Постановление экономического суда Витебской области от 20.09.2016 (дело N 243-12Ап/2016). ч. 2 ст. 12.4 КоАП РБ

Обстоятельства: Юридическое лицо допустило нарушение установленных уполномоченными государственными органами фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок), выразившееся в реализации алкогольной продукции по завышенным розничным ценам общественного питания.

Решение: На юридическое лицо был наложен штраф.

Название документа: Постановление экономического суда Витебской области от 20.09.2016 (дело N 243-12Ап/2016)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Судья экономического суда Витебской области, рассмотрев с участием директора общества с ограниченной ответственностью «К» (далее — ООО «К») Д., представителей государственного органа С., Б. в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее из управления антимонопольной и ценовой политики областного исполнительного комитета по ч. 2 ст. 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении ООО «К» (г. В., ул. С.),

Установил:

Должностным лицом управления антимонопольной и ценовой политики Витебского областного исполнительного комитета в отношении ООО «К» составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, вину в совершении административного правонарушения, вмененного по протоколу, не признал по следующим основаниям.

Объективной стороной правонарушения является нарушение установленных уполномоченными государственными органами фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок).

Согласно постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 12.01.2015 N 1 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов» предельная максимальная наценка общественного питания с учетом торговой надбавки на алкогольные напитки крепостью свыше 28 процентов, производимые и реализуемые на территории Республики Беларусь, составляет 60%. Таким образом, ограничения по установлению торговой наценки касаются только алкогольной продукции отечественного производства (Республика Беларусь) крепостью свыше 28 процентов.

Согласно ст. 18 Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» на потребительской таре (упаковке) реализуемого алкогольного напитка должны быть указаны в числе прочего наименование производителя и место его нахождения.

Коньяк «Араспел» приобретался в магазине сети «Е». Согласно этикетке на бутылке коньяка «Араспел» производителем коньяка «Араспел» является Республика Армения. Так, на бутылке указано: «Изготовлен в Республике Армения на ОАО «Е», разлит на СООО «А». Для производства этого коньяка используется виноград из араратской долины».

Согласно п. 5 Положения об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 N 1817 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 N 1028), юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель не признаются производителями продукции, если ими выполняется одна или несколько следующих операций, не обеспечивающих придание исходным материалам свойств готовой продукции: разлив, фасовка в банки, бутылки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке или переупаковке, не направленные на изменение свойств продукции.

В соответствии с разделом 1 Правил определения страны происхождения товаров (далее — Правила), которые приняты в Республике Беларусь в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств:

Страна происхождения товара — страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с настоящими Правилами;

Критерий достаточной обработки/переработки — один из критериев определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две страны или более, считается происходящим из той страны, на территории которой он был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.

Согласно п. 2.1 раздела 2 Правил страной происхождения товара считается государство — участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно п. 3.1 раздела 3 Правил не отвечающими критерию достаточной обработки/переработки товара считаются:

Разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке.

По мнению ООО «К», то обстоятельство, что коньяк разлит на СООО «А», не свидетельствует о том, что он произведен в Республике Беларусь. Поскольку производителем коньяка «Араспел» является Республика Армения, коньяк не является алкогольной продукцией отечественного производства, следовательно, ограничения максимального размера торговой наценки на него не распространяются.

ООО «К» применяет упрощенную систему налогообложения, которая является особым налоговым режимом. НДС на водку, полученную от ОАО «В», предъявлен при ее приобретении, что усматривается из ТТН. Таким образом, ООО «К» вправе включать НДС в розничную цену.

Превышение розничной цены на водку связано лишь с применением правил округления.

Исследовав материалы дела, экономический суд считает установленными следующие обстоятельства.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 01.09.2015 установлено, что ООО «К» в июне — июле 2016 года реализовало в мини-кафе «Э», г. В., алкогольные напитки крепостью свыше 28 процентов отечественного производства по завышенным розничным ценам общественного питания.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями) регулирование цен на алкогольную продукцию (крепостью свыше 28 процентов) осуществляется Министерством торговли Республики Беларусь путем установления предельных минимальных отпускных и розничных цен и предельных максимальных наценок в общественном питании.

Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 12.01.2015 N 1 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов» (в редакции постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 26.08.2015 N 25) установлена предельная максимальная наценка в размере 60%.

Порядок формирования розничных цен на регулируемые товары определен в пп. 11, 12 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 N 111 (далее — Инструкция).

В соответствии с п. 11 Инструкции розничные цены определяются юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, путем применения торговых надбавок (наценок) к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен.

Общество применяет упрощенную систему налогообложения по ставке 5% от валовой выручки без уплаты налога на добавленную стоимость и должно формировать цену следующим образом: при формировании розничных цен общественного питания наценка (в условиях ограничения) применяется к цене производителя (импортера) без налога на добавленную стоимость, сумма налога на добавленную стоимость, выставленная поставщиком, добавляется к цене с учетом торговой надбавки.

Завышение ООО «К» розничных цен на алкогольную продукцию произошло за счет нарушения порядка формирования их и завышения предельной максимальной наценки.

Так, при формировании розничных цен общественного питания на алкогольные напитки предельная максимальная наценка применялась к цене поступления с учетом налога на добавленную стоимость, что привело к завышению ее размера и явилось нарушением п. 11 Инструкции.

В результате допущенных нарушений порядка формирования розничных цен на алкогольные напитки, реализованные в июне — июле 2016 года ООО «К», фактическая наценка общественного питания на водку «Консул Премиум» составила 71,8%, на водку «Праздничная» — 72,7% и коньяк «Араспел» трех лет — 801,8% при максимально возможной 60%.

Расчет суммы завышения розничных цен общественного питания на алкогольные напитки, реализованные ООО «К» в июне — июле 2016 года, приведен в приложении 1 к протоколу.

Согласно расчету разница между фактической выручкой, полученной от реализации алкогольных напитков, и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров по ценам, установленным в соответствии с законодательством, составила 208,62 рубля.

На основании совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, суд делает вывод о том, что ООО «К» допущено нарушение установленных уполномоченными государственными органами предельных торговых надбавок.

Согласно ч. 2 ст. 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) — влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

С учетом обстоятельств дела (привлечение к административной ответственности впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств) экономический суд налагает на ООО «К» административный штраф в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством: 208,02 рубля х 2 = 416 рублей 4 копейки.

Доводы юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, о том, что коньяк «Араспел» не является коньяком отечественного производства, суд не принимает ввиду следующего.

Правила изложены в Соглашении о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (вступило в силу для Республики Беларусь 08.03.2012).

Согласно п. 2.3 Правил, если в производстве конечного товара в одном из государств — участников Соглашения используются материалы, происходящие из другого или других государств — участников Соглашения, подтвержденные сертификатом (сертификатами) о происхождении товара формы СТ-1 и подвергаемые поэтапно последующей обработке/переработке в другом или других государствах — участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, на территории которой он в последний раз был подвергнут обработке/переработке.

Согласно технологической инструкции ТИ BY 190239501.9-20.405-2011 «Технологическая инструкция по производству коньяка трехлетнего «Араспел» технологический процесс производства коньяка состоит из следующих операций: приемка коньяка наливом; хранение (при необходимости), дополнительная обработка с фильтрацией (при необходимости), отдых, обработка холодом с фильтрацией (при необходимости), фильтрация и розлив.

Для изготовления коньяка используют коньяк наливом трехлетний «Араспел» (Республика Армения), изготовленный из выдержанных коньячных спиртов среднего возраста не менее трех лет.

Дополнительная обработка коньяка с фильтрацией осуществляется при необходимости (по согласованию с изготовителем коньяка наливом или в соответствии с контрактом) или для исправления органолептических характеристик (коньяк, склонный к белковым, коллоидным, кальциевым помутнениям, при наличии дубового или вяжущего привкуса, железа более 1,8 мг/дм3).

Перед розливом розливостойкий коньяк направляют на отдых, затем на обработку холодом, отдых перед розливом 10 суток.

Проведение указанных технологических операций направлено на изменение свойств сырья (коньячных спиртов и коньяков наливом) с целью формирования заданных органолептических характеристик и обеспечения стабильности физико-химических свойств готового продукта (коньяка).

Коньячный спирт производства Республики Армения подвергается последний раз обработке СООО «А», г. М., где производится розлив в оригинальные бутылки «Баскейз». Обществом выпускаются коньяки «Араспел» и «Эриваньская крепость» 3- и 5-летней выдержки.

СООО «А» имеет специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности, связанной с производством алкогольной продукции, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий: «производство алкогольной продукции: коньяков (розлив)».

Согласно сертификату соответствия, выданному изготовителю коньяка СООО «А», Республика Беларусь, коньяк «Араспел» трехлетний изготовлен из выдержанных коньячных спиртов среднего возраста не менее трех лет.

С учетом вышеизложенного, содержания технологической инструкции ТИ BY 190239501.9-20.405-2011 «Технологическая инструкция по производству коньяка трехлетнего «Араспел» доводы лица, в отношении которого ведется административный процесс, о том, что коньяк «Араспел» трехлетний, СООО «А», Республика Беларусь, является коньяком производства Республики Армения, несостоятельны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, суд

Постановил:

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, наложить на ООО «К» (г. В., ул. С.) административный штраф в размере 416 рублей 4 копеек.

Разъяснить, что штраф должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подвергнутыми административному взысканию, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом — не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

Квитанцию об уплате штрафа представить экономическому суду.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, или вручения (получения) копии постановления в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление, в порядке, предусмотренном ст. ст. 12.1 — 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.