Статья 5. Действие настоящего Кодекса в отношении лиц, совершивших преступления на территории Республики Беларусь
Комментарий к статье 5
1. В статье 5 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) сформулирован территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Он сводится к тому, что лицо, которое совершило преступление на территории Республики Беларусь, подлежит ответственности по УК. При этом не имеет значения, совершено преступление гражданином Республики Беларусь, иностранным гражданином или лицом без гражданства. Данный принцип основывается на положениях статьи 52 Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция, Основной Закон), согласно которой каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции.
2. Для уяснения содержания рассматриваемого принципа необходимо определить термин «территория государства». Понятие территории государства в юридическом аспекте более объемно, нежели в географическом смысле. Территорию Республики Беларусь образуют суша, воды, недра, воздушное пространство, которые ограничены вертикальной поверхностью, проходящей по линии Государственной границы Республики Беларусь.
Согласно абзацу тридцать шестому статьи 1 Водного кодекса Республики Беларусь воды — это вся вода, находящаяся в водных объектах и в недрах.
В соответствии с пунктом 27 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах недра представляют собой часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности, дна водоемов, водотоков.
Согласно абзацу двадцать четвертому статьи 1 Воздушного кодекса Республики Беларусь воздушное пространство Республики Беларусь — это часть воздушной сферы, расположенная в пределах территории Республики Беларусь.
3. К территории Республики Беларусь приравниваются также иные объекты, указанные в части третьей комментируемой статьи. К таковым относятся: суда, приписанные к порту Республики Беларусь, находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь (если иное не предусмотрено международным договором); военные корабли или военные воздушные суда Республики Беларусь независимо от места их нахождения.
4. Принципиальное значение имеет определение места совершения преступления. В соответствии с частью второй статьи 5 УК преступление признается совершенным на территории Республики Беларусь, если: 1) оно было начато на территории Республики Беларусь; 2) продолжалось на ее территории; 3) было окончено на территории Беларуси или 4) совершено в пределах Республики Беларусь в соучастии с лицом, совершившим преступление на территории иностранного государства.
5. В территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве не включаются деяния дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые согласно законодательству Республики Беларусь (в т.ч. международным договорам) неподсудны по уголовным делам судам Республики Беларусь. Речь идет об иммунитете от уголовного преследования, где выделяют: дипломатический иммунитет (дипломатическая неприкосновенность), консульский иммунитет, иммунитет международных организаций и их персонала, иммунитет специальных миссий. Указанная особенность вытекает из положений Венской конвенции о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961), Венской конвенции о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24.04.1963), Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (заключена в г. Вене 14.03.1975). При этом юридический иммунитет предоставляется как непосредственно дипломатическим работникам, так и членам их семей.
Например, согласно пункту 1 статьи 11 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества (заключена в г. Москве 19.12.2011) должностные лица и члены их семей, проживающие вместе с ними в государстве пребывания, не подлежат уголовной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц.
В соответствии с пунктом 8 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств (заключено в г. Москве 06.07.1992), судьи Экономического Суда Содружества Независимых Государств (далее — Экономический Суд) независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрисдикцию государств пребывания, они не могут быть привлечены к уголовной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического Суда.
Статья 6. Действие настоящего Кодекса в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Республики Беларусь
Комментарий к статье 6
1. В статье 6 УК закреплены принципы гражданства, реальный и универсальный принципы действия уголовного закона в пространстве.
2. Принцип гражданства подразумевает, что гражданин Республики Беларусь, который совершил преступления за пределами Республики Беларусь, подлежит ответственности по УК, если: 1) соответствующее деяние криминализовано в законодательстве Республики Беларусь; 2) совершенные им деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены; 3) лицо не понесло уголовную ответственность в этом государстве. Аналогичные условия предусмотрены в отношении постоянно проживающих в Республике Беларусь лиц без гражданства.
Лицо, совершившее преступление за пределами Республики Беларусь, осуждается в пределах санкции статьи Особенной части УК о преступлении, в совершении которого установлена его вина. При этом назначенное наказание не может быть больше верхнего предела санкции согласно уголовному закону места совершения преступления. Установление данного ограничения отражает гуманистическую составляющую уголовного права.
3. Содержание реального принципа состоит в том, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не проживают постоянно в Республике Беларусь, совершившие преступления за пределами Республики Беларусь, подлежат ответственности по УК, если: 1) они совершили преступление, отнесенное к категории особо тяжких преступлений согласно части пятой статьи 12 УК; 2) совершенное ими преступление направлено против интересов Республики Беларусь; 3) они не были осуждены за совершенное преступление в иностранном государстве.
Таким образом, реальный принцип устраняет недостатки территориального принципа и принципа гражданства, устанавливая, что уголовная ответственность определяется не только по законам места совершения преступления и не только в отношении своих граждан, но и по законам заинтересованного государства, если преступление направлено против его интересов или интересов его граждан.
4. Универсальный принцип означает возможность применения норм УК, регламентирующих ответственность за наиболее опасные преступления, посягающие на общечеловеческие ценности, защищаемые гуманитарным правом, независимо от особенностей криминализации определенного деяния в законодательстве государства, на территории которого было совершено преступление. Такие преступления перечислены в части третьей комментируемой статьи. Борьба с этими преступлениями вызвала необходимость координации действий государств, выработки приемлемых для них правил по применению своего уголовного законодательства при совершении преступлений международного характера. Перечень деяний, указанных в части третьей статьи 6 УК, не является исчерпывающим. Это означает, что, если международным договором, обязательным для Республики Беларусь, предусмотрена безусловность уголовного преследования лиц, совершивших определенные преступления за пределами Республики Беларусь, содеянное ими может квалифицироваться по УК в случае, если такие лица не были осуждены в иностранном государстве. Примером такого договора является Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года.
С учетом того что в части третьей статьи 6 УК речь идет о наиболее опасных преступлениях против мира, безопасности человечества и военных преступлениях, при совершении деяний, перечисленных в названной норме, в соответствии со статьей 85 УК не применяется освобождение от уголовной ответственности или наказания в связи с истечением сроков давности.
Статья 7. Выдача лица, совершившего преступление
Комментарий к статье 7
1. Выдача преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству.
Согласно части третьей статьи 10 Конституции гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Аналогичная норма закреплена в части первой статьи 7 УК.
2. Законодательство допускает выдачу иностранному государству иностранного гражданина или лица без гражданства, совершивших преступления вне пределов Республики Беларусь и находящихся на территории Республики Беларусь, для привлечения их к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Республики Беларусь. В целом лицо может быть выдано для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания, а также на время для производства процессуальных действий.
3. Институт выдачи (экстрадиции) является по своей природе институтом договорного, а не обычного права. Это означает, что отношения между государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам (в том числе выдачи преступников) регламентированы в соответствующих двусторонних или многосторонних соглашениях. Вопросы экстрадиции в рамках государств Содружества Независимых Государств регулируются Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002), а также Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993). Существуют также двусторонние договоры, заключаемые Республикой Беларусь с другими государствами, о выдаче (например, с Китаем, Болгарией, Индией) либо об оказании правовой помощи (например, с Сербией, Турцией, Египтом).
Выдача также может осуществляться на основе принципа взаимности в соответствии с правилами, регламентированными в разделе XV Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
4. По общему правилу выдача лица может быть осуществлена при наличии ряда таких ключевых условий, как: 1) преступление должно быть экстрадиционным (входить в число преступлений, за совершение которых можно обращаться с просьбой о выдаче, в т.ч. быть наказуемым не менее определенного срока лишения свободы); 2) наличие двойной преступности деяния (оно должно рассматриваться как преступление по законодательству обеих сторон. При этом тождественность должна определяться исходя из юридической природы преступления, а не в связи с его наименованием); 3) соблюдение принципа специализации, т.е. уголовное преследование выданного лица должно осуществляться только за то преступление, в отношении которого состоялась выдача лица. Требование о специализации предопределяет объем уголовной репрессии. При этом само понятие «специализация» является производным от понятия государственного суверенитета. Это означает, что если запрашиваемому государству ввиду его суверенитета изначально принадлежит право отказывать в выдаче за некоторые преступления, оно также должно иметь право воспрепятствовать тому, чтобы эти преступления были предметом судебного разбирательства после экстрадиции лица.
Не должно также допускаться повторное осуждение за преступление, которое является предметом экстрадиционного запроса. Выдача осужденного за то же самое деяние и возможность его повторного осуждения может нарушить фундаментальные принципы международного и национального законодательства, связанные с обеспечением прав человека.
Кроме указанных ограничений по выдаче могут устанавливаться иные. Например, если: преступление носит политический характер; деяние, в связи с которым запрашивается выдача, относится по законодательству запрашиваемой стороны к воинским преступлениям, не являющимся преступлениями в соответствии с обычным уголовным правом; преследование осуществляется по дискриминационному признаку (расы, пола, вероисповедания, национальности, гражданства, по политическим убеждениям); существует возможность применения к выдаваемому лицу смертной казни; истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
5. В соответствии со статьей 12 Основного Закона Республика Беларусь может предоставить право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность. В этом случае выдача такого лица не допускается.
Статья 8. Преюдициальное значение совершения преступления на территории иностранного государства
Комментарий к статье 8
В статье 8 УК закреплено правило о преюдициональном значении совершенного преступления на территории иностранного государства. В частности, судимость и иные уголовно-правовые последствия совершения лицом преступления имеют уголовно-правовое значение для решения вопроса об уголовной ответственности этого лица за преступление, совершенное на территории Республики Беларусь, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Названные обстоятельства будут иметь значение при разрешении вопроса о наличии рецидива, повторности, а также нарушении обязанностей, связанных с условным осуждением, отсрочкой исполнения приговора или условно-досрочным освобождением.
Статья 9. Действие уголовного закона во времени
Комментарий к статье 9
1. Действие уголовного закона во времени основывается на таких ключевых положениях, как: применение к деянию закона, соответствующего времени его совершения; обратимость более мягкого уголовного закона; необратимость более строгого закона. Уголовный закон, как правило, может быть применен только в отношении тех общественно опасных деяний, которые совершены после вступления в силу закона, но до потери им этой силы, т.е. во время его действия. К условиям, необходимым для действия уголовного закона, следует отнести следующие: принятие его надлежащим образом; вступление его в силу после официального опубликования; он не должен являться утратившим силу.
2. Для установления преступности и наказуемости деяния необходимо определить закон, который действовал во время его совершения. При этом временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Существуют некоторые особенности определения времени совершения длящихся и продолжаемых преступлений.
Длящееся преступление — это деяние, сопряженное с последующим относительно длительным невыполнением лицом обязанностей, от исполнения которых оно уклонялось, несмотря на угрозу уголовного наказания. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и заканчивается вследствие действия самого преступника, направленного на прекращение преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления.
Временем совершения продолжаемого преступления, т.е. складывающегося из ряда идентичных преступных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление, является день осуществления последнего действия (бездействия) из числа этих преступных деяний.
3. Время действия уголовного закона определяется вступлением его в силу и прекращением действия. Особенности вступления в силу законов и прекращения их действия предусмотрены Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», а также Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 N 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности». Об опубликовании нормативных правовых актов см. Декрет Президента Республики Беларусь от 24.02.2012 N 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь».
4. Согласно пункту 1 статьи 15 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966) никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву, не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника. В соответствии с частью шестой статьи 104 Конституции закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.
На основании изложенных норм международного и национального права в части второй статьи 9 УК закреплено правило об обратной силе уголовного закона. Оно сводится к тому, что более мягкий закон, принятый после совершения преступления, распространяет свое действие на деяние, совершенное до его принятия и вступления в силу. Соответственно более строгий закон обратной силы не имеет. Закрепление правила об обратной силе уголовного закона является его гуманистической составляющей.
5. Согласно части второй комментируемой статьи обратную силу имеет закон, который: 1) устраняет преступность деяния; смягчает наказание; иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.
5.1. Устранение преступности деяния означает его декриминализацию, т.е. исключение деяния из числа уголовно наказуемых. Различают полную и частичную декриминализацию. Частичная декриминализация может иметь несколько проявлений: 1) изменения в характеристике объективной стороны состава преступления (например, посредством исключения из диспозиции статьи ряда альтернативных действий; преобразования формального состава преступления в материальный; введения крупного либо особо крупного размера ущерба или дохода); 2) изменение субъективной стороны (указание на необходимость установления целей и мотивов деяния); 3) указание на специальные признаки субъекта преступления, изменение возраста субъекта преступления; 4) изменение характеристик предмета преступления, а также потерпевшего от преступления.
Устранение преступности деяния может осуществляться посредством изменения соответствующих норм как Особенной, так и Общей части УК. Например, сокращение перечня преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет; расширение понятия невменяемости; установление новых обстоятельств, исключающих преступность деяния, и пр.
Декриминализация может осуществляться не только посредством внесения соответствующих изменений в УК, но и путем отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного закона, либо ограничения объема уголовно-правового регулирования в результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на данном основании административную или иную более мягкую ответственность.
5.2. Уголовный закон, который смягчает наказание, может обладать следующими характеристиками:
- снижен минимальный или максимальный размер наказания;
- при неизменности пределов основного наказания исключается дополнительное наказание либо предусматривается факультативное дополнительное наказание, которое ранее было обязательным;
- при неизменности пределов основного наказания предусматривается более мягкий вид дополнительного наказания;
- исключается из альтернативной санкции более тяжкое наказание или производится его замена более мягким.
5.3. Уголовный закон, который иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление, может предусматривать, например, смягчение условий условно-досрочного освобождения; сокращение сроков погашения судимости; снижение сроков наказания за рецидив преступлений; сокращение сроков давности освобождения от уголовной ответственности; установление возможности назначения менее строгого вида исправительного учреждения; пр.
6. В части четвертой статьи 9 УК изложены условия применения промежуточного закона. Вопрос о его применении возникает, когда этот закон мягче (или вовсе исключает уголовную ответственность) в сравнении с законом, который действовал во время совершения преступления, и законом, действовавшим во время привлечения лица к уголовной ответственности или вынесения приговора.