Ответственность в сфере игорного (лотерейного) бизнеса

Согласно абзацу 6 пункта 1 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 N 9 (далее — Положение), деятельность в сфере игорного бизнеса (игорный бизнес) — деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между несколькими участниками азартной игры. На территории Республики Беларусь разрешено осуществление следующих видов деятельности в сфере игорного бизнеса: содержание букмекерской конторы, содержание зала игровых автоматов, содержание казино, содержание тотализатора (пункт 3 Положения), а также разрешены организация и проведение следующих видов азартных игр: букмекерская игра, игра в карты, игра в кости, игра на игровых автоматах, игра тотализатора, цилиндрическая игра (рулетка) (пункт 4 Положения).

Пункт 14 Положения запрещает организовывать и проводить азартные игры, если правила организации и проведения азартной игры, за исключением игры на игровых автоматах, не согласованы с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, не обеспечена безопасность посетителей игорных заведений и участников азартных игр, азартные игры организуются и проводятся с нарушением требований, соглашение о выигрыше в азартной игре и (или) получение выигрыша связаны с проведением референдума, выборов или их результатами, необходимостью приобретения алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, табачных изделий, совершением противоправных деяний или деяний, направленных на осуществление экстремистской деятельности либо представляющих угрозу жизни и здоровью, национальной безопасности, осуществлению прав и свобод, исполнению обязанностей.

Согласно пункту 15 Положения организаторам азартных игр запрещается допускать в игорное заведение физических лиц, самостоятельно ограничивших себя в посещении игорных заведений, лиц, не достигших 18-летнего возраста, и принимать на работу в игорное заведение лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Пункт 20 Положения устанавливает обязанности организатора азартных игр по обеспечению законности проведения азартных игр и безопасности посетителей (в том числе техническое оснащение помещения), своевременной уплате налогов и выплате выигрышей и другие.

Административная ответственность за нарушения в сфере игорного бизнеса в настоящее время в основном охватывается статьей 12.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП); также частью 10 статьи 12.11 КоАП предусмотрены и иные нарушения должностным или иным уполномоченным лицом организатора азартных игр требований законодательства в сфере игорного бизнеса, что показывает, что перечень нарушений не закрытый.

Примеры.

1. В соответствии с требованиями пункта 14-1 Положения физическое лицо может самостоятельно ограничить себя в посещении игорных заведений на срок от шести месяцев до трех лет путем подачи письменного заявления организатору азартных игр. Письменное заявление должно содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, срок отказа от посещения игорного заведения, личную подпись. Поданное заявление не подлежит возврату. Подача заявления любому организатору рассматривается как подача заявления всем организаторам азартных игр на территории Республики Беларусь. Копия принятого и зарегистрированного организатором азартных игр заявления не позднее дня, следующего за днем его принятия, представляется в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

В нарушение требований части 3 пункта 14-1 Положения ООО «Р» представило в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь копию письменного заявления гр. А. от 26.01.2015 позднее дня, следующего за днем его принятия, а именно 28.01.2015.

2. В соответствии с требованиями пункта 10 Положения о порядке содержания казино (далее — Положение о порядке содержания казино), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 N 211 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. N 599» (далее — постановление N 211), выдача и возврат в кассу стоимостных фишек (чипов) производятся кассиром казино по передаточным ведомостям. Форма бланка передаточной ведомости устанавливается юридическим лицом и должна предусматривать дату и время выдачи и возврата стоимостных фишек (чипов), название стола, количество фишек (чипов) каждого номинала, номинальную стоимость фишек (чипов), сумму в белорусских рублях. Исправления в передаточных ведомостях не допускаются. Юридическое лицо обеспечивает ведение учета передаточных ведомостей. Ведение передаточных ведомостей по выдаче и возврату фишек (чипов) осуществляется кассиром казино.

В нарушение требований части 1 пункта 10 Положения о порядке содержания казино форма N 25-ФС бланка передаточной ведомости выданных из кассы фишек (чипов) и форма N 24-ФС бланка передаточной ведомости поступивших в кассу фишек (чипов) в УП «П» не предусматривала время выдачи и возврата стоимостных фишек (чипов).

В соответствии с требованиями пункта 14 Положения о порядке содержания казино кассир казино регистрирует передаточные ведомости в журналах учета передаточных ведомостей, пронумерованных, прошнурованных, скрепленных печатью юридического лица и подписью руководителя юридического лица. Форма журнала учета передаточных ведомостей устанавливается юридическим лицом. Записи в журнале производятся ежедневно (ежесменно) в хронологическом порядке. Нумерация передаточных ведомостей в журнале должна быть сквозной. Исправление записей осуществляется путем учинения записи «Запись под номером ___ недействительна» и внесения правильной записи. Зачеркивание ранее внесенных неправильных или неточных записей, исправление их с указанием «Исправленному верить» либо «Исправленное верно» не допускаются.

В нарушение требований частей 3 и 4 пункта 14 Положения о порядке содержания казино УП «П» в журнале учета ведомостей поступления чипов (фишек) в соответствующей строке была зачеркнута дата поступления чипов (фишек), рядом была указана другая дата и подпись, внизу этой страницы имелась запись «Дата исправлена верно», печать предприятия и подпись; в журнале учета ведомостей выдачи чипов (фишек) в соответствующих строках была зачеркнута общая стоимость выданных чипов (фишек), в строках выше указана другая стоимость.

3. В соответствии с требованиями части 6 пункта 19 Положения о порядке содержания букмекерской конторы, утвержденного постановлением N 211 (далее — Положение о порядке содержания букмекерской конторы), выплата (передача, перечисление) выигрышей (возврат несыгравших ставок) регистрируется в журнале учета выплат, ведение которого обеспечивается специальной компьютерной кассовой системой в электронном виде. При его заполнении используется сквозная нумерация. Записи в таком журнале производятся в хронологическом порядке.

Форма журнала учета выплат, указанная в приложении к Положению о порядке содержания букмекерской конторы, предусматривает указание фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) участника букмекерской игры; наименования, номера, даты выдачи документа, удостоверяющего личность, органа, его выдавшего. УП «П» при регистрации выплаты выигрышей (возврата несыгравших ставок) участникам букмекерской игры в журнале учета выплат не указало отчество участников букмекерской игры, а также орган, выдавший документ, удостоверяющий их личность, и дату его выдачи.

В то же время необходимо отличать административную ответственность в сфере игорного бизнеса от административной ответственности за нарушение требований проведения рекламной игры.

Согласно абзацу 11 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе» рекламная игра — это деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающая розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры.

Пунктом 3 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 N 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь» (далее — Положение о проведении рекламных игр), запрещается проводить рекламные игры в целях стимулирования азартных игр, реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, табачных изделий, лекарственных средств; в виде ответов на вопросы; в виде выполнения заданий, не связанных с заказом, приобретением или использованием товаров (работ, услуг); лицам, которые не могут быть организаторами. Также пункт 4 Положения о проведении рекламных игр указывает на акции, игры, лотереи, розыгрыши, не являющиеся рекламными играми.

Рекламные игры, проводимые на территории Республики Беларусь, подлежат государственной регистрации в Министерстве торговли Республики Беларусь. Согласно пункту 6 Положения о проведении рекламных игр для государственной регистрации рекламной игры организатор представляет в Министерство торговли Республики Беларусь:

  • заявление о государственной регистрации рекламной игры;
  • правила проведения рекламной игры, утвержденные организатором, в двух экземплярах;
  • заверенную организатором копию договора, заключенного с исполнителем работ и (или) услуг, определенных в составе призового фонда, либо товарно-транспортной накладной, товарной накладной, платежного поручения, приходного кассового ордера, кассового чека, выписку банка о наличии денежных средств на специальном счете для хранения призового фонда в белорусских рублях, открытом организатором в банке, и (или) иной документ (его копию), подтверждающий окончание формирования призового фонда;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию рекламной игры.

Пункт 7 Положения о проведении рекламных игр устанавливает необходимые требования для правил проведения рекламной игры.

Правила проведения рекламной игры в том числе должны содержать информацию о составе комиссии по проведению рекламной игры с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), места работы и должности членов комиссии.

При проведении рекламной игры запрещается:

  • изменять состав и размер призового фонда;
  • изменять правила проведения рекламной игры;
  • взимать дополнительную плату за участие в рекламной игре. Оплата услуг почтовой связи и электросвязи, используемых при проведении рекламной игры как средство коммуникации между участником рекламной игры и организатором, осуществляется участником рекламной игры по тарифу на эти услуги, установленному согласно договору, заключенному между участником рекламной игры и оператором почтовой связи (оператором электросвязи), и (или) законодательству;
  • предоставлять возможность участнику рекламной игры принимать участие в рекламной игре при наличии задолженности по оплате услуг электросвязи, если данные услуги предоставляются на условиях предоплаты;
  • в период с начала рекламной игры и до даты проведения розыгрыша повышать цены (тарифы) на товары (работы, услуги), для стимулирования реализации которых организуется данная игра, в том числе путем отмены скидок на них (пункт 12 Положения о проведении рекламных игр).

В соответствии с требованиями части 2 статьи 12.15 КоАП проведение рекламной игры ее организатором с нарушением требований, предусмотренных законодательными актами, и (или) правил проведения данной игры влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 50 до 500 базовых величин.

Примеры.

1. ООО «Б» в нарушение требований абзаца 3 пункта 12 Положения о проведении рекламных игр, пунктов 9, 10 утвержденных обществом правил рекламной игры изменило правила этой рекламной игры:

  • допустило к участию в рекламной игре лиц, не имевших права участвовать в рекламной игре (лиц, не выполнивших одно из основных условий участия в рекламной игре — уплата при заключении договора страхования с представителем организатора рекламной игры страхового взноса);
  • не определило победителями рекламной игры физических лиц, которые соблюли все условия рекламной игры, в том числе уплатили страховой взнос в белорусских рублях, и стали по праву ее участниками;
  • не исключило из числа участников розыгрышей призового фонда (начиная последовательно с пятого по восьмой) лиц, выигравших в предыдущих розыгрышах;
  • не уведомило по почте (заказными письмами) победителей о призе, месте и времени его получения.

ООО «Б» в лице комиссии по проведению рекламной игры в нарушение частей 2, 4 пункта 8 Положения о проведении рекламных игр, правил рекламной игры:

  • не руководствовалось в своей деятельности правилами проведения рекламной игры;
  • осуществляло ненадлежащим образом контроль за соблюдением физическими лицами, желающими стать участниками рекламной игры, правил ее проведения и определение победителей;
  • не оформило должным образом решения в части: определения количества участников рекламной игры исходя из сформированного председателем комиссии списка участников; указания членами комиссии рекламной игры занимаемых ими должностей.

Кроме того, ООО «Б» в нарушение требований части 1 пункта 7 Положения о проведении рекламных игр представило в Министерство торговли Республики Беларусь правила проведения рекламной игры, которые не содержали информации о работе членов комиссии в должностях экономистов; в нарушение требований части 2 пункта 14 Положения о проведении рекламных игр в отчете о проведении рекламной игры, представленном в Министерство торговли Республики Беларусь, вместо сведений о количестве участников указало количество выписанных страховых полисов.

2. ООО «С» в нарушение пунктов 12 и 14 Положения о проведении рекламных игр, правил рекламной игры:

допустило к участию в рекламной игре иностранных граждан, проживающих на территории Нидерландов, в то время как правилами рекламной игры было определено, что к участию в ней приглашаются физические лица, являющиеся гражданами Республики Беларусь, граждане других государств, лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь; граждан, не выполнивших условия, при соблюдении которых они могли стать участниками игры: не указавших необходимые для участия, предусмотренные анкетой сведения;

выдало призы рекламной игры физическим лицам, утратившим право на их получение в связи с тем, что они обратились за призами позднее установленного правилами игры срока (по истечении 7 рабочих дней после проведения каждого из розыгрышей);

не вручило призы резервным победителям после того, как победители первого, второго и третьего розыгрышей утратили право на их получение в связи с несвоевременностью обращения;

не предусмотрело в бланке анкеты участника рекламной игры среди обязательных для заполнения реквизитов реквизит, указывающий на место для подписи участника;

не вносило в протоколы проведения розыгрышей призов рекламной игры номера анкет победителей и резервных победителей, дополнительно выбранных из числа оставшихся участников в каждом розыгрыше на тот случай, если победитель не явится за призом;

неправильно определило количество участников розыгрышей призов;

не руководствовалось в своей деятельности регламентом в части выполнения правил проведения рекламных игр и контроля за их выполнением физическими лицами, желающими стать участниками;

указало при проведении рекламной игры в публикации результатов розыгрыша игры не количество участников рекламной игры, а количество договоров, заключенных с ними.

Пункт 2 Положения о порядке осуществления лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 04.05.2007 N 209 «О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь» (далее — Положение о порядке осуществления лотерейной деятельности), указывает, что лотерейная деятельность — деятельность по учреждению, организации и проведению лотерей; лотерея — игра, предусматривающая заключение в устной или письменной форме договоров, по каждому из которых одна сторона (организатор лотереи) обязывается передать другой (каждому из владельцев лотерейного билета или сделавших лотерейную ставку) определенную сумму денег или имущественный выигрыш в том случае, если на лотерейный билет или лотерейную ставку падет выигрыш, а другая сторона обязывается уплатить определенную сумму денег за лотерейный билет или лотерейную ставку независимо от того, падет или не падет на ее долю выигрыш, выпадение которого является случайным (не может быть никем специально устроено).

Проведение лотереи — осуществление комплекса мероприятий, включающих разработку и изготовление в установленном законодательством порядке лотерейных билетов (за исключением проведения электронных лотерей); получение организатором лотереи экспертного заключения на комплексы программных, программно-аппаратных, аппаратных средств, используемых при проведении лотереи, о защищенности от несанкционированного доступа, модификации, копирования, хищения, уничтожения информации и иных подобных действий; резервирование в банке денежных средств призового фонда одного тиража лотереи; реализацию лотерейных билетов (прием лотерейных ставок); приобретение имущественных выигрышей; формирование и розыгрыш призового фонда лотереи; формирование банка данных о проведении лотереи; уничтожение нереализованных лотерейных билетов, невыигрышных лотерейных билетов, приобретенных посредством систем электронных платежей, и лотерейных билетов, по которым выдан выигрыш; опубликование результатов розыгрышей призовых фондов тиражей лотереи; экспертизу выигрышных лотерейных билетов; выдачу выигрышей.

Также пункт 4 Положения о порядке осуществления лотерейной деятельности предусматривает разделение лотереи на виды.

Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. При этом заключение и оформление такого договора от имени организатора лотереи может осуществлять реализатор лотереи в соответствии с законодательством и договором с организатором лотереи (пункт 6 Положения о порядке осуществления лотерейной деятельности).

Административная ответственность за нарушения в сфере лотерейного бизнеса в настоящее время в основном охватывается статьей 12.45 КоАП.

В соответствии с частью 2 статьи 12.45 КоАП предусмотрены и иные нарушения установленного порядка осуществления лотерейной деятельности.

Примеры.

1. Согласно требованиям пункта 16 Положения о порядке осуществления лотерейной деятельности до начала реализации лотерейных билетов (приема лотерейных ставок) организатор лотереи обязан принять меры по обеспечению последующего выполнения своих обязательств по выплате выигрышей путем резервирования в банке денежных средств призового фонда одного тиража лотереи в соответствии с бизнес-планом проведения лотереи.

В соответствии с требованиями пункта 17 Положения о порядке осуществления лотерейной деятельности организатор лотереи обязан в течение всего периода ее проведения обеспечить хранение зарезервированных денежных средств в размере не менее среднеквартального призового фонда одного тиража лотереи, определяемого в соответствии с законодательством. Зарезервированные денежные средства могут быть использованы только на выплату выигрышей в денежной форме либо на приобретение имущественных выигрышей.

В соответствии с абзацем 7 пункта 30 Положения о порядке осуществления лотерейной деятельности организатор лотереи обязан до представления в Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь баз данных о реализованных (нереализованных) лотерейных билетах, игровых комбинациях, содержащихся в лотерейных билетах, обеспечить изъятие у реализаторов лотереи — юридических лиц нереализованных лотерейных билетов.

В нарушение абзаца 7 пункта 30 Положения о порядке осуществления лотерейной деятельности УП «Л» до представления в Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь баз данных о реализованных (нереализованных) лотерейных билетах тиража, игровых комбинациях, содержащихся в лотерейных билетах, не обеспечило изъятие у реализаторов лотереи нереализованных лотерейных билетов.

2. В соответствии с требованиями части 1 пункта 3 Порядка резервирования организаторами лотерей денежных средств в банках, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 03.08.2007 N 993/13 (далее — Порядок резервирования денежных средств), до начала реализации лотерейных билетов (приема лотерейных ставок) организатор в установленном порядке открывает в обслуживающем банке единый для всех проводимых им лотерей специальный счет для хранения среднеквартального призового фонда одного тиража лотерей в целях обеспечения выполнения своих обязательств по выплате выигрышей, в том числе при прекращении деятельности, и перечисляет на него с текущего (расчетного) счета денежные средства в размере призового фонда одного (первого) тиража лотереи в соответствии с бизнес-планом проведения лотереи.

Согласно требованиям пункта 4 Порядка резервирования денежных средств для хранения на специальном счете зарезервированных денежных средств в сумме не менее среднеквартального призового фонда одного тиража лотерей организатор при необходимости не позднее 22 января, 22 апреля, 22 июля и 22 октября перечисляет с текущего (расчетного) счета на специальный счет разницу между размером среднеквартального призового фонда одного тиража лотерей и остатком средств на специальном счете по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября.

В нарушение требований пункта 4 Порядка резервирования денежных средств УП «Л» не перечислило не позднее 22.01.2015 с текущего (расчетного) счета на специальный счет разницу между размером среднеквартального призового фонда одного тиража лотерей за IV квартал 2014 года и остатком средств на специальном счете по состоянию на 01.01.2015 для хранения на специальном счете зарезервированных денежных средств в сумме не менее среднеквартального призового фонда одного тиража лотерей.

Таким образом, в нарушение требований пункта 17 Положения о порядке осуществления лотерейной деятельности УП «Л» не обеспечило наличия на специальном счете денежных средств в сумме не менее среднеквартального призового фонда одного тиража лотерей (за IV квартал 2014 года). Кроме того, в нарушение требований пункта 17 Положения о порядке осуществления лотерейной деятельности УП «Л» использовало зарезервированные денежные средства не на выплату выигрышей в денежной форме и приобретение имущественных выигрышей: предприятием за счет зарезервированных денежных средств была произведена оплата за содействие в организации промоакции.

3. В соответствии с требованиями подпункта 4.11 пункта 4 Инструкции о порядке проведения лотерей в Республике Беларусь и поступления в республиканский бюджет денежных средств, полученных от проведения республиканских лотерей, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.08.2007 N 125, инструкция по проведению лотереи должна содержать порядок, сроки и место получения денежных и (или) имущественных выигрышей, гарантии выплаты выигрышей, сроки проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов, порядок расчетов с участниками лотереи в случае признания розыгрыша призового фонда тиража несостоявшимся.