Понятие ответственности в широком смысле этого слова потребует достаточно много времени, чтобы уяснить его философскую, правовую, социальную и иные составляющие. В одном из словарей дефиниция «ответственность» раскрывается как «… необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия» <1>.
<1> Гавриленко, В.Г. Капитал. Энциклопедический словарь. — М.: Право и экономика, 2009.
Применительно к Закону об экономической несостоятельности (банкротстве) <2> (далее — Закон о банкротстве) все виды и формы ответственности, казалось бы, сконцентрированы в одной отсылочной норме: «Ответственность за нарушение законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) устанавливается законодательными актами» (ст. 5).
<2> Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь, 13 июля 2012 г., N 415-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — 2012. — 2/1967.
Попытаемся комплексно раскрыть содержание этой нормы, рассмотреть все ее аспекты и нюансы.
Об ответственности за нарушение законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) говорится в двух кодексах: Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях <3> (далее — КоАП) и Уголовном кодексе Республики Беларусь <4> (далее — УК).
<3> Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 N 194-З: ред. от 12.07.2013: с изм. и доп., вступившими в силу с 24.10.2013 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — N 63. — 2/946.
<4> Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З (ред. от 12.07.2013) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 1999. — N 76. — 2/50.
КоАП предусматривает следующие составы административных правонарушений:
- осуществление деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (ст. 11.65);
- необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), установленных в отношении индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо представление не соответствующего действительности обоснования отказа в принятии таких мер, а также умышленное принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству);
- сокрытие, отчуждение, повреждение или уничтожение имущества индивидуального предпринимателя или юридического лица, неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер, с целью сорвать или уменьшить возмещение убытков кредитору (кредиторам), совершенные этим индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником имущества этого юридического лица, если эти деяния не влекут уголовной ответственности;
- совершенные при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства) сокрытие, повреждение или уничтожение имущества индивидуального предпринимателя или юридического лица, неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер, либо сокрытие сведений о наличии имущественных обязательств перед кредиторами или сведений о наличии имущественных обязательств перед этим индивидуальным предпринимателем или этим юридическим лицом, а равно нарушение установленных законодательством порядка или условий отчуждения такого имущества или совершения иных сделок с ним;
- неисполнение предусмотренной законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве);
- подача в хозяйственный суд заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом), содержащего заведомо недостоверные, документально не подтвержденные сведения о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
- представление кандидатур временных (антикризисных) управляющих, не соответствующих требованиям законодательных актов;
- воздействие в какой-либо форме на временного (антикризисного) управляющего в целях воспрепятствования исполнению им обязанностей временного (антикризисного) управляющего, если это деяние не влечет уголовной ответственности;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение временным (антикризисным) управляющим своих обязанностей, если в этих действиях нет состава преступления;
- неисполнение предусмотренных законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве) обязанностей при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства), при отсутствии признаков административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 8 статьи 12.13 КоАП (ст. 12.13).
УК предусматривает следующие составы уголовных преступлений, связанных с экономической несостоятельностью (банкротством):
- представление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в целях получения кредита либо льготных условий кредитования или выделения субсидии заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или субсидии, либо умышленное несообщение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица кредитору или органу, выделившему субсидию, информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или субсидирования (ч. 1 ст. 237);
- деяния, предусмотренные частью первой статьи 237 УК, совершенные с целью получения государственного целевого кредита либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (ч. 2 ст. 237);
- подача индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в хозяйственный суд заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве), иных документов, содержащих заведомо недостоверные сведения о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, в целях признания этого должника экономически несостоятельным (банкротом) (ложная экономическая несостоятельность (банкротство)) (ч. 1 ст. 238);
- ложная экономическая несостоятельность (банкротство), повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере (ч. 2 ст. 238);
- сокрытие неплатежеспособности индивидуального предпринимателя или юридического лица, имеющей или приобретающей устойчивый характер, совершенное этим индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником имущества этого юридического лица путем представления сведений, не соответствующих действительности, подделки документов, искажения бухгалтерской отчетности или иным способом, повлекшее причинение ущерба кредитору (кредиторам) в крупном размере (ст. 239);
- умышленные создание или увеличение неплатежеспособности индивидуального предпринимателя или юридического лица, совершенные этим индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником имущества этого юридического лица в личных интересах или в интересах иных лиц и повлекшие причинение ущерба в крупном размере (ч. 1 ст. 240);
- те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (ч. 2 ст. 240);
- сокрытие, отчуждение, повреждение или уничтожение имущества индивидуального предпринимателя или юридического лица, неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер, с целью сорвать или уменьшить возмещение убытков кредитору (кредиторам), совершенные этим индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником имущества этого юридического лица, повлекшие причинение ущерба кредитору (кредиторам) в крупном размере (ст. 241).
Однако при рассмотрении ответственности за нарушение законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) необходимо учитывать и иные нормы самого Закона о банкротстве.
Анализ Закона о банкротстве показывает наличие в нем самых разнообразных форм и видов ответственности.
В статье 11 Закона о банкротстве установлена обычная и дополнительная (повышенная) гражданско-правовая ответственность должника и иных лиц в деле об экономической несостоятельности (банкротстве). Она заключается в следующем.
«Если в хозяйственный суд подано заявление должника при наличии у лица, от имени которого подано это заявление, возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, то лицо, от имени которого подано заявление, несет перед кредиторами ответственность за реальный ущерб, причиненный этим действием.
Если экономическая несостоятельность (банкротство) должника — юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или иными лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
При неподаче должником заявления должника в случаях и срок, установленных частями второй и шестой статьи 9 настоящего Закона, руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) и (или) иные виновные в этом лица, уполномоченные в соответствии с учредительными документами, договорами или законодательством управлять должником — юридическим лицом, в том числе принимать решение о подаче заявления должника, солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Иски о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи, предъявляются после открытия ликвидационного производства в хозяйственный суд в случае выявления недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов. В период рассмотрения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) такие иски подаются в хозяйственный суд, рассматривающий это дело.
Иски управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности предъявляются на сумму неудовлетворенных требований кредиторов и рассматриваются хозяйственным судом до вынесения определения о завершении ликвидационного производства.
Кредитор (кредиторы) или его (их) правопреемники, государственные органы, прокурор, контролирующие органы вправе предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности в случаях, указанных в части второй настоящей статьи, в течение десяти лет с момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в хозяйственный суд, рассматривавший это дело.
Субсидиарная ответственность возлагается на лиц, указанных в части второй настоящей статьи, и в случаях прекращения права собственности на имущество должника, выбытия из состава участников (учредителей) должника, прекращения трудовых отношений с должником, а также прекращения права давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия в течение срока, предусмотренного частью шестой настоящей статьи» (ст. 11 Закона о банкротстве).
Говоря об ответственности в виде возмещения реального ущерба, необходимо обратиться к ст. 14 Гражданского кодекса Республики Беларусь <5>, в которой дается расшифровка понятия «реальный ущерб»: это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества.
<5> Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (ред. от 05.01.2013) // Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. — 1999. — N 7-9. — Ст. 101.
Ответственность за реальный ущерб установлена не только в ст. 11 Закона о банкротстве, но и в некоторых иных его нормах.
В ст. 108 Закона о банкротстве определено, что контрагент по договору должника вправе требовать возмещения реального ущерба, причиненного отказом управляющего от исполнения договора.
В части девятнадцатой ст. 127 Закона о банкротстве предусмотрено, что, если организатор торгов отказался от проведения торгов с нарушением сроков, указанных в части восемнадцатой этой же статьи, он обязан возместить участникам торгов понесенный ими реальный ущерб.
Если виновными действиями временной администрации банку причинены убытки, то участники (акционеры) банка, владеющие в совокупности не менее чем одним процентом долей в уставном фонде (акций), вправе предъявить в хозяйственный суд иск к руководителю временной администрации о возмещении банку реального ущерба (часть третья ст. 192 Закона о банкротстве).
Солидарная (повышенная) субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам должника установлена Законом о банкротстве для лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия, если эти указания и иные деяния вызвали экономическую несостоятельность (банкротство) должника — юридического лица, а также для лиц, уполномоченных управлять должником — юридическим лицом, в том числе принимать решение о подаче заявления должника, при неподаче такого заявления в случаях и срок, когда они были обязаны подать его.
Солидарная субсидиарная ответственность предусмотрена также для руководителей и учредителей (участников) должника — организации, осуществлявшей незаконную деятельность по привлечению денежных средств физических лиц (ст. 219 Закона о банкротстве).
Такая же ответственность установлена для лиц, допустивших нарушение требования, установленного частью второй статьи 233 Закона о банкротстве (неподача заявления о банкротстве должника в течение месяца) по платежным обязательствам юридического лица, а также обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и по иным расходам, установленным статьей 141 Закона о банкротстве, в размере неудовлетворенных требований кредиторов (ст. 235 Закона о банкротстве).
Подавать иски о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника — юридического лица и (или) иных виновных в экономической несостоятельности (банкротстве) должника лиц — одна из обязанностей управляющего (ст. 77 Закона о банкротстве).
В Законе о банкротстве теперь имеются и нормы, ограничивающие ответственность: «Размер пени, начисленной за неуплату, неполную и (или) несвоевременную уплату обязательных платежей градообразующими или приравненными к ним организациями, государственными организациями в период принятия мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), не может превышать суммы задолженности по обязательным платежам» (ч. 1 ст. 19).
Эти правовые нормы применяются в случае представления государственными органами органам, начисляющим пеню, документов, подтверждающих принятие мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) (ч. 2 ст. 19 Закона о банкротстве). Это новое правило можно объяснить двумя причинами. Первая из них — особенность данной категории должников. Это градообразующие и приравненные к ним организации, а также государственные организации, которые государство заинтересовано санировать, а не ликвидировать. Поэтому было бы нелогично самому государству взыскивать с них повышенную пеню и одновременно стремиться к их санации. Вторая причина заключается в стимулирующем эффекте этих норм для принятия мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).
В части второй статьи 62 Закона о банкротстве указано на персональную ответственность руководителя управляющего — юридического лица.
Обязательным условием осуществления деятельности управляющего — юридического лица и управляющего — индивидуального предпринимателя является заключение такими управляющими договора обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в порядке, установленном законодательством (часть восьмая ст. 63 Закона о банкротстве).
Сравнительный анализ приведенных выше правовых норм белорусского Закона о банкротстве с правовыми нормами российского Закона «О несостоятельности (банкротстве)» <6> (далее — Закон о банкротстве Российской Федерации) указывает на их существенные отличия, а также на возможные резервы в смысле их совершенствования и предупреждения экономической несостоятельности (банкротства).
<6> О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон Российской Федерации, 26 окт. 2002 г., N 127-ФЗ: ред. от 23.07.2013: с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013 // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 43. — Ст. 4190.
Во-первых, в Законе о банкротстве Российской Федерации установлена повышенная ответственность в виде возмещения убытков (реальный ущерб и упущенная выгода) для большего круга лиц (руководитель должника или учредитель (участник) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, члены органов управления должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор), гражданин-должник) за любые нарушения указанного Закона (п. 1 ст. 10).
Также в виде возмещения убытков установлена ответственность должника в случае, если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя (п. 3 ст. 10 Закона о банкротстве Российской Федерации).
Во-вторых, только субсидиарную ответственность без указания на солидарный ее характер несут лица, виновные в нарушении обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд, на которых настоящим законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве Российской Федерации).
В-третьих, солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам должника несут несколько контролирующих должника лиц, если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия этих лиц, в случае недостаточности имущества должника (ч. 4 ст. 10 Закона о банкротстве Российской Федерации). Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, руководитель должника) (ст. 2 Закона о банкротстве Российской Федерации).
В-четвертых, заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, а также заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления), рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника.
Производство по делу о банкротстве не может быть прекращено до вынесения арбитражным судом определения по требованиям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. В случае прекращения процессуальных действий по делу о банкротстве арбитражный суд по своей инициативе может приостановить производство по делу о банкротстве до вынесения определения по требованиям о привлечении указанных лиц к ответственности. Арбитражному управляющему не выплачивается фиксированная сумма вознаграждения за счет средств должника за этот период, в течение которого дело о банкротстве приостановлено (п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве Российской Федерации).
В-пятых, денежные средства, взысканные с контролирующих должника лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, а также взысканные убытки включаются в конкурсную массу (п. 8 ст. 10 Закона о банкротстве Российской Федерации).
В-шестых, в случае, если на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника (п. 1 ст. 20.2 Закона о банкротстве Российской Федерации).
В-седьмых, предусмотрена отдельная статья, устанавливающая ответственность арбитражного управляющего (исключение арбитражного управляющего из членов саморегулируемой организации, отстранение от обязанностей, дисквалификация, возмещение убытков) (ст. 20.4 Закона о банкротстве Российской Федерации).
В-восьмых, подробно регламентирован договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего (ст. 24.1 Закона о банкротстве Российской Федерации).