Статья 1. Законы, определяющие порядок уголовного процесса
Комментарий к статье 1
1. Комментируемая статья устанавливает круг законов, определяющих порядок деятельности органов, ведущих уголовный процесс (органов дознания, следователей, прокуроров, судов), а также процессуальные права и обязанности иных участников уголовно-процессуальных отношений. К ним относятся Конституция Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — УПК), международные договоры Республики Беларусь, иные нормативные правовые акты.
2. Конституция Республики Беларусь как Основной Закон, закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений, имеет высшую юридическую силу и является основой регламентации посредством УПК уголовно-процессуальной деятельности.
3. УПК устанавливает задачи и принципы деятельности по производству материалов и уголовных дел; круг, полномочия и обязанности участников уголовного процесса; средства, формы и методы расследования преступлений, изобличения виновных лиц и их наказание; условия, основания и порядок применения данных мер. При этом установленный УПК порядок производства по материалам и уголовному делу является единым и обязательным для всех участников уголовного процесса. В случае противоречия между нормами УПК и Конституцией Республики Беларусь действуют положения УПК.
4. Следует иметь в виду, что УПК отнюдь не является универсальным, а следовательно, и единственным уголовно-процессуальным законом, в связи с чем в некоторых случаях его правовые предписания носят бланкетный характер, прямо или косвенно отсылая к иным национальным нормативным правовым актам. В качестве примеров можно указать на нормы Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, детализирующие положения ст. 31 УПК о составе суда, на нормы Уголовного кодекса Республики Беларусь, раскрывающие положения ст. 250 УПК относительно оснований прекращения предварительного расследования и уголовного преследования, на нормы Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 N 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» (далее — Закон о международных договорах), развивающие положения ч. 5 ст. 1 УПК, на нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 N 1775 «Об утверждении Положения о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым», детализирующие положения ст. 162 УПК о процессуальных издержках и т.п.
5. Если в уголовно-процессуальном законе отсутствует регулирование какого-либо процессуального вопроса, необходимого для выполнения процессуальных действий, по общему правилу допустимо использование институтов аналогии закона (применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения) и аналогии права (применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права).
Применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случае совершения процессуальных действий и принятия процессуальных решений в сфере ограничения прав и установления обязанностей участников уголовного процесса и иных лиц.
6. Наряду с национальным законодательством, порядок осуществления в республике уголовного процесса определяется международными договорами Республики Беларусь. Данное правило закреплено ч. 4 комментируемой статьи и основывается на соответствующих положениях Конституции Республики Беларусь и Закона о международных договорах. Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о международных договорах нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
7. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает правовые основы оказания международной правовой помощи по уголовным делам. Помимо УПК, порядок оказания международной правовой помощи регламентируется Законом Республики Беларусь от 18.05.2004 N 284-З «О международной правовой помощи по уголовным делам». Подобная помощь оказывается либо в порядке, предусмотренном соответствующими международными договорами Республики Беларусь, либо на основе принципа взаимности.
Республикой Беларусь заключен ряд двухсторонних и многосторонних договоров, регулирующих вопросы оказания правовой помощи (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002), Договор между Республикой Беларусь и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи по уголовным делам (подписан в г. Минске 20.10.2010), Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (заключена в г. Нью-Йорке 02.12.1949), Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) и др.).
В случае отсутствия с каким-либо государством международного договора о порядке оказания международной правовой помощи по уголовным делам такая помощь оказывается на основе принципа взаимности в порядке, установленном разделом XV «Международная правовая помощь по уголовным делам на основе принципа взаимности» УПК.
Статья 2. Задачи уголовно-процессуального закона
Комментарий к статье 2
1. Действующий УПК выделяет задачи уголовно-процессуального закона и задачи уголовного процесса. Задачи уголовно-процессуального закона содержатся в комментируемой статье. Задачи уголовного процесса закреплены в ст. 7 УПК (см. комментарий к ст. 7 УПК).
2. Задачи уголовно-процессуального закона обуславливаются самой сущностью и правовым предназначением права в системе социальных норм общества, а также целевой направленностью и спецификой уголовно-процессуальной деятельности участников уголовного процесса в целом, и органов, ведущих уголовный процесс, в частности.
Законодатель выделяет следующие четыре задачи уголовно-процессуального закона, три из которых по своей направленности являются специальными, четвертая — общей:
- закрепление надлежащей правовой процедуры осуществления уголовного процесса;
- обеспечение законных прав и интересов физических и юридических лиц, которым преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред;
- уголовное преследование и защита лиц, которые подозреваются, обвиняются в совершении предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний;
- обеспечение формирования в обществе уважения к правам и свободам человека и гражданина, утверждения справедливости.
3. Вся структура и содержание уголовно-процессуального закона, в том числе и УПК, направлены на обеспечение реализации стоящих перед ним задач посредством детальной регламентации правового статуса участников уголовного процесса, процессуальной деятельности и процессуальных форм, а также процессуальных гарантий их реализации.
Статья 3. Пределы действия уголовно-процессуального закона
Комментарий к статье 3
1. Комментируемая статья устанавливает пределы действия уголовно-процессуального закона в пространстве. По общему правилу производство по всем материалам и уголовным делам независимо от того, находятся они в производстве отечественных или зарубежных органов уголовного преследования и судов, ведется на территории Республики Беларусь в соответствии с предписаниями УПК. При этом не имеет значения территория совершения преступления (совершено преступление на территории Республики Беларусь или за ее пределами).
Исключением являются лишь случаи, когда международными договорами Республики Беларусь относительно оказания международной правовой помощи на территории Республики Беларусь установлен иной порядок производства по материалам и уголовным делам. В подобных ситуациях на территории Республики Беларусь может применяться уголовно-процессуальный закон иностранных государств.
К территории Республики Беларусь относятся суша, воды, недра, воздушное пространство, ограниченные линией Государственной границы Республики Беларусь и проходящей по этой линии вертикальной поверхности (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь»).
2. В части 2 комментируемой статьи устанавливается обязательность применения положений УПК при производстве по материалам и уголовному делу о преступлениях, совершенных на территории дипломатического представительства и консульского учреждения Республики Беларусь в иностранном государстве, на воздушном, морском или речном судах, находящихся вне пределов Республики Беларусь под флагом или с опознавательными знаками Беларуси, если названные суда приписаны к портам Республики Беларусь.
Следует отметить, что данное правило безоговорочно действует относительно дипломатических представительств и консульских учреждений (дипломатические представительства (посольства, постоянные представительства при международных организациях, миссии) и консульские учреждения являются органами внешних сношений Республики Беларусь, которые представляют Республику Беларусь в государствах пребывания (международных организациях) и выполняют функции в интересах ее внешней политики (Указ Президента Республики Беларусь от 09.07.1996 N 247 «Об утверждении Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь»)).
Применительно же к порядку осуществления уголовно-процессуального производства на воздушном, морском или речном судах, находящихся вне пределов Республики Беларусь, предписания части 2 комментируемой статьи необходимо корректировать с учетом ряда международных договоров.
В частности, в Конвенции Организации Объединенных Наций «По морскому праву» (заключена в г. Монтего-Бей 10.12.1982) и Конвенции Международной морской организации «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства» (заключена в г. Риме 10.03.1988) указывается, что в случае пересечения иностранным судном (за исключением военных судов) территориальных вод без захода во внутренние воды (право мирного прохода) уголовная юрисдикция прибрежного государства на его борту не осуществляется. Исключением являются случаи, когда: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; капитан судна или консул прибрежного государства обращается к властям прибрежного государства за помощью; существует необходимость пресечения торговли наркотиками. Относительно военных судов данные правила не действуют. Они всегда находятся под юрисдикцией государства, в связи с чем производство по материалам и уголовному делу должно осуществляться только в соответствии с УПК.
Такие же тенденции содержатся в предписаниях международного права относительно воздушных судов (см. Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (заключена в г. Монреале 23.09.1971), Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (заключена в г. Токио 14.09.1963), и т.п.).
Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства
Комментарий к статье 4
1. По общему правилу иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Вследствие этого законодателем в комментируемой статье специально оговариваются правила действия уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
2. Иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства. Лицом без гражданства признается лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства (см. Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 N 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»).
3. В части 1 комментируемой статьи указывается о применении норм УПК на территории Республики Беларусь в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. Относительно же применения уголовно-процессуального закона к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к уголовно-процессуальной деятельности в качестве иных участников (к примеру, в качестве свидетеля, потерпевшего и т.д.), непосредственно ничего не говорится. Тем самым по существу законодатель определяет, что нормы УПК применяются в отношении всех иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от того, в каком качестве они выступают в рамках уголовно-процессуальных отношений.
4. Предписания части 2 комментируемой статьи устанавливают особенности проведения процессуальных действий в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности. К числу таких лиц в соответствии с международным публичным правом относятся главы и сотрудники дипломатических представительств, главы иностранных государств и правительств, министры иностранных дел, сопровождающие их члены семьи, члены специальных миссий, работники консульских учреждений и др.
В отношении таких лиц любые процессуальные действия возможно проводить лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство указанных действий органами уголовного преследования и судом испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь.
5. Общее правило, закрепленное в части 2 комментируемой статьи, находит свое дальнейшее развитие в иных нормах УПК. К примеру, в соответствии со ст. 204 УПК осмотр в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также представительствами и учреждениями иностранных государств и международных организаций, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуются дипломатическим иммунитетом, а равно в помещениях, в которых проживают сотрудники этих представительств и учреждений и их семьи, может проводиться лишь по просьбе или с согласия главы соответствующего представительства или учреждения и в его присутствии, о чем делается отметка в протоколе осмотра помещения (см. комментарий к ст. 204 УПК).
Статья 5. Действие уголовно-процессуального закона во времени
Комментарий к статье 5
1. Комментируемая статья устанавливает правила определения действия уголовно-процессуального закона во времени. В соответствии с УПК при производстве по материалам и уголовному делу орган, ведущий уголовный процесс, обязан применять уголовно-процессуальный закон, действующий соответственно во время дознания, предварительного следствия, рассмотрения дела судом и при разрешении вопросов, возникающих при исполнении приговоров.
Таким образом, при проведении тех или иных процессуальных действий и принятии процессуальных решений должна применяться та процессуальная норма, которая действует в момент совершения процессуального действия (принятия процессуального решения). Из этого следует, что нормы уголовно-процессуального закона по общему правилу обратной силы не имеют. Применение обратной силы уголовно-процессуального закона возможно лишь при наличии прямого указания в самом законе, устанавливающем процедуру проведения производства по материалам и уголовным делам.
2. При определении времени действия процессуальной нормы должностным лицам органов, ведущих уголовный процесс, следует исходить из общих правил вступления в силу нормативного правового акта, действия нормативного правового акта во времени, прекращения действия нормативного правового акта (ст. 65, 66 и 69 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
3. Уголовно-процессуальная норма, содержащаяся в законе Республики Беларусь, вступает в силу через десять дней после ее официального опубликования, если в законе не установлен иной срок, содержащаяся в указе Президента Республики Беларусь, постановлении Совета Министров Республики Беларусь и иных нормативных правовых актах — со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.
4. Во времени уголовно-процессуальная норма действует бессрочно, если в ее тексте не оговорено иное. Временный срок действия может быть установлен для всей уголовно-процессуальной нормы или только ее части. В этом случае должны быть указаны срок действия уголовно-процессуальной нормы или событие, при наступлении которого уголовно-процессуальная норма утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного события уголовно-процессуальная норма (ее часть) автоматически утрачивает силу.
5. Как и любое другое правовое предписание, уголовно-процессуальная норма прекращает свое действие в случаях истечения срока, на который она была рассчитана; признания ее неконституционной; признания утратившей силу; отмены в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 6. Разъяснение некоторых понятий и наименований, содержащихся в настоящем Кодексе
Комментарий к статье 6
1. Комментируемая статья разъясняет юридическое содержание используемых в тексте УПК понятий и наименований, требующих специального правового закрепления, либо же интенсивно используемых в уголовно-процессуальных нормах. Это способствует совершенствованию законодательной техники, обеспечивает единообразное восприятие, понимание, толкование и применение правовых предписаний.
2. Следует иметь в виду, что приведенное в ст. 6 УПК юридическое содержание понятий и наименований носит не универсальный, а относительный характер. В большинстве предписаний УПК обозначенные понятия и наименования используются в значении, указанном в комментируемой статье. Однако в отдельных статьях УПК имеются указания на иное содержание этих категорий. В таких случаях положения ст. 6 УПК не применяются, а учитываются имеющиеся в рассматриваемом плане оговорки уголовно-процессуальной нормы. На этот аспект указывается как в начале ст. 6 УПК, так и в определенных пунктах ст. 6 УПК.
К примеру, под термином «прокурор» законодатель по общему правилу понимает действующих в пределах своей компетенции Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и помощников, начальников управлений (отделов) и их заместителей, прокуроров управлений и отделов (п. 32 ст. 6 УПК). В то же время в ряде статей УПК имеется прямое указание на то, что в них речь идет не о всех прокурорских работниках, а только о прокурорах — руководителях соответствующих органов прокуратуры и их заместителях (см. комментарии к ст. 108, 125, 210, 263 УПК).
3. Закрепленные в виде правовых норм-дефиниций рассматриваемые понятия и наименования обязательны для применения всеми участниками уголовно-процессуальной деятельности именно в том содержательном аспекте, в котором они разъяснены в комментируемой статье.