На практике часто возникает вопрос, какие действия и в какие сроки должен совершить взыскатель, получивший определение суда об отказе в вынесении определения о судебном приказе.
Рассмотрим алгоритм действий взыскателя, необходимых для перехода из приказного в исковое производство как по упрощенной процедуре, так и по общей.
Упрощенный переход из приказного производства в исковое
В соответствии с частью четвертой ст. 224 ХПК, когда суд отказывает в выдаче определения о судебном приказе, взыскатель вправе перейти в исковое производство, подав суду ходатайство в течение 15 рабочих дней с момента получения определения. При этом к ходатайству требуется приложить документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в порядке и размере, установленных для подачи искового заявления.
Механизм действий взыскателя по упрощенному переходу в исковое производство включает несколько этапов.
Этап 1. Получение определения об отказе в выдаче определения о судебном приказе и справки о возврате государственной пошлины
Как правило, основная причина отказа в вынесении определения о судебном приказе – представление должником мотивированного отзыва с приложением документов, подтверждающих возражения по существу заявленных требований.
Об отказе в вынесении определения о судебном приказе суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение, которое направляется взыскателю не позднее пяти дней со дня принятия.
Если суд отказывает в вынесении определения о судебном приказе на всю сумму заявленных требований, взыскатель получает справку о возврате уплаченной государственной пошлины и платежное поручение о ее уплате.
Однако если отказ в вынесении определения о судебном приказе связан с полным исполнением обязательства после возбуждения приказного производства, государственная пошлина взыскателю не возвращается.
Если же суд отказывает в вынесении определения о судебном приказе в части заявленных требований (к примеру, суд взыскал основной долг и проценты за пользование чужими денежными средствами, но отказал во взыскании неустойки, поскольку должник представил мотивированный отзыв), государственная пошлина не возвращается, а расходы по ее уплате в полном объеме несет должник.
Этап 2. Обращение в налоговый орган за зачетом государственной пошлины
Если суд отказал в выдаче определения о судебном приказе в отношении всей суммы заявленных требований, в счет уплаты государственной пошлины по исковому производству допускается зачет ее суммы, уплаченной при подаче заявления в порядке приказного производства <1>.
Напомним, что вопросы зачета государственной пошлины не относятся к компетенции судов, рассматривающих экономические дела. В связи с указанным не подлежит удовлетворению представленное в суд ходатайство плательщика о зачете государственной пошлины.
Уплаченную государственную пошлину может зачесть только налоговый орган. Заявление о зачете подается в налоговый орган по месту нахождения взыскателя <2>. При этом к заявлению необходимо приложить оригинал:
- платежного поручения об уплате государственной пошлины;
- справки экономического суда о возврате государственной пошлины.
Решение о зачете государственной пошлины принимается не позднее месяца со дня подачи заявления, а упрощенный переход из приказного производства в исковое следует осуществить в течение 15 рабочих дней.
Таким образом, если взыскателю важно перейти в исковое производство по упрощенной процедуре, целесообразно уплатить государственную пошлину за рассмотрение требования в исковом производстве в полном объеме. Возвращенную же сумму государственной пошлины за подачу заявления о возбуждении приказного производства стоит зачесть в счет предстоящих налоговых платежей.
Этап 3. Доплата государственной пошлины
Ставки государственной пошлины за рассмотрение требований имущественного характера в исковом производстве значительно выше, чем в приказном производстве. Поэтому, даже если взыскатель использует механизм зачета суммы государственной пошлины, необходимо ее доплатить, исходя из ставок, установленных для исковых требований имущественного характера (табл.).
Таблица. Ставки государственной пошлины
|
Сумма требований, в базовых величинах |
Размер государственной пошлины за рассмотрение дела |
|
|
в приказном производстве, в базовых величинах |
в исковом производстве |
|
|
До 100 |
2 |
25 базовых величин |
|
100 – 300 |
5 |
5% от цены иска, но не менее 25 базовых величин |
|
300 – 1000 |
7 |
5% от цены иска, но не менее 25 базовых величин |
|
1000 – 10000 |
7 |
5% от 1000 базовых величин плюс 3% от суммы, превышающей 1000 базовых величин |
|
От 10000 и более |
7 |
1% от цены иска, но не менее суммы государственной пошлины, рассчитываемой при сумме иска от 1000 до 10000 базовых величин |
Этап 4. Подготовка документов для перехода в исковое производство по упрощенной процедуре
Соблюдать претензионный порядок при переходе из приказного производства в исковое не требуется. Таким образом, в данном случае процедура значительно упрощается за счет отсутствия необходимости соблюдать досудебный порядок урегулирования спора.
Еще один важный момент – отсутствие необходимости повторно оформлять пакет документов, подтверждающих заявленные требования. Вместо этого взыскатель подает в суд ходатайство о рассмотрении дела в исковом производстве.
Каких-либо специальных требований к содержанию ходатайства о рассмотрении дела в исковом производстве нет. Поэтому такое ходатайство можно оформить по аналогии с иными процессуальными ходатайствами, а именно с указанием реквизитов сторон, волеизъявления взыскателя о рассмотрении дела в исковом производстве, ссылки на нормы ХПК.
К ходатайству о рассмотрении требований в порядке искового производства следует приложить:
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
- исковое заявление с копиями по числу ответчиков;
- копии ходатайства по числу ответчиков.
Обращение с иском в общем порядке
Взыскатель вправе обратиться с иском в общем порядке в случае:
- получения отказа в принятии заявления о возбуждении приказного производства по всем основаниям, предусмотренным частью первой ст. 222 ХПК, за исключением основания, указанного в абзаце втором части первой ст. 222 ХПК (требование не подлежит рассмотрению в экономическом суде);
- пропуска 15-дневного срока для упрощенного перехода в исковое производство, а также в случае отказа суда, рассматривающего экономические дела, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела в порядке искового производства;
- отмены определения суда о судебном приказе. В данной ситуации не предусматривается возможность упрощенного перехода в исковое производство, поэтому единственный вариант действий взыскателя – направление иска в общем порядке.
Механизм действий взыскателя при обращении с иском в общем порядке включает следующие этапы.
Этап 1. Направление претензии
До обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, требуется предъявить претензию, если иное не предусматривает ГК, иные законодательные акты или договор.
К ситуациям, при которых соблюдение претензионного порядка не обязательно, не относится случай обращения взыскателя с иском в общем порядке после отмены определения о судебном приказе.
Таким образом, если основанием для обращения в приказное производство не стало неоспаривание изложенных в претензии требований и претензия должнику ранее не направлялась, взыскатель по общему правилу перед подачей иска должен направить должнику претензию с предложением о досудебном урегулировании спора.
Этап 2. Уплата государственной пошлины
Как и при переходе в исковое производство по упрощенной процедуре, при подаче иска в общем порядке допускается зачет суммы государственной пошлины, уплаченной взыскателем при подаче заявления, в счет уплаты государственной пошлины за подачу иска. Зачет производит налоговый орган.
Этап 3. Подготовка и подача искового заявления
Исковое заявление должно соответствовать требованиям к форме и содержанию, установленным ст. 159 ХПК. В отличие от перехода в исковое производство по упрощенной процедуре, при подаче искового заявления в общем порядке взыскателю необходимо заново сформировать пакет документов, прилагаемых к исковому заявлению в силу части первой ст. 160 ХПК и подтверждающих заявленные требования.
Исковое заявление подается в соответствии с нормами о подсудности согласно ст. 49 – 52 ХПК. Несоблюдение данного требования влечет возврат искового заявления на основании абзаца третьего части первой ст. 163 ХПК.
Обращаем внимание
Если в силу ст. 52 ХПК стороны договора избрали в качестве компетентного суда экономический суд города Минска, а должник находится за пределами города, дело может быть передано в экономические суды областей с учетом общих правил подсудности и нагрузки. В последнее время такая возможность используется достаточно часто.
Перейти из приказного производства в исковое можно как посредством упрощенной процедуры, так и в общем порядке. В настоящее время упрощенный переход в исковое производство содержит два основных преимущества, а именно не требуется:
- соблюдать досудебный претензионный порядок;
- заново формировать пакет документов, прилагаемых к исковому заявлению.
Мнение
В качестве вероятных механизмов совершенствования процедуры упрощенного перехода из приказного производства в исковое можно рассмотреть:
- распространение правил части четвертой ст. 224 ХПК на случаи отмены определения о судебном приказе;
- сокращение закрепленного ст. 60 Налогового кодекса Республики Беларусь срока зачета суммы государственной пошлины при переходе из приказного производства в исковое.
<1> Часть вторая п. 26 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 мая 2011 г. N 9 “О некоторых вопросах приказного производства”.
<2> Пункт 6 ст. 60 Налогового кодекса Республики Беларусь, приложение 19 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26 апреля 2013 г. N 14 “О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, установлении форм некоторых документов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь”.