Отдельные аспекты правового регулирования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (часть 3)

К субъектам, занимающим ключевое положение при осуществлении надзорной деятельности, относятся органы прокуратуры. В частности, статьей 125 Конституции Республики Беларусь закреплено, что надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Помимо Конституции Республики Беларусь основными актами, регулирующими деятельность органов прокуратуры, являются Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон N 220-З), Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 181, иные нормативные правовые акты. Что касается непосредственно планирования, организации и проведения прокурорскими работниками надзора за исполнением законодательства, оформления результатов проверок, применения мер прокурорского реагирования и т.п., то все эти мероприятия осуществляются в первую очередь в соответствии с Законом N 220-З, Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510), а также соответствующими приказами Генерального прокурора Республики Беларусь.

Так, Закон N 220-З устанавливает организационные и правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь, регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнения иных функций, возложенных на прокуратуру Республики Беларусь, а также устанавливает особенности правового положения прокурорских работников.

В развитие положений Конституции Республики Беларусь статья 1 Закона N 220-З закрепляет, что прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

В целях выполнения задач, возложенных на прокуратуру и закрепленных в статье 4 Закона N 220-З, к которым относятся обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов, прокуратура осуществляет надзор за: точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (т.е. надзор за исполнением законодательства, или общий надзор); исполнением законодательства при осуществлении оперативно-разыскной деятельности; исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания; соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении; соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

В рамках каждой из пяти обозначенных отраслей прокурорского надзора разделом II Закона N 220-З предусмотрены конкретные полномочия прокурора при осуществлении надзора.

Что касается мер прокурорского реагирования по результатам проверки, то следует отметить, что их регламентация содержится в главе 10 «Акты прокурорского надзора» Закона N 220-З. В частности, Законом N 220-З предусмотрено 5 актов прокурорского надзора: представление, протест, постановление, предписание и официальное предупреждение. Кроме того, Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрено составление прокурором протоколов об административных правонарушениях, а также последующее ведение административного процесса. Согласно статье 40 Закона N 220-З постановление при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания выносится в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Все эти нормы коррелируются с нормами Указа N 510. В частности, наряду с общими нормами, регламентирующими организацию и проведение проверок, особенностям проведения проверок органами прокуратуры посвящена отдельная глава 13 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом N 510, в соответствии с которой при осуществлении надзора за исполнением законодательства проверяемыми субъектами прокурор использует предоставленные ему законодательством полномочия и в зависимости от характера выявленных нарушений в пределах своей компетенции он может: опротестовывать решения (действия) организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменять их; вносить представления, выносить предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями; обращаться в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, организаций, общественных и государственных интересов; составлять протоколы об административных правонарушениях; выносить постановления о возбуждении дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности; выносить постановления о возбуждении уголовного дела.

Кроме обозначенных актов нормы, регламентирующие особенности осуществления надзорной и контрольной деятельности органов прокуратуры и соответственно прокурорских работников, содержатся также в приказах и распоряжениях Генерального прокурора Республики Беларусь. В частности, речь идет о приказе Генерального прокурора Республики Беларусь от 31.12.2009 N 84 «Об организации надзорной деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь», распоряжении Генерального прокурора Республики Беларусь от 05.02.2010 N 9 «О книге учета предписаний на проведение проверок, выданных органами прокуратуры Республики Беларусь». Отдельного внимания может заслуживать приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 10.02.2015 N 8 «Об утверждении Положения об организационно-контрольном управлении Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», в рамках которого определены структура управления, его основные задачи и функции управления, полномочия прокурорских работников управления. В качестве основных функций управления наряду с другими полномочиями в анализируемой сфере общественных отношений определены изучение и оценка состояния организационно-контрольной и аналитической деятельности структурных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и нижестоящих прокуратур; организация и участие в проведении комплексных проверок работы нижестоящих прокуратур; контроль за соблюдением исполнительской дисциплины, исполнением декретов, указов и поручений Президента Республики Беларусь, приказов, указаний, распоряжений и поручений Генерального прокурора Республики Беларусь и других высших должностных лиц государства, решений коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и др.

Таким образом, на примере правового регулирования деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь и прокуратуры аналогичным образом могут быть представлены и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность иных органов, в компетенцию которых входит осуществление контрольных (надзорных) полномочий.

Во исполнение Указа N 510 был принят целый ряд актов, уточняющих и развивающих его нормы и положения или регламентирующих особенности проведения различного рода контрольных (надзорных) мероприятий различными органами. В частности, к ним можно отнести:

  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 N 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510», которым утверждены форма книги учета проверок; форма журнала производства работ; Правила ведения книги учета проверок; Правила ведения журнала производства работ; форма уведомления о проведении проверки;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 N 554 «О порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг», которым утверждено соответствующее Положение, определяющее порядок проведения должностными лицами государственных органов и иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательными актами проводить контрольные закупки товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг, контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг, а также форма акта контрольной закупки товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;
  • постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31.12.2009 N 204 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510», устанавливающее основные формы осуществления контроля за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг), законодательства о ценах и ценообразовании, антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях; за соблюдением временными (антикризисными) управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве); за целевым использованием средств, выделяемых из республиканского бюджета в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также способы осуществления проверок в рамках обозначенных сфер;
  • постановление Министерства информации Республики Беларусь от 02.08.2010 N 8 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510», в рамках которого установлены основные методы осуществления Министерством информации Республики Беларусь контроля за соблюдением законодательства по вопросам приобретения и сбыта печатного оборудования; установленного порядка рассылки обязательных бесплатных экземпляров печатных средств массовой информации и непериодических печатных изданий; законодательства о средствах массовой информации, а также за количеством радио- и телепрограмм, транслируемых в приемных распределительных системах телевидения и радиовещания; порядка представления данных нецентрализованной государственной статистической отчетности; контроля за целевым использованием средств республиканского бюджета, выделенных редакциям средств массовой информации; выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, а также закреплены способы осуществления проверок соблюдения законодательства по обозначенным вопросам (сферам);
  • постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2009 N 156 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510», закрепляющее, что основными методами осуществления Министерством финансов Республики Беларусь, Департаментом государственных знаков Министерства финансов Республики Беларусь, Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, главными управлениями Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску, местными финансовыми органами проверок является проведение документальной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверки, а также определяющее способы проведения проверок соблюдения законодательства в пределах компетенции обозначенных контролирующих (надзорных) органов;
  • постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 31.12.2009 N 44 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510», определяющее, что основным методом осуществления Министерством культуры Республики Беларусь контроля за соблюдением законодательства в области охраны историко-культурного наследия, при производстве национальных фильмов и фильмов, производство которых полностью или частично финансируется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, сохранностью исходных материалов этих фильмов, при осуществлении гастрольно-концертной деятельности, а также контроля за соблюдением законодательства о музеях и Музейном фонде Республики Беларусь (т.е. контроль за соблюдением законодательства в сфере культуры) является проведение проверки соблюдения проверяемым субъектом требований законодательства в сфере культуры, а также закрепляющее 5 способов осуществления Министерством культуры Республики Беларусь контроля за соблюдением законодательства в сфере культуры;
  • постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2009 N 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами», устанавливающее, что при проведении налоговыми органами проверок используются методы документальной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверок;
  • приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.01.2010 N 83 «Об утверждении Инструкции о методах и способах проведения проверок Министерством здравоохранения Республики Беларусь, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор», в рамках которого определяются основные требования к выбору и применению методов и способов проведения проверок в соответствии с компетенцией Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Отдельным приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.01.2010 N 82 утвержден порядок составления сводного плана проверок Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в приложении к которому содержится структура сводного плана проверок Министерства здравоохранения Республики Беларусь;
  • приказ Министерства энергетики Республики Беларусь от 19.08.2014 N 195 «Об утверждении Инструкции об осуществлении проверок и мониторинга органами государственного энергетического надзора», который устанавливает порядок формирования предложений в сводные планы проверок Министерства энергетики Республики Беларусь, внесения изменений в координационные планы контрольной (надзорной) деятельности, порядок проведения проверок и мониторингов органами государственного энергетического надзора;
  • и другие.

Следует отметить, что на уровне местных органов управления и самоуправления также приняты акты, посвященные контрольной деятельности соответствующих органов, с учетом того что Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» предусмотрен ряд контрольных полномочий, которые входят в их компетенцию. В качестве примера можно привести решение Минского городского исполнительного комитета от 21.02.2013 N 400 «Об организации контрольной (надзорной) деятельности» (далее — решение), которое было принято в целях организации исполнения Указа N 510. В частности, в приложении 1 к решению определены структурные подразделения Минского городского исполнительного комитета (далее — Мингорисполком), администрации районов, осуществляющие контроль (надзор) в соответствующих сферах. Кроме того, соответствующим руководителям структурных подразделений Мингорисполкома и главам администраций районов предписано определить лиц, ответственных за внесение сведений в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. Пунктом 3 решения установлено, что главному управлению ведомственного контроля Мингорисполкома и главному финансовому управлению Мингорисполкома в ходе проведения проверок субъектов хозяйствования в рамках компетенции необходимо осуществлять контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет средств бюджета г. Минска. Отдельные указания даны и главному управлению ведомственного контроля Мингорисполкома, в рамках которых в соответствии с решением ему необходимо обеспечить формирование сводных планов проверок Мингорисполкома в порядке, установленном законодательством, и контроль за их исполнением; включать в сводные планы проверок проверки, проводимые структурными подразделениями Мингорисполкома, администрациями районов, указанными в приложении 1 к решению, а также проверки, проводимые в рамках ведомственного контроля; оказывать консультационную и методологическую помощь структурным подразделениям Мингорисполкома и администрациям районов по вопросам организации контроля (надзора) и порядка проведения проверок. Контроль за исполнением решения возложен на заместителей председателя Мингорисполкома по направлениям деятельности, глав администраций районов, главное управление ведомственного контроля Мингорисполкома и главное финансовое управление Мингорисполкома.

К актам, способствующим осуществлению налаженной и эффективной работы в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий, целесообразно также отнести постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2013 N 74 «О некоторых вопросах ведения и использования единой информационной базы данных контролирующих (надзорных) органов, включающей сведения о проверяемых субъектах и об отнесении их к соответствующим группам риска исходя из критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок», которым утверждено Положение о порядке ведения и использования единой информационной базы данных контролирующих (надзорных) органов, включающей сведения о проверяемых субъектах и об отнесении их к соответствующим группам риска исходя из критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, а также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 N 141 «О вопросах взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации юридических лиц (прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей), налоговых и иных государственных органов с банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие» и др.

Совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь способствовало также принятие Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее — Директива N 4). В рамках комплекса мер, которые предусмотрены Директивой N 4 и которые должны существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики, непосредственно контрольной (надзорной) деятельности уделено внимание в рамках пункта 5 Директивы N 4. В частности, в нем закреплена необходимость придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Директива N 4 меняет акцент в отношении контрольной (надзорной) деятельности: контроль и надзор должны носить предупредительный характер, т.е. помогать избегать ошибок и безбоязненно принимать управленческие решения. Согласно положениям Директивы N 4 проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов предпринимательской деятельности. Любое приостановление деятельности может осуществляться только в определенных законодательными актами случаях специально уполномоченным контролирующим (надзорным) органом или судом исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды; продлеваться исключительно по решению суда. Контролирующим (надзорным) органам при осуществлении в отношении субъектов предпринимательской деятельности мониторингов и других аналогичных мероприятий, не являющихся проверками, запрещается использовать полномочия, предоставленные данным органам для проведения проверок. Подпунктом 5.5 пункта 5 Директивы N 4 обозначена необходимость пересмотреть существующую систему административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечив соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда.

В итоге в целях реализации положений, изложенных в пункте 5 Директивы N 4, были внесены изменения и дополнения в некоторые акты (в том числе в Указ N 510), в рамках которых требования Директивы N 4 были учтены и отражены в конкретных нормах.

Так как Республика Беларусь входит в состав различных межгосударственных интеграционных образований (Таможенный союз, Евразийский экономический союз), необходимо учитывать и положения так называемого наднационального законодательства. В частности, некоторые изменения национального законодательства, в том числе в сфере контрольной (надзорной) деятельности, связаны с вступлением в силу с 1 января 2015 г. Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), участницей которого является и Республика Беларусь.

В целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, повышения эффективности надзора за безопасностью и качеством продукции, размещаемой на рынке Республики Беларусь, был издан Указ Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 N 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов» (далее — Указ N 48). Указом N 48 установлено, что уполномоченные (компетентные) органы Республики Беларусь, ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в Республике Беларусь, определяются по каждому техническому регламенту Таможенного союза, Евразийского экономического союза Советом Министров Республики Беларусь. Система органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в сфере потребительского рынка (надзорных органов) определена подпунктом 1.3 пункта 1 Указа N 48. В эту систему входят Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерство торговли Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а также входящие в их состав (систему) контролирующие (надзорные) органы, наделенные соответствующими полномочиями. Все эти органы в пределах своей компетенции реализуют единую государственную политику в области обеспечения безопасности и качества продукции. Вместе с тем подпунктом 1.5 пункта 1 Указа N 48 за каждым из обозначенных органов закреплена определенная сфера (область), в рамках которой они организуют и осуществляют соответствующий контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза. Например, Министерство здравоохранения Республики Беларусь должно осуществлять государственный санитарный надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных в технических регламентах Таможенного союза, Евразийского экономического союза; Министерство торговли Республики Беларусь — государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области защиты прав потребителей и т.п.

Кроме того, пунктом 2 Указа N 48 ряду определенных уполномоченных лиц предоставлено право выдавать юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания на запрет ввоза и (или) обращения опасной продукции на территории Республики Беларусь; направлять копии таких предписаний республиканским органам государственного управления и государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь для предотвращения ввоза и (или) обращения такой продукции на территории Республики Беларусь; принимать решение о прекращении (приостановлении) действия на территории Республики Беларусь документов об оценке соответствия такой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза. Руководители надзорных органов или их заместители также вправе в пределах компетенции выдавать соответствующему изготовителю (поставщику, продавцу, импортеру) предписание об изъятии (отзыве из обращения) опасной продукции.

Указом N 48 введен ряд новых составов административных правонарушений, за которые наступает административная ответственность на основании пунктов 3 — 10 Указа N 48. В свою очередь, пунктом 11 Указа N 48 определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в рамках обозначенных составов. Указом N 48 предусмотрены особенности наложения административных взысканий за правонарушения, указанные в пунктах 3 — 10, которые сводятся к тому, что привлечение к ответственности за предусмотренные Указом N 48 правонарушения допускается не позднее трех лет со дня их совершения, а по длящимся правонарушениям — не позднее шести месяцев со дня их обнаружения. Эти нормы согласно части 2 пункта 16 Указа N 48 будут действовать до вступления в силу закона Республики Беларусь, предусматривающего приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с Указом N 48.

Нормами Указа N 48 предусмотрено также внесение дополнений и изменений в Указ N 510, заключающихся в том, что проверки в рамках проведения государственного контроля (надзора) субъектов, относящихся к высокой группе риска, в части обеспечения безопасности выпускаемой или находящейся в обращении продукции в пределах своей компетенции вправе проводить органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в сфере потребительского рынка (т.е. органы, перечисленные в подпункте 1.3 пункта 1 Указа N 48) и органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь. В связи с этим была подвергнута корректированию и графа «Сфера контроля (надзора)» в перечне контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденном Указом N 510, в части осуществления контроля (надзора) за соблюдением субъектами хозяйствования требований технических регламентов.

В то же время необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20.02.2015 N 90 «О приостановлении действия Указа Президента Республики Беларусь» действие Указа N 48 приостановлено до 1 июня 2015 г.

Таким образом, учитывая, что контрольная (надзорная) деятельность охватывает практически все сферы общественных отношений, дать даже самую краткую характеристику всех актов, регламентирующих данную область общественных отношений в рамках представленного исследования, не представляется возможным. Однако даже перечисленные в данном материале нормативные правовые акты позволяют сделать вывод о том, что правовое регулирование контроля и надзора в Республике Беларусь регламентируется весьма обширным перечнем актов различного уровня, характеризующих деятельность всех субъектов контрольной (надзорной) деятельности, различные сферы общественных отношений, практически всех отраслей законодательства.

Следовательно, правовое регулирование контрольной (надзорной) деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих (законодательных, исполнительных, контролирующих) органов и должностных лиц, которые с помощью системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и посредством различного рода нормативных правовых актов регламентируют контрольную (надзорную) деятельность в стране. В заключение необходимо отметить, что принятые в течение последних лет изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей осуществление контроля (надзора), в целом оцениваются положительно с точки зрения общеметодологической работы, но, тем не менее, — не всегда однозначно с точки зрения отдельных решений и положений.