Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) устанавливает ответственность за правонарушения в области использования и охраны земель, а именно:
- статьи 15.6, 15.10 — 15.17, 15.61 главы 15 Особенной части КоАП (правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования);
- часть 2 статьи 21.12 главы 21 Особенной части КоАП (правонарушения против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства);
- ст. 23.41 (самовольное занятие земельного участка) и 23.42 (нарушение сроков возврата временно занимаемых земель) отнесены к административным правонарушениям против порядка управления и содержатся в главе 23 Особенной части КоАП.
Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные должностные лица государственных органов:
- Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — органы КГК) — по статьям 15.6, 15.10, 15.12, 15.14, 15.15, 15.61, 21.12, 23.41, 23.42 КоАП;
- Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь — по части 2 ст. 15.10, ст. 15.61 КоАП;
- осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель — по статьям 15.6, 15.10, 15.12 — 15.17, 15.61, части 2 ст. 21.12, 23.41, 23.42 КоАП;
- осуществляющие государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью — по статьям 15.16, 15.17, 23.41 КоАП.
Органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, и государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью, являются областные, Минская городская землеустроительные и геодезические службы.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.10, 15.12, 15.61, 23.41, 23.42 КоАП, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.
Административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.13, 15.16, 15.17 КоАП.
Органы КГК рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.6, 15.10, 15.12, 15.14, 15.15, 15.61, 21.12, 23.41, 23.42 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов КГК.
Органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 15.10, статьи 15.61 КоАП по протоколам об административных правонарушениях, составленным должностными лицами этих органов.
В качестве примера рассмотрим административное дело, связанное с нарушением порядка использования земли и требований по ее охране.
Суть дела. Районный суд г. Минска рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело в отношении частного производственно-торгового унитарного предприятия (ЧПТУП) «А» о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.10 «Нарушение порядка использования земли и требований по ее охране» КоАП.
Рассмотрение дела в суде первой инстанции. Сотрудниками инспекции по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель и геодезического надзора г. Минска была проведена проверка земельного участка, право пользования которым перешло к ЧПТУП «А» в соответствии со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации права на земельный участок, выданным РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» (ранее участок был предоставлен решением Минского городского исполнительного комитета в постоянное пользование ОДО «Б» для эксплуатации здания ресторана «Б»). В ходе проверки было установлено, что часть земельного участка, площадью 0,01 га, предоставленного для эксплуатации здания ресторана «Б», используется под станцию технического обслуживания автомобилей, т.е. не по целевому назначению.
В судебном заседании представитель ЧПТУП «А» вину не признала и пояснила, что неиспользуемая часть здания ресторана была сдана в аренду ООО «В» для размещения на ней СТО с сохранением основного назначения здания (под ресторан), на основании чего состав административного правонарушения — нецелевое использование земельного участка — отсутствует.
В свою очередь, допрошенная в судебном заседании представитель государственного органа, составившего административный протокол, пояснила, что в ходе проводимой ею проверки ЧПТУП «А» было установлено, что часть здания ресторана «Б» используется третьим лицом — ООО «В» по договору аренды под СТО, по поводу чего был составлен соответствующий протокол. Поскольку земельный участок по решению Мингорисполкома был предоставлен ОДО «Б», правопреемником которого является ЧПТУП «А», для эксплуатации здания ресторана «Б», то размещение на его территории иного объекта, является нецелевым использованием земельного участка.
Из письменных материалов дела усматривается, что решением Мингорисполкома ОДО «Б» в постоянное пользование был выделен земельный участок для эксплуатации здания ресторана «Б». При этом на землепользователя была возложена обязанность, обеспечить пользование предоставленным земельным участком в соответствии с целевым назначением и условием предоставления, осуществлять комплекс мероприятий по его охране, своевременно вносить земельный налог.
10.10.2008 была осуществлена:
- государственная регистрация перехода от ОДО «Б» к ЧПТУП «А» прав на соответствующее капитальное строение, площадью 3718,0 кв.м, с назначением — здание, специализированное для общественного питания, здание ресторана «Б»;
- государственная регистрация перехода права постоянного пользования земельным участком, площадью 0,6181 га, к ЧПТУП «А» с назначением — эксплуатация задания ресторана «Б».
По мнению суда, все вышеизложенное в своей совокупности свидетельствует о том, что находящийся в пользовании ЧПТУП «А» земельный участок всей его площадью выделялся в установленном законом порядке для эксплуатации именно здания ресторана «Б», и при переходе права пользования им к ЧПТУП «А» сохранил свое прежнее целевое назначение.
Вместе с тем в судебном заседании было достоверно установлено, что часть указанного задания, площадью 0,01 га, была сдана в 2001 году ОДО «Б», а с 10.10.2008 ЧПТУП «А» передало его в аренду ООО «В» во временное пользование для размещения на ней станции технического обслуживания автомобилей. Указанное обстоятельство было выявлено в ходе проверки государственным органом, а также не отрицалось представителем юридического лица, в отношении которого велся административный процесс. Судом были проанализированы представленные ЧПТУП «А» документы, которые подтверждают согласование с государственными органами (центром гигиены и эпидемиологии г. Минска; Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды) размещения ООО «В» СТО и получение ими сертификата соответствия. Среди документов отсутствовало решение компетентного органа, которым является Мингорисполком, об изменении целевого назначения выделенного в пользование земельного участка или его части для размещения на нем СТО.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 70 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — КоЗ) землепользователи обязаны использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков. При этом абз. 33 ст. 1 КоЗ закреплено, что основное целевое назначение земельного участка — это установленные законодательством об охране и использовании земель порядок, условия и ограничения использования земельного участка для конкретных целей.
Установив в судебном заседании, что часть территории здания ресторана «Б», расположенного на выделенном в пользование земельном участке, используется ЧПТУП «А» не по прямому назначению — размещение объекта общественного питания — суд пришел к выводу о неисполнении им установленной ст. 70 КоЗ обязанности, что влечет привлечение к ответственности. При этом суд решил, что использование ЧПТУП «А» не по целевому назначению не всего здания, а лишь его части не имеет правового значения для установления самого факта правонарушения и правильности его квалификации по ч. 3 ст. 15.10 КоАП.
Пояснения представителя ЧПТУП «А» относительно того, что размещению на территории здания ресторана объекта СТО предшествовало получение арендатором ряда необходимых разрешений соответствующих государственных органов, по мнению суда, также не является основанием, исключающим признание совершенного им деяния правонарушением. Это лишь свидетельствует о частичном выполнении необходимой процедуры согласования, что наряду с характером совершенного правонарушения, отсутствием прямого вреда и тяжких последствий, учитывается судом при избрании размера налагаемого на юридическое лицо взыскания в виде штрафа.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 11.9, 11.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, суд постановил: ЧПТУП «А» на основании ч. 3 ст. 15.10 КоАП подвергнуть административному взысканию в виде штрафа в доход государства в размере 20 базовых величин на сумму 700000 руб.