Порядок включения предприятий, осуществляющих ввоз на территорию Таможенного союза подконтрольных товаров (товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)), в Реестр предприятий третьих стран

Порядок проведения проверок предприятий для целей включения в Реестр предприятий третьих стран предусмотрен Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 834 «О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)».

Предприятия (организации) включаются в Реестр предприятий третьих стран (далее — Реестр) по результатам проверки в случаях, если не проводился аудит официальной системы надзора страны, не являющейся участником Таможенного союза, либо аудит не завершен, проведен, но по его результатам официальная система надзора третьей страны не была признана способной обеспечить уровень защиты, эквивалентный уровню защиты, обеспечиваемому применением требований Таможенного союза, компетентный орган третьей страны (государственный орган третьей страны, обладающий полномочиями по разработке правовых актов и (или) применению законодательства (или обеими функциями) по проведению проверок) не получил права предоставления гарантий о соответствии подконтрольных товаров, производимых предприятием (предприятиями) третьей страны.

Проверка проводится по запросу компетентного органа третьей страны. Уполномоченный орган (государственный орган страны — участницы Таможенного союза, обладающий полномочиями по разработке правовых актов и (или) применению законодательства (или обеими функциями) по проведению проверок) страны — участницы Таможенного союза вправе отложить проведение проверки в случае недостатка ресурсов (финансовых, людских, иных), при этом должны быть приняты все возможные меры для того, чтобы такая задержка не создала ситуации, сопровождающейся чрезмерно длительными проблемами для экспорта в Таможенный союз товаров (продукции) с данного предприятия. Проверка проводится в течение пяти рабочих дней.

Не позднее чем за три месяца (если не согласован с компетентным органом третьей страны более короткий срок) до начала проведения проверки, в компетентный орган третьей страны направляется список документов, которые должны быть предоставлены на русском или другом согласованном языке компетентным органом третьей страны и (или) инспектируемым предприятием во время проведения проверки.

Уполномоченным органом страны — участницы Таможенного союза в срок, указанный выше, может направляться запрос в компетентный орган третьей страны о предоставлении предварительной информации на русском или другом согласованном языке, необходимой для проведения проверки или оценки ее результатов.

Такая информация должна содержать:

  • сведения об установленных законом полномочиях компетентного органа;
  • сведения о структуре центрального аппарата и территориальных подразделений компетентного органа, ответственного за инспектируемое предприятие;
  • сведения о подготовке и переподготовке персонала компетентного органа третьей страны, ответственного за инспектируемое предприятие;
  • сведения о развитии и оснащенности лабораторной сети третьей страны, участвующей в оценке безопасности производимой инспектируемым предприятием продукции и используемого им сырья;
  • тексты нормативных правовых актов третьей страны, устанавливающие обязательные требования к продукции, производимой инспектируемым предприятием, используемому сырью (товары (продукция), предназначенные для дальнейшей переработки) и методах контроля;
  • национальный план действий третьей страны по контролю в чрезвычайных ситуациях и при распространении возбудителей заразных болезней животных, имеющих отношение к продукции инспектируемого предприятия;
  • сведения о наличии и распространении соответствующих болезней животных и зоонозных болезней в третьей стране;
  • национальный план мониторинга продукции (планируемые и последовательные наблюдения или измерения в целях определения общего представления о безопасности подконтрольных товаров и их соответствия установленным требованиям), подлежащей ветеринарному надзору;
  • результаты процедур контроля (надзора), проводимого компетентным органом третьей страны в отношении подконтрольных товаров, производимых инспектируемым предприятием, в части обеспечения надзора за соответствием требованиям Таможенного союза, если это предприятие ранее поставляло подконтрольные товары на таможенную территорию Таможенного союза;
  • результаты процедур контроля (надзора), проводимого компетентным органом третьей страны в отношении подконтрольных товаров, производимых инспектируемым предприятием, направленного на обеспечение надзора за соответствием требованиям третьей страны, если это предприятие ранее не поставляло подконтрольные товары в Таможенный союз или если отсутствовали результаты контроля (надзора).

Уполномоченный орган страны — участницы Таможенного союза, планирующей проведение совместной проверки не позднее чем за два месяца до ее начала (если не согласован более короткий период), должен проинформировать уполномоченные органы других Сторон о предстоящей проверке с целью формирования группы инспекторов и координации сроков проведения совместной проверки.

Уполномоченные органы других стран — участниц Таможенного союза не позднее чем через две недели после получения информации о предстоящей совместной проверке предприятия третьей страны направляют ответ, которым подтверждается участие в проверке либо выражается отказ от участия в проверке, сведения об инспекторах (экспертах), которые будут принимать участие в проверке. Отсутствие указанного ответа означает отказ от участия в совместной проверке.

Проверка может быть проведена инспекторами (официальное уполномоченное лицо уполномоченного органа страны — участницы Таможенного союза либо компетентного органа третьей страны) одной страны — участницы Таможенного союза, если другие страны не предоставляют ответ или заявляют, что не будут участвовать в проверке. Страны, не участвующие в совместной проверке, признают решение, основанное на результатах, полученных уполномоченным органом страны, проводившей проверку.

К проверке могут привлекаться эксперты, являющиеся сотрудниками государственных органов и учреждений, кроме переводчиков, для содействия инспекторам в вопросах законодательства третьей страны, организации компетентного органа третьей страны, его полномочий и независимости, руководства и полномочий, которыми они обладают, в отношении эффективного применения или обеспечения применения применяемых законов, обучения персонала по проведению официальных проверок, ресурсов, включая средства диагностики, существования и применения отражаемых в документах процедур контроля и систем мониторинга, ситуации по здоровью животных и процедур уведомления стран — участниц Таможенного союза и соответствующих международных организаций о вспышках болезней животных, которые подлежат уведомлению в Международное эпизоотическое бюро.

Эксперты связаны теми же обязательствами и ответственностью, как и инспекторы в отношении защиты конфиденциальной информации и обеспечения отсутствия конфликта интересов в отношении продукции проверяемых предприятий. Компетентным органом страны — участницы Таможенного союза гарантируется беспристрастность и принципиальность экспертов.

Уполномоченным органом страны-участницы Таможенного союза, планирующим совместную проверку, не позднее чем за два месяца (если меньший период не согласован с компетентным органом третьей страны) направляется в компетентный орган третьей страны информация о целях совместной проверки, странах — участницах Таможенного союза, участвующих в инспекции, список инспекторов и экспертов, список проверяемых предприятий, список и количество объектов контроля, поставляющих соответствующее сырье проверяемым предприятиям, список и количество других организаций, участвующих в изготовлении (производстве) и (или) контроле соответствующих подконтрольных товаров, производимых проверяемыми предприятиями, список документов, которые компетентный орган третьей страны и (или) проверяемые предприятия должны предоставить при проведении совместной проверки на национальном языке третьей страны.

Запрет (отказ в проведении инспекции) компетентного органа третьей страны на проведение выездной инспекции одного или более отобранных предприятий может являться основанием для уполномоченного органа страны — участницы Таможенного союза, планирующего совместную проверку, приостановить экспорт продукции с этих предприятий в Таможенный союз, если причины запрета не расцениваются как уважительные.

В ходе проверки предприятия третьей страны инспектор должен проанализировать документы о виде деятельности, проекте, производственных потоках и контроле продукции, структурных и технологических характеристиках, объемах производства и выработки подконтрольных товаров, существовании и применении официального контроля и производственного контроля для обеспечения безопасности изготавливаемых подконтрольных товаров, эпизоотической ситуации на административной территории в месте размещения.

Кроме того, инспектор должен посетить строения и другие объекты инфраструктуры инспектируемого предприятия, изучить их соответствие обязательным требованиям Таможенного союза с учетом принципа эквивалентности, проверить методы и оборудование, используемые при государственном контроле и самоконтроле.

При осуществлении инспекции инспекторы должны изучить соответствие технологических процессов, реализуемых предприятием, требованиям Таможенного союза, учитывая соответствующие руководства, признаваемые Всемирной торговой организацией, и принцип эквивалентности.

В случае согласия компетентного органа третьей страны при согласовании плана проверки могут быть посещены другие предприятия, которые поставляют сырье инспектируемому предприятию, участвующие в официальном и (или) производственном контроле.

При наличии запроса компетентного органа третьей страны при проведении выездной инспекции инспекторы Таможенного союза могут производить отбор проб подконтрольных товаров, производимых инспектируемым предприятием, и используемого им сырья.

По завершении визита на предприятие инспекторы по запросу представителя компетентного органа третьей страны или руководства предприятия должны предоставить сведения о выявленных несоответствиях с учетом принципа эквивалентности и рекомендации по принятию мер по их исправлению, необходимых для достижения надлежащего уровня защиты. Руководство предприятия может проинформировать участников инспекции прямо или через компетентный орган третьей страны до их отбытия из данной третьей страны об осуществлении мер, необходимых для устранения выявленных недостатков. Участники инспекции могут принять эту информацию к сведению и учесть ее перед составлением предварительного отчета.

По результатам проверки уполномоченным органом страны — участницы Таможенного союза в течение месяца опубликовывается предварительный отчет о проверке и направляется в компетентный орган третьей страны.

Компетентным органом третьей страны в течение месяца могут быть направлены дополнительные сведения (включая сведения об осуществленных мерах по исправлению выявленных недостатков), разъяснения по содержащейся в предварительном отчете информации и сделанным в нем выводам.

Также в месячный срок уполномоченными органами стран — участниц Таможенного союза проводится оценка полученной информации, готовится и опубликовывается окончательный отчет по результатам проверки (инспекции).

Окончательный отчет должен содержать заключения по каждому из проверенных предприятий, включенному или не включенному в Реестр, рекомендации по мерам, которые необходимо принять для того, чтобы предприятие могло быть включено в Реестр.

Решение о включении предприятий в Реестр (опубликование обновленного Реестра) уполномоченными органами стран — участниц Таможенного союза осуществляется в течение 5 рабочих дней после даты принятия решения. В указанный срок в компетентный орган третьей страны и в Комиссию Таможенного союза направляется информация о принятом решении.

Предприятия, вновь включенные в Реестр, могут осуществлять экспорт подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза с даты публикации обновленного Реестра, при этом подконтрольные товары (продукция) не должны быть произведены ранее даты проверки (выездной инспекции), если более ранняя дата начала поставок не указана в решении о включении в Реестр.