Статья 47. Понятие наказания
Комментарий к статье 47
1. Наказание является основной формой реализации уголовной ответственности. Отличие уголовного наказания от иных видов государственного принуждения в том, что оно назначается только по приговору суда и применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Содержание наказания состоит в лишении или ограничении прав и свобод осужденного на определенный срок или бессрочно. Таким образом, можно выделить следующие признаки наказания: 1) государственное принуждение; 2) государственное осуждение преступления и лица, его совершившего; 3) ограничение субъективных прав личности; 4) применение только по приговору суда; 5) порождение судимости; 6) специальное указание в законе.
2. Целями наказания являются: 1) исправление и воспитание осужденного в духе уважения к законам и общечеловеческим ценностям; 2) предупреждение совершения осужденным новых преступлений; 3) предупреждение совершения преступлений иными лицами.
Основными принципами назначения наказания являются: 1) законность; 2) гуманизм; 3) неотвратимость; 4) индивидуализация; 5) определенность.
3. Порядок исполнения наказаний регламентирован Уголовно-исполнительным кодексом Республики Беларусь (далее — УИК), а также на уровне подзаконных актов (например, постановлениями Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.10.2000 N 174 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» и от 15.01.2014 N 13 «Об утверждении Инструкции о порядке деятельности территориальных органов внутренних дел по исполнению наказаний и иных мер уголовной ответственности»).
Статья 48. Виды наказаний
Комментарий к статье 48
1. В статье 48 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) приведен исчерпывающий перечень наказаний, которые могут быть назначены лицу, признанному виновным в совершении преступления. Наказания приведены в порядке иерархии от менее строгого к более строгому. Это имеет существенное значение для индивидуализации наказания исходя из степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, а также учитывается при замене неотбытой части наказания более мягким, назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, и пр. Такой порядок предопределяет действия суда по назначению наказания, с учетом того что более строгое наказание за совершенное преступление может быть назначено в том случае, если менее строгое наказание не может обеспечить достижение его целей. Система наказаний определяется социально-экономическими, политическими факторами, уровнем развития общества, господствующими в нем идеологическими представлениями и взглядами.
2. Перечень наказаний позволяет систематизировать их, сгруппировав в следующие группы: связанные с изоляцией от общества и не связанные с такой изоляцией; общие (могут быть назначены любому лицу) и специальные (определенному кругу лиц, например военнослужащим); связанные с исправительно-трудовым воздействием (общественные или исправительные работы) и не связанные с таким воздействием (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью); связанные с отбыванием срока наказания (лишение свободы) и не связанные с ним (штраф).
Социальная ценность наказаний, не связанных с изоляцией лица от общества, состоит в том, что при их исполнении не наступает негативных последствий в виде разрыва социально полезных связей осужденного, распада семьи, обогащения осужденного криминальным опытом.
3. Наказания подразделяются на основные и дополнительные. Основные назначаются самостоятельно и не могут совмещаться либо быть присоединены в дополнение к другим наказаниям. Дополнительное наказание может быть назначено только в дополнение к основному виду наказания. Такие наказания присоединяются к основному наказанию, увеличивая тем самым карательный объем правоограничений за совершенное преступление. При этом наказания в виде общественных работ, штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. Назначаемое дополнительное наказание должно быть менее строгим, чем основное.
4. Наказания, которые могут применяться к несовершеннолетним, и порядок их назначения указаны в главе 15 УК.
5. По вопросам назначения наказания см. постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 N 1 «О назначении судами уголовного наказания».
Статья 49. Общественные работы
Комментарий к статье 49
1. Общественные работы являются самым легким по тяжести видом наказания. Они состоят в выполнении осужденным бесплатного труда в пользу общества. Вид конкретной трудовой обязанности определяется органами, ведающими исполнением общественных работ. Общественные работы могут быть назначены за совершение преступлений, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких, например умышленного причинения легкого телесного повреждения, кражи, грабежа, умышленного уничтожения либо повреждения имущества и пр. Исполнение общественных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Порядок исполнения общественных работ регламентирован главой 4 УИК.
2. Срок общественных работ исчисляется в часах. Суд может назначить данное наказание в пределах от 60 до 240 часов. В случае если осужденный получает образование либо имеет постоянное место работы, общественные работы отбываются не свыше 4 часов в день в свободное от учебы или основной работы время. При отсутствии у осужденного постоянного места работы и если он не получает образование, общественные работы могут отбываться свыше 4, но не более 8 часов в день. Однако для этого необходимо согласие осужденного. Несовершеннолетним осужденным границы наказания снижены.
3. При возникновении в период отбывания рассматриваемого наказания обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 49 УК, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания. Согласно части 8 статьи 187 УИК в случае беременности женщины, отбывающей наказание в виде общественных работ, исправительных работ или ограничения свободы, орган или учреждение, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, направляют в суд представление о ее досрочном освобождении от отбывания наказания с момента предоставления отпуска по беременности и родам.
4. Злостное уклонение от отбывания общественных работ влечет ответственность по статье 419 УК. Признаки злостного уклонения закреплены в статье 28 УИК.
Статья 50. Штраф
Комментарий к статье 50
1. Штраф представляет собой денежное взыскание, налагаемое судом на осужденного, которое исчисляется в базовых величинах. Поскольку штраф является наказанием имущественного характера, его применение представляется наиболее целесообразным в делах о совершении корыстных преступлений. Размер штрафа определяется исходя из характера и степени общественной опасности совершенного преступления, а также материального положения осужденного. Он назначается в пределах от 30 до 1000 базовых величин, а за преступления против порядка осуществления экономической деятельности и против интересов службы — от 300 до 5000 базовых величин. Размер штрафа устанавливается в зависимости от тяжести совершенного преступления с учетом имущественного положения осужденного. При этом должна быть обеспечена реальная возможность его взыскания. При надлежащем определении размера штрафа его применение влечет существенные материальные последствия для осужденного, которые могут впоследствии сделать невыгодными для него многие виды имущественных и иных преступлений. В этом состоит предупредительная роль данного наказания.
2. Штраф может быть назначен в качестве основного или дополнительного наказания, но только в случае, если об этом указано в санкции соответствующей статьи Особенной части УК.
3. Осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение тридцати дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года. Порядок исполнения наказания в виде штрафа регламентирован главой 5 УИК.
4. При невозможности взыскания штрафа он может быть заменен судом общественными работами по представлению органа, на который возложено исполнение приговора. Однако такая мера возможна только в случае, когда отсутствуют признаки уклонения от уплаты штрафа со стороны осужденного.
5. Уклонение осужденного от наказания в виде штрафа, назначенного приговором суда, при возможности его уплатить влечет ответственность по статье 418 УК.
Статья 51. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Комментарий к статье 51
1. Уголовно-правовое содержание этого вида наказания состоит в ограничении трудовых прав лица, злоупотребляющего своими правами и полномочиями, лишении его возможности заниматься привычной профессиональной деятельностью. Это наказание обладает значительными возможностями по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с осуществлением должностных или профессиональных функций. Являясь по своей сути карой, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью выражается в определенном объеме правоограничений, сужающих сферу социальных возможностей лица по свободному выбору конкретного рода деятельности или определенных должностей в пределах установленного приговором суда срока.
2. Применение данного наказания невозможно за любое преступление безотносительно к установлению непосредственной связи между общественно опасным деянием и осуществлением лицом должностных или профессиональных обязанностей. Его особенностью является возможность назначения судом в качестве дополнительного наказания также в случае, когда лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не предусмотрено в соответствующей статье Особенной части УК.
3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью представляет собой две разновидности одного вида наказания, которые могут применяться как раздельно, так и в сочетании.
Лишение права занимать определенные должности — это обусловленное характером совершенного преступления запрещение в течение определенного срока занимать конкретно указанные в приговоре суда должности, связанные с осуществлением специфических по своему характеру функций (например, лишение права занимать определенные должности, связанные с обслуживанием материальных ценностей либо осуществлением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).
Лишение права заниматься определенной деятельностью — это обусловленное характером совершенного преступления запрещение в течение определенного срока заниматься конкретными видами профессиональной (например, врачебной, предпринимательской, педагогической) либо непрофессиональной (лишение права управлять транспортным средством) деятельности.
4. Рассматриваемое наказание назначается на определенный срок — от одного года до пяти лет. Однако в законодательстве предусмотрены специальные случаи лишения права занимать определенные должности в связи с совершенным преступлением независимо от истечения срока уголовного наказания. Например, согласно части 4 статьи 27 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 N 2570-XII «О правах ребенка» лица, ранее совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172, 173, 181, 181-1, 182, 187, 343, 343-1 УК, не могут занимать должности, связанные с осуществлением педагогической деятельности, выполнением воспитательных функций, а равно другие должности, профессии, связанные с постоянной работой с детьми.
5. Порядок исполнения данного наказания определен главой 6 УИК. Уклонение осужденного от исполнения приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью влечет ответственность по статье 417 УК.
Статья 52. Исправительные работы
Комментарий к статье 52
1. Исправительные работы состоят в ежемесячном удержании из заработной платы осужденного определенной части в пользу государства. Размер удержаний устанавливается приговором суда в пределах от десяти до двадцати пяти процентов, однако он не может быть менее одной базовой величины.
2. Наказание в виде исправительных работ удачно сочетает в себе карательное и воспитательное воздействие на осужденного. Длительность удержаний из заработка осужденного определяет тяжесть этого наказания в системе уголовных наказаний в целом. Данное наказание призвано воздействовать на лиц, общественная опасность которых не требует обязательной изоляции их от общества. Абзац третий подпункта 15.2 пункта 15 Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 23.12.2010 N 672, ориентирует правоприменителя на назначение исправительных работ, как правило, лицам, имеющим на день постановления приговора постоянное место работы или принявшим меры к трудоустройству.
3. Наказание в виде исправительных работ отбывается по месту работы осужденных. При осуждении к исправительным работам отношения трудового договора сохраняются на прежнем месте работы или же возникают на новом. Началом срока отбывания наказания является день получения администрацией организации, где работает осужденный, копии приговора (определения, постановления) суда и других документов из уголовно-исполнительной инспекции. В процессе трудовой деятельности осужденный к исправительным работам подвергается определенным правоограничениям материального и трудового характера. В период отбывания наказания осужденному запрещается прекращать трудовой договор по соглашению сторон или по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции.
4. В срок отбывания наказания не засчитываются:
- время, в течение которого осужденный не работал по неуважительным причинам;
- время заболевания, вызванного алкогольным опьянением или потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо других одурманивающих веществ или действиями, связанными с алкогольным опьянением или потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо других одурманивающих веществ;
- время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также содержания под стражей в качестве меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания;
- время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
5. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. Удержания производятся со всей суммы заработка без исключения из этой суммы налогов и других платежей. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы.
6. Порядок отбывания исправительных работ установлен главой 7 УИК. Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде исправительных работ влечет ответственность согласно статье 416 УК. Признаки злостного уклонения определены в статье 43 УИК.
Статья 53. Ограничение по военной службе
Комментарий к статье 53
1. Ограничение по военной службе по своим признакам аналогично исправительным работам, но применяется только к офицерам и иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Содержание этого наказания составляет совокупность материальных, служебных и иных ограничений прав и свобод осужденных военнослужащих, реализуемых в результате их службы и без изоляции от общества. Это выражается в том, что помимо ежемесячных удержаний из заработной платы осужденный военнослужащий во время отбывания этого наказания не может быть повышен в должности, воинском звании. При этом срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
2. Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, когда оно непосредственно предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК о воинском преступлении либо вместо исправительных работ, предусмотренных за иные преступления. Размер удержаний из денежного содержания осужденного определяется приговором суда в пределах от десяти до двадцати пяти процентов. Установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из окладов по должности и воинскому званию. Состав денежного довольствия определен в статье 11 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 100-З «О статусе военнослужащих».
3. Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе регламентирован главой 17 УИК.
Статья 54. Арест
Комментарий к статье 54
1. Арест предполагает оказание психологического воздействия на осужденного и возложение на него физических тягот, связанных со строгой изоляцией от общества на срок от одного до трех месяцев. Специфическое содержание ареста состоит в концентрированном и повышенно жестком воздействии на осужденного, осуществляемом в течение относительно непродолжительного срока. Поскольку осужденные к аресту содержатся в условиях строгой изоляции (тюремного заключения), законодатель в части 2 статьи 54 УК определил перечень лиц, которым арест не назначается.
2. Осужденные к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах, расположенных в районе, наиболее приближенном к их постоянному месту жительства. Осужденные содержатся в условиях строгой изоляции. Изолированно от иных категорий лиц, отбывающих арест, и раздельно размещаются осужденные мужчины, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость.
3. Материально-бытовое обеспечение осужденных к аресту осуществляется по нормам, установленным для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание на общем режиме в тюрьме, а для несовершеннолетних осужденных — по нормам, установленным для воспитательных колоний. Осужденные к аресту, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией арестного дома либо учреждения уголовно-исполнительной системы, на территории которого расположен арестный дом.
4. Военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание в соответствующих отделениях гауптвахт военных комендатур. Осужденные военнослужащие из числа лиц офицерского состава содержатся отдельно от других категорий осужденных военнослужащих. Время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев увольнения его по заболеванию. Исполнение ареста в отношении осужденных военнослужащих регламентировано главой 18 УИК.
5. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста предусмотрены главой 9 УИК. Уклонение от отбывания наказания в виде ареста влечет ответственность по статье 414 УК.
Статья 55. Ограничение свободы
Комментарий к статье 55
1. Ограничение свободы является альтернативной лишению свободы мерой наказания. Оно заключается в исправительно-трудовом воздействии на осужденного. Законодательство выделяет два вида ограничения свободы: с направлением в исправительное учреждение открытого типа и без направления. Возможность назначения ограничения свободы без направления лица в исправительное учреждение открытого типа создает дополнительные условия соблюдения судами принципа индивидуализации уголовного наказания. По вопросам применения данного наказания см. постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20.12.2007 N 18 «О практике назначения судами наказания в виде ограничения свободы».
2. Осужденные к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа отбывают наказание в исправительных учреждениях открытого типа. Осужденные к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа отбывают наказание по месту постоянного жительства.
3. Ограничение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до пяти лет. Срок наказания исчисляется со дня постановки: 1) осужденного к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа — на учет в исправительном учреждении открытого типа; 2) осужденного к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа — на учет в уголовно-исполнительной инспекции.
Согласно части 2 статьи 46 УИК в срок наказания засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время нахождения в исправительном учреждении со дня вынесения судебного постановления о замене осужденному к лишению свободы неотбытой части наказания наказанием в виде ограничения свободы и время следования под конвоем из исправительного учреждения в исправительное учреждение открытого типа при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы.
4. Согласно пункту 8 части 1 статьи 48-1 УИК сотрудники уголовно-исполнительной инспекции и уполномоченные сотрудники других служб территориальных органов внутренних дел при осуществлении контроля за соблюдением осужденными к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа порядка и условий отбывания наказания имеют право использовать электронные средства контроля за местом нахождения осужденного. Перечень электронных средств контроля определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.04.2015 N 298. Порядок их применения установлен в Инструкции о порядке применения электронных средств контроля за местом нахождения осужденных к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, осуществления телефонной связи осужденными к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа при использовании электронных средств контроля с территориальным органом внутренних дел, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15.01.2014 N 12.
5. Осужденные к ограничению свободы (за исключением лиц, указанных в части 5 статьи 55 УК, или получающих образование в дневной форме получения образования) привлекаются к труду в организациях независимо от форм собственности, а также у индивидуальных предпринимателей. Осужденным к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, не имеющим необходимой специальности для выполнения работ по месту отбывания наказания, администрацией исправительного учреждения открытого типа оказывается содействие в ее приобретении.
6. Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы регламентирован в главе 8 УИК, а также Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений открытого типа, утвержденных постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 30.11.2000 N 212.
7. Уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы влечет ответственность согласно статье 415 УК.
Статья 57. Лишение свободы
Комментарий к статье 57
1. Лишение свободы назначается в качестве только основного вида наказания. Оно является одним из наиболее суровых видов наказаний, поскольку затрагивает права и свободы граждан, гарантированные Основным Законом. Так, согласно части 1 статьи 25 Конституции Республики Беларусь государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.
Лишение свободы связано с максимальным объемом кары и ограничения прав осужденного, который теряет право на свободу передвижения, на выбор места пребывания и жительства, на выбор занятия и профессии, на тайну переписки. Кроме того, ограничивается право осужденного на общение с иными лицами, в том числе с членами его семьи и родственниками. Содержание элемента кары в лишении свободы образуют: 1) изоляция осужденного от общества; 2) применение к осужденному правоограничений, которые образуют соответствующий режим отбывания лишения свободы; 3) возложение на осужденного ряда специфических обязанностей, применение к нему мер взыскания в случае нарушения условий отбывания наказания.
2. Согласно части 2 статьи 62 УК наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при условии, что цели уголовной ответственности не могут быть достигнуты применением более мягкого наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК. В соответствии с частью 2 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.03.2009 N 1 «О назначении судами наказания в виде лишения свободы» убеждение суда в необходимости применения наказания в виде лишения свободы, в том числе на короткие сроки, должно основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании материалов дела, оценке характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и всех влияющих на его меру ответственности обстоятельств. При этом в приговоре суда должны быть приведены конкретные обстоятельства по делу и данные о личности, в силу которых судом не могут быть избраны иные меры уголовно-правового воздействия, кроме наказания в виде лишения свободы.
3. Лишение свободы представляет собой заключение осужденного на установленный в приговоре срок в специальных определенных в законе местах, связанное со специальным режимом. По общему правилу лишение свободы назначается на срок от 6 месяцев до 12 лет. Однако уголовным законом предусмотрены специальные сроки этого наказания:
- в случае совершения особо тяжкого преступления — от 12 до 15 лет;
- за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека либо с незаконным оборотом наркотиков, — до 25 лет;
- по совокупности приговоров — не более 30 лет;
- за преступления, совершенные по неосторожности, — не более 10 лет.
Вместе с тем уровень кары зависит не только от срока лишения свободы, но и от вида учреждения (колония или тюрьма) и вида режима колонии, в которой осужденный отбывает наказание. Согласно части 1 статьи 73 УИК режим в исправительных учреждениях — это установленный законодательством Республики Беларусь порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание определенных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного.
4. Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на:
- исправительные колонии-поселения;
- исправительные колонии для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы;
- исправительные колонии для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы;
- исправительные колонии особого режима.
В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным заключением, осужденные к пожизненному заключению, а также осужденные, переведенные в тюрьму из исправительных колоний за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания.
В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях после достижения ими восемнадцатилетнего возраста в соответствии со статьей 132 УИК.
В лечебных исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в части 5 статьи 16 УИК.
Согласно подпункту 19.2 пункта 19 Декрета Президента Республики Беларусь от 28.12.2014 N 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» Совету Министров Республики Беларусь предписано принять меры по созданию отдельных исправительных учреждений для отбывания наказания в виде лишения свободы лицами, осужденными за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также по обеспечению раздельного содержания таких лиц и других осужденных в иных исправительных учреждениях.
5. В исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и совершеннолетних. Основным принципом распределения осужденных является принцип, согласно которому лицо отбывает свой срок наказания среди себе подобных. Правильное определение вида исправительного учреждения, куда направляется осужденный к лишению свободы, необходимо для успешного осуществления предупредительных и воспитательных целей наказания. В зависимости от поведения и отношения к труду осужденных к лишению свободы условия их содержания могут изменяться в пределах одного исправительного учреждения по постановлению начальника этого учреждения.
6. В соответствии с частью 1 статьи 67 УИК осужденные к лишению свободы на срок не свыше семи лет с отбыванием наказания в условиях общего или усиленного режимов, ранее не отбывавшие наказание в виде лишения свободы, с их согласия могут быть оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
7. В соответствии с правилом 17.1 Минимальных стандартных правил, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (совершены 29.11.1985), решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса, ограничение должно быть по возможности сведено до минимума. При этом несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия. В связи с этим согласно части 1 статьи 115 УК лицу, впервые совершившему в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, наказание в виде лишения свободы не назначается.
8. Порядок и условия исполнения лишения свободы определены уголовно-исполнительным законодательством. Уклонение от отбывания лишения свободы влечет ответственность по статье 414 УК.
Статья 58. Пожизненное заключение
Комментарий к статье 58
1. Пожизненное заключение является исключительной мерой наказания, применение которой допускается в качестве альтернативы смертной казни. Пожизненное заключение назначается за преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. Пожизненное заключение не назначается лицам, указанным в части 2 комментируемой статьи.
2. Осужденные к пожизненному заключению отбывают наказание в исправительной колонии особого режима или в тюрьме и содержатся отдельно от других осужденных, отбывающих наказание в данной колонии или в тюрьме. Они содержатся в помещениях камерного типа или в обычных жилых помещениях исправительной колонии особого режима, камерах тюрьмы и носят одежду специального образца. Перевод осужденных к пожизненному заключению в обычные жилые помещения исправительной колонии особого режима производится при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду по отбытии ими не менее 10 лет пожизненного заключения.
3. Порядок и условия исполнения наказания в виде пожизненного заключения установлены ст. 173 УИК.
4. Пожизненное заключение не является бессрочным наказанием. Пожизненное заключение может быть заменено лишением свободы на определенный срок. Такая замена допускается при наличии следующих условий: 1) осужденный должен отбыть 20 лет заключения; 2) решение принимает суд с учетом поведения осужденного, состояния его здоровья или возраста.
Согласно Рекомендациям ООН по пожизненному заключению (Вена, 1994 год) пожизненное заключение человека в тюрьму без всякого шанса на освобождение не только не достигает целей, на которые направлено лишение свободы (исправление и реинтеграция в общество), но и становится тяжелым бременем для налогоплательщиков.
Статья 59. Смертная казнь
Комментарий к статье 59
1. Смертная казнь является исключительной мерой наказания, поскольку не направлена на достижение всех целей уголовной ответственности. Ее применение образует изъятие из конституционной гарантии права на жизнь каждому гражданину. Исключительный характер смертной казни обусловлен тем, что закон допускает ее применение лишь за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. УК содержит 14 статей, санкции которых предусматривают смертную казнь: 7 статей — за преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления; 1 — за квалифицированные виды убийств; 1 — за преступления против общественной безопасности; 4 — за преступления против государства; 1 — за преступления против порядка управления.
2. В соответствии с частью 3 статьи 24 Конституции Республики Беларусь смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. В 2006 году статья 59 УК была дополнена оговоркой о временном характере смертной казни (применяется до ее отмены). Необходимость такого дополнения обусловлена реализацией заключения Конституционного Суда Республики Беларусь от 11.03.2004 N З-171/2004 «О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни» (далее — Заключение). Согласно Заключению статья 59 УК признана не соответствующей Конституции Республики Беларусь в части отсутствия (на момент принятия Заключения) в ней указания на временный характер смертной казни.
Вопрос о перспективах регламентации смертной казни следует разрешать с учетом общепризнанных принципов международного права, приоритет которых признает и обеспечивает в своем национальном законодательстве Республика Беларусь согласно части 1 статьи 8 Конституции Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 3 Всеобщей декларации Организации Объединенных Наций «Прав человека» (принята в г. Нью-Йорке 10.12.1948) каждый человек имеет право на жизнь. При этом никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Статьей 6 Международного пакта Организации Объединенных Наций «О гражданских и политических правах» (принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966) предусмотрено, что право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека.
Как отмечается в Заключении, «жизнь человека признается в цивилизованном человеческом обществе в качестве самого ценного блага, право на нее является естественным и неотчуждаемым, полученным человеком с момента его рождения. При лишении жизни человека все его другие естественные права теряют смысл, поскольку исчезает их носитель. Поэтому общепризнанное и закрепленное в целом ряде международных документов и нормах национального законодательства положение о том, что каждый имеет право на жизнь, носит всеобъемлющий характер, взаимосвязанный с вопросом о правомерности лишения человека жизни, в том числе и посредством применения смертной казни в качестве уголовного наказания».
В правовой доктрине высказываются полярные идеи относительно закрепления в уголовном законе смертной казни. Ее противники исходят из того, что это наказание: 1) не может обеспечить достижение таких целей уголовной ответственности, как исправление лица и предупреждение совершения им новых преступлений (часть 2 статьи 44 УК); 2) делает исполнение приговора безвозвратным при наличии судебной ошибки; 3) применяется в основном за квалифицированные виды убийств и может предупреждать только этот сегмент преступных посягательств, который незначителен в общей массе преступлений, соответственно не может играть определяющую роль в профилактике преступности в целом; 4) едва ли обладает более эффективным сдерживающим эффектом по сравнению с другими видами наказаний (превентивная роль смертной казни, взаимозависимость ее применения и уровня совершаемых убийств фактически не прослеживаются); 5) вызывая у определенного круга людей чувство восстановления социальной справедливости, одновременно повышает уровень взаимной нетерпимости и содержит возможность ответной реакции. Кроме того, поднимается вопрос допустимости и целесообразности лишения жизни преступника, когда он полностью изолирован и находится под контролем.
3. Согласно части 4 статьи 354 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь исключительная мера наказания — смертная казнь может быть назначена обвиняемому, признанному виновным только по единогласному решению всех судей. Смертная казнь не назначается лицам, перечисленным в части 2 статьи 59 УК. Неприменение данного наказания в отношении таких лиц является проявлением гуманизма уголовного закона. Кроме того, смертная казнь не может применяться к лицам, которые выданы Республике Беларусь для уголовного преследования, если законодательством государства, которое выдало лицо, смертная казнь не предусмотрена за совершенное преступление либо смертная казнь не может быть назначена по иным основаниям. Например, согласно статье 81 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002) смертная казнь не применяется запрашивающей стороной в отношении лица, выданного в соответствии с положениями названной Конвенции, если такое наказание не применяется запрашиваемой стороной. В соответствии с частью 2 статьи 67 УК смертная казнь не назначается за приготовление к преступлению и покушение на преступление.
4. В порядке помилования смертная казнь может быть заменена пожизненным заключением в соответствии с Положением о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 03.12.1994 N 250.
5. Приговор к смертной казни, вступивший в законную силу, обращается к исполнению после получения официального сообщения об отклонении жалоб, направленных в порядке надзора, и ходатайства о помиловании. Смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно относительно каждого и в отсутствие других осужденных к такому наказанию. Порядок исполнения смертной казни закреплен в главе 22 УИК.
Статья 60. Лишение воинского или специального звания
Комментарий к статье 60
1. Лишение воинского или специального звания применяется только в качестве дополнительного наказания. Оно выражается в аннулировании воинского или специального звания. Назначается лицу, которое по характеру совершенного преступления порочит присвоенное ему воинское или специальное звание. Для применения этого наказания не требуется специального указания в санкции соответствующей статьи Особенной части УК. В качестве меры наказания может быть применено именно лишение воинского или специально звания, но не понижение в звании. В отличие от других наказаний лишение воинского или специального звания не имеет временных параметров. Погашение или снятие судимости не аннулирует правовые последствия применения данного наказания.
2. Воинским является звание, которое присваивается военнослужащим Вооруженных Сил Республики Беларусь и иных воинских формирований. Виды воинских званий определены в статье 54 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 N 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе». Специальные звания присваиваются работникам дипломатической службы, представителям ряда органов государственной власти (прокуратуры, органов финансовых расследований, таможенной службы и т.д.).
Лица, имеющие почетные звания (заслуженный работник, народный артист и т.п.), ученые степени и звания, спортивные звания, а также награжденные государственными наградами, не могут быть лишены судом этих званий и наград, поскольку лишение указанных званий и наград не предусмотрено уголовным законом в качестве наказания.
3. Порядок исполнения приговора о лишении осужденного воинского или специального звания регламентирован статьей 165 УИК.
Статья 61. Конфискация имущества
Комментарий к статье 61
1. Конфискация имущества представляет собой наиболее строгий вид наказания имущественного характера. В санкциях статей Особенной части УК конфискация имущества предусмотрена в качестве дополнительного наказания к лишению свободы. Тем самым она усиливает карательное содержание основного наказания. Это наказание направлено на лишение осужденного средств, основанных на преступном промысле либо полученных в результате совершения преступления. Конфискация имущества относится к экономическим формам воздействия на преступность. Она делает бессмысленной преступную деятельность, связанную с совершением корыстных и иных экономических преступлений, поскольку результат такой деятельности изымается у лица, привлеченного к уголовной ответственности.
Целями конфискации (помимо целей, которые характерны для любого наказания) являются: 1) недопущение извлечения выгоды от имущества, полученного в результате совершения преступления; 2) недопущение легализации имущества, полученного в результате совершения преступления, и использования этого имущества как источника дохода; 3) исключение возможности использования имущества для финансирования организованной преступности или террористической деятельности; 4) изъятие из оборота средств и орудий преступления в целях исключения возможности их повторного вовлечения в преступную деятельность.
Конфискация имущества является исключительной имущественной мерой, которая обладает серьезным карательным потенциалом и влечет существенные последствия не только для осужденного, но и для других лиц: 1) такая мера наказывает в имущественном плане не только лицо, совершившее преступление, но и членов его семьи (в отличие от членов своей семьи осужденный, находясь в местах лишения свободы, не ощущает последствий конфискации; 2) конфискация негативно воздействует на процесс ресоциализации осужденного (нарушаются семейные отношения, в связи с чем возвращаться осужденному из мест лишения свободы может быть некуда); 3) конфискация включает в себя принудительное безвозмездное изъятие имущества, приобретенного на законных основаниях и на средства, не связанные с преступной деятельностью.
Наличие конфискации имущества в уголовном законодательстве позволяет выполнять ряд международных обязательств, принятых Республикой Беларусь в рамках международных договоров. Например, Конвенция Организации Объединенных Наций «Против коррупции» (заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003) предусматривает конфискацию в статье 31 и обязывает государства-участники принимать такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации. Аналогичная норма содержится в Конвенции Организации Объединенных Наций «Против транснациональной организованной преступности» (заключена в г. Палермо 15.11.2000).
2. Конфискация представляет собой принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Принудительность означает, что переход права собственности на конфискуемое имущество от осужденного к государству осуществляется помимо воли осужденного. Безвозмездность подразумевает отсутствие какого-либо эквивалента или компенсации взамен конфискованного имущества. Конфискация применяется только по приговору суда.
3. К условиям назначения конфискации имущества относятся следующие обстоятельства: возможность ее назначения непосредственно предусмотрена санкцией соответствующей статьи УК, преступление относится к категории тяжких или особо тяжких и совершено из корыстных побуждений, лицо на момент совершения преступления являлось совершеннолетним. Согласно части 10 статьи 4 УК под корыстными побуждениями понимаются мотивы, характеризующиеся стремлением извлечь из совершенного преступления для себя или близких выгоду имущественного характера либо намерением избавить себя или близких от материальных затрат.
4. Конфискация может быть полной либо частичной, общей либо специальной. Полная конфискация подразумевает изъятие всего имущества, принадлежащего осужденному. Единственным пределом полной конфискации является Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда (приложение к УИК). При частичной конфискации в приговоре указывается, какая именно часть (1/2, 1/3 и т.д.) имущества осужденного конфискуется, или перечисляются конфискуемые предметы, акции, другие ценные бумаги и т.п. Специальная конфискация предполагает изъятие имущества, указанного в части 6 комментируемой статьи. Она применяется независимо от категории преступления и вида назначенного наказания. Конфискация также может быть обязательной или факультативной (назначается по усмотрению суда в случае, если санкция статьи Особенной части УК предусматривает возможное применение или неприменение конфискации).
Конфискации не подлежат жизненно необходимые для осужденного и лиц, находящихся на его иждивении, имущество и предметы, принадлежащие ему на праве частной собственности или являющиеся его долей в общей собственности. Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, содержится в приложении к УИК. О применении конфискации имущества см. постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.09.1999 N 8 «О практике назначения судами конфискации имущества по уголовным делам».
5. Суд, постановивший приговор о конфискации имущества осужденного, после вступления его в законную силу направляет копию приговора, исполнительный лист и копию описи имущества для исполнения судебному исполнителю по месту нахождения имущества осужденного.
Вопросы исполнения наказания в виде конфискации имущества регламентированы в статьях 166 — 171 УИК. В отличие от иных видов имущественных наказаний, исполнение конфискации требует материальных и организационных затрат со стороны государства. Особенности учета, хранения, оценки и реализации имущества, обращенного в доход государства, регламентированы Указом Президента Республики Беларусь от 04.09.2006 N 559 «О работе с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства».
6. Отчуждение, сокрытие имущества, подлежащего конфискации, либо иное воспрепятствование исполнению вступившего в законную силу приговора суда о конфискации имущества влекут ответственность по статье 420 УК.