Переход из приказного производства в исковое: действия взыскателя

На практике часто возникает вопрос, какие действия и в какие сроки должен совершить взыскатель, получивший определение суда об отказе в вынесении определения о судебном приказе.

Рассмотрим алгоритм действий взыскателя, необходимых для перехода из приказного в исковое производство как по упрощенной процедуре, так и по общей.

Упрощенный переход из приказного производства в исковое

В соответствии с частью четвертой ст. 224 ХПК, когда суд отказывает в выдаче определения о судебном приказе, взыскатель вправе перейти в исковое производство, подав суду ходатайство в течение 15 рабочих дней с момента получения определения. При этом к ходатайству требуется приложить документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в порядке и размере, установленных для подачи искового заявления.

Механизм действий взыскателя по упрощенному переходу в исковое производство включает несколько этапов.

Этап 1. Получение определения об отказе в выдаче определения о судебном приказе и справки о возврате государственной пошлины

Как правило, основная причина отказа в вынесении определения о судебном приказе – представление должником мотивированного отзыва с приложением документов, подтверждающих возражения по существу заявленных требований.

Об отказе в вынесении определения о судебном приказе суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение, которое направляется взыскателю не позднее пяти дней со дня принятия.

Если суд отказывает в вынесении определения о судебном приказе на всю сумму заявленных требований, взыскатель получает справку о возврате уплаченной государственной пошлины и платежное поручение о ее уплате.

Однако если отказ в вынесении определения о судебном приказе связан с полным исполнением обязательства после возбуждения приказного производства, государственная пошлина взыскателю не возвращается.

Если же суд отказывает в вынесении определения о судебном приказе в части заявленных требований (к примеру, суд взыскал основной долг и проценты за пользование чужими денежными средствами, но отказал во взыскании неустойки, поскольку должник представил мотивированный отзыв), государственная пошлина не возвращается, а расходы по ее уплате в полном объеме несет должник.

Этап 2. Обращение в налоговый орган за зачетом государственной пошлины

Если суд отказал в выдаче определения о судебном приказе в отношении всей суммы заявленных требований, в счет уплаты государственной пошлины по исковому производству допускается зачет ее суммы, уплаченной при подаче заявления в порядке приказного производства <1>.

Напомним, что вопросы зачета государственной пошлины не относятся к компетенции судов, рассматривающих экономические дела. В связи с указанным не подлежит удовлетворению представленное в суд ходатайство плательщика о зачете государственной пошлины.

Уплаченную государственную пошлину может зачесть только налоговый орган. Заявление о зачете подается в налоговый орган по месту нахождения взыскателя <2>. При этом к заявлению необходимо приложить оригинал:

  • платежного поручения об уплате государственной пошлины;
  • справки экономического суда о возврате государственной пошлины.

Решение о зачете государственной пошлины принимается не позднее месяца со дня подачи заявления, а упрощенный переход из приказного производства в исковое следует осуществить в течение 15 рабочих дней.

Таким образом, если взыскателю важно перейти в исковое производство по упрощенной процедуре, целесообразно уплатить государственную пошлину за рассмотрение требования в исковом производстве в полном объеме. Возвращенную же сумму государственной пошлины за подачу заявления о возбуждении приказного производства стоит зачесть в счет предстоящих налоговых платежей.

Этап 3. Доплата государственной пошлины

Ставки государственной пошлины за рассмотрение требований имущественного характера в исковом производстве значительно выше, чем в приказном производстве. Поэтому, даже если взыскатель использует механизм зачета суммы государственной пошлины, необходимо ее доплатить, исходя из ставок, установленных для исковых требований имущественного характера (табл.).

Таблица. Ставки государственной пошлины

Сумма требований, в базовых величинах

Размер государственной пошлины за рассмотрение дела

в приказном производстве, в базовых величинах

в исковом производстве

До 100

2

25 базовых величин

100 – 300

5

5% от цены иска, но не менее 25 базовых величин

300 – 1000

7

5% от цены иска, но не менее 25 базовых величин

1000 – 10000

7

5% от 1000 базовых величин плюс 3% от суммы, превышающей 1000 базовых величин

От 10000 и более

7

1% от цены иска, но не менее суммы государственной пошлины, рассчитываемой при сумме иска от 1000 до 10000 базовых величин

Этап 4. Подготовка документов для перехода в исковое производство по упрощенной процедуре

Соблюдать претензионный порядок при переходе из приказного производства в исковое не требуется. Таким образом, в данном случае процедура значительно упрощается за счет отсутствия необходимости соблюдать досудебный порядок урегулирования спора.

Еще один важный момент – отсутствие необходимости повторно оформлять пакет документов, подтверждающих заявленные требования. Вместо этого взыскатель подает в суд ходатайство о рассмотрении дела в исковом производстве.

Каких-либо специальных требований к содержанию ходатайства о рассмотрении дела в исковом производстве нет. Поэтому такое ходатайство можно оформить по аналогии с иными процессуальными ходатайствами, а именно с указанием реквизитов сторон, волеизъявления взыскателя о рассмотрении дела в исковом производстве, ссылки на нормы ХПК.

К ходатайству о рассмотрении требований в порядке искового производства следует приложить:

  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • исковое заявление с копиями по числу ответчиков;
  • копии ходатайства по числу ответчиков.

Обращение с иском в общем порядке

Взыскатель вправе обратиться с иском в общем порядке в случае:

  1. получения отказа в принятии заявления о возбуждении приказного производства по всем основаниям, предусмотренным частью первой ст. 222 ХПК, за исключением основания, указанного в абзаце втором части первой ст. 222 ХПК (требование не подлежит рассмотрению в экономическом суде);
  2. пропуска 15-дневного срока для упрощенного перехода в исковое производство, а также в случае отказа суда, рассматривающего экономические дела, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела в порядке искового производства;
  3. отмены определения суда о судебном приказе. В данной ситуации не предусматривается возможность упрощенного перехода в исковое производство, поэтому единственный вариант действий взыскателя – направление иска в общем порядке.

Механизм действий взыскателя при обращении с иском в общем порядке включает следующие этапы.

Этап 1. Направление претензии

До обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, требуется предъявить претензию, если иное не предусматривает ГК, иные законодательные акты или договор.

К ситуациям, при которых соблюдение претензионного порядка не обязательно, не относится случай обращения взыскателя с иском в общем порядке после отмены определения о судебном приказе.

Таким образом, если основанием для обращения в приказное производство не стало неоспаривание изложенных в претензии требований и претензия должнику ранее не направлялась, взыскатель по общему правилу перед подачей иска должен направить должнику претензию с предложением о досудебном урегулировании спора.

Этап 2. Уплата государственной пошлины

Как и при переходе в исковое производство по упрощенной процедуре, при подаче иска в общем порядке допускается зачет суммы государственной пошлины, уплаченной взыскателем при подаче заявления, в счет уплаты государственной пошлины за подачу иска. Зачет производит налоговый орган.

Этап 3. Подготовка и подача искового заявления

Исковое заявление должно соответствовать требованиям к форме и содержанию, установленным ст. 159 ХПК. В отличие от перехода в исковое производство по упрощенной процедуре, при подаче искового заявления в общем порядке взыскателю необходимо заново сформировать пакет документов, прилагаемых к исковому заявлению в силу части первой ст. 160 ХПК и подтверждающих заявленные требования.

Исковое заявление подается в соответствии с нормами о подсудности согласно ст. 49 – 52 ХПК. Несоблюдение данного требования влечет возврат искового заявления на основании абзаца третьего части первой ст. 163 ХПК.

Обращаем внимание

Если в силу ст. 52 ХПК стороны договора избрали в качестве компетентного суда экономический суд города Минска, а должник находится за пределами города, дело может быть передано в экономические суды областей с учетом общих правил подсудности и нагрузки. В последнее время такая возможность используется достаточно часто.

Перейти из приказного производства в исковое можно как посредством упрощенной процедуры, так и в общем порядке. В настоящее время упрощенный переход в исковое производство содержит два основных преимущества, а именно не требуется:

  • соблюдать досудебный претензионный порядок;
  • заново формировать пакет документов, прилагаемых к исковому заявлению.

Мнение

В качестве вероятных механизмов совершенствования процедуры упрощенного перехода из приказного производства в исковое можно рассмотреть:

  • распространение правил части четвертой ст. 224 ХПК на случаи отмены определения о судебном приказе;
  • сокращение закрепленного ст. 60 Налогового кодекса Республики Беларусь срока зачета суммы государственной пошлины при переходе из приказного производства в исковое.

<1> Часть вторая п. 26 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 мая 2011 г. N 9 “О некоторых вопросах приказного производства”.

<2> Пункт 6 ст. 60 Налогового кодекса Республики Беларусь, приложение 19 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26 апреля 2013 г. N 14 “О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, установлении форм некоторых документов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь”.