Пожарной безопасностью называется такое состояние объекта, при котором исключается возможность возникновения пожара либо обеспечивается защита людей и материальных ценностей от пожара.
Статистические данные Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь свидетельствуют, что общее количество пожаров техногенного характера с начала 2011 года снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 года с 3577 до 3420, количество потерпевших в результате несчастных случаев на производстве, повлекших возникновение пожара, к началу 2011 года также уменьшилось с 218 до 200 человек по сравнению с 2010 годом. Кроме того, в марте 2011 г. подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь было ликвидировано 753 пожара на объектах, сооружениях и транспорте в городах и сельской местности, предотвращено уничтожение 748 строений и 37 единиц техники.
Правовую основу и принципы организации системы пожарной безопасности, а также деятельность органов государственного пожарного надзора в Республике Беларусь, созданных с целью защиты жизни и здоровья людей, национального достояния, всех видов собственности и экономики Республики Беларусь от пожаров определяет Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 N 2403-XII «О пожарной безопасности» (далее — Закон «О пожарной безопасности»).
Отдельное внимание в Законе «О пожарной безопасности» уделяется вопросам ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности.
Частью 4 ст. 46 Закона «О пожарной безопасности» установлено, что лица, нарушающие или не выполняющие Закон «О пожарной безопасности», требования технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, предписания, заключения, постановления и протоколы органов государственного пожарного надзора, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Особенности привлечения лиц к дисциплинарной и материальной ответственности изложены в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее — ТК). Следует учитывать, что данные виды ответственности применимы только к работникам организации, под которыми понимаются лица, состоящие в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора. Например, ст. 17 Закона «О пожарной безопасности» предусмотрены обязанности руководителей и должностных лиц организаций по обеспечению пожарной безопасности.
Кроме того, в соответствии с положениями Конвенции Международной организации труда от 20.06.1988 N 167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве» (далее — Конвенция), вступившей в силу в Республике Беларусь 21 ноября 2002 г., работодатель принимает все надлежащие меры:
- для избежания опасности возникновения пожара;
- для быстрой и эффективной ликвидации очагов возгорания;
- для обеспечения оперативной и безопасной эвакуации людей.
Соответственно за нарушение хотя бы одного из перечисленных в Законе «О пожарной безопасности» и Конвенции правил пожарной безопасности к руководителям и должностным лицам организаций может быть применена одна из мер дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, увольнение). Кроме того, руководитель организации несет полную материальную ответственность за реальный ущерб, причиненный им имуществу организации.
Работники также несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине нанимателю, в случаях, предусмотренных ТК, среди которых выделяется ущерб, причиненный преступлением. К таковому, в частности, относится ущерб, причиненный нарушением правил пожарной безопасности, повлекших возникновение пожара, лицом, ответственным за их выполнение. Однако наряду с материальной ответственностью как руководитель организации, так и работники, ответственные за нарушение правил пожарной безопасности, несут административную и уголовную ответственность.
В соответствии со ст. 23.56 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение законодательства о пожарной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо — предупреждение или наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин. Часть 2 ст. 23.56 КоАП устанавливает, что нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин.
Полномочия по проведению соответствующей проверки возложены на должностных лиц органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (п. 36 ч. 1 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП)), органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (п. 37 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП).
В случае выявления указанных нарушений при проведении проверки у юридического лица представителями вышеуказанных органов составляется протокол об административном правонарушении с последующим рассмотрением его и вынесением постановления о привлечении к административной ответственности (или направлением его в районный суд по месту нахождения юридического лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении). При установлении вины и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности суд или орган государственного пожарного надзора может назначить наказание в виде штрафа в размере до двухсот базовых величин. Статьей 3.9 ПИКоАП органам государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь предоставлено право рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 23.56 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами данных органов. Однако, кроме оговорки о необходимом условии — составлении протоколов представителями данных органов, четко не закреплено, в каких случаях протоколы рассматривает суд, а в каких — сами органы.
После вступления постановления о привлечении к административной ответственности в законную силу штраф должен быть уплачен юридическим лицом, в отношении которого вынесено данное постановление, не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения (ч. 1 ст. 15.3 ПИКоАП). В случае неуплаты штрафа лицом, подвергнутым административному взысканию, в установленные сроки копия постановления вместе с представлением о принудительном взыскании штрафа и другими документами, необходимыми для осуществления исполнения, направляется в хозяйственный суд или иной государственный орган для исполнения в соответствии со ст. 15.4 ПИКоАП.
Интересным является тот факт, что в ранее действовавшей редакции КоАП в качестве меры ответственности для юридического лица был установлен лишь штраф в размере до двухсот базовых величин. В действующей редакции альтернативой штрафу выступает такая мера, как предупреждение, что позволяет сделать вывод о либерализации действующего законодательства в отношении карательных мер. По своему содержанию предупреждение является санкцией исключительно морального характера, поскольку направлено на причинение морального вреда правонарушителю. В случае с юридическим лицом объектом морального воздействия прежде всего будет выступать деловая репутация. Кроме того, предупреждение организации выносится с целью недопущения причинения ущерба, который существенно повлиял бы на ее финансовое положение.
В случае повторного нарушения правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекших возникновение пожара, в течение года после наложения административного взыскания за нарушение правил пожарной безопасности к такому лицу применяется уголовная ответственность. Часть 1 ст. 304 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) за данное нарушение предусматривает санкцию в виде штрафа, или исправительных работ на срок до одного года, или ареста на срок до трех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения такового права.
Ответственность по ч. 1 ст. 304 УК наступает лишь тогда, когда повторное нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара, не повлекло последствий, указанных в ч. 2 и 3 ст. 304 УК (причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в крупном размере, причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, а также причинение смерти по неосторожности), и совершено лицом, ответственным за их выполнение, в течение года после наложения на него административного взыскания за любые нарушения правил пожарной безопасности, которые ранее могли быть и не связаны с возникновением пожара. Это означает, что ч. 1 ст. 304 УК предусматривает административную преюдицию, которая представляет собой предрешение вопроса об истинности фактов и правоотношений, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением при рассмотрении другого дела между теми же лицами.
Для привлечения лица к уголовной ответственности по ч. 2 и 3 ст. 304 УК наличия административной преюдиции не требуется. В случае нарушения правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшего по неосторожности возникновение пожара, причинившего тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение либо ущерб в крупном размере, указанное лицо наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения такого права.
При совершении вышеуказанного деяния, повлекшего по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, виновное лицо наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения такого права.
Ответственность по ст. 304 УК наступает только для лиц, ответственных за выполнение правил пожарной безопасности. Кроме того, действия или бездействие должностных лиц, повлекшие наступление перечисленных последствий, должны быть связаны с выполнением ими трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В таком случае работник, которому возникшим пожаром причинено телесное повреждение любой тяжести, имеет право на взыскание имущественного и морального вреда с лица, которое несет ответственность за вред, причиненный его работником, то есть с организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях (ст. 937 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Данное положение распространяется также на случаи причинения морального вреда. В иных случаях обязанность по возмещению вреда возлагается на лицо, совершившее преступление.