Статья 10.1. Нарушение права государственной собственности на недра
Самовольное пользование недрами либо совершение сделок, нарушающих право государственной собственности на недра, —
влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Комментарий к статье 10.1
1. Недра — часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра Республики Беларусь являются исключительной собственностью государства. Недра и право пользования ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение недрами в общегосударственных интересах, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов проживающих на этой территории людей, через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей 28 Кодекса Республики Беларусь о недрах пользование недрами осуществляется по следующим видам:
- геологическое изучение;
- добыча полезных ископаемых;
- использование подземных пространств в целях, предусмотренных статьей 27 Кодекса Республики Беларусь о недрах;
- использование геотермальных ресурсов недр.
- Недра предоставляются в пользование на срок:
- для геологического изучения недр — до пяти лет;
- для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр — до двадцати лет;
- для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, — на срок, определенный проектной документацией;
- при передаче участков недр в концессию — до девяноста девяти лет.
2. Период времени, необходимый для проведения рекультивации земель, а также для приведения нарушенных при пользовании недрами иных компонентов природной среды и природных объектов в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, включается в срок пользования недрами.
3. Государственное управление и регулирование в области использования и охраны недр осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со статьей 30 Кодекса Республики Беларусь о недрах недропользователь не вправе передавать предоставленное ему право пользования недрами иным лицам.
Статья 10.2. Нарушение права государственной собственности на воды
Самовольные захват водных объектов или водопользование, а также самовольная переуступка права водопользования либо совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на воды, —
влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Комментарий к статье 10.2
1. Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы, а также признаки водного режима. Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Республики Беларусь, составляют государственный водный фонд Республики Беларусь, к которому относятся: поверхностные воды (водные объекты) — реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и т.п.; подземные воды. Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Беларуси, составляют исключительную собственность Республики Беларусь.
В соответствии со статьями 20 — 30 Водного кодекса Республики Беларусь водные объекты предоставляются в пользование в целях удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения, а также сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей. Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Использование водных объектов для отведения сточных и других вод допускается лишь при соблюдении специальных требований и условий.
2. Водопользование имеет следующие виды:
- общее и специальное;
- обособленное и совместное;
- первичное и вторичное.
Основаниями для возникновения права водопользования являются решения Президента Республики Беларусь о предоставлении водных объектов в безвозмездное пользование, разрешения на специальное водопользование, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов в обособленное пользование или договор аренды таких объектов.
Общее водопользование осуществляется юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь, в том числе индивидуальными предпринимателями, без разрешений. При общем водопользовании обязательно соблюдение требований и условий общего водопользования на водных объектах, определяемых соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами государственного санитарного надзора, территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и органами государственного управления в области внутреннего водного транспорта. В целях охраны жизни и здоровья граждан в необходимых случаях местные исполнительные и распорядительные органы устанавливают места, где запрещены купание, катание на лодках и других плавучих средствах, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территории соответствующего местного Совета депутатов. Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны довести до сведения заинтересованных юридических лиц и граждан Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей, условия общего водопользования на отдельных водных объектах.
Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами. Выдача разрешений на специальное водопользование производится на основании ходатайства водопользователя, согласованного в установленном порядке с органами государственного санитарного надзора и иными специально уполномоченными на то органами государственного управления. Порядок выдачи разрешений на специальное водопользование определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Водопользователи, осуществляющие право обособленного водопользования водными объектами (первичные водопользователи), вправе разрешать другим юридическим лицам и гражданам Республики Беларусь, в том числе индивидуальным предпринимателям, вторичное водопользование по согласованию с органами, предоставившими водный объект в обособленное водопользование, и территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. В разрешениях на вторичное водопользование указываются цели и основные условия пользования соответствующими водными объектами.
Водные объекты (их части), включенные в фонд рыболовных угодий и фонд охотничьих угодий, могут быть предоставлены для ведения рыболовного или охотничьего хозяйства юридическим лицам в аренду в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, либо в безвозмездное пользование по решению Президента Республики Беларусь. Водные объекты (их части), не включенные в фонд рыболовных угодий, могут быть предоставлены в аренду для рыбоводства и других целей в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь. Арендодателями водных объектов (их частей) являются соответствующие местные Советы депутатов, предоставляющие в аренду водные объекты (их части) по согласованию с территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и другими уполномоченными на то органами государственного управления. Арендатор не вправе сдавать в субаренду переданные ему по договору аренды водные объекты (их части). Передача водных объектов (их частей) в аренду должна осуществляться с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемому водному объекту (его части) территории.
Водные объекты предоставляются только во временное водопользование. Временное водопользование может быть краткосрочным — до пяти лет и долгосрочным — от пяти до двадцати пяти лет. Срок водопользования устанавливается органом, выдавшим разрешение на специальное водопользование либо предоставившим водный объект в обособленное водопользование, аренду или безвозмездное пользование. Срок временного водопользования может быть продлен на период, не превышающий соответственно срока краткосрочного либо долгосрочного водопользования. Продление срока временного водопользования производится по ходатайствам водопользователей органами государственного управления, выдавшими разрешение на специальное водопользование или вынесшими решение о предоставлении водного объекта в обособленное водопользование.
Статья 10.3. Нарушение права государственной собственности на леса
Самовольная переуступка права лесопользования или совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на леса, —
влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Комментарий к статье 10.3
1. Лес — совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях. Лесной фонд образуют леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли. В лесной фонд не входят:
- единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), в том числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения;
- единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов;
- единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь. В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и др.), предоставленные для нужд лесного хозяйства. К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом (земли, используемые для сельскохозяйственных целей, занятые просеками, дорогами, противопожарными разрывами, мелиоративной сетью, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, водоемами, и другие неудобные для выращивания леса земли), предоставленные для нужд лесного хозяйства.
Леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах. Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.
2. В соответствии со статьями 36, 37, 40, 43 Лесного кодекса Республики Беларусь (далее — ЛК) в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);
- побочное лесопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь);
- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях;
- пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях.
Право пользования участками лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды участка лесного фонда, концессионного договора, договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета. Осуществление лесопользования, связанного с заготовкой древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, с побочным лесопользованием, допускается на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета, выдаваемых юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. Основаниями для выдачи лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета являются решение органа, в компетенцию которого входят вопросы принятия решений о предоставлении участков лесного фонда в пользование, договор аренды участка лесного фонда, концессионный договор, протокол о результатах аукциона на осуществление лесопользования, договор безвозмездного пользования участками лесного фонда.
По лицензируемым видам деятельности лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление соответствующего вида деятельности. Лесной билет на заготовку живицы выдается лесопользователю на весь срок подсочки древостоев. При долгосрочном и постоянном лесопользовании лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно, кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 43 ЛК. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и определенные сроки на конкретном участке лесного фонда. Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, при осуществлении ими лесопользования оформляют лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет в установленном порядке. Формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю утверждаются Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 N 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства» утверждены Правила отпуска древесины на корню и ее заготовки в лесах Республики Беларусь.
Сроки, на которые предоставляются участки лесного фонда для осуществления лесопользования, зависят от видов лесопользования и могут быть постоянными или временными. Постоянным признается пользование участками лесного фонда, предоставленными для осуществления лесопользования без установления срока пользования. Временное пользование участками лесного фонда, предоставленными для осуществления лесопользования, может быть краткосрочным — до одного года и долгосрочным — до пятнадцати лет. Конкретные сроки, на которые предоставляются участки лесного фонда для осуществления временного лесопользования, устанавливаются органом, принимающим решение о предоставлении участка лесного фонда для осуществления лесопользования. В случае необходимости сроки могут быть продлены органом, принявшим решение о предоставлении участка лесного фонда для осуществления лесопользования.
Статья 10.4. Нарушение права государственной собственности на животный мир
Самовольные пользование или переуступка права пользования объектами животного мира либо совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на животный мир, —
влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Комментарий к статье 10.4
1. Животный мир — охраняемый компонент природной среды, возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность всех диких животных, постоянно обитающих на территории Республики Беларусь или временно ее населяющих, в том числе диких животных в неволе. Объектами отношений в области охраны и использования животного мира являются:
- дикие животные и их популяции;
- среда обитания объектов животного мира (угодья);
- изъятые дикие животные, их части и (или) дериваты;
- полезные свойства и продукты жизнедеятельности объектов животного мира;
- зоологические коллекции;
- права пользования объектами животного мира.
Объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь, находятся в собственности государства. Дикие животные, их части и (или) дериваты, изъятые в соответствии с законодательством об охране и использовании животного мира из среды обитания объектов животного мира юридическими лицами, гражданами, находятся в собственности этих юридических лиц, граждан, если иное не установлено законодательными актами. Дикие животные, содержащиеся и (или) разведенные в неволе юридическими лицами, гражданами в соответствии актами законодательства об охране и использовании животного мира, гражданским законодательством, находятся в собственности этих юридических лиц, граждан, если иное не установлено законодательными актами. Осуществление права собственности на объекты животного мира, их части и (или) дериваты не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
2. В соответствии со статьями 24 — 38 Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 N 257-З «О животном мире» общее пользование объектами животного мира осуществляется физическими лицами по следующим видам:
- охота;
- любительское рыболовство;
- добыча диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;
- пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности;
- пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира;
- пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира.
Общее пользование объектами животного мира осуществляется физическими лицами бесплатно, без документов на право пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Специальное пользование объектами животного мира осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями за плату по следующим видам:
- промысловая охота;
- промысловое рыболовство;
- заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;
- пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности;
- пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира;
- пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира.
Право на специальное пользование объектами животного мира предоставляется без предоставления земельных участков и (или) водных объектов, в границах которых обитают предоставленные в пользование объекты животного мира, за исключением случаев, предусмотренных правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства. Право на специальное пользование объектами животного мира возникает у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании документов на право пользования объектами животного мира. Передавать право специального пользования объектами животного мира другим лицам, а также отдавать его в залог или вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив запрещается.
3. Деятельность, связанная с пользованием объектами животного мира, может осуществляться по следующим видам:
- ведение охотничьего хозяйства;
- ведение рыболовного хозяйства;
- закупка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.
Право на осуществление деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, возникает у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании документов на право пользования объектами животного мира. Передавать право на осуществление деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, другим лицам, а также отдавать его в залог или вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив запрещается.
Право ведения охотничьего хозяйства в охотничьих угодьях возникает у юридического лица после заключения письменного договора аренды этих угодий или принятия решения о передаче охотничьих угодий в безвозмездное пользование и получения специального разрешения (лицензии) на ведение охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья предоставляются юридическим лицам в аренду для ведения охотничьего хозяйства на основании решений местных Советов депутатов, согласованных с Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь, по результатам проведенного конкурса или аукциона на право заключения договора аренды. Охотничьи угодья предоставляются юридическим лицам в безвозмездное пользование для ведения охотничьего хозяйства на основании решений Президента Республики Беларусь. Перечень юридических лиц, которым охотничьи угодья предоставляются в безвозмездное пользование для ведения охотничьего хозяйства, определяется правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты. Предоставление охотничьих угодий в аренду, безвозмездное пользование, организация и ведение охотничьего хозяйства осуществляются в соответствии с правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты. Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 N 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» (далее — Указ N 580) утверждены Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты.
Право ведения рыболовного хозяйства в рыболовных угодьях возникает у юридических лиц, в том числе иностранных, которые заключили письменные договоры аренды этих рыболовных угодий или в отношении которых приняты решения о передаче им рыболовных угодий в безвозмездное пользование, получивших специальные разрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства (далее — арендаторы рыболовных угодий). Рыболовные угодья или их участки, за исключением рыболовных угодий, расположенных в границах населенных пунктов, предоставляются юридическим лицам в аренду для ведения рыболовного хозяйства на основании решений местных Советов депутатов по результатам проведенного конкурса или аукциона на право заключения договора аренды. Рыболовные угодья или их участки, за исключением рыболовных угодий, расположенных в границах населенных пунктов, предоставляются юридическим лицам в безвозмездное пользование для ведения рыболовного хозяйства на основании решений Президента Республики Беларусь. Перечень юридических лиц, которым рыболовные угодья предоставляются в безвозмездное пользование для ведения рыболовного хозяйства, определяется правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства. Ведение рыболовного хозяйства осуществляется в порядке, определенном Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденными Указом N 580.
Закупка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, может осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями за плату на основании решений соответствующих местных Советов депутатов в соответствии с правилами добычи, заготовки и (или) закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства. Перечень используемых для закупки видов диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также условия их закупки определяются правилами добычи, заготовки и (или) закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.06.2006 N 699 «Об утверждении Правил добычи, заготовки и (или) закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства» утверждены Правила добычи, заготовки и (или) закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.
Статья 10.5. Мелкое хищение
1. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение —
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, —
влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.
Примечание. Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
Комментарий к статье 10.5
1. Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Хищение может рассматриваться в качестве административного проступка, если оно совершено путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения (растраты). Иные разновидности посягательств на чужое имущество квалифицируются как преступления, среди них открытое хищение чужого имущества (грабеж), а также разбой, т.е. нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Таким образом, мелкое хищение чужого имущества как проступок отличается от уголовно наказуемых разновидностей хищения не только по признакам размера причиненного ущерба, но и на основе указанных различий объективной стороны деяния.
2. Кража определена как тайное хищение чужого имущества. Таким определением охватывается посягательство на любую форму собственности и, кроме того, подчеркивается, что имущество является для похитителя чужим. Как и для любой формы хищения, для кражи видовым объектом служат отношения собственности вообще, а непосредственным объектом — отношения конкретной формы собственности, определяемой принадлежностью похищаемого имущества, которое выступает как предмет кражи. Хищение должно квалифицироваться как кража и в тех случаях, когда собственник или владелец имущества либо другие лица хотя и наблюдают действия похитителя, но по каким-то причинам не обнаруживают своего присутствия, а также в тех случаях, когда они видят само событие завладения имуществом, но не осознают его преступного характера. Во всех этих случаях деяние квалифицируется как кража, поскольку виновный действовал в субъективной уверенности, что чужое имущество похищает тайно.
3. Мошенничество определяется в законе как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Обман как способ мошеннического завладения имуществом является необходимой фактической предпосылкой, причиной неправомерного перехода имущества из владения или ведения собственника или иного управомоченного лица в незаконное владение виновного. Поэтому мошеннический обман касается только тех фактических обстоятельств, которые порождают у собственника или законного владельца имущества иллюзию о наличии законных оснований для передачи имущества виновному. Активный обман состоит в преднамеренном введении в заблуждение собственника или иного владельца имущества посредством сообщения ложных сведений, представления подложных документов и иных действий, создающих у названного лица ошибочное представление об основаниях перехода имущества во владение виновного. Пассивный обман заключается в умолчании о юридически значимых фактических обстоятельствах, сообщить которые виновный был обязан, в результате чего лицо, передающее имущество, заблуждается относительно наличия законных оснований для передачи виновному имущества или права на него. При злоупотреблении доверием, как и при обмане, складывается ситуация, когда собственник или иной владелец имущества, будучи введенным в заблуждение, сам передает имущество мошеннику, полагая, что действует в собственных интересах. Этот акт внешне добровольной передачи имущества означает не просто фактический переход имущества в руки виновного, но и получение им определенных возможностей по использованию имущества или распоряжению им. Поэтому не является мошенничеством хищение чужого имущества, которое не было передано виновному, а было доверено ему, например, для временного присмотра. О заранее обдуманном умысле на завладение имуществом в совокупности с другими обстоятельствами могут свидетельствовать:
- крайне неблагополучное финансовое положение лица, принимающего обязательство, к моменту заключения договора;
- экономическая необоснованность и нереальность принимаемых обязательств;
- отсутствие прибыльной деятельности, направленной на получение средств для выполнения обязательств;
- выплата дохода первым вкладчикам из денег, вносимых последующими вкладчиками;
- предъявление при заключении договора подложных документов;
- заключение сделки от имени несуществующего юридического лица или зарегистрированного на подставных лиц и т.п.
В частности, если сделка купли-продажи заключена под условием выплаты продавцу дополнительной суммы, но покупатель, заведомо не намереваясь выполнять обещание, обманул продавца, имитируя различными способами выплату дополнительной суммы, содеянное квалифицируется как мошенничество.
4. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями характеризуется использованием должностным лицом своих служебных полномочий для завладения имуществом или приобретения права на него. При этом не имеет значения, находится ли имущество в непосредственном владении должностного лица либо вверено другим лицам, через которых должностное лицо в силу служебных полномочий имеет право по управлению и распоряжению им. Разновидностями такого хищения могут являться:
- присвоение имущества, в отношении которого должностное лицо в силу своих служебных полномочий имеет право по управлению и распоряжению;
- умышленное незаконное получение должностным лицом средств в качестве премий, надбавок к заработной плате, а также пенсий, пособий и других выплат;
- обращение в свою собственность средств по заведомо фиктивным трудовым соглашениям или иным договорам под видом заработной платы за работу или услуги, которые фактически не выполнялись или были выполнены не в полном объеме, и т.п.
5. Присвоение означает незаконное обращение чужого имущества, вверенного виновному, в его пользу без эквивалентной компенсации. Присвоенное имущество продолжает находиться в распоряжении виновного, оно еще не отчуждено и не потреблено. Растрата представляет собой незаконное и безвозмездное использование виновным вверенного ему чужого имущества (например, путем личного потребления или иного способа израсходования) либо его отчуждение, т.е. продажа, дарение, передача в долг или в счет погашения долга и т.д. В отличие от присвоения, которое характеризуется как удержание чужого имущества, растрата представляет собой издержание этого имущества. При этом присвоение выражается в обращении виновным в свою пользу вверенного ему имущества, а растрата — в отчуждении такого имущества или в потреблении его самим виновным. Она признается оконченной с момента фактического израсходования или отчуждения вверенного виновному имущества. Общее между присвоением и растратой заключается в том, что хищение совершается без изъятия имущества у собственника: виновный использует фактическую возможность распорядиться чужим имуществом, поскольку оно ему вверено для осуществления обусловленных собственником правомочий по распоряжению, управлению, хранению, доставке и находится в его ведении.
Статья 10.6. Присвоение найденного имущества
Присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада —
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.
Комментарий к статье 10.6
В соответствии со ст. 234 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу акта законодательства утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строения и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, в котором был обнаружен клад. В случае обнаружения клада, содержащего материальные объекты, обладающие отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующие одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности, такие объекты подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику. Правила статьи 234 ГК не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.
Статья 10.7. Причинение имущественного ущерба
Причинение ущерба в незначительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков мелкого хищения —
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Комментарий к статье 10.7
1. Механизм причинения ущерба при совершении данного правонарушения различен. Потерпевшему может причиняться реальный имущественный ущерб в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации, поскольку он вынужден оплатить услуги, которые выполнялись для виновного лица (например, лицо незаконно подключается к телефону потерпевшего, осуществляет международные разговоры, а потерпевший вместо виновного оплачивает эти услуги; лицо путем модификации компьютерной информации в качестве заказчика определенного рода товаров при заказе их с помощью Интернета указывает другое лицо, которое и оплачивает их вместо виновного лица). При этом имущественный ущерб может причиняться и в виде упущенной выгоды, неполучения потерпевшим прибыли и доходов (например, получение проводником вагона, водителем междугороднего автобуса и других транспортных средств денег с пассажиров за безбилетный проезд; уклонение от внесения арендной платы, уплаты за проживание в гостинице, прокат тех или иных предметов, за ремонт бытовой техники, пользование газом, электричеством и другие коммунальные услуги и т.д.).
2. Правонарушение будет юридически окончено, если действиями лица потерпевшему причинен ущерб на сумму до сорока базовых величин на момент его совершения. При этом данное правонарушение необходимо отграничивать от мелкого хищения, под которым понимается хищение путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты имущества юридического лица (а равно покушение на такое хищение) в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
3. Причинение имущественного ущерба следует отграничивать от мошенничества по следующим признакам: при мошенничестве потерпевший сам добровольно передает имущество или право на имущество виновному под влиянием обмана или злоупотребления доверием, а он обращает его в свою пользу либо в пользу других лиц, в отличие от необходимости взять потерпевшим на себя бремя расходов.
При отграничении причинения имущественного ущерба от присвоения или растраты необходимо учитывать то, что действия лиц, уполномоченных на получение денег за выполнение работ или оказание услуг и присвоивших их, должны квалифицироваться как хищение. В тех случаях, когда при этом не используется сырье или материалы субъекта хозяйствования, содеянное надлежит квалифицировать только как причинение имущественного ущерба.
Причинение имущественного ущерба необходимо отграничивать и от хищения путем использования компьютерной техники, когда виновный путем модификации компьютерной информации противоправно безвозмездно обращает имущество потерпевшего в свою пользу или в пользу третьих лиц, а не вынуждает потерпевшего расплатиться вместо виновного либо не передает ему соответствующее вознаграждение за использование имущества, уклоняясь от различных платежей.
4. Корреляция данного административного правонарушения и преступления обусловлена общественно опасными последствиями деяния. Причинение ущерба в значительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков хищения наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения; причинение имущественного ущерба без признаков хищения, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок (статья 216 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Статья 10.8. Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений
1. Уничтожение или повреждение посевов, находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений домашними животными, птицей или иным способом —
влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, —
влекут наложение штрафа в размере от пятнадцати до двадцати пяти базовых величин.
3. Проезд по посевам или насаждениям на автомобиле, тракторе, комбайне, мотоцикле или другом транспортном средстве —
влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.
Комментарий к статье 10.8
1. Причинителем вреда, нанесенного при уничтожении или повреждении посевов, находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений домашними животными, птицей или иным способом, является собственник последних либо лицо, осуществляющее отдельные правомочия собственника, например наделенное правом пользования или распоряжения животными — особыми объектами движимого имущества.
2. Уничтожение или повреждение посевов, находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений домашними животными, птицей или иным способом могут быть следствием и противоправного бездействия нарушителя, уклоняющегося от исполнения своих обязанностей по обеспечению надзора за сельскохозяйственными животными. В данном случае квалифицирующим признаком правонарушения является причинение имущественного ущерба.
3. В отличие от указанного деяния проезд по посевам или насаждениям рассматривается в качестве административного проступка также и в тех случаях, когда действия нарушителя не привели к повреждению или уничтожению чужого имущества.
Статья 10.9. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества
Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, —
влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до семидесяти базовых величин.
Комментарий к статье 10.9
1. Предметом правонарушения может быть любое движимое или недвижимое имущество. Уничтожение имущества исключает его использование по функциональному назначению. Под повреждением имущества понимается причинение восполнимого ущерба движимым или недвижимым имущественным объектам, находящимся у граждан, юридических лиц в собственности либо на иных законных основаниях. Умышленное уничтожение или повреждение имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба; уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные по неосторожности, квалифицируются как преступление (соответственно часть 1 статьи 218 и статья 219 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
2. Под значительным размером (ущербом в значительном размере) понимается размер (ущерб) на сумму, в 40 и более раз превышающую размер базовой величины, установленной на день совершения преступления, а под крупным размером (ущербом в крупном размере) понимается размер (ущерб) на сумму, в 250 раз превышающую размер базовой величины, установленной на день совершения преступления. В то же время, решая вопрос о наличии в действиях виновного признака причинения ущерба собственнику или иному владельцу имущества, следует исходить как из стоимости имущества, так и из других существенных обстоятельств. Таковыми, в частности, могут быть материальное положение физического лица, финансовое положение юридического лица, значимость утраченного имущества для собственника или иного владельца. Квалифицирующий признак «причинение ущерба» может быть инкриминирован лишь в случае реального наступления указанного последствия, вызванного, например, повреждением, утратой либо уничтожением имущества.
3. По смыслу статьи 3.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях квалификация умышленно совершенного правонарушения возможна только применительно к деянию физического лица, так как лишь в данном случае возможна оценка психического отношения лица к совершенному деянию. Таким образом, субъектом данного административного правонарушения может быть только физическое лицо.