Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 26.11.2015 (дело N 187-14/2015/642А/1167К)

Обстоятельства: По результатам проверок таможенным органом было установлено, что отсутствовали основания для применения к ввезенному товару ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов. По данному факту были составлены акты проверок.

Требование: О признании недействительными решений таможенного органа.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предприятие было неправомерно освобождено от уплаты НДС на ввезенный товар.

Название документа: Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 26.11.2015 (дело N 187-14/2015/642А/1167К)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Б» (далее — ОАО «Б») на решение экономического суда г. Минска от 19.06.2015 и постановление апелляционной инстанции экономического суда г. Минска от 29.07.2015 по делу N 187-14/2015 по заявлению ОАО «Б» о признании недействительными ненормативных правовых актов региональной таможни, заинтересованные лица: региональная таможня, инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району г. Минска, с участием представителей

Установила:

Экономический суд г. Минска решением от 19.06.2015 по делу N 187-14/2015 отказал ОАО «Б» в признании недействительными ненормативных правовых актов — решений региональной таможни: от 02.06.2014 по акту таможенной проверки от 05.05.2014, от 06.08.2014 по акту таможенной проверки от 16.06.2014.

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда г. Минска от 29.07.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Открытое акционерное общество «Б» обратилось с кассационной жалобой на решение экономического суда г. Минска от 19.06.2015 и постановление апелляционной инстанции экономического суда г. Минска от 29.07.2015 по делу N 187-14/2015, в которой просит отменить обжалуемые судебные постановления в связи с их необоснованностью и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя.

В судебном заседании представители заявителя жалобу поддержали, представители региональной таможни с кассационной жалобой не согласились, просили в ее удовлетворении отказать. Налоговый орган представителей в судебное заседание не направил, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Рассмотрев дело, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.

Согласно статье 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь основаниями для изменения или отмены судебных постановлений суда первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Из материалов дела следует, что должностными лицами региональной таможни были проведены камеральные таможенные проверки ОАО «Б» по вопросу соблюдения требований Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 N 358 «О стимулировании реализации товаров» (далее — Указ N 358) на предмет подтверждения факта экспорта товаров, ввезенных в Республику Беларусь с применением ставки НДС в размере ноль (0) процентов.

Проверками установлено, что в реестрах сведений о применении ставки НДС в размере ноль (0) процентов по экспорту товаров, освобождаемых от НДС, представленных Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, отсутствуют сведения о применении ставки НДС в размере ноль (0) процентов по экспорту товаров:

  • «нектарины свежие», «персики свежие», оформленные согласно декларациям на товары от 30.07.2013 (товар N 1), 01.08.2013 (товар N 2), 07.08.2013 (товар N 2), 04.09.2013 (товар N 2);
  • «нектарины свежие», «киви свежие», оформленные согласно декларациям на товары от 18.09.2013 (товар N 2), 20.09.2013 (товар N 2).

В связи с нарушением заявителем пункта 1 Указа N 358, выразившемся в неподтверждении применения ставки НДС в размере ноль (0) процентов (отсутствие по истечении 210 дней со дня помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров подтверждения сведений о применении ставки НДС в размере ноль (0) процентов по экспорту товаров в реестрах, представленных Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь), по мнению таможенного органа, ОАО «Б» утратило право на освобождение от уплаты НДС в размере ноль (0) процентов, взимаемого таможенными органами, в отношении товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь согласно декларациям на товары от 30.07.2013 (товар N 1), 01.08.2013 (товар N 2), 07.08.2013 (товар N 2), 04.09.2013 (товар N 2), 18.09.2013 (товар N 2), 20.09.2013 N 06649/32024882 (товар N 2).

По результатам проверок таможенным органом были составлены акты проверок от 05.05.2014 и 16.06.2014, на основании которых таможенным органом были приняты оспариваемые решения по актам проверок от 02.06.2014 и 06.08.2014 соответственно, согласно которым с ОАО «Б» подлежат взысканию таможенные платежи в сумме 167 354 093 руб. и пени в сумме 29 836 218 руб.

Не согласившись с выводами таможенного органа, заявитель обратился в суд с требованием о признании недействительными указанных решений таможенного органа, которое правомерно оставлено судебными инстанциями без удовлетворения в силу следующего.

В обоснование заявления ОАО «Б» указало на то, что им была выполнена обязанность по представлению в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району г. Минска в установленный законодательством срок реестра сведений о применении ставки НДС в размере ноль (0) процентов по экспорту товаров, освобождаемых от НДС. При этом замечаний со стороны налогового органа о несоответствии представленных сведений в адрес заявителя не поступило, но при заполнении реестра им были допущены ошибки, но не считает их существенными.

Кроме того, заявитель указывает, что экспорт товаров, ввезенных по приведенным выше декларациям на товары, фактически был осуществлен.

Вместе с тем пунктом 1 Указа N 358 (в редакции, действовавшей на момент таможенного оформления ввезенных заявителем товаров) определено, что с 01.04.2011 товары, ввозимые в Республику Беларусь лицами, обладающими статусом уполномоченного экономического оператора и включенными в реестр владельцев таможенных складов и (или) в реестр владельцев складов временного хранения (далее — лицо — владелец склада), освобождаются от налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами.

Условием такого освобождения является экспорт лицом — владельцем склада товаров, ввозимых им в Республику Беларусь (далее — товары) с применением ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов.

Выполнение данного условия подтверждается Министерством по налогам и сборам путем направления Государственному таможенному комитету реестра сведений о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов по экспорту товаров, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, согласно приложению. Реестр сведений о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов по экспорту товаров, освобождаемых от налога на добавленную стоимость (далее — реестр), заполняется лицом — владельцем склада и представляется в течение 190 дней со дня помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в электронном виде и на бумажном носителе в налоговый орган по месту его постановки на учет вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость, в которой в соответствии с законодательством отражены обороты по реализации товаров с применением ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов. Реестр должен быть представлен в Государственный таможенный комитет в течение 210 дней со дня помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Налоговый орган по месту постановки на учет лица — владельца склада в течение 5 рабочих дней со дня поступления реестра сверяет сведения, указанные лицом — владельцем склада в реестре, на соответствие сведениям, содержащимся в представленных им документах и налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость.

При отсутствии несоответствия сведений, указанных в части четвертой настоящего пункта, налоговый орган направляет реестр в инспекцию Министерства по налогам и сборам по области (г. Минску) для формирования Министерством по налогам и сборам обобщенного реестра и его представления в Государственный таможенный комитет.

В случае установления налоговым органом по месту постановки на учет лица — владельца склада необоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов в отношении всех либо части товаров, сведения о которых были указаны в реестре, направленном в Государственный таможенный комитет, Министерство по налогам и сборам представляет соответствующее уведомление в Государственный таможенный комитет.

Если в течение срока, установленного в настоящем пункте для представления реестра в Государственный таможенный комитет, а также по информации, представленной Министерством по налогам и сборам в соответствии с частью шестой настоящего пункта, не подтверждено применение лицом — владельцем склада ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов по экспорту товаров, суммы налога на добавленную стоимость взыскиваются таможенными органами с взиманием пеней в соответствии с законодательством.

Материалами дела подтверждается, что в реестрах сведений о применении ставки НДС в размере ноль (0) процентов по экспорту товаров, освобождаемых от НДС, представленных Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь в установленные сроки в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, отсутствуют сведения о применении ставки НДС в размере ноль (0) процентов по экспорту товаров, заявленных ОАО «Б» по декларациям на товары от 30.07.2013 (товар N 1), 01.08.2013 (товар N 2), 07.08.2013 (товар N 2), 04.09.2013 (товар N 2), 18.09.2013 (товар N 2), 20.09.2013 (товар N 2).

Следовательно, в силу положений пункта 1 Указа N 358 в отношении данных товаров ОАО «Б» утратило право на освобождение от уплаты НДС, взимаемого таможенными органами при ввозе, что свидетельствует о правомерности принятых таможенным органом решений.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

В соответствии со статьей 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы как на лицо, виновное в возникновении спора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

Постановила:

Решение экономического суда г. Минска от 19.06.2015 и постановление апелляционной инстанции экономического суда г. Минска от 29.07.2015 по делу N 187-14/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО «Б» — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 300 — 304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.