Название документа: Постановление экономического суда Гродненской области от 08.09.2016 (дело N 372-9Ап/2016)
Обстоятельства: Физическое лицо осуществляло предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, выразившуюся в приобретении и хранении товаров с целью их реализации и получения дохода.
Решение: На физическое лицо был наложен штраф с конфискацией предметов административного правонарушения.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Судья экономического суда Гродненской области с участием лица, в отношении которого ведется административный процесс, — гражданина М., адвоката Д., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, поступившие из ОВД администрации района г. Г. в отношении гражданина М., проживающего по адресу: г. Г., ул. В. (женат, имеет двоих иждивенцев, не трудоустроен), ранее не привлекавшегося к административной ответственности по ч. 1-1 ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП,
Установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 05.08.2016 установлено, что 02.08.2016 в 14 ч 00 мин по адресу: г. Г., ул. С. в гараже ГСК «Ф» гражданином М. допущено осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, выразившееся в приобретении и хранении табачных изделий (сигареты «Viceroyred» — 756 пачек, «Минск capital» — 275 пачек, «Pall Mall» — 3389 пачек, «Pall Mall blue» — 4057 пачек с акцизными марками РБ) в количестве 8477 пачек на общую сумму 13 369 руб. 80 коп. (с учетом деноминации) для дальнейшей реализации. Часть табачных изделий перемотана скотч-лентой по 8 — 10 пачек в ряд, что свидетельствует о намерениях сокрытия данных табачных изделий от таможенного досмотра при пересечении госграницы Республики Беларусь путем размещения их в нишах и тайниках автомобиля. Действия гражданина М. свидетельствуют о направленности на систематическое получение дохода посредством дальнейшей реализации сигарет, с учетом специфики и количества такой товар не может быть использован в личных целях.
На момент проверки доход от предпринимательской деятельности без государственной регистрации не установлен.
На табачную продукцию наложен арест согласно протоколу описи арестованного и (или) изъятого имущества от 02.08.2016.
Таким образом, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП.
Факт совершения правонарушения и свою вину гражданин М. не признал по мотивам, изложенным в письменных пояснениях. В частности, в обоснование своих возражений по существу составленного в отношении него протокола об административном правонарушении гражданин М. приводит следующие доводы:
- Ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП не установлена ответственность за хранение табачных изделий;
- Неправомерно, необоснованно и незаконно указание в протоколе, что поскольку часть табачных изделий перемотана скотч-лентой по 8 — 10 пачек в ряд, то это свидетельствует о намерениях сокрытия данных табачных изделий от таможенного досмотра при пересечении госграницы Республики Беларусь путем размещения их в нишах и тайниках автомобиля; такого рода действия предусмотрены ч. 1 ст. 4.1 КоАП (указанный довод работника милиции является сугубо субъективным и предположительным, ничем не подтвержден и не имеет никакого правового значения при рассмотрении данного дела);
- В соответствии с диспозицией ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП и диспозицией ст. 2.2 КоАП незаконная предпринимательская деятельность может вменяться только как оконченное административное правонарушение, но не как покушение; для наличия оконченного состава данного административного правонарушения необходимо, как минимум, наличие систематического получения прибыли (дохода) и именно от продажи вещей, а не приобретение вещей для продажи;
- Систематическое получение дохода подразумевает, как минимум, два случая реализации вещей, а М. фактически никаких действий по продаже сигарет не осуществлял;
- Сам по себе факт покупки гражданином большого количества сигарет не влечет никакой ответственности, так как нет количественных ограничений при наличии акцизных марок и документов, подтверждающих легальность их приобретения;
- Понятие «для собственного потребления» имеет правовое значение для определения наличия в действиях лица незаконной предпринимательской деятельности лишь при получении прибыли (дохода) от выполнения работ или оказания услуг;
- Указание в протоколе об административном правонарушении на то, что на момент проверки доход от занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации не установлен, свидетельствует об отсутствии такого дохода и, соответственно, данного состава правонарушения;
- Из 17 обнаруженных в гараже коробов с сигаретами лично М. принадлежат только 5 из них, и приобретались они М. официально в магазине для личного использования им, семьей и родственниками. При этом он их покупал не только в конце июля 2016 года в связи с грядущим подорожанием, но и ранее, даже в 2012 году. 4 короба сигарет, которые были обнаружены в гараже, приобретались в конце июля в магазине «Р» по адресу: г. Г., ул. Т. знакомым М. — С. для себя и Р., а хранились временно в гараже по просьбе С. Также по просьбе А., У., М. за переданные последними денежные средства М. покупал коробы с сигаретами и хранил их временно в гараже. Они подтвердили данные обстоятельства при даче объяснений в милиции, однако в административном протоколе эти лица даже не указаны в качестве свидетелей.
На основании изложенных доводов гражданин М. просит прекратить в отношении него дело об административном правонарушении.
В судебном заседании по ходатайству М. опрошены свидетели (А., О., М., С.).
Оценив представленные органом, ведущим административный процесс, доказательства, пояснения свидетелей, суд усматривает в действиях гражданина М. состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП.
Согласно ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
Статья 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) устанавливает, что предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу подп. 1.2 п. 1 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1, индивидуальные предприниматели подлежат регистрации в соответствии с данным Положением.
Материалами дела подтверждено, что гражданин М., не будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, приобрел с целью дальнейшей реализации и хранил 8477 пачек сигарет.
При этом направленность действий гражданина М. на систематическое получение дохода, что согласно ст. 1 ГК является одним из основных признаков предпринимательской деятельности, подтверждается количеством приобретенных сигарет, неоднократным осуществлением аналогичных действий (сигареты приобретались не только в июле 2016 года, но и раньше, даже в 2012 году), о чем указывает сам М. в письменных пояснениях по делу, обстоятельствами совершения административного правонарушения, отсутствием у М. на момент совершения административного правонарушения иного источника дохода (не трудоустроен, двое несовершеннолетних детей, супруга в декретном отпуске).
Экономический суд не принимает во внимание доводы М. относительно приобретения сигарет для своих знакомых за переданные им деньги. Пояснения свидетелей, в том числе родного брата И., относительно обстоятельств приобретения для указанных лиц табачных изделий и передачи денег (без соответствующих расписок и свидетелей) суд оценивает критически. Приобретенные М. табачные изделия с акцизными марками хранились в гараже, лица, для которых якобы приобретались сигареты, товаром не интересовались и не забирали его, ссылаясь на отсутствие свободного места в квартире, поломку автомобиля, а также на отсутствие такой необходимости.
Количество купленных М. сигарет указывает на приобретение коммерческой партии товара и подтверждает направленность действий на получение дохода от его реализации.
Ссылка гражданина М. на то обстоятельство, что ст. 12.7 КоАП административная ответственность за покушение на административное правонарушение не предусмотрена, не принимается судом, поскольку в данном случае имело место приобретение и хранение коммерческой партии сигарет, а не покушение на приобретение и хранение.
Доводы о том, что не усматривается признак систематичности, а сигареты предназначались для родственников и знакомых, суд во внимание не принимает, поскольку считает, что они надуманны и приведены лишь с одной целью — избежать административной ответственности.
Доводы относительно неполучения дохода на момент проверки суд признает также несостоятельными, поскольку для квалификации деяния на основании ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП учитывается характер направленности действий лица на систематическое получение дохода, при этом его отсутствие не влияет на квалификацию, поскольку осуществление предпринимательской деятельности не обусловлено обязательным получением дохода.
Доводы о необоснованном указании в протоколе об административном правонарушении на то, что поскольку часть табачных изделий перемотана скотч-лентой по 8 — 10 пачек в ряд, то это свидетельствует о намерениях сокрытия данных табачных изделий от таможенного досмотра при пересечении госграницы Республики Беларусь путем размещения их в нишах и тайниках автомобиля, не оцениваются судом как не влияющие на квалификацию совершенного деяния по ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП. В целом органом, ведущим административный процесс, раскрыта объективная сторона правонарушения.
Анализ представленных в материалах дела доказательств позволяет суду прийти к выводу о наличии в действиях гражданина М. состава вмененного ему административного правонарушения, основания для прекращения производства по делу отсутствуют.
При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:
Факт совершения административного правонарушения и вина гражданина М. подтверждены собранными по делу доказательствами;
Гражданин М. факт нарушения и свою вину не признает;
Ранее к ответственности за данное правонарушение не привлекался; имеет двоих иждивенцев;
Не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Поэтому с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения, степени вины, личности привлекаемого к административной ответственности, необходимым и достаточным для его воспитания, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим лицом, совершившим административное правонарушение, так и другими физическими лицами будет административное наказание, предусмотренное ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП, в виде штрафа в размере 5 базовых величин на сумму 105 руб. (с учетом деноминации) с конфискацией имущества (табачные изделия в количестве 8477 пачек на сумму 13 369 руб. 80 коп. с учетом деноминации), указанного в протоколе описи арестованного и (или) изъятого имущества от 02.08.2016.
Применение наряду с административным штрафом дополнительного административного взыскания в виде конфискации изъятых табачных изделий суд мотивирует необходимостью исключения его повторного вовлечения в незаконный экономический оборот.
Поскольку доход в результате занятия незаконной предпринимательской деятельностью не получен (не установлен), конфискация дохода не применяется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), судья
Постановил:
Гражданина М. на основании ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП привлечь к административной ответственности и подвергнуть штрафу в доход государства в размере 5 базовых величин на сумму 105 руб. (с учетом деноминации) с конфискацией имущества (табачные изделия в количестве 8477 пачек на сумму 13 369 руб. 80 коп. с учетом деноминации), указанного в протоколе описи арестованного и (или) изъятого имущества от 02.08.2016.
Штраф должен быть уплачен не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания.
Документы, подтверждающие уплату штрафа (подлинники), должны быть представлены в экономический суд области не позднее 19.10.2016.
В случае непредставления лицом, подвергнутым административному взысканию, документа, подтверждающего его уплату, судом в территориальный орган принудительного исполнения будет направлено представление на принудительное взыскание штрафа.
При оформлении платежных документов в графе «назначение платежа» следует указать: «взыскано по постановлению экономического суда N 372-9Ап/2016».
Постановление о наложении административного взыскания в части конфискации товара (предметы, орудия, средства совершения административного правонарушения) исполняется в соответствии с законодательством.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение десяти суток со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии постановления по делу об административном правонарушении, а при его вынесении в присутствии лица, в отношении которого ведется административный процесс, — не позднее десяти суток со дня его объявления в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление, в порядке, предусмотренном ст. 12.1 — 12.4 ПИКоАП.