1. Общие положения
В соответствии с пунктом 28 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510) надзор за выполнением всеми контролирующими и надзорными органами требований законодательства возложен на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Согласно пункту 16 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом N 510, государственный пожарный надзор, а также надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности осуществляют органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее — органы ГПН).
Пожарный надзор, а также надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности представляет собой деятельность уполномоченных должностных лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Республики Беларусь о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан.
Государственный надзор в области промышленной безопасности, в том числе за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, безопасности перевозки опасных грузов возложен на Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее — Госпромнадзор) и его областные, Минское городское управления.
Государственный надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь <1> в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности (статья 7 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
<1> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2008 N 2056 «О некоторых вопросах осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, обеспечения ядерной и радиационной безопасности».
Объектом надзорной деятельности органов прокуратуры является порядок осуществления указанными органами надзора за соблюдением всеми субъектами законодательства в области пожарной и промышленной безопасности, так как от этого непосредственно зависит состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от пожаров и аварий на опасных производственных объектах, а также последствий указанных явлений.
2. Компетенция органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в сфере пожарной и промышленной безопасности
2.1. Компетенция органов ГПН.
Компетенция органов ГПН регулируется статьями 35 — 36 Закона Республики Беларусь от 15.06.1993 N 2403-XII «О пожарной безопасности», Законом Республики Беларусь от 16.07.2009 N 45-З «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», другими нормативными правовыми актами.
Требования по обеспечению пожарной безопасности предусматриваются в технических нормативных правовых актах <2> и образуют систему противопожарного нормирования и стандартизации, порядок функционирования которой определяется Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору.
<2> Приказ Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 30.12.1994 N 29 «Об утверждении и введении в действие «Общих правил пожарной безопасности Республики Беларусь для промышленных предприятий. ППБ РБ 1.01-94»;
приказ Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 05.11.2002 N 187 «Об утверждении и введении в действие «Правил пожарной безопасности Республики Беларусь для жилых зданий, общежитий, индивидуальных гаражей и садоводческих товариществ. ППБ 2.13-2002»;
приказ Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 28.01.2003 N 11 «Об утверждении и введении в действие Правил пожарной безопасности Республики Беларусь при эксплуатации предприятий торговли, общественного питания, баз и складов. ППБ 2.15-2002»;
приказ Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 28.01.2003 N 13 «Об утверждении и введении в действие Общих правил пожарной безопасности Республики Беларусь для общественных зданий и сооружений. ППБ 1.04-2002».
2.2. Компетенция Госпромнадзора.
Компетенция Госпромнадзора определена в Положении о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 N 756 «О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям».
Правовую основу регулирования отношений в области промышленной безопасности составляют нормативные правовые акты, обеспечивающие:
- регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов <3>;
- условия применения технических устройств на опасном производственном объекте <4>;
- техническое расследование причин аварий <5>;
- осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности <6>;
- проведение экспертизы промышленной безопасности <7>;
- представление деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов <8>;
- лицензирование деятельности в области промышленной безопасности <9>;
- осуществление контроля за организацией и проведением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обучения безопасному ведению работ персонала на потенциально опасных объектах <10>.
<3> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11.04.2003 N 22 «Об утверждении Инструкции о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов» (далее — постановление N 22).
<4> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 N 10 «Об утверждении Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах и аттракционах».
<5> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 N 9 «Об утверждении Положения о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах» (далее — постановление N 9).
<6> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 N 11 «Об утверждении Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» (далее — постановление N 11).
<7> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 16.12.2004 N 47 «Об утверждении Инструкции о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов».
<8> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 N 7 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов».
<9> Пункт 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ N 450).
<10> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.01.2007 N 2 «Об утверждении Инструкции о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов».
3. Особенности организации надзора за исполнением законодательства в области пожарной и промышленной безопасности
3.1. Предмет надзора за обеспечением органами ГПН законодательства о пожарной безопасности.
Предметом надзора за обеспечением органами ГПН законодательства о пожарной безопасности является точное и единообразное исполнение их должностными лицами требований нормативных правовых актов при осуществлении:
- государственного пожарного надзора в области обеспечения пожарной безопасности на закрепленных территориях и объектах;
- лицензирования деятельности по обеспечению пожарной безопасности;
- выборочного контроля за выполнением проектными и строительными организациями и гражданами противопожарных требований при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
- надзора за соответствием требованиям пожарной безопасности продукции и товаров (работ и услуг), использование которых может представлять пожарную опасность для жизни, здоровья или имущества граждан и причинить вред окружающей среде;
- использования пожарных депо и техники;
- организации тушения пожаров;
- надзора за ведением первичного учета пожаров и их последствий;
- проведения дознания по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
- привлечения к административной ответственности за нарушение противопожарных норм и правил;
- мероприятий по профилактике пожаров;
- научно-технического обеспечения пожарной безопасности.
3.2. Предмет надзора за соблюдением Госпромнадзором законодательства о промышленной безопасности.
Предметом надзора за соблюдением Госпромнадзором законодательства о промышленной безопасности является точное и единообразное исполнение должностными лицами требований законодательства при:
- регистрации опасных производственных объектов;
- экспертизе промышленной безопасности проектной документации;
- лицензировании деятельности в области промышленной безопасности;
- представлении деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;
- применении технических устройств на опасном производственном объекте;
- осуществлении государственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
- осуществлении надзора за проведением производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
- проведении технического расследования причин аварий;
- осуществлении контроля за организацией и проведением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обучения безопасному ведению работ персонала на потенциально опасных объектах;
- применении мер административной ответственности.
Предметом прокурорского надзора также является деятельность Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь при осуществлении государственного управления в области промышленной безопасности, в том числе:
- координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций в сфере обеспечения промышленной безопасности, разработки и реализации государственных программ в сфере обеспечения промышленной безопасности;
- методическое руководство деятельностью республиканских органов государственного управления по вопросам, связанным с регистрацией объектов в государственном реестре опасных производственных объектов;
- контроль за реализацией мероприятий по повышению противоаварийной устойчивости и безопасности работы потенциально опасных объектов;
- согласование проектов на строительство объектов, в которых отсутствуют противопожарные требования, и проектов с обоснованными отступлениями от противопожарных требований.
3.3. Задачи прокурорского надзора в области пожарной и промышленной безопасности.
Основными задачами прокурорского надзора в области пожарной и промышленной безопасности являются полное и объективное установление:
- фактов нарушений законодательства о пожарной и промышленной безопасности;
- характера правонарушений;
- лиц, виновных в его совершении, степени их вины;
- размера причиненного правонарушениями материального ущерба;
- обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.
Актуальные задачи прокурорского надзора применительно к данной отрасли надзорной деятельности определяются в соответствующих приказах и указаниях Генерального прокурора Республики Беларусь, его заместителей, прокуроров областей (г. Минска), решениях коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь.
3.4. Получение и анализ информации о состоянии законности в области пожарной и промышленной безопасности.
Важнейшими элементами организации надзорной деятельности за исполнением законодательства в области пожарной и промышленной безопасности являются сбор информации о состоянии законности в области пожарной и промышленной безопасности на поднадзорных объектах, ее анализ и планирование надзорной работы.
Информация о нарушениях законодательства может быть получена прокурором, прежде всего, в районных (городских) отделах по чрезвычайным ситуациям и отделах статистики по району (городу).
Кроме того, такие сведения могут находиться в жалобах и заявлениях граждан, обращениях в органы прокуратуры должностных лиц предприятий и организаций, сообщениях средств массовой информации. Информация может быть также получена в процессе изучения прокурором материалов дознания и уголовных дел о нарушениях правил пожарной и промышленной безопасности, материалов гражданских и хозяйственных дел.
С целью выявления нарушений в сфере пожарной и промышленной безопасности органами государственного пожарного надзора и Госпромнадзора применяются контрольные списки вопросов (чек-листы) <11>, сведения из которых также могут быть использованы прокурором при осуществлении надзорной деятельности.
<11> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 N 1147 «Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. N 489».
Прокурор может использовать имеющиеся в распоряжении отдела статистики района (города) сведения о пожарах <12>, а также сведения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера <13>, являющиеся предметом государственной статистической отчетности.
<12> Форма государственной статистической отчетности 4-ос (пожары) «Отчет о пожарах (кроме лесных) и последствиях от них», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 04.07.2012 N 83 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-ос (пожары) «Отчет о пожарах (кроме лесных) и последствиях от них» и указаний по ее заполнению»; форма государственной статистической отчетности 1-лх (воспроизводство и защита леса) «Отчет о воспроизводстве, защите леса и лесных пожарах», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 04.07.2012 N 79 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-лх (воспроизводство и защита леса) «Отчет о воспроизводстве, защите леса и лесных пожарах» и указаний по ее заполнению».
<13> Форма государственной статистической отчетности 1-чрезвычайные ситуации (МЧС) «Отчет о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (без учета пожаров, являющихся техногенными чрезвычайными ситуациями)», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12.11.2012 N 206 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-чрезвычайные ситуации (МЧС) «Отчет о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (без учета пожаров, являющихся техногенными чрезвычайными ситуациями)» и указаний по ее заполнению».
4. Методика проведения прокурорских проверок исполнения законодательства о пожарной и промышленной безопасности в органах ГПН и Госпромнадзора
4.1. Подготовка к проведению проверок.
Прокурорская проверка — основной способ выявления нарушений законодательства. Ее осуществление включает в себя подготовку к проведению проверки, непосредственное проведение проверки, реагирование на выявленные нарушения законности, проверку результативности мер прокурорского реагирования.
Подготовительные мероприятия должны включать:
- ознакомление с действующим законодательством, регламентирующим деятельность проверяемого органа;
- ознакомление с приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь, решениями коллегий Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, касающимися изучаемого вопроса;
- изучение статистических данных о деятельности поднадзорного объекта;
- ознакомление с материалами предыдущих прокурорских проверок, справками, обобщениями;
- анализ поступивших в прокуратуру жалоб и заявлений граждан на действия поднадзорного органа и его сотрудников, обращений должностных лиц;
- изучение иных сведений.
На основании анализа данной информации прокурор составляет предварительный перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе проверки, определяет, какие дополнительные сведения необходимо получить до ее начала.
Целесообразно составить план предстоящей проверки. В таком плане должны предусматриваться:
- указание на законодательство, исполнение которого намечается проверить;
- наименование объекта(ов) проверки;
- сроки проведения проверки;
- перечень основных вопросов, подлежащих выяснению;
- тактические и методические приемы планируемой проверки;
- исполнители: работники прокуратуры, специалисты;
- иные вопросы, диктуемые характером проверки.
4.2. Проведение надзорных проверок.
Прокурорский надзор за соблюдением органами Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь законодательства о пожарной и промышленной безопасности является надзором за соблюдением нормативных правовых актов в деятельности контролирующих (надзорных) органов. На проведение прокурором проверок соблюдения законодательства о пожарной и промышленной безопасности в указанных органах требования Указа N 510 не распространяются.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства контролирующими (надзорными) органами первостепенное значение необходимо придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений, проверке законности и полноты принятых названными органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.
При осуществлении надзора прокуроры вправе требовать от руководителей и иных должностных лиц органов ГПН и Госпромнадзора проведения проверок и ревизии деятельности подконтрольных организаций.
Используя предоставленные полномочия, прокуроры должны:
- принимать необходимые меры по устранению нарушений законодательства, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных к ответственности, возмещению вреда;
- принципиально реагировать на нарушения законодательства, допущенные руководителями, другими должностными лицами контролирующих органов, наряду с предъявлением требований об устранении нарушений рассматривать вопрос о привлечении виновных к ответственности;
- при установлении деяния, содержащего признаки преступления, принимать решения в соответствии со статьей 174 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
В ходе проведения проверки следует ознакомиться с документацией надзорного органа:
- приказами, положениями, инструкциями и другими актами;
- журналами, книгами учета, материалами обследований и т.п.;
- протоколами, актами, предписаниями и постановлениями, материалами об их исполнении;
- перепиской по вопросам пожарной и промышленной безопасности;
- производствами по жалобам и заявлениям граждан и юридических лиц, лицензионными делами.
Изучение этих материалов необходимо для получения ответов на следующие вопросы:
- осуществляются ли надлежащий учет и регистрация поступающих жалоб, заявлений, устных сообщений;
- своевременно ли проводятся проверки с целью выявления, устранения и предупреждения нарушений;
- всегда ли определяется размер материального ущерба;
- возмещается ли ущерб за счет виновных лиц;
- предъявляются ли иски о взыскании с виновных средств для возмещения ущерба;
- осуществляется ли контроль за исполнением предписаний и постановлений;
- направляется ли в прокуратуру информация о нарушениях законодательства, если принятие мер реагирования не входит в компетенцию надзорного органа;
- передаются ли в органы прокуратуры (Следственного комитета Республики Беларусь) материалы, содержащие сведения о признаках преступлений. При обнаружении таких материалов прокурор проводит по ним проверку и принимает предусмотренное законом решение.
4.3. Проверка деятельности органов ГПН.
В процессе проверки органов ГПН прокурор знакомится с:
- журналом учета пожаров и регистрации материалов проверок по пожарам <14>;
- актами о пожарах, карточками учета пожаров <15>;
- контрольно-наблюдательными делами по закрепленным объектам 1 — 2 групп;
- журналом учета дел об административных правонарушениях;
- делами о применении мер административной ответственности;
- журналом учета предприятий, учреждений, организаций, зданий, сооружений, помещений, участков, агрегатов, работа (эксплуатация) которых приостановлена (запрещена), и с другими журналами учета <16>;
- протоколами осмотра места происшествия, объяснениями виновных лиц, пострадавших и свидетелей;
- постановлениями о привлечении к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности, постановлениями о приостановке работы объекта, запрещении эксплуатации зданий, предписаниями об устранении нарушений правил пожарной безопасности;
- разрешениями работы (эксплуатации) объектов, разрешениями (нарядами-допусками) на проведение огневых работ на взрывоопасных и взрывопожарных объектах, другими разрешениями;
- статистическими и другими отчетами, сведениями по удержанию штрафов, представляемыми в налоговые органы.
<14> Ведение журнала осуществляется по форме, предусмотренной в приложении 3 к Правилам учета пожаров и последствий от них, утвержденным приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 20.11.2000 N 167 «Об утверждении и введении в действие Правил учета пожаров и последствий от них» (далее — Правила).
<15> Электронная копия карточки учета пожаров по форме, предусмотренной приложением 5 к Правилам, не позднее трех суток после регистрации пожара направляется в областное (Минское городское) управление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (подп. 2.3.5 п. 2.3 Правил).
<16> В органах ГПН рапорта сверок данных учета хранятся в отдельных делах в течение года, следующего за отчетным, карточки (в том числе и дополнительные) — в течение 10 лет, а журналы — в течение 20 лет (п. 6.1 Правил).
При необходимости прокурор может ознакомиться и с другими материалами.
Путем ознакомления с перечисленными и иными материалами, бесед с работниками органа ГПН и при необходимости истребования от них объяснений прокурором выясняются следующие вопросы:
- разработана ли региональная программа (план мероприятий) предупреждения пожаров и как она реализуется;
- проводятся ли сотрудниками органа ГПН регулярные пожарно-технические обследования (проверки) состояния правил пожарной безопасности, наличия и состояния средств пожаротушения на предприятиях, в учреждениях и организациях;
- ведется ли учет нарушений правил пожарной безопасности, пожаров и последствий от них. Во всех ли случаях виновные должностные лица, граждане, а также юридические лица привлекаются к административной и иной ответственности, соответствуют ли законодательству принимаемые решения и налажен ли контроль за их исполнением;
- всегда ли в случае нарушения правил пожарной безопасности (стандартов, норм) руководителям предприятий, учреждений и организаций, должностным лицам и гражданам вносятся предписания об устранении этих нарушений, и осуществляется ли контроль за их исполнением;
- выносятся ли постановления о приостановке работы (эксплуатации) предприятий, цехов, участков, агрегатов, зданий и иных сооружений, создающих непосредственную угрозу пожара, а также в случаях невыполнения противопожарных требований, соответствуют ли они законодательству;
- во всех ли случаях пожаров проводятся расследования, составляются акты и соответствуют ли законодательству принимаемые решения. В частности, не привлекаются ли должностные лица и граждане, в действиях которых имеется состав преступления, к административной ответственности вместо уголовной;
- оказывается ли предприятиям, организациям и гражданам помощь (услуги) в области пожарной безопасности, в том числе в обучении правилам пожарной безопасности должностных лиц и специалистов;
- принимает ли орган ГПН участие в лицензировании деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, нет ли фактов необоснованного отказа в выдаче лицензий;
- как взаимодействует орган ГПН с местными исполнительными и распорядительными органами, с противопожарными службами других ведомств по вопросам обеспечения пожарной безопасности, тушения пожаров и ликвидации их последствий.
Если вносились акты прокурорского надзора на нарушения, допущенные органом ГПН, выясняется, какие приняты меры и не продолжают ли совершаться подобные нарушения.
Для принятия мер прокурорского реагирования большое значение имеет оценка состояния организации аварийно-спасательных мероприятий, а также полнота и своевременность их практической реализации. Информацию по данным вопросам можно получить из описаний пожаров и карточек боевых действий сил и средств на пожаре <17>.
<17> Приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.11.2004 N 233 «Об утверждении Инструкции по составлению описаний пожаров и карточек боевых действий сил и средств на пожаре».
4.4. Проверка деятельности Госпромнадзора.
К типичным нарушениям, создающим угрозу жизни и здоровью граждан, которые выявляются при проверках соблюдения законодательства в области промышленной безопасности, относятся нарушения:
- при осуществлении экспертизы промышленной безопасности проектной документации;
- законодательства при регистрации опасных производственных объектов;
- порядка выдачи лицензий в области промышленной безопасности;
- при осуществлении контроля за эффективностью функционирования систем управления промышленной безопасностью и расследования причин аварий;
- порядка применения мер административной ответственности.
При проведении проверок исполнения органами Госпромнадзора законодательства о промышленной безопасности прокурорам необходимо устанавливать:
4.4.1. При осуществлении экспертизы промышленной безопасности проектной документации, технических устройств, а также деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта:
- соблюден ли порядок и сроки выдачи разрешений на право проведения экспертизы промышленной безопасности <18>;
- соответствие экспертных заключений критериям оценки состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов;
- основания отказов в выдаче заключений экспертизы;
- соблюден ли порядок осуществления проверок потенциально опасных объектов, а также связанных с ними видов деятельности, контроля за ходом их строительства (сооружения, изготовления, модернизации, реконструкции), изготовлением (эксплуатацией) технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах.
<18> Пункт 20.3 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — перечень).
4.4.2. При регистрации опасных производственных объектов <19> соблюден ли порядок:
- ведения государственного реестра производственных объектов, карт учета;
- идентификации опасных производственных объектов;
- регистрации или перерегистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, внесения в государственный реестр изменений в связи с изменениями сведений, содержащихся в свидетельстве о регистрации или в картах учета, исключения из государственного реестра опасных производственных объектов <20>.
<19> Пункт 20.16 перечня.
<20> Регулируется постановлением N 22.
4.4.3. При лицензировании деятельности в области промышленной безопасности <21> имели ли место:
- нарушения установленных лицензионных требований и условий, а также требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность;
- случаи несоответствия работников, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, составляющие лицензируемую деятельность, лицензионным требованиям;
- нарушения сроков повышения квалификации лиц, ответственных за безопасное выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность;
- случаи несоблюдения сроков проведения технического диагностирования и (или) технического освидетельствования эксплуатируемого оборудования (технических устройств, аттракционов и другого), подлежащего регистрации в Госпромнадзоре;
- факты установления дополнительных, не предусмотренных законодательством, лицензионных требований и условий;
- нарушения сроков принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии;
- случаи неиспользования полномочий по привлечению недобросовестных лицензиатов к административной ответственности.
<21> Деятельность в области промышленной безопасности с 1 января 2011 г. подлежит лицензированию в соответствии с Указом N 450.
4.4.4. При осуществлении контроля за эффективностью функционирования систем управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах и расследовании причин аварий:
- наличие нарушений при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах <22>;
- соответствие локальных актов предприятия, регламентирующих техническое расследование причин аварии, законодательству о промышленной безопасности опасных производственных объектов;
- не допущено ли предприятием фактов сокрытия происшествий, инцидентов и аварий на опасных производственных объектах от органов Госпромнадзора;
- осуществляется ли органами Госпромнадзора предупреждение и пресечение нарушений требований промышленной безопасности, аварий, катастроф техногенного характера и травматизма в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
- соблюдаются ли сроки расследования причин аварии <23>;
- порядок реагирования должностных лиц Госпромнадзора на факты непринятия руководителем предприятия мер по устранению причин и последствий аварии и обеспечению безаварийной эксплуатации опасного производственного объекта, а также по привлечению к дисциплинарной и материальной ответственности лиц, допустивших нарушения правил промышленной безопасности.
<22> Регулируется постановлением N 11.
<23> Постановление N 9.
4.4.5. При применении мер административной ответственности <24> следует проверять законность и обоснованность возбуждения органами Госпромнадзора административных производств, в частности, наличие фактов:
- несоблюдения сроков составления протоколов об административных правонарушениях (часть первая статьи 10.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП));
- невручения копий протоколов лицам, в отношении которых они выносились (часть шестая статьи 10.2 ПИКоАП);
- привлечения к административной ответственности ненадлежащих лиц;
- составления протоколов о привлечении к административной ответственности при отсутствии события правонарушения;
- необоснованного составления протоколов об административных правонарушениях с целью завышения показателей в работе.
<24> Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 20.08.2007 N 70 «О составлении протоколов об административных правонарушениях должностными лицами Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь».
5. Реагирование прокуроров на выявленные нарушения законодательства о пожарной и промышленной безопасности
На этапе реализации материалов проверки происходит оценка полученных материалов и формирование решений о мерах, которые необходимо принять для устранения выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих.
Реагированию предшествует детальная обработка собранной информации. Выбор конкретных мер прокурорского реагирования зависит от ряда факторов, включая характер и распространенность нарушений законодательства, субъектный состав правонарушителей, вид и размер причиненного ущерба, характер обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений.
При выявлении фактов нарушений законодательства принимаются меры прокурорского реагирования, предусмотренные главой 10 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».
Реагирование на выявленные нарушения законности направлено на:
- пресечение нарушений законности;
- привлечение виновных лиц к ответственности;
- возмещение причиненного вреда;
- профилактику нарушений законности.
Меры прокурорского реагирования (акты прокурорского надзора, иные полномочия прокурора) должны соответствовать характеру выявленных нарушений законности.
В актах прокурорского реагирования излагаются правовая сущность, а также негативные последствия нарушений законодательства, причины и условия, которые способствовали этому, ставится вопрос об их устранении, возмещении ущерба и ответственности виновных лиц.
Для обеспечения надлежащего контроля за их рассмотрением может проводиться повторная проверка исполнения законодательства, решаться вопрос о привлечении к ответственности виновных в непринятии мер должностных лиц.
В целях реализации профилактической направленности деятельности органов прокуратуры результаты проверок доводятся до сведения трудовых коллективов; акты прокурорского реагирования рассматриваются на заседании коллегиальных органов с участием прокурора; в предусмотренных законом пределах средствам массовой информации, общественности, населению предоставляются сведения о состоянии законности и правопорядка; регулярно информируются органы законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления.