Обстоятельства: Гражданин осуществлял предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), выразившуюся в заготовке лома и отходов черных и цветных металлов.
Решение: На гражданина был наложен штраф с конфискацией предмета административного правонарушения.
Название документа: Постановление экономического суда Витебской области от 01.07.2016 (дело N 120-2Ап/2016)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ
Судья экономического суда Витебской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), поступившее из отдела внутренних дел райисполкома, в отношении П., гражданина Республики Беларусь, проживающего по адресу: Б. обл., Б. р-н, г. Б., ул. Л., не работающего,
Установил:
Должностным лицом отдела внутренних дел райисполкома в отношении П. 28.03.2016 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1-1 статьи 12.7 КоАП. Согласно протоколу П. вменяется в вину осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), выразившееся в заготовке лома и отходов черных и цветных металлов.
В судебное заседание П. не явился, направил ходатайство от 29.06.2016 о рассмотрении дела без его участия. В ходатайстве П. указал на то, что противозаконных действий, которые вменяются ему согласно протоколу об административном правонарушении, он не совершал, металлолом накапливал в течение многих лет из личного имущества в дер. Р. Б. р-на и за один раз решил от него избавиться, сдав в заготовительную организацию, однако был задержан сотрудниками милиции. С протоколом и материалами дела сотрудники милиции П. умышленно не ознакомили и направили дело в суд для привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, экономический суд установил следующие обстоятельства.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.03.2016 П. осуществлял предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), выразившуюся в том, что он в течение неустановленного периода времени на территории Республики Беларусь незаконно заготовил стальной лом марки 34А весом 380,7 кг на сумму 494 910 руб., лом алюминия марки ЛБ-1-3 весом 2333,7 кг на сумму 26 837 550 руб., лом латуни весом 136,8 кг на сумму 5 499 360 руб., а всего заготовил лома и отходов черных и цветных металлов 2851,2 кг на сумму 32 831 820 руб. с целью систематического получения дохода от реализации лома металлов по мере его накопления.
Копия протокола направлялась П. заказной корреспонденцией 29.03.2016, получена 31.03.2016.
Лом и отходы черного и цветного металла, являющиеся предметами административного правонарушения, общим весом 2851,2 кг на сумму 32 831 820 руб. изъяты согласно протоколу осмотра места совершения административного правонарушения от 16.03.2016 по акту описи изъятого имущества от 16.03.2016.
Получение дохода П. не установлено.
Согласно рапорту инспектора ДПС ОГАИ РОВД Б. от 16.03.2016 в 2 ч 50 мин 16.03.2016 на 515-м км автодороги «Брест — Минск — граница с Российской Федерацией», вблизи дер. М. Т. р-на, остановлена автомашина «Ивеко-35C15V» под управлением П. В автомобиле перевозился лом металла.
Как следует из протокола опроса П. от 16.03.2016, металлолом он перевозил на автомашине «Ивеко-35C15V» из г. Б. в г. О. для сдачи в заготовительную организацию.
Как следует из протокола опроса П. от 16.03.2016 (опрошен дополнительно), лом черного металла накоплен П. на протяжении последних 10 лет в результате собственной жизнедеятельности. Лом складировался в сарае, расположенном на подворье его отца в дер. Р. Б. р-на. Лом алюминия составляли непригодные к эксплуатации детали легковых автомобилей марок «Москвич», ВАЗ и ГАЗ, которые имелись в пользовании П. без регистрации, а также алюминиевая посуда (бидоны, сковородки и пр.). П. утверждал, что сбором лома на свалках, улицах, сельскохозяйственных угодьях он не занимался. Согласно пояснениям П. расчет в заготовительных организациях в г. Б. и г. И. производился с большой задержкой, поэтому он повез металлолом в заготовительную организацию г. О.
Как следует из протокола опроса П. от 16.03.2016 (опрошен дополнительно), он не помнит, какими именно автомашинами он пользовался на протяжении последних 10 лет, а также не помнит, где они хранились. Металлолом он приобрел в результате разборки собственных машин и сарая (листы жести).
Согласно протоколу осмотра места совершения административного правонарушения от 16.03.2016, произведенного с участием специалиста К., в состав транспортировавшегося П. металлолома входили стальной лом марки 34А весом 380,7 кг, лом алюминия марки ЛБ-1-3 весом 2333,7 кг, лом латуни весом 136,8 кг. Из таблицы фотоснимков к протоколу осмотра видно, что изъят следующий состав металлолома: листы алюминия, детали автомашин, в том числе поршни двигателей, блоки двигателя грузовой автомашины, поршни от двигателя грузовой автомашины, кожухи сцепления и поддон для двигателя грузовой автомашины, радиаторы для грузовых и легковых автомашин, головки для двигателей грузовых и легковых автомашин, а также металлические решетки, отходы от штамповки из нержавеющей стали и другое.
Согласно протоколу опроса К. от 17.03.2016, который работает в должности заготовителя в райпо, осмотренный с его участием металлолом 16.03.2016, изъятый у П., в основном состоял из технических деталей грузовых и легковых автомашин, а именно блоков двигателей (8 штук), головок двигателей (12 шт.) и др. Также лом состоял из отходов от штамповок, массивных решеток, кусков труб и прочего.
Согласно протоколу осмотра от 18.03.2016 в сарае, расположенном в дер. Р. Б. р-на и находящемся во владении отца П. М., обнаружен складированный металлолом.
Как следует из объяснения М. от 18.03.2016, его сын П. 15.03.2016 загрузил в автомашину ВАЗ-2108 белого цвета металлолом (кастрюли, миски, тазики, листы, проволоку, головки блоков двигателей), который принадлежал П. и находился в сарае возле дома в дер. Р., и уехал. Металлолом достался после смерти брата и находился в сарае около 20 лет.
Согласно сведениям из информационно-поискового комплекса Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь П. с ноября 2011 года нигде не работает.
При рассмотрении дела об административном правонарушении экономический суд руководствовался следующим.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
В силу части 1 статьи 22 ГК, подпункта 1.2 пункта 1 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь 21.02.2014 N 3), гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 9 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 (в ред. от 26.11.2015), деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов является лицензируемой.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.1995 N 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней» (в ред. от 14.03.2013) деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов осуществляется заготовительными организациями Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов при наличии соответствующего специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности; закупка лома и отходов черных и цветных металлов у населения осуществляется также заготовительными организациями потребительской кооперации, а также организациями, входящими в состав государственного торгово-производственного объединения «Белресурсы», в соответствии со специальными разрешениями (лицензиями) на этот вид деятельности.
Таким образом, заготовка лома и отходов черных и цветных металлов признается предпринимательской деятельностью, которую при наличии специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только заготовительные организации. В связи с этим заготовка физическим лицом лома и отходов черных и цветных металлов образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 КоАП.
Под заготовкой в данном случае следует понимать аккумулирование физическим лицом на протяжении определенного времени запасов лома и отходов черных и цветных металлов (в том числе посредством их сбора, возмездного и безвозмездного получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан) для цели получения систематического дохода от реализации лома и отходов черных и цветных металлов по мере их накопления.
Собранными по делу доказательствами подтверждается, что П. осуществлял предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), выразившуюся в заготовке на территории Республики Беларусь, в том числе на территории Б. р-на Б. обл., лома и отходов черных и цветных металлов общим весом 2851,2 кг на сумму 32 831 820 руб., что с учетом деноминации с 01.07.2016 составило 3283 руб. 18 коп., с целью систематического получения дохода от реализации лома металлов по мере его накопления.
Учитывая объяснения П., место, а также дату загрузки и транспортировки лома и отходов черных и цветных металлов в заготовительную организацию (возникновение и реализация умысла на совершение административного правонарушения), экономический суд делает вывод о том, что временем совершения административного правонарушения является период с 15 по 16 марта 2016 г.
Доводы П. о том, что металлолом он накапливал в течение многих лет из личного имущества в дер. Р. Б. р-на, экономический суд оценивает критически на основании следующего:
- доводы о том, что заготовительные организации в г. Б. и г. И. рассчитываются за сданный им металлолом с большими задержками, поэтому П. транспортировал металлолом в г. О., являются надуманными, а действия П. — нелогичными и необоснованными с точки зрения расстояния до заготовительной организации (от г. Б. до г. О. более 400 км) и времени транспортировки (автомашина остановлена в Т. р-не (недалеко от г. О.) в 2 ч 50 мин, т. е. ночью);
- П. в ходе опросов не смог назвать точные данные ни одной из машин, которые, якобы, находились у него в пользовании, а впоследствии из них образовался металлолом. Кроме того, из объяснений П. следует, что в пользовании у него находились легковые автомашины, однако при осмотре изъятого лома установлено, что большое количество лома состоит из деталей двигателей грузовых автомобилей;
- количество и состав лома свидетельствуют о невозможности его накопления П. в результате жизнедеятельности: большое количество деталей грузовых автомашин, отходы от промышленной штамповки, массивные металлические решетки, которые не используются в быту;
- доводы П. о том, что накопленный в течение длительного времени металлолом хранился в дер. Р. в сарае, опровергаются объяснениями его отца М., который пояснил, что весь хранившийся лом П. 15.03.2016 загрузил в автомашину ВАЗ-2108 белого цвета (легковой автомобиль). Вместе с тем из протокола осмотра от 16.03.2016 усматривается, что весь изъятый лом мог вместиться только в грузовую автомашину;
- П. длительное время нигде не работает и не имеет ни одного легального источника дохода. Вместе с тем деятельность по заготовке лома металла направлена на систематическое получение П. дохода, что подтверждает отсутствие у него необходимости трудоустраиваться длительное время.
Таким образом, суд делает вывод о том, что материалами дела не подтверждается получение лома металла в результате жизнедеятельности П., напротив, П. целенаправленно занимался заготовкой лома.
Также суд отмечает, что права П., о нарушении которых он указывал в ходатайстве, органом, ведущим административный процесс, соблюдены: протокол с разъяснением процессуальных прав направлялся почтой, а также обеспечено право на ознакомление с материалами дела. Реализовать свое право на ознакомление с делом П. не пожелал.
Проверив собранные в ходе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению доказательства, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в их совокупности — с точки зрения достаточности для разрешения дела об административном правонарушении в судебном разбирательстве, суд пришел к выводу о том, что в действиях П. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 КоАП, а его вина в совершении указанного правонарушения доказана.
В соответствии с частью 1-1 статьи 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
При наложении административного взыскания экономический суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7.1 КоАП при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
В силу пункта 2 статьи 6.1 КоАП административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности П., степени его вины, имущественного положения, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, экономический суд считает необходимым и достаточным наложить административное взыскание в виде штрафа в размере 20 базовых величин, что в денежном выражении составляет 420 руб., с конфискацией лома черного и цветного металла, являющегося предметом административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), экономический суд
Постановил:
Наложить на П. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 КоАП, штраф в размере 20 базовых величин, что в денежном выражении составляет 420 руб., с конфискацией предметов административного правонарушения — лома и отходов черного и цветного металла общим весом 2851,2 кг, изъятых согласно протоколу осмотра места совершения административного правонарушения от 16.03.2016 по акту описи изъятого имущества от 16.03.2016.
Штраф должен быть уплачен не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.
Документы об уплате штрафа представляются экономическому суду, в противном случае штраф взыскивается принудительно.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, или вручения (получения) копии постановления в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление, в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 ПИКоАП.
Постановление составлено с мотивировочной частью.