Государство, владея долями (акциями) в уставных фондах хозяйственных обществ, в целях защиты и продвижения своих интересов должно управлять такими долями (акциями). Непосредственное управление долями (акциями) в уставных фондах хозяйственных обществ осуществляется через институт представителей государства.
1. Правовой основой для существования и деятельности таких представителей является ряд нормативных правовых актов различной юридической силы, однако в рамках настоящей статьи выделим только те, которые касаются порядка назначения представителей государства в органах управления хозяйственных обществ, а именно:
- Указ Президента Республики Беларусь от 19.02.2008 N 100 «О некоторых вопросах владельческого надзора» (далее — Указ N 100);
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2008 N 694 «О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам» (далее — постановление N 694) и утвержденное им Положение о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам (далее — Положение о представителях);
- Положение об аттестации лиц на право осуществления полномочий представителя государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам, утвержденное постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 20.11.2006 N 50 (далее — Положение об аттестации);
- Инструкция о порядке согласования Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь предложений государственных органов и иных государственных организаций, уполномоченных управлять принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) хозяйственных обществ, о назначении представителей государства в органы управления хозяйственных обществ и позиции представителей государства по вопросам, требующим согласования с Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь, утвержденная постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 15.08.2013 N 40 (далее — Инструкция N 40);
- приказ Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 31.12.2014 N 347 «Об утверждении примерной формы договора» (далее — приказ N 347).
2. Прежде чем рассматривать порядок назначения представителей государства в органы управления хозяйственных обществ, отметим некоторые моменты, касающиеся содержания понятия «представитель государства».
Во-первых, такой представитель представляет интересы Республики Беларусь в органах управления хозяйственных обществ и соответственно осуществляет непосредственное управление государственным имуществом в виде доли или акций в уставных фондах. Хотя справедливости ради стоит отметить, что сам по себе представитель государства не формирует волю государства, а, скорее, является простым исполнителем указаний, поступающих от субъекта, осуществляющего владельческий надзор.
Во-вторых, представительство интересов государства имеет двойственную природу, выраженную в том, что оно, с одной стороны, основано на нормах гражданского законодательства о представительстве (статья 183 Гражданского кодекса Республики Беларусь), с другой — имеет элементы административного права, выражающиеся в существовании властного полномочия со стороны государства как при назначении представителей государства, так и при формировании его позиции при осуществлении управления акциями (долями) в уставных фондах хозяйственных обществ.
3. Исходя из норм подпункта 1.1 пункта 1 Указа N 100 представителями государства в органах управления хозяйственных обществ могут быть следующие лица:
- работники государственных органов, в том числе государственные служащие;
- работники иных государственных организаций, уполномоченных управлять акциями (долями в уставных фондах) хозяйственных обществ (осуществляющих владельческий надзор);
- граждане Республики Беларусь, заключившие гражданско-правовые договоры с вышеуказанными органами или организациями;
- заместители Премьер-министра Республики Беларусь;
- руководители (их заместители) республиканских органов государственного управления;
- руководители (их заместители) иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.
Указанный перечень лиц является закрытым.
Исходя из указанного представителями государства могут быть не только государственные служащие, правовой статус которых определяется согласно статье 5 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», но и иные работники государственных органов, государственных организаций, не обладающие статусом государственного служащего. Более того, представителями государства также могут быть иные граждане Республики Беларусь (т.е. не работники указанных органов и организаций), которые заключили с такими государственными органами или государственными организациями соответствующий гражданско-правовой договор.
Отметим, что с точки зрения нормотворческой техники не совсем логичным выглядит отдельное выделение заместителей Премьер-министра Республики Беларусь, а также руководителей (их заместителей) республиканских органов государственного управления в качестве лиц, которые могут быть назначены представителями государства, т.к. они все равно имеют статус государственного служащего.
4. Требованиями, предъявляемыми к правовому статусу лица, назначаемого представителем государства, являются следующие:
- наличие гражданства Республики Беларусь;
- наличие высшего образования;
- наличие стажа работы не менее 3 лет;
- наличие удостоверения на право осуществления полномочий представителя государства (пункт 5 Положения о представителях).
Представляется интересным вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, быть назначено представителем государства. Полагаем, что может, т.к. законодательство Республики Беларусь по общему правилу (если иное не будет предусмотрено международными договорами) не признает на своей территории двойного гражданства, что основано на нормах статьи 11 Закона Республики Беларусь от 01.08.2002 N 136-З «О гражданстве Республики Беларусь». Соответственно во внимание должно приниматься только имеющееся гражданство Республики Беларусь.
Касательно наличия высшего образования отметим, что ни Положение о представителях, ни Положение об аттестации не указывают, какое именно высшее образование должно иметь лицо, назначаемое представителем государства. Соответственно во внимание принимается любое высшее образование. Такая же ситуация и с наличием стажа, т.к. указанные нормативные правовые акты также не указывают, какой стаж работы должен приниматься во внимание. Поскольку не указано иного, соответственно — общий стаж трудовой деятельности <1>.
<1> См.: Жилевский, Д.В. Вопрос: В соответствии с пунктом 5 Положения о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2008 N 694 «О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам», представителем государства назначается гражданин Республики Беларусь, имеющий стаж работы не менее 3 лет. Какой стаж следует учитывать: общий стаж трудовой деятельности, стаж работы по специальности или стаж работы в определенной отрасли? [Электронный ресурс] / Д.В.Жилевский // ИБ «КонсультантПлюс. Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2015.
5. Для того чтобы быть назначенным представителем государства, лицо обязано иметь удостоверение на право осуществления полномочий представителя государства, получение которого осуществляется в соответствии с нормами Положения об аттестации.
Основанием для получения указанного удостоверения является прохождение лицом соответствующей аттестации, целью проведения которой является отбор лиц, обладающих необходимыми знаниями для выполнения полномочий представителя государства.
Органом, проводящим аттестацию, является Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (пункт 4 Положения об аттестации).
Лицом (претендентом) для прохождения аттестации должны быть представлены в аттестационную комиссию следующие документы:
- копия диплома о высшем образовании;
- справка-объективка или копия трудовой книжки;
- паспорт гражданина Республики Беларусь.
При этом у лица (претендента) аттестационной комиссией может быть запрошена дополнительная информация, подтверждающая достоверность представленных сведений (пункт 7 Положения об аттестации).
При положительных результатах сдачи экзамена, проводимого в виде компьютерного тестирования, лицу выдается удостоверение на право осуществления полномочий представителя государства, что следует из норм пунктов 5, 11, 18 Положения об аттестации.
6. Таким образом, при соответствии лица предъявляемым требованиям такое лицо может быть назначено представителем государства. Уполномоченными органами, имеющими право назначать представителей государства, являются органы, осуществляющие владельческий надзор, что следует из нормы пункта 3 Положения о представителях, а именно:
- Совет Министров Республики Беларусь, в том числе совместно с Национальным банком Республики Беларусь (часть 2 подпункта 1.2 пункта 1 Указа N 100);
- органы и организации, указанные в подпункте 2.1 пункта 2 постановления N 694;
- исполнительные и распорядительные органы (подпункт 2.3 пункта 2 постановления N 694).
7. Назначение представителей государства осуществляется с обязательным согласованием с Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь, что основано на нормах пункта 3 Положения о представителях и Инструкции N 40. В случае назначения таких представителей Советом Министров Республики Беларусь, в том числе совместно с Национальным банком Республики Беларусь, согласовывать их назначение с Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь не требуется, что следует из нормы подпункта 2.4 пункта 2 постановления N 694, пункта 1 Инструкции N 40, т.к. в данном случае сам Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь вносит в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь проект совместного постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь о назначении представителя государства в банке (подпункт 2.2 пункта 2 постановления N 694).
Для согласования предложений органов, осуществляющих владельческий надзор, о назначении представителей государства в органы управления хозяйственных обществ такие органы не позднее чем за 15 дней до даты проведения общего собрания акционеров обращаются в Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь с соответствующим письменным ходатайством, подписанным руководителем (заместителем руководителя) этого органа (пункт 3 Инструкции N 40). К ходатайству должны быть приложены следующие документы:
- сведения о кандидатуре для назначения представителем государства (фамилия, имя и отчество (если таковое имеется) гражданина Республики Беларусь, место его работы и занимаемая должность, номер и дата выдачи ему удостоверения на право быть назначенным представителем государства в органы управления хозяйственного общества, обоснование необходимости предлагаемого назначения представителем государства);
- сведения о хозяйственном обществе, в которое назначается представитель государства (наименование, основные финансово-экономические показатели деятельности хозяйственного общества (размер чистой прибыли (убытка), рентабельность реализованных товаров, продукции, работ, услуг по состоянию на начало текущего квартала (в случае если с даты создания хозяйственного общества прошло более четырех месяцев)));
- сведения о ранее назначенных представителях государства в органы управления данного хозяйственного общества, в том числе о представителе государства, полномочия которого прекращаются в порядке, установленном законодательством (фамилия, имя и отчество (если таковое имеется), место работы и занимаемая должность, дата назначения представителем государства, причины отзыва представителя государства) (пункты 5, 12 Инструкции N 40).
После этого согласно пункту 4 Инструкции N 40 Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь в 15-дневный срок со дня представления указанных документов принимает решение о согласовании кандидатуры для назначения представителем государства либо об отказе в ее согласовании.
8. В случае согласования кандидатуры Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь (если оно требовалось) представитель государства назначается соответствующим решением органа, осуществляющего владельческий надзор. При этом копия указанного решения в трехдневный срок после его принятия направляется в соответствующее хозяйственное общество, а также в Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (пункт 3 Положения о представителях).
Если назначение представителей государства происходит в совет директоров (наблюдательный совет) открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, акции которых принадлежат Республике Беларусь и (или) административно-территориальной единице, то решение органа, осуществляющего владельческий надзор, об их назначении должно быть принято до проведения общего собрания акционеров общества, в повестку дня которого включен вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), на что указывает пункт 3-1 Положения о представителях.
9. В отношении представителей государства, которые назначаются в органы управления открытого акционерного общества, созданного в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, норма части 2 пункта 3-1 Положения о представителях указывает, что основанием для их участия в работе органов управления указанного хозяйственного общества является решение органа, осуществляющего владельческий надзор, об их назначении представителями государства и доверенность, выдаваемая этим органом.
Далее в пункте 6 Положения о представителях указывается, что представитель государства, являющийся работником, в том числе государственным служащим, органа, осуществляющего владельческий надзор, выполняет свои полномочия на основании трудового договора (контракта) по основному месту работы. Иные граждане Республики Беларусь выполняют полномочия представителя государства на основании гражданско-правового договора, заключенного ими с органом, осуществляющим владельческий надзор. То есть получается, что для представителей государства, за исключением назначенных в органы управления открытого акционерного общества, созданного в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, основанием для выполнения своих полномочий в качестве представителей государства является трудовой договор (контракт) по основному месту работы либо гражданско-правовой договор.
Однако, на наш взгляд, нормы пунктов 3-1 и 6 Положения о представителях не согласуются между собой, т.к., например, сам по себе трудовой договор (контракт) по основному месту работы работника не наделяет его полномочиями для выполнения функций представителя государства. В этом случае должно быть волевое решение органа, осуществляющего владельческий надзор, наделяющее лицо полномочиями на выполнение функций представителя государства. Поэтому норма пункта 3-1 Положения о представителях должна распространяться на всех представителей государства. Отметим, что на практике именно так и происходит.
В том случае, если назначаемый представитель государства не является работником государственного органа или государственной организации, с ним в обязательном порядке заключается гражданско-правовой договор на осуществление полномочий представителя государства в органах управления хозяйственного общества, акции (доля в уставном фонде) которого принадлежат Республике Беларусь, примерная форма которого утверждена приказом N 347. Указанная форма является примерной и соответственно может быть скорректирована при заключении такого договора в зависимости от обстоятельств.
10. В органы управления хозяйственного общества назначается, как правило, не менее двух представителей государства (пункт 4 Положения о представителях).
Таким образом, количество представителей государства в каждом конкретном случае определяется исходя из принципов необходимости и целесообразности, что, однако, не исключает определенных злоупотреблений со стороны органа, осуществляющего владельческий надзор, т.к. теоретически он может назначить в совет директоров (наблюдательный совет) хозяйственного общества такое количество представителей государства, при котором ими будут заняты все места в таком совете директоров (наблюдательном совете).