Ответственность за совершение мелкого хулиганства в Республике Беларусь предусмотрена ст. 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Гипотеза названной нормы изложена следующим образом: нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу.
Мелкое хулиганство является одним из самых распространенных административных правонарушений, совершаемых в Республике Беларусь, при этом вызывающим наибольшее количество затруднений при его квалификации в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов. Существенной проблемой, вызывающей подобные затруднения, является отсутствие нормативных определений некоторых терминов, используемых при описании квалифицирующих признаков мелкого хулиганства, что является условием существования различных подходов к вопросам квалификации данного противоправного деяния.
В частности, по-разному трактуются понятия «общественный порядок», «общественное место», «явное неуважение к обществу» и т.д. Трудности вызывает даже определение конкретных действий, описанных в гипотезе рассматриваемой нормы. Так, неясно, что понимать под действиями, нарушающими общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан. Причем подходы к квалификации мелкого хулиганства разнятся не только среди правоприменителей, но и среди ученых-теоретиков.
В настоящей статье предпринята попытка наиболее полно осветить вопросы квалификации мелкого хулиганства исходя из особенностей национального законодательства в целях практической помощи лицам, осуществляющим правоприменение в рассматриваемой сфере общественных отношений. В этих целях подробно рассмотрим все элементы состава данного административного правонарушения.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения и охраны общественного порядка. Как уже отмечалось, нормативного определения общественного порядка в законодательстве Республики Беларусь не существует. В теории права по определению общественного порядка существует несколько подходов, начиная с широкого, включающего в данное понятие систему всех общественных отношений, урегулированных нормами всех существующих нормативных регуляторов (права, морали, этики и др.), заканчивая узким, определяющим общественный порядок как систему общественных отношений, складывающихся в местах общего пользования (общедоступных местах), урегулированных нормами права. Полагаем, что выработка понятия «общественный порядок», как и иных терминов, характеризующих квалифицирующие признаки мелкого хулиганства, которые носили бы универсальный характер и были бы применимы ко всем правонарушениям, содержащим подобные признаки, является бесперспективным и неблагодарным делом. Данные понятия должны иметь особенности исходя из объектов правовой охраны той или иной правовой нормы.
Общественный порядок как объект правовой защиты ст. 17.1 КоАП представляет собой систему общественных отношений, складывающихся по поводу реализации устоявшихся способов взаимодействия граждан и организаций в процессе реализации ими своих прав и законных интересов. При этом такое взаимодействие не должно носить личного, семейного, трудового характера. Причем существенная особенность этих прав, интересов и способов их реализации заключается в том, что они должны быть признаны и урегулированы правом, а также обеспечены принудительной силой государства. Общественные отношения, урегулированные одними лишь нормами морали, этики или эстетики, не являются общественным порядком в смысле объекта правовой защиты ст. 17.1 КоАП.
Объективная сторона мелкого хулиганства, предусмотренного ст. 17.1 КоАП, выражается деянием в форме действия, которое может совершаться различными способами:
- нецензурная брань, под которой понимается сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (похабные, непристойные) бранные выражения. Рассматриваемые выражения являются запрещенным сегментом бранной лексики, и их следует отличать от бранных, но цензурных выражений. Нецензурность (ненормативность) данной лексики заключается в том, что ее использование запрещено в публичных источниках (изданиях, публикациях, выступлениях и т.д.). При этом правоприменителям необходимо иметь в виду, что при составлении процессуальных документов в ходе подготовки дела об административном правонарушении достаточным для доказательства вины лица, совершившего данное правонарушение, будет указание на то, что используемые им выражения являлись нецензурными (запрещенными). Употреблять конкретные нецензурные слова в данных документах нельзя, поскольку их написание и в дальнейшем произнесение (как при подготовке, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении) образует объективную сторону мелкого хулиганства, что хоть и не является собственно правонарушением, предусмотренным ст. 17.1 КоАП, однако может нарушать права и законные интересы граждан, что в деятельности государственных органов недопустимо;
- оскорбительное приставание характеризуется дерзкими, навязчивыми действиями правонарушителя, наносящими моральный или физический вред незнакомому ему лицу, несмотря на противодействие потерпевшего. Таким действиям свойственна злостность противоправных проявлений, их многократная повторяемость, несовместимая с моральными устоями потерпевшего, которого подобные действия оскорбляют и унижают;
- умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан, под которыми понимаются действия, которые могут влечь временную приостановку или нарушение нормальной деятельности учреждения, предприятия, общественного транспорта, выражаться в причинении вреда имуществу граждан и организаций, законным правам и интересам граждан. Эти деяния могут проявляться в длительном и упорно не прекращающемся нарушении общественного спокойствия и др.
Факультативным признаком объективной стороны мелкого хулиганства является общественное место. Определение понятия «общественное место» в законодательстве Республики Беларусь также отсутствует (в некоторых правовых нормах перечисляются конкретные места, отнесенные к общественным (например, ч. 1 ст. 17.3 КоАП)), что существенно усложняет квалификацию мелкого хулиганства. Однако определение общественного места само по себе не имеет решающего значения для квалификации данного правонарушения. Указанный факультативный признак объективной стороны должен быть непосредственно увязан с факультативным признаком субъективной стороны правонарушения — хулиганским мотивом. При соблюдении указанного условия общественным местом может считаться любое место (улица, парк, сквер, стадион, квартира или нежилое помещение, лесная поляна и пр.). Таким образом, для определения рассматриваемого признака мелкого хулиганства значение имеет не место как часть пространства, а возможность воспринимать противоправные действия правонарушителя либо их результат посторонними лицами (слышать, видеть, ощущать). Например, лицо, находясь в собственной квартире (место, не являющееся общественным) распевает непристойные песни и при этом осознает, что его могут слышать посторонние лица, находящиеся на улице).
Субъект. Административной ответственности по ст. 17.1 КоАП может подлежать любое физическое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста (п. 7 ч. 2 ст. 4.3 КоАП), признанное на момент совершения противоправного деяния вменяемым.
Субъективная сторона. Данное правонарушение может совершаться физическим лицом только с прямым умыслом. Поскольку конструкция объективной стороны правонарушения образует его формальный состав, при оценке прямого умысла необходимо руководствоваться положением ст. 3.4 КоАП, в которой установлено, что форма вины при совершении административного правонарушения, не связанного с наступлением вредных последствий, устанавливается по отношению физического лица к противоправному деянию. Таким образом, при установлении вины физического лица при совершении данного правонарушения необходимо установить, что физическое лицо осознавало противоправный характер своего деяния и желало его совершить.
Факультативным признаком субъективной стороны мелкого хулиганства является хулиганский мотив, который выражается в явном неуважении к обществу. Явное неуважение к обществу выражается в пренебрежении правонарушителем общепринятыми в обществе нормами поведения, активном противопоставлении своей личности интересам общества или отдельных лиц. При этом под общественными интересами при характеристике хулиганского мотива в отличие от характеристики общественного порядка как объекта правовой охраны ст. 17.1 КоАП понимается соблюдение норм различных нормативных регуляторов. Так, если лицо совершает противоправное деяние (деяние, противоречащее правовым нормам) и это деяние основано на пренебрежении к нормам морали, то налицо наличие хулиганского мотива. Если в субъективной стороне правонарушения усматривается хулиганский мотив, то правонарушение необходимо квалифицировать как мелкое хулиганство. Так, например, повреждение или уничтожение имущества, совершенное по мотивам явного неуважения к обществу, образует состав мелкого хулиганства (ст. 17.1 КоАП), в то время как такое же деяние, совершенное по мотивам личной неприязни к потерпевшему, должно квалифицироваться как повреждение или уничтожение имущества (ст. 10.9 КоАП).
Совершение действий, направленных на выполнение объективной стороны мелкого хулиганства, при отсутствии хулиганского мотива состава правонарушения не образует.
Как уже отмечалось, необходимым условием квалификации противоправного деяния как мелкого хулиганства является взаимосвязь и взаимообусловленность факультативных признаков объективной стороны (общественное место) и субъективной стороны (мотива) правонарушения. Причем эта взаимосвязь может проявляться в двух разновидностях:
— непосредственная. Лицо находится в общедоступном месте (общественное место как часть пространства (улица, парк, общественный транспорт, стадион и пр.)) и выполняет объективную сторону мелкого хулиганства, проявляя явное неуважение к обществу (например, распевает непристойные песни);
— опосредованная. Опосредованная взаимосвязь данных элементов состава мелкого хулиганства имеет две разновидности:
- связь, опосредованная мотивом. Лицо находится в месте, не являющемся общедоступным (частное владение (квартира, дом, частная дворовая территория)), и совершает действия, направленные на выполнение объективной стороны мелкого хулиганства (нецензурная брань, эксгибиционизм, демонстрация аморального поведения), которые могут восприниматься посторонними лицами, выражая при этом явное неуважение к обществу. При этом если лицо, совершая подобные действия, не желает, чтобы они воспринимались посторонними людьми, и принимает к этому соответствующие меры, однако при этом они становятся доступными к восприятию помимо его воли либо вследствие иных обстоятельств (невнимательность, случайное открытие двери, неосведомленность о присутствии посторонних лиц в частном владении, плохая звукоизоляция помещения и прочее), то хулиганский мотив отсутствует, соответственно отсутствует и состав мелкого хулиганства;
- связь, опосредованная местом. Лицо находится в общедоступном месте, выполняет действия, составляющие объективную сторону мелкого хулиганства, при этом выражая непосредственную агрессию не в отношении общества в целом, а в отношении конкретных лиц либо объектов, при этом выражая явное неуважение к обществу (например, находясь на улице, лицо из личных неприязненных отношений в неприличной форме оскорбляет свою спутницу). Несмотря на то что совершение данных действий вызвано личными неприязненными отношениями, лицо, совершающее их, осознает, что его могут слышать посторонние люди и его действия нарушают общественный порядок. Таким образом, лицо выражает явное неуважение к обществу. В данном случае подобные действия должны квалифицироваться по совокупности (оскорбление (ст. 9.3 КоАП) и мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП)).