В сфере информатизации вопросы осуществления государственных закупок регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 02.12.2013 N 531 «О некоторых вопросах информатизации» (далее — Указ N 531), а также Указом Президента Республики Беларусь от 22.12.2014 N 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций» (далее — Указ N 612). Эти документы приняты в целях совершенствования управления процессами информатизации в Республике Беларусь и реализации государственной политики в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и высоких технологий.
Ответственность за нарушение законодательства, регулирующего порядок проведения государственных закупок, в сфере информатизации наступает на общих основаниях в соответствии с законодательством.
Специфика заключается в том, что количество факторов, которые могут повлечь принятие мер воздействия к виновным лицам со стороны контролирующих органов, возрастает, так как в сфере информатизации государственные закупки осуществляются в особом порядке, отличном от устоявшейся практики.
Следует отметить, что основополагающие нормативные правовые акты, направленные на регламентацию государственных закупок (Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о государственных закупках), постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 N 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление N 778)), не содержат прямых норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках.
В частности, согласно статье 58 Закона о государственных закупках лица, виновные в нарушении законодательства о государственных закупках, несут ответственность, установленную законодательными актами.
На практике в подавляющем большинстве случаев за нарушение действующего в Республике Беларусь законодательства о государственных закупках наступает административная ответственность, предусмотренная нормами Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Самым распространенным основанием для привлечения к административной ответственности при проведении процедур государственных закупок в сфере информатизации является нарушение порядка организации государственных закупок товаров (работ, услуг).
Согласно части 4 статьи 11.16 КоАП такими нарушениями могут быть:
- не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, регламентированных Положением о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденным постановлением N 778;
- иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок.
Справочно. В частности, может быть квалифицировано как иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок непроведение изучения конъюнктуры рынка заказчиком (организатором) при осуществлении процедуры закупки из одного источника.
Это обусловлено тем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 50 Закона о государственных закупках заказчик (организатор) только на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора. Содержание указанной нормы носит императивный характер, сам заказчик (организатор) не может принять решение о целесообразности проведения изучения конъюнктуры рынка, поэтому неисполнение этого требования — основание для привлечения виновных лиц к административной ответственности;
- изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества;
- уклонение руководителями государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в случае, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным.
Следует отметить, что ответственность по статье 11.16 КоАП применяется при условии, что в вышеуказанных деяниях нет состава преступления, установленного статьями Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).
В соответствии со статьями 3.2, 3.7, 3.15 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 4 статьи 11.16 КоАП, рассматриваются судом, органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также органами Министерства финансов Республики Беларусь и финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов.
Согласно статье 3.30 ПИКоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 11.16 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица областных и Минского городского исполнительных комитетов, районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов, органов Министерства торговли Республики Беларусь.
Рассмотрим подробнее возможные нарушения при проведении процедур государственных закупок именно в сфере информатизации, которые являются основанием для привлечения виновных должностных лиц заказчика (организатора) к ответственности.
В общем порядке в соответствии со статьей 17 Закона о государственных закупках при проведении государственных закупок применяются следующие процедуры:
- открытый конкурс;
- закрытый конкурс;
- электронный аукцион;
- процедура запроса ценовых предложений;
- процедура закупки из одного источника;
- биржевые торги.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Указа N 612 в сфере информатизации до 1 января 2016 г. не применяются такие процедуры государственных закупок, как электронный аукцион и биржевые торги.
Следовательно, применение этих процедур заказчиком (организатором) в сфере информатизации — это нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов должностным лицом либо государственным служащим, не являющимся должностным лицом, которое влечет ответственность по статье 23.83 КоАП.
Статья 23.83 КоАП является общей нормой, предусматривающей ответственность за любые нарушения установленного законодательством порядка проведения конкурсов и аукционов.
Однако ответственность по статье 23.83 КоАП применяется в случае отсутствия специальных норм, устанавливающих ответственность за отдельные виды таких нарушений. При этом, как указывалось выше, КоАП содержит целый ряд специальных норм, устанавливающих ответственность за определенные нарушения порядка проведения закупок.
Согласно статьям 3.2, 3.7 ПИКоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.83 КоАП, рассматриваются судом, органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Справочно. Согласно Перечню товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, утвержденному постановлением N 778, оборудование офисное и вычислительная техника (компьютеры) закупаются именно с применением электронного аукциона.
Но в сфере информатизации (с учетом императивности норм Указа N 531 и Указа N 612) при закупке компьютерной техники на практике в зависимости от суммы закупки заказчиками проводится открытый (закрытый) конкурс либо процедура запроса ценовых предложений.
Также помимо перечисленных условий при проведении процедур государственных закупок в сфере информатизации заказчикам мероприятий программ информатизации необходимо:
1. Включить мероприятие в сфере информатизации, для реализации которого проводится процедура государственной закупки товаров (работ, услуг), в государственную, отраслевую либо региональную программу информатизации (подпункт 1.2 пункта 1 Указа N 612).
Справочно. Перечень мероприятий в сфере информатизации утвержден постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 10.04.2014 N 4 (далее — Перечень).
Перечень содержит ряд мероприятий, которые не подлежат включению в программы информатизации независимо от суммы годовой потребности закупаемых товаров (работ, услуг).
Также в программы информатизации не включаются мероприятия по приобретению программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, прав на объекты интеллектуальной собственности, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, если ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки (за счет бюджетных средств) составляет не более 300 базовых величин и не более 1000 базовых величин за счет собственных средств (абзац второй пункта 3 Перечня).
Вопрос включения мероприятия в программу информатизации имеет важное значение, так как в соответствии с абзацем пятым пункта 7 Указа N 531 финансирование государственными органами и организациями мероприятий в сфере информатизации, не включенных в соответствующую программу информатизации, либо программ информатизации, не согласованных с помощником Президента Республики Беларусь — начальником главного идеологического управления Администрации Президента Республики Беларусь, не допускается.
2. Проводить процедуры закупок только с участием Департамента информатизации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, который является единым организатором процедур государственных закупок в сфере информатизации (далее — единый организатор) (подпункт 1.3 пункта 1 Указа 612).
Справочно. Положение о едином организаторе процедур государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций, утвержденное постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 16.01.2015 N 3 (далее — Положение о едином организаторе), определяет задачи и функции единого организатора процедур государственных закупок товаров (работ, услуг) в сфере информатизации.
Единый организатор проводит следующие процедуры:
- открытый и закрытый конкурсы;
- запрос ценовых предложений при пороговом значении ориентировочной стоимости товаров (работ, услуг), установленном Советом Министров Республики Беларусь;
- закупку из одного источника в случаях, предусмотренных законодательством.
Для проведения процедур государственных закупок единый организатор формирует комиссию для их проведения. При этом в состав комиссии включаются представители заказчиков мероприятий программы информатизации, как правило, из числа руководителей структурных подразделений, ответственных за исполнение таких мероприятий (подпункт 7.2 пункта 7 Положения о едином организаторе).
3. Разработать и утвердить техническое задание по мероприятию программы информатизации, получить положительное заключение научно-технической экспертизы, проводимой Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь (подпункт 1.5 пункта 1 Указа N 612).
Только при наличии технического задания, получившего положительное заключение государственной научно-технической экспертизы, можно приступать к проведению соответствующей процедуры закупки в сфере информатизации.
Справочно. Форма технического задания утверждена постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 16.01.2015 N 2/4 «Об установлении типовой формы технического задания по мероприятию государственной, отраслевой, региональной программы информатизации».
В соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 Указа N 612 заказчики мероприятий программ информатизации для подготовки технических заданий вправе привлекать на договорной основе научные, проектные и конструкторские организации вне зависимости от подчиненности и формы собственности, а также ученых и специалистов, в том числе зарубежных.
4. Согласовать с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь конкурсные документы (абзац четвертый пункта 4 Указа N 531).
Справочно. Согласовываются только конкурсные документы и только при осуществлении государственных закупок (открытый, закрытый конкурс).
Документы должны соответствовать примерным формам, которые утверждены постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 N 14 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок» (далее — постановление N 14) (приложения 28, 29 к постановлению N14).
Документы, связанные с проведением иных процедур государственных закупок (запрос ценовых предложений, закупка из одного источника), а также документы для проведения закупок в строительстве и закупок за счет собственных средств согласованию с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь не подлежат.
5. Указать в конкурсных документах критерии оценки и сравнения предложений участников в соответствии с подпунктом 1.12 пункта 1 Указа N 612 (помимо критериев, определенных законодательством), которыми являются:
- наличие подтвержденного положительного опыта в сфере разработки и внедрения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;
- уровень функциональных и технических характеристик создаваемых информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;
- объем прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности, предоставляемых заказчикам мероприятий программ информатизации;
- обеспечение обучения работе с информационной системой, включая продолжительность такого обучения;
- выполнение не менее 85 процентов объема работ (услуг) без привлечения субподрядчиков (соисполнителей).
Справочно. Критерий выполнения не менее 85 процентов объема работ (услуг) без привлечения субподрядчиков (соисполнителей) введен для снижения необоснованного посредничества при выполнении мероприятий программ информатизации.
Таким образом, согласно вышеуказанной норме такие критерии в сфере информатизации устанавливаются только для государственной закупки работ (услуг) по созданию информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей.
Так как в абзаце первом подпункта 1.12 пункта 1 Указа N 612 не содержится указание на проведение процедуры конкурса, по нашему мнению, дополнительные критерии в сфере информатизации должны применяться и при проведении процедуры запроса ценовых предложений для закупки работ (услуг) по созданию информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей.
Это обусловлено тем, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа N 612 государственные закупки в сфере информатизации проводятся в порядке, установленном Законом о государственных закупках, иными актами законодательства, регулирующими отношения в области государственных закупок, с учетом изъятий и ограничений, предусмотренных Указом N 612.
В случае закупки товаров в сфере информатизации (в том числе компьютерного, телекоммуникационного оборудования), а также услуг при проведении запроса ценовых предложений выбирается участник, предложивший наименьшую цену в соответствии со статьей 49 Закона о государственных закупках.
Также в связи с тем, что в мероприятиях программ информатизации значительный удельный вес составляют разработки программного обеспечения и технических средств, Указом N 612 предусмотрено установление в качестве существенного условия выполнения договора, заключаемого для реализации этих мероприятий, определения обладателей имущественных прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности.
В связи с изложенным обращаем внимание, что невыполнение вышеуказанных предписаний является нарушением законодательства и может повлечь административную ответственность.
Помимо административной ответственности в некоторых случаях несоблюдение установленных законодательством норм, регулирующих порядок проведения закупок, может повлечь:
- дисциплинарную ответственность на основании норм Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК);
- уголовную ответственность в соответствии с УК;
- гражданско-правовую ответственность в соответствии с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК).
Рассмотрим некоторые аспекты наступления такой ответственности.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 7 Указа N 531 руководители государственных органов и организаций по согласованию с помощником Президента Республики Беларусь — начальником главного идеологического управления Администрации Президента Республики Беларусь обязаны назначать ответственных за реализацию программ информатизации из числа своих заместителей (в частности, заместитель Министра связи и информатизации Республики Беларусь по отраслевой программе информатизации или заместитель председателя облисполкома по региональной программе информатизации).
Соответственно в должностных инструкциях конкретных исполнителей должны быть указаны обязанности по обеспечению государственных закупок в сфере информатизации, которые, как указывалось выше, осуществляются только на основании программ информатизации и для реализации мероприятий, включенных в эти программы. Неисполнение этих обязанностей влечет дисциплинарную ответственность.
В соответствии с подпунктом 5.1-4 пункта 5 Положения о Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2004 N 302 «Об утверждении Положения о Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь», Министерство связи и информатизации Республики Беларусь разрабатывает и вносит в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в невыполнении мероприятий, включенных в программы информатизации. На практике это касается в первую очередь дисциплинарной ответственности.
Справочно. Такие предложения основываются на результатах мониторинга, проводимого Департаментом информатизации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.
В соответствии с Инструкцией о порядке ведения реестра мероприятий в сфере информатизации, утвержденной постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 16.01.2015 N 2, в целях осуществления мониторинга и анализа итогов реализации государственных, отраслевых и региональных программ информатизации формируется реестр мероприятий в сфере информатизации.
В случае если в деяниях должностных лиц, осуществляющих организацию и проведение государственных закупок в сфере информатизации, будут выявлены признаки преступлений, предусмотренных УК, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение должностных преступлений по соответствующим частям:
- статьи 424 за умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями);
- статьи 425 за умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица);
- статьи 427 за внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделку документов, либо составление и выдачу заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (служебный подлог);
- статьи 428 за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия (служебная халатность).
Говоря об ответственности за нарушения норм законодательства при осуществлении закупок в сфере информатизации, нужно упомянуть об иных последствиях, наступающих в результате таких нарушений в рамках гражданско-правовых отношений.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 57 Закона о государственных закупках процедура государственной закупки, проведенная с нарушением законодательства о государственных закупках, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица.
При этом согласно пункту 2 статьи 57 Закона о государственных закупках признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры.
Из этого следует, что в отличие от статьи 419 ГК, определяющей возможность признания недействительной только процедуры торгов, Закон о государственных закупках предоставляет возможность признать недействительной любую процедуру государственной закупки (в том числе в сфере информатизации с учетом изъятий и ограничений, установленных Указом N 612), проведенную с нарушением законодательства.
В случае если договор по результатам процедуры закупки, проведенной с нарушениями, уже заключен, то обжалование действий организатора процедуры следует осуществлять в судебном порядке путем подачи иска о признании процедуры закупки недействительной. При этом нужно иметь в виду, что признание процедуры закупки недействительной влечет не расторжение договора, заключенного по результатам такой процедуры, а признание такого договора недействительным.
В соответствии со статьей 168 ГК недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Следовательно, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре — возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены ГК либо иными законодательными актами.