Уголовная ответственность.
Как уже упоминалось в части 1 данной статьи, представление искаженных данных государственной статистической отчетности, повлекшее причинение крупного ущерба либо существенного вреда правам и законным интересам граждан или государственным либо общественным интересам, а также представление заведомо ложных данных государственной статистической отчетности влекут ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 427 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), за служебный подлог.
Искажением данных государственной статистической отчетности является неправильное отражение (неотражение) первичных статистических данных в государственной статистической отчетности.
Искажение отчетности в рассматриваемой ситуации может возникнуть в результате ошибок и (или) недобросовестных действий, совершенных должностным или иным уполномоченным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности.
Разграничивающим фактором между недобросовестным действием и ошибкой являются намерения, лежащие в основе действий, приведших к искажению отчетности, то есть их преднамеренность или непреднамеренность.
То есть к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, совершившие умышленные действия по искажению отчетности для представления ее органам государственной статистики и уполномоченным государственным организациям.
Ответственность за служебный подлог наступает независимо от последствий. Преступление считается оконченным с момента внесения должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделки документов, либо составления и выдачи заведомо ложных документов, совершенных с целью искажения данных государственной статистической отчетности.
Санкция части 2 статьи 427 УК предусматривает наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Дисциплинарная ответственность.
Независимо от привлечения лица, виновного в представлении искаженных (заведомо ложных) данных государственной статистической отчетности, несвоевременном представлении или непредставлении такой отчетности, к административной, экономической или уголовной ответственности указанное лицо согласно подпункту 1.4 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 18.05.1999 N 22 «О некоторых мерах по недопущению искажений данных государственной статистической отчетности» привлекается к дисциплинарной ответственности.
Согласно статье 198 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) за совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
Для отдельных категорий работников с особым характером труда (работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, авиационного персонала гражданской авиации Республики Беларусь) могут предусматриваться также другие меры дисциплинарного воздействия.
Порядок наложения дисциплинарных взысканий регулируется нормами главы 14 ТК.
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.
К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.
Руководители организаций вправе применять к работникам, нарушившим производственно-технологическую, исполнительскую или трудовую дисциплину, в качестве меры дисциплинарного взыскания лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев (подпункт 3.3 пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 N 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет N 5)).
Увольнение как крайняя мера дисциплинарной ответственности.
Согласно подпункту 6.13 пункта 6 Декрета N 5 неоднократное (два раза и более в течение 6 месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений является дискредитирующим обстоятельством, за которое предусмотрено увольнение.
До увольнения работника по указанному основанию проводится проверка допущенных им нарушений, результаты которой оформляются актом (служебной запиской), а также истребуется письменное объяснение работника.
В случае отказа работника от дачи объяснений составляется соответствующий акт.
Аналогичным образом оформляется увольнение при неоднократном представлении неполных или недостоверных сведений.
Характеристика правонарушений, совершаемых в сфере государственной статистической отчетности.
Правонарушения, связанные с представлением данных государственной статистической отчетности, выявленные в 2014 году, характеризуются следующими показателями <1>.
<1> При подготовке материала использовались:
Сведения о регистрации и предварительном расследовании преступлений: форма N 453 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь;
Сведения из Единого государственного банка данных о правонарушениях / Информ. центр МВД Респ. Беларусь;
Сведения об административных правонарушениях, зарегистрированных органами внутренних дел: форма N 701 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.
Совершено административных правонарушений, предусмотренных статьей 23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), — 1711, в том числе частью 1 статьи 23.18 КоАП — 1463, частью 2 статьи 23.18 КоАП — 21, частью 3 статьи 23.18 КоАП — 227, частью 4 статьи 23.18 КоАП — 0.
За указанный период зарегистрировано 92 преступления, предусмотренных частью 2 статьи 427 УК.
Как следует из приведенной статистики, наибольшее количество административных правонарушений выявлено по части 1 статьи 23.18 КоАП за представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики.
Санкция части 1 статьи 23.18 КоАП предусматривает наказание в виде штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин.
Наиболее часто на практике имеют место правонарушения, которые можно объединить в следующие группы:
— представление органам государственной статистики искаженных данных государственной статистической отчетности.
Анализ привлечения к административной ответственности свидетельствует об искажении значительной части установленных законодательством форм государственной статистической отчетности. В их числе: форма государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 07.07.2014 N 81 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг» и указаний по ее заполнению», форма государственной статистической отчетности 4-ф (средства) «Отчет о составе средств», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30.01.2014 N 13 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-ф (средства) «Отчет о составе средств» и указаний по ее заполнению», форма государственной статистической отчетности 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.06.2014 N 48 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» и указаний по ее заполнению» (далее — форма 12-тэк), и т.п.
Например, в отчете одной из организаций по форме государственной статистической отчетности 4-ун «Отчет об объеме платных услуг населению», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20.08.2013 N 170 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-ун «Отчет об объеме платных услуг населению» и указаний по ее заполнению», квартальной периодичности объем платных услуг населению за различные отчетные периоды завышен на 2 млн.руб.; на 1,3 млн.руб.; за соответствующие периоды предыдущего года на 0,6 млн.руб.
В отчете по форме 12-тэк месячной периодичности представлены искаженные данные: за январь расход котельно-печного топлива занижен на 9 тонн условного топлива (на 33,3%); за январь — февраль расход котельно-печного топлива занижен на 5 тонн условного топлива (на 39,1%), расход электрической энергии занижен на 12 тысяч киловатт-часов (на 42,8%); за январь — март расход котельно-печного топлива занижен на 1 тонну условного топлива (на 4%), расход электрической энергии занижен на 13 тысяч киловатт-часов (на 38,2%) и т.п. По всем отчетным периодам установлены искажения данных указанной статистической отчетности.
Этой же организацией в отчете по форме государственной статистической отчетности 4-тэк (топливо) «Отчет об остатках, поступлении и расходе топлива», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.06.2014 N 50 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-тэк (топливо) «Отчет об остатках, поступлении и расходе топлива» и указаний по ее заполнению», завышалось количество поступивших дров, а также занижалось количество израсходованных дров.
Сельскохозяйственной организацией в отчете по форме государственной статистической отчетности 12-сх (животноводство) «Отчет о состоянии животноводства», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 16.06.2014 N 60 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-сх (животноводство) «Отчет о состоянии животноводства» и указаний по ее заполнению», за январь — август данные о приросте молодняка, привесах крупного рогатого скота от выращивания, о производстве и реализации молока, о наличии коров молочного стада, фактически скошенных (убранных) площадях пшеницы, ячменя, овса, тритикале и валовом сборе ячменя не соответствуют данным первичных бухгалтерских документов по учету продукции животноводства и растениеводства.
В форме государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19.08.2013 N 163 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду» и указаний по ее заполнению», представленной организацией в органы государственной статистики в установленные сроки, за январь — март, январь — май, январь — август по показателю «Фонд заработной платы работников списочного и несписочного состава и внешних совместителей» включены материальная помощь, оказываемая родителям при рождении ребенка, материальная помощь родителям, имеющим детей-учащихся, для подготовки к началу учебного года; за январь — сентябрь списочная численность работников в среднем за период завышена на число работников, находящихся в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в результате ошибочных арифметических расчетов;
— непредставление органам государственной статистики данных государственной статистической отчетности.
Наибольшее количество фактов нарушений по данному основанию обусловлено непредставлением в отдел статистики сведений по форме государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 08.05.2014 N 40 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указаний по ее заполнению» (далее — форма 12-т (задолженность)), при наличии в организации задолженности по выплате заработной платы;
— несвоевременное представление органам государственной статистики данных государственной статистической отчетности.
Так, например, организацией несвоевременно были представлены сведения по форме государственной статистической отчетности 6-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.12.2013 N 254 «Об утверждении форм государственной статистической отчетности 6-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» и 4-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» и указаний по их заполнению», периодичностью представления 8 раз в год.
Также несвоевременно были представлены сведения по форме государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.01.2014 N 7 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах» и указаний по ее заполнению», и по форме государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.01.2014 N 9 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов» и указаний по ее заполнению» (далее — форма 12-ф (расчеты)), месячной периодичности, срок представления которых истекал соответственно 25-го и 26-го числа (представлены 1-го числа следующего месяца).
За непредставление в органы государственной статистики сведений по форме государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.01.2014 N 7 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах» и указаний по ее заполнению», к 25-му числу после отчетного периода (представлена 29-го числа данного месяца) директор ОАО привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
Подобные правонарушения имели место во многих других организациях. Практика привлечения к административной ответственности свидетельствует, что средний размер штрафа за правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 23.18 КоАП, в 2014 году составлял 20 базовых величин.
По части 2 статьи 23.18 КоАП к административной ответственности привлекаются должностные и (или) иные уполномоченные лица за представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Санкция части 2 статьи 23.18 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от ста до двухсот базовых величин.
Так, например, директор транспортного частного унитарного предприятия С. повторно в течение года после наложения административного взыскания в органы государственной статистики не представил сведения по форме 12-т (задолженность).
Директор КУСП повторно в течение года после наложения административного взыскания в органы государственной статистики представил государственную статистическую отчетность по форме 12-т (задолженность), которая содержала искаженные статистические данные.
Директор дочернего коммунального унитарного строительного предприятия повторно в течение года после наложения административного взыскания по части 1 статьи 23.18 КоАП несвоевременно представил в органы государственной статистики государственную статистическую отчетность по форме 12-т (задолженность).
Средний размер штрафа за правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 23.18 КоАП, в 2014 году составлял сто базовых величин.
По части 3 статьи 23.18 КоАП к административной ответственности привлекаются должностные и (или) иные уполномоченные лица за представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики. Указанные действия влекут наложение штрафа в размере от двадцати до восьмидесяти базовых величин.
Как правило, предусмотренные диспозицией части 3 статьи 23.18 КоАП действия должностных лиц выявляются в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий и ведомственных проверок.
Например, при проведении областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды плановой проверки субъекта хозяйствования выявлен факт искажения данных по форме государственной статистической отчетности 1-вода (Минприроды) «Отчет об использовании воды», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19.09.2013 N 209 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-вода (Минприроды) «Отчет об использовании воды» и указаний по ее заполнению», что повлекло наложение штрафа в размере двадцати базовых величин.
А., являясь должностным лицом, ответственным за составление и представление данных по форме государственной статистической отчетности 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства и других вторичных и возобновляемых энергоресурсов», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.08.2011 N 205 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства и других вторичных и возобновляемых энергоресурсов» и указаний по ее заполнению», представил в областное управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов искаженные данные государственной статистической отчетности.
По части 4 статьи 23.18 КоАП к административной ответственности привлекаются должностные и (или) иные уполномоченные лица за повторное в течение одного года после наложения административного взыскания по части 3 статьи 23.18 КоАП представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики.
В 2014 году лица по части 4 статьи 23.18 КоАП не привлекались, что обусловлено в том числе ограничениями, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», в части периодичности проведения плановых проверок.
Характеристика преступлений, связанных с искажением государственной статистической отчетности.
Как отмечалось ранее, за внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделку документов, либо составление и выдачу заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, совершенные с целью искажения данных государственной статистической отчетности, предусмотрена ответственность по части 2 статьи 427 УК. Основным фактором, разграничивающим административно-правовую ответственность и уголовную, являются мотивы лица при совершении указанных деяний.
Такими мотивами обязательно являются корыстная или иная личная заинтересованность, которая выражается в стремлении создать видимость благополучного положения на предприятии, желании избежать привлечения к дисциплинарной и иной ответственности, увольнения с занимаемой должности за невыполнение прогнозных показателей и т.п.
Например, А., работая в должности бригадира производственной бригады в животноводстве, внесла заведомо ложные сведения в официальные документы (акты на выбытие животных и птицы, отчет о движении скота и птицы) с целью сокрытия падежа 8 голов молодняка.
Л., будучи главным бухгалтером КПУП, из корыстной и иной личной заинтересованности внесла в отчет формы 12-ф (расчеты) ложные сведения об отсутствии просроченной кредиторской задолженности по заработной плате работникам предприятия, которая на самом деле имела место, во избежание проведения разбирательства по факту невыплаты заработной платы и последующего привлечения к административной ответственности.
Таким образом, изложенное выше свидетельствует об актуальности установления законодателем различных видов ответственности в сфере осуществления государственной статистической деятельности, так как от достоверности первичных статистических данных зависит надежное функционирование системы сбора, обработки, обобщения, накопления, хранения, защиты, представления, распространения и использования статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь.