлежащих выяснению;
  • тактические и методические приемы планируемой проверки;
  • исполнители: работники прокуратуры, специалисты;
  • иные вопросы, диктуемые характером проверки.

4.2. Проведение надзорных проверок.

Прокурорский надзор за соблюдением органами Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь законодательства о пожарной и промышленной безопасности является надзором за соблюдением нормативных правовых актов в деятельности контролирующих (надзорных) органов. На проведение прокурором проверок соблюдения законодательства о пожарной и промышленной безопасности в указанных органах требования Указа N 510 не распространяются.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства контролирующими (надзорными) органами первостепенное значение необходимо придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений, проверке законности и полноты принятых названными органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.

При осуществлении надзора прокуроры вправе требовать от руководителей и иных должностных лиц органов ГПН и Госпромнадзора проведения проверок и ревизии деятельности подконтрольных организаций.

Используя предоставленные полномочия, прокуроры должны:

  • принимать необходимые меры по устранению нарушений законодательства, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных к ответственности, возмещению вреда;
  • принципиально реагировать на нарушения законодательства, допущенные руководителями, другими должностными лицами контролирующих органов, наряду с предъявлением требований об устранении нарушений рассматривать вопрос о привлечении виновных к ответственности;
  • при установлении деяния, содержащего признаки преступления, принимать решения в соответствии со статьей 174 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

В ходе проведения проверки следует ознакомиться с документацией надзорного органа:

  • приказами, положениями, инструкциями и другими актами;
  • журналами, книгами учета, материалами обследований и т.п.;
  • протоколами, актами, предписаниями и постановлениями, материалами об их исполнении;
  • перепиской по вопросам пожарной и промышленной безопасности;
  • производствами по жалобам и заявлениям граждан и юридических лиц, лицензионными делами.

Изучение этих материалов необходимо для получения ответов на следующие вопросы:

  • осуществляются ли надлежащий учет и регистрация поступающих жалоб, заявлений, устных сообщений;
  • своевременно ли проводятся проверки с целью выявления, устранения и предупреждения нарушений;
  • всегда ли определяется размер материального ущерба;
  • возмещается ли ущерб за счет виновных лиц;
  • предъявляются ли иски о взыскании с виновных средств для возмещения ущерба;
  • осуществляется ли контроль за исполнением предписаний и постановлений;
  • направляется ли в прокуратуру информация о нарушениях законодательства, если принятие мер реагирования не входит в компетенцию надзорного органа;
  • передаются ли в органы прокуратуры (Следственного комитета Республики Беларусь) материалы, содержащие сведения о признаках преступлений. При обнаружении таких материалов прокурор проводит по ним проверку и принимает предусмотренное законом решение.

4.3. Проверка деятельности органов ГПН.

В процессе проверки органов ГПН прокурор знакомится с:

  • журналом учета пожаров и регистрации материалов проверок по пожарам <14>;
  • актами о пожарах, карточками учета пожаров <15>;
  • контрольно-наблюдательными делами по закрепленным объектам 1 — 2 групп;
  • журналом учета дел об административных правонарушениях;
  • делами о применении мер административной ответственности;
  • журналом учета предприятий, учреждений, организаций, зданий, сооружений, помещений, участков, агрегатов, работа (эксплуатация) которых приостановлена (запрещена), и с другими журналами учета <16>;
  • протоколами осмотра места происшествия, объяснениями виновных лиц, пострадавших и свидетелей;
  • постановлениями о привлечении к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности, постановлениями о приостановке работы объекта, запрещении эксплуатации зданий, предписаниями об устранении нарушений правил пожарной безопасности;
  • разрешениями работы (эксплуатации) объектов, разрешениями (нарядами-допусками) на проведение огневых работ на взрывоопасных и взрывопожарных объектах, другими разрешениями;
  • статистическими и другими отчетами, сведениями по удержанию штрафов, представляемыми в налоговые органы.

<14> Ведение журнала осуществляется по форме, предусмотренной в приложении 3 к Правилам учета пожаров и последствий от них, утвержденным приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 20.11.2000 N 167 «Об утверждении и введении в действие Правил учета пожаров и последствий от них» (далее — Правила).

<15> Электронная копия карточки учета пожаров по форме, предусмотренной приложением 5 к Правилам, не позднее трех суток после регистрации пожара направляется в областное (Минское городское) управление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (подп. 2.3.5 п. 2.3 Правил).

<16> В органах ГПН рапорта сверок данных учета хранятся в отдельных делах в течение года, следующего за отчетным, карточки (в том числе и дополнительные) — в течение 10 лет, а журналы — в течение 20 лет (п. 6.1 Правил).

При необходимости прокурор может ознакомиться и с другими материалами.

Путем ознакомления с перечисленными и иными материалами, бесед с работниками органа ГПН и при необходимости истребования от них объяснений прокурором выясняются следующие вопросы:

  • разработана ли региональная программа (план мероприятий) предупреждения пожаров и как она реализуется;
  • проводятся ли сотрудниками органа ГПН регулярные пожарно-технические обследования (проверки) состояния правил пожарной безопасности, наличия и состояния средств пожаротушения на предприятиях, в учреждениях и организациях;
  • ведется ли учет нарушений правил пожарной безопасности, пожаров и последствий от них. Во всех ли случаях виновные должностные лица, граждане, а также юридические лица привлекаются к административной и иной ответственности, соответствуют ли законодательству принимаемые решения и налажен ли контроль за их исполнением;
  • всегда ли в случае нарушения правил пожарной безопасности (стандартов, норм) руководителям предприятий, учреждений и организаций, должностным лицам и гражданам вносятся предписания об устранении этих нарушений, и осуществляется ли контроль за их исполнением;
  • выносятся ли постановления о приостановке работы (эксплуатации) предприятий, цехов, участков, агрегатов, зданий и иных сооружений, создающих непосредственную угрозу пожара, а также в случаях невыполнения противопожарных требований, соответствуют ли они законодательству;
  • во всех ли случаях пожаров проводятся расследования, составляются акты и соответствуют ли законодательству принимаемые решения. В частности, не привлекаются ли должностные лица и граждане, в действиях которых имеется состав преступления, к административной ответственности вместо уголовной;
  • оказывается ли предприятиям, организациям и гражданам помощь (услуги) в области пожарной безопасности, в том числе в обучении правилам пожарной безопасности должностных лиц и специалистов;
  • принимает ли орган ГПН участие в лицензировании деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, нет ли фактов необоснованного отказа в выдаче лицензий;
  • как взаимодействует орган ГПН с местными исполнительными и распорядительными органами, с противопожарными службами других ведомств по вопросам обеспечения пожарной безопасности, тушения пожаров и ликвидации их последствий.

Если вносились акты прокурорского надзора на нарушения, допущенные органом ГПН, выясняется, какие приняты меры и не продолжают ли совершаться подобные нарушения.

Для принятия мер прокурорского реагирования большое значение имеет оценка состояния организации аварийно-спасательных мероприятий, а также полнота и своевременность их практической реализации. Информацию по данным вопросам можно получить из описаний пожаров и карточек боевых действий сил и средств на пожаре <17>.

<17> Приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.11.2004 N 233 «Об утверждении Инструкции по составлению описаний пожаров и карточек боевых действий сил и средств на пожаре».

4.4. Проверка деятельности Госпромнадзора.

К типичным нарушениям, создающим угрозу жизни и здоровью граждан, которые выявляются при проверках соблюдения законодательства в области промышленной безопасности, относятся нарушения:

  • при осуществлении экспертизы промышленной безопасности проектной документации;
  • законодательства при регистрации опасных производственных объектов;
  • порядка выдачи лицензий в области промышленной безопасности;
  • при осуществлении контроля за эффективностью функционирования систем управления промышленной безопасностью и расследования причин аварий;
  • порядка применения мер административной ответственности.

При проведении проверок исполнения органами Госпромнадзора законодательства о промышленной безопасности прокурорам необходимо устанавливать:

4.4.1. При осуществлении экспертизы промышленной безопасности проектной документации, технических устройств, а также деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта:

  • соблюден ли порядок и сроки выдачи разрешений на право проведения экспертизы промышленной безопасности <18>;
  • соответствие экспертных заключений критериям оценки состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • основания отказов в выдаче заключений экспертизы;
  • соблюден ли порядок осуществления проверок потенциально опасных объектов, а также связанных с ними видов деятельности, контроля за ходом их строительства (сооружения, изготовления, модернизации, реконструкции), изготовлением (эксплуатацией) технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах.

<18> Пункт 20.3 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — перечень).

4.4.2. При регистрации опасных производственных объектов <19> соблюден ли порядок:

  • ведения государственного реестра производственных объектов, карт учета;
  • идентификации опасных производственных объектов;
  • регистрации или перерегистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, внесения в государственный реестр изменений в связи с изменениями сведений, содержащихся в свидетельстве о регистрации или в картах учета, исключения из государственного реестра опасных производственных объектов <20>.

<19> Пункт 20.16 перечня.

<20> Регулируется постановлением N 22.

4.4.3. При лицензировании деятельности в области промышленной безопасности <21> имели ли место:

  • нарушения установленных лицензионных требований и условий, а также требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность;
  • случаи несоответствия работников, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, составляющие лицензируемую деятельность, лицензионным требованиям;
  • нарушения сроков повышения квалификации лиц, ответственных за безопасное выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность;
  • случаи несоблюдения сроков проведения технического диагностирования и (или) технического освидетельствования эксплуатируемого оборудования (технических устройств, аттракционов и другого), подлежащего регистрации в Госпромнадзоре;
  • факты установления дополнительных, не предусмотренных законодательством, лицензионных требований и условий;
  • нарушения сроков принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии;
  • случаи неиспользования полномочий по привлечению недобросовестных лицензиатов к административной ответственности.

<21> Деятельность в области промышленной безопасности с 1 января 2011 г. подлежит лицензированию в соответствии с Указом N 450.

4.4.4. При осуществлении контроля за эффективностью функционирования систем управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах и расследовании причин аварий:

  • наличие нарушений при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах <22>;
  • соответствие локальных актов предприятия, регламентирующих техническое расследование причин аварии, законодательству о промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • не допущено ли предприятием фактов сокрытия происшествий, инцидентов и аварий на опасных производственных объектах от органов Госпромнадзора;
  • осуществляется ли органами Госпромнадзора предупреждение и пресечение нарушений требований промышленной безопасности, аварий, катастроф техногенного характера и травматизма в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
  • соблюдаются ли сроки расследования причин аварии <23>;
  • порядок реагирования должностных лиц Госпромнадзора на факты непринятия руководителем предприятия мер по устранению причин и последствий аварии и обеспечению безаварийной эксплуатации опасного производственного объекта, а также по привлечению к дисциплинарной и материальной ответственности лиц, допустивших нарушения правил промышленной безопасности.

<22> Регулируется постановлением N 11.

<23> Постановление N 9.

4.4.5. При применении мер административной ответственности <24> следует проверять законность и обоснованность возбуждения органами Госпромнадзора административных производств, в частности, наличие фактов:

  • несоблюдения сроков составления протоколов об административных правонарушениях (часть первая статьи 10.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП));
  • невручения копий протоколов лицам, в отношении которых они выносились (часть шестая статьи 10.2 ПИКоАП);
  • привлечения к административной ответственности ненадлежащих лиц;
  • составления протоколов о привлечении к административной ответственности при отсутствии события правонарушения;
  • необоснованного составления протоколов об административных правонарушениях с целью завышения показателей в работе.

<24> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 20.08.2007 N 70 «О составлении протоколов об административных правонарушениях должностными лицами Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь».

5. Реагирование прокуроров на выявленные нарушения законодательства о пожарной и промышленной безопасности

На этапе реализации материалов проверки происходит оценка полученных материалов и формирование решений о мерах, которые необходимо принять для устранения выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих.

Реагированию предшествует детальная обработка собранной информации. Выбор конкретных мер прокурорского реагирования зависит от ряда факторов, включая характер и распространенность нарушений законодательства, субъектный состав правонарушителей, вид и размер причиненного ущерба, характер обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений.

При выявлении фактов нарушений законодательства принимаются меры прокурорского реагирования, предусмотренные главой 10 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».

Реагирование на выявленные нарушения законности направлено на:

  • пресечение нарушений законности;
  • привлечение виновных лиц к ответственности;
  • возмещение причиненного вреда;
  • профилактику нарушений законности.

Меры прокурорского реагирования (акты прокурорского надзора, иные полномочия прокурора) должны соответствовать характеру выявленных нарушений законности.

В актах прокурорского реагирования излагаются правовая сущность, а также негативные последствия нарушений законодательства, причины и условия, которые способствовали этому, ставится вопрос об их устранении, возмещении ущерба и ответственности виновных лиц.

Для обеспечения надлежащего контроля за их рассмотрением может проводиться повторная проверка исполнения законодательства, решаться вопрос о привлечении к ответственности виновных в непринятии мер должностных лиц.

В целях реализации профилактической направленности деятельности органов прокуратуры результаты проверок доводятся до сведения трудовых коллективов; акты прокурорского реагирования рассматриваются на заседании коллегиальных органов с участием прокурора; в предусмотренных законом пределах средствам массовой информации, общественности, населению предоставляются сведения о состоянии законности и правопорядка; регулярно информируются органы законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления.