Потребительский кооператив является достаточно распространенной организационно-правовой формой некоммерческой организации. Основной целью ее деятельности является удовлетворение имущественных потребностей граждан и юридических лиц, основными из которых являются потребность в товарах, работах, услугах, потребность в жилых и нежилых помещениях, гаражах, машино-местах. Удовлетворение широкого спектра потребностей граждан в товарах, работах и услугах обеспечивают организации системы потребительской кооперации. В связи с изложенным рассмотрение вопросов, касающихся создания и деятельности потребительских кооперативов, в том числе входящих в систему потребительской кооперации, является достаточно актуальным.
Основу регулирования правового статуса потребительского кооператива составляет статья 116 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК). Исходя из пункта 1 статьи 116 ГК, можно определить правовые признаки данной организационно-правовой формы некоммерческой организации:
- добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства. Таким образом, в числе членов потребительского кооператива в обязательном порядке должны быть граждане. Следует отметить, что пункт 1 статьи 116 ГК не устанавливает соотношения граждан и юридических лиц в составе членов потребительского кооператива. Из этого можно сделать вывод, что процент граждан в составе членов потребительского кооператива может быть минимальным, если иное не предусмотрено актами законодательства об отдельных видах потребительских кооперативов. Также следует отметить, что в соответствии с частью первой статьи 39 Кодекса Республики Беларусь о земле членами дачного кооператива могут быть только граждане;
- целью создания указанного объединения является удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей участников. При этом потребительский кооператив создается главным образом для удовлетворения материальных (имущественных) потребностей его членов. Нематериальные потребности, как правило, связаны с материальными потребностями, для удовлетворения которых создан потребительский кооператив. Например, потребительский кооператив может оказывать содействие своим членам в процессе реализации ими своих имущественных прав и законных интересов, связанных с участием в потребительском кооперативе;
- создание потребительского кооператива осуществляется путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Паевые взносы направляются потребительским кооперативом на финансирование удовлетворения потребностей его членов (создание объектов недвижимости, торговых объектов и др.).
Помимо паевых взносов, назначение которых состоит в финансировании удовлетворения потребностей членов потребительского кооператива, в случае, установленном частью первой пункта 4 статьи 116 ГК, члены потребительского кооператива уплачивают дополнительные взносы, которые предназначены для покрытия убытков, образовавшихся по результатам деятельности потребительского кооператива за соответствующий финансовый год. Так, согласно части первой пункта 4 статьи 116 ГК члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса (при ведении учета в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в течение трех месяцев со дня окончания финансового года) покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
Согласно части второй пункта 4 статьи 116 ГК члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Следует отметить, что часть вторая пункта 4 статьи 116 ГК не указывает, несут ли члены потребительского кооператива указанную субсидиарную ответственность солидарно друг с другом. В связи с этим неясно, имеет ли член потребительского кооператива, исполнивший обязательство потребительского кооператива или его часть на основании части второй пункта 4 статьи 116 ГК, право регрессного требования к остальным членам потребительского кооператива в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 306 ГК.
Поскольку потребительский кооператив является некоммерческой организацией, доходы и прибыль, полученные потребительским кооперативом, не могут распределяться между его членами (пункт 5 статьи 116 ГК).
Учредительным документом потребительского кооператива является устав. Пунктом 2 статьи 116 ГК определено, какие сведения должен содержать устав потребительского кооператива.
Согласно пункту 3 статьи 116 ГК наименование потребительского кооператива должно содержать:
1) указание на основную цель его деятельности;
2) слово «кооператив» либо «потребительское общество».
Пункт 6 статьи 116 ГК определяет виды потребительских кооперативов, к которым относятся:
1) потребительская кооперация (потребительские общества, их союзы), правовое положение которой определяется ГК и другим законодательством о потребительской кооперации;
2) иные потребительские кооперативы (жилищные, жилищно-строительные кооперативы, гаражные кооперативы и др.), правовое положение которых определяется ГК и иным законодательством.
Так, основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области потребительской кооперации, является Закон Республики Беларусь от 25.02.2002 N 93-З «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» (далее — Закон). Закон регулирует отношения в области создания и деятельности организаций потребительской кооперации и не распространяется на производственные кооперативы, которые имеют совершенно иную правовую природу и являются коммерческими организациями (параграф 3 главы 4 ГК), а также на иные специализированные кооперативы (гаражные, жилищно-строительные и др.). Если ратифицированным и вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора (статья 2 Закона).
Согласно абзацу второму статьи 1 Закона потребительская кооперация — это система потребительских обществ, их союзов и созданных ими в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потребительских обществ и населения Республики Беларусь унитарных предприятий и учреждений. Таким образом, в систему потребительской кооперации входят:
1) потребительские общества. Согласно абзацу третьему статьи 1 Закона потребительское общество — это добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц в форме потребительского кооператива с целью удовлетворения их материальных (имущественных) и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Таким образом, организацией системы потребительской кооперации, создаваемой в форме потребительского кооператива, является потребительское общество. Исходя из его определения, приведенного в абзаце третьем статьи 1 Закона, потребительское общество отвечает всем признакам потребительского кооператива, изложенным в пункте 1 статьи 116 ГК;
2) союзы потребительских обществ. Согласно абзацу четвертому статьи 1 Закона союз потребительских обществ — это добровольное объединение потребительских обществ, их союзов, созданное в целях координации деятельности и защиты общих имущественных интересов. Таким образом, важно отметить, что союз потребительских обществ не является потребительским кооперативом. Он является некоммерческой организацией, созданной в форме союза, которая предусмотрена статьей 121 ГК. Союз или ассоциация как организационно-правовая форма некоммерческой организации является предметом отдельного рассмотрения;
3) созданные потребительскими обществами и их союзами в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потребительских обществ и населения Республики Беларусь унитарные предприятия и учреждения. Унитарное предприятие представляет собой одну из организационно-правовых форм коммерческих организаций (параграф 4 главы 4 ГК). Учреждение является организационно-правовой формой некоммерческой организации, предусмотренной статьей 120 ГК.
Также следует отметить, что определение потребительской кооперации, приведенное в абзаце втором статьи 1 Закона, указывает на важную отличительную особенность потребительского общества как потребительского кооператива: оно создается в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей не только своих членов, но и всего населения Республики Беларусь и реализует данные цели в том числе путем создания унитарных предприятий и учреждений. Так, товары в торговых объектах потребительской кооперации может приобрести любое лицо независимо от того, является ли оно членом потребительского общества. Из направленности деятельности организаций потребительской кооперации, в том числе потребительских обществ, на удовлетворение материальных и иных потребностей всего населения Республики Беларусь вытекают задачи данных организаций, перечисленные в статье 3 Закона, среди которых:
1) организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
2) закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
3) производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
4) оказание платных услуг населению;
5) организация рынков для торговли товарами;
6) создание и развитие проектных, научных, производственных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, транспортных и иных организаций;
7) создание и развитие санаторно-курортных учреждений;
8) создание и развитие учреждений образования в целях подготовки специалистов для организаций потребительской кооперации.
Согласно части первой статьи 5 Закона наименование потребительского общества должно содержать:
1) наименование территории (района) по месту его нахождения;
2) слова «потребительское общество».
Использование слов «потребительское общество» в наименованиях иных потребительских кооперативов, создаваемых на территории Республики Беларусь, не допускается (часть четвертая статьи 5 Закона).
Согласно части первой статьи 7 Закона потребительское общество создается учредителями по территориальному, производственному или иному признаку на основе членства. Так, целью создания потребительского общества может стать удовлетворение имущественных и иных потребностей граждан и юридических лиц на определенной территории и (или) в определенной экономической отрасли (розничная торговля, оказание бытовых услуг населению и др.).
Согласно части второй статьи 7 Закона учредителями потребительского общества могут быть граждане либо граждане и юридические лица. Таким образом, в составе учредителей потребительского общества, как и любого потребительского кооператива, наличие граждан является обязательным. Число учредителей потребительского общества должно быть не менее трех. Количество членов в потребительском обществе не ограничивается.
Согласно части третьей статьи 7 Закона решение о создании потребительского общества принимается общим собранием учредителей, которое помимо принятия указанного решения:
1) утверждает устав потребительского общества;
2) избирает органы управления и органы контроля потребительского общества.
Согласно части четвертой статьи 7 Закона в случае, когда членами потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и (или) количество членов этого общества превышает 100 человек, в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки. Кооперативный участок создается по решению правления потребительского общества. Кооперативный участок представляет собой часть потребительского общества, объединяющую определенное количество членов потребительского общества по территориальному и (или) производственному признакам (абзац пятый статьи 1 Закона). Представляется, что кооперативный участок должен создаваться в форме структурного подразделения потребительского общества. Если кооперативный участок создается вне места нахождения потребительского общества, он будет являться обособленным подразделением (филиалом) данного потребительского общества (пункт 2 статьи 51 ГК).
Статьей 9 Закона определены права потребительского общества. Так, согласно абзацу четвертому статьи 9 Закона потребительское общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых данное общество создано. Доходы от такой предпринимательской деятельности должны направляться исключительно на финансирование достижения указанных целей и не подлежат распределению между членами потребительского общества.
Учредительным документом потребительского общества является устав. Устав потребительского общества должен содержать сведения, указанные в статье 10 Закона. Уставом потребительского общества, в частности, регулируется порядок приема в члены потребительского общества (абзац пятый статьи 10 и часть первая статьи 11 Закона). Согласно части второй статьи 11 Закона членами потребительского общества могут быть:
1) граждане, достигшие 16-летнего возраста;
2) юридические лица.
При этом, как указывалось ранее, наличие граждан в составе членов потребительского общества является обязательным (абзац третий статьи 1 Закона). Членам потребительского общества в установленном его уставом порядке выдается документ, удостоверяющий их членство в потребительском обществе (часть третья статьи 11 Закона).
Права членов потребительского общества установлены частью первой статьи 12 Закона. В их числе:
1) право пользоваться преимуществом при приобретении товаров, оказании услуг в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества;
2) обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы;
3) получать профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование, дополнительное образование взрослых за счет средств организаций потребительской кооперации;
4) завещать по наследству паевой взнос и др.
Согласно части третьей статьи 39 Закона при изменении состава членов потребительского общества изменения и (или) дополнения в устав не вносятся.
Высшим органом управления потребительского общества могут устанавливаться и иные права его членов, не противоречащие законодательству Республики Беларусь (часть вторая статьи 12 Закона).
Статьей 13 Закона предусмотрены обязанности членов потребительского общества.
Согласно части первой статьи 14 Закона при вступлении в члены потребительского общества гражданин или юридическое лицо уплачивают вступительный и паевой взносы. Вступительный взнос — денежные средства, вносимые гражданином или юридическим лицом при вступлении в члены потребительского общества, используемые на возмещение издержек, связанных со вступлением в потребительское общество (абзац восьмой статьи 1 Закона). При выходе члена потребительского общества из его состава вступительный взнос ему не возвращается (часть вторая статьи 14 Закона). Таким образом, вступительный взнос:
1) вносится только денежными средствами;
2) вносится гражданином или юридическим лицом при вступлении в члены потребительского общества;
3) используется на возмещение издержек, связанных со вступлением в потребительское общество. К таким издержкам, в частности, могут быть отнесены затраты на изготовление документа, удостоверяющего членство в потребительском обществе (часть третья статьи 11 Закона);
4) не возвращается члену потребительского общества при выходе из его состава.
Паевой взнос — имущественный взнос, выраженный в денежной и (или) неденежной форме, вносимый гражданином или юридическим лицом в порядке, определяемом уставом потребительского общества (абзац девятый статьи 1 Закона). Согласно части третьей статьи 14 Закона при прекращении членства в потребительском обществе паевой взнос подлежит возврату. Порядок возврата паевого взноса при прекращении членства в потребительском обществе определяется уставом потребительского общества. Таким образом, паевой взнос, вносимый членами потребительского общества:
1) может вноситься как в денежной, так и в натуральной форме. При внесении паевого взноса в натуральной форме его размер может быть выражен в денежной оценке или в определенном количестве какого-либо имущества (продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве, и др.). Следует отметить, что в натуральной форме не могут вноситься паевые взносы членами организации застройщиков, гаражного кооператива и кооператива, осуществляющего эксплуатацию автомобильных стоянок. Это связано с тем, что пункт 39 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь и абзац десятый части второй пункта 1 Положения о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок», определяют паевой взнос как денежные средства;
2) вносится гражданином или юридическим лицом в порядке, определяемом уставом потребительского общества. В соответствии с уставом потребительского общества паевой взнос может быть внесен как при вступлении в потребительское общество, так и в течение определенного срока после вступления;
3) подлежит возврату члену потребительского общества при прекращении членства в порядке, определенном уставом потребительского общества.
Внесение членами паевых взносов является одним из правовых признаков потребительского кооператива как организационно-правовой формы юридического лица (пункт 1 статьи 116 ГК). Паевые взносы направляются потребительским обществом на финансирование удовлетворения имущественных и иных потребностей его членов (создание торговых объектов, объектов бытового обслуживания, пунктов закупки у граждан продукции личного подсобного хозяйства и формирование другого имущества потребительского общества).
Согласно части первой статьи 25 Закона паевые взносы членов потребительского общества составляют паевой фонд потребительского общества. Также при осуществлении своей деятельности потребительское общество вправе формировать резервный и иные фонды, предусмотренные законодательством Республики Беларусь и уставом потребительского общества (часть вторая статьи 25 Закона). Средства резервного фонда направляются на покрытие убытков потребительского общества и иные цели, предусмотренные законодательством Республики Беларусь и уставом потребительского общества (часть третья статьи 25 Закона). Представляется, что резервный и иные фонды, кроме паевого фонда, не могут формироваться за счет паевых взносов, поскольку паевые взносы формируют паевой фонд, назначение которого — формирование имущества потребительского общества, используемого для удовлетворения имущественных и иных потребностей его членов. Указанные фонды не могут формироваться также за счет вступительных взносов, поскольку их назначение — возмещение издержек, связанных со вступлением члена в потребительское общество (абзац восьмой статьи 1 Закона). Как следствие, размер вступительного взноса должен быть обоснован размером затрат на вступление члена в потребительское общество. За счет дополнительных взносов резервный и иные фонды также не могут формироваться, поскольку для принятия общим собранием (собранием уполномоченных) потребительского общества решения о внесении его членами дополнительных взносов необходимо фактическое наличие убытков по итогам финансового года, размером которых должен быть обоснован размер дополнительных взносов (абзац двенадцатый статьи 1 Закона). Для формирования резервного либо иных фондов, предназначенных для покрытия возможных убытков в будущем, дополнительные взносы устанавливаться не могут. Таким образом, резервный и иные фонды потребительского общества могут формироваться, например, за счет прибыли от осуществляемой потребительским обществом предпринимательской деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством.
В случае образования убытков по результатам деятельности потребительского общества за финансовый год члены потребительского общества обязаны внести дополнительный взнос, который представляет собой денежные средства, вносимые членами потребительского общества по решению общего собрания (собрания уполномоченных) потребительского общества для покрытия убытков, в порядке, определенном законодательством и уставом потребительского общества (абзац двенадцатый статьи 1 Закона). Таким образом, дополнительный взнос:
1) вносится в денежной форме;
2) вносится членами потребительского общества по решению его общего собрания (собрания уполномоченных), принимаемому при наличии убытков по итогам финансового года;
3) вносится в порядке, определенном законодательством, в частности в соответствии с частью первой пункта 4 статьи 116 ГК, и уставом потребительского общества.
Основания прекращения членства в потребительском обществе определены частью первой статьи 15 Закона. Согласно названной правовой норме членство в потребительском обществе прекращается в случаях:
1) добровольного выхода из потребительского общества;
2) исключения из членов потребительского общества;
3) смерти гражданина, являющегося членом потребительского общества;
4) ликвидации (прекращения деятельности) юридического лица, являющегося членом потребительского общества;
5) ликвидации потребительского общества.
Данный перечень оснований прекращения членства в потребительском обществе является исчерпывающим. Членство в потребительском обществе не может быть прекращено по иным основаниям. Порядок прекращения членства в потребительском обществе регулируется его уставом (часть вторая статьи 15 Закона).
Органы управления потребительским обществом определены статьей 16 Закона. Высшим органом управления потребительского общества является:
1) общее собрание членов потребительского общества;
2) при наличии в потребительском обществе кооперативных участков — собрание уполномоченных (часть первая статьи 16 Закона). Уполномоченный потребительского общества — член потребительского общества, избранный на собрании кооперативного участка потребительского общества и наделенный полномочиями решать вопросы в высшем органе управления потребительского общества от имени избравших его членов потребительского общества (абзац седьмой статьи 1 Закона). Порядок избрания уполномоченных, а также полномочия, которыми они наделяются, определяются уставом потребительского общества (часть первая статьи 16, часть первая статьи 19 Закона). Уполномоченный потребительского общества допускается к участию в работе собрания уполномоченных потребительского общества при наличии выписки из протокола собрания членов кооперативного участка потребительского общества, подписанной председателем и секретарем собрания (часть вторая статьи 19 Закона). Уполномоченный потребительского общества организует деятельность кооперативного участка, доводит до сведения членов кооперативного участка потребительского общества решения собрания уполномоченных потребительского общества (часть третья статьи 19 Закона).
Согласно части первой статьи 17 Закона общее собрание (собрание уполномоченных) потребительского общества полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе подтверждать или отменять решения правления потребительского общества. Частью второй статьи 17 Закона определено, какие вопросы относятся к исключительной компетенции общего собрания (собрания уполномоченных) потребительского общества. Уставом потребительского общества к компетенции общего собрания (собрания уполномоченных) потребительского общества могут быть отнесены и другие вопросы (часть третья статьи 17 Закона). Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания (собрания уполномоченных) потребительского общества, не могут быть переданы для рассмотрения другим органам потребительского общества. Статья 18 Закона определяет:
1) условия, при которых общее собрание (собрание уполномоченных) потребительского общества является правомочным;
2) порядок принятия решений общим собранием (собранием уполномоченных) потребительского общества;
3) порядок и сроки созыва общего собрания (собрания уполномоченных) потребительского общества.
Согласно части седьмой статьи 18 Закона решения общего собрания (собрания уполномоченных) потребительского общества могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Согласно части второй статьи 16 Закона исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества. Правление потребительского общества подотчетно общему собранию (собранию уполномоченных) потребительского общества (часть первая статьи 20 Закона). Правление потребительского общества осуществляет полномочия, определенные Законом (в частности, частью первой статьи 21 Закона), уставом потребительского общества и общим собранием (собранием уполномоченных) потребительского общества (часть вторая статьи 20 Закона). Это главным образом полномочия, связанные с реализацией решений общего собрания (собрания уполномоченных) потребительского общества и осуществлением текущего руководства его деятельностью. Порядок избрания и досрочного освобождения от исполнения обязанностей (полномочий) председателя и членов правления потребительского общества определен частью третьей статьи 21 Закона. Член правления потребительского общества не может быть избран членом ревизионной комиссии потребительского общества (часть четвертая статьи 20 Закона). Порядок работы и принятия решений правлением потребительского общества определяется уставом потребительского общества (часть пятая статьи 20 Закона). Частями второй — третьей статьи 21 Закона определены:
1) сроки проведения заседаний правления потребительского общества;
2) условия правомочности правления потребительского общества;
3) порядок принятия и оформления решений правления потребительского общества.
Правлением потребительского общества руководит председатель правления потребительского общества, полномочия которого определены частью первой статьи 22 Закона и связаны главным образом с текущим руководством деятельностью потребительского общества. Так, председатель правления потребительского общества представляет без доверенности интересы потребительского общества в государственных органах и иных организациях (абзац четвертый части первой статьи 22 Закона), заключает в пределах своей компетенции договоры и соглашения от имени потребительского общества (абзац пятый части первой статьи 22 Закона) и др. Согласно части второй статьи 22 Закона председатель правления потребительского общества осуществляет свои полномочия на основании трудового договора (контракта), заключенного с ним председателем правления областного союза потребительских обществ, членом которого потребительское общество является. Порядок освобождения от должности председателя правления потребительского общества предусмотрен частью третьей статьи 22 Закона.
Органом контроля потребительского общества является его ревизионная комиссия, которая контролирует:
1) соблюдение устава потребительского общества;
2) его финансово-хозяйственную деятельность;
3) деятельность созданных потребительским обществом унитарных предприятий и учреждений (часть первая статьи 23 Закона).
Председатель и члены ревизионной комиссии потребительского общества избираются из числа членов потребительского общества сроком на пять лет. Председатель ревизионной комиссии потребительского общества осуществляет свои полномочия на основании трудового договора (контракта), заключенного с ним председателем правления областного союза потребительских обществ, членом которого потребительское общество является (часть вторая статьи 23 Закона). Порядок освобождения от занимаемой должности председателя ревизионной комиссии потребительского общества предусмотрен частью третьей статьи 23 Закона. Порядок досрочного освобождения от исполнения обязанностей (полномочий) членов ревизионной комиссии потребительского общества предусмотрен частью четвертой статьи 23 Закона. Срок полномочий досрочно избранных председателя и (или) членов ревизионной комиссии потребительского общества ограничивается сроком полномочий ревизионной комиссии (часть пятая статьи 23 Закона). Ревизионная комиссия потребительского общества подотчетна общему собранию (собранию уполномоченных) потребительского общества (часть шестая статьи 23 Закона). Положение о ревизионной комиссии утверждается общим собранием (собранием уполномоченных) потребительского общества (часть седьмая статьи 23 Закона).
Согласно части первой статьи 24 Закона все имущество потребительского общества принадлежит ему на праве собственности. Имущество потребительского общества является неделимым и не распределяется по долям (вкладам) между членами и работниками потребительского общества (часть вторая статьи 24 Закона). Вместе с тем члены потребительского общества имеют следующие имущественные права требования в отношении этого потребительского общества:
1) право на удовлетворение своих имущественных и иных потребностей при условии своевременного внесения паевых взносов (пользование льготами, предусмотренными для членов потребительского общества, при приобретении товаров, оказании услуг и др.);
2) право на возврат паевых взносов в случае прекращения членства в потребительском обществе (часть третья статьи 14 Закона).
Согласно части второй статьи 27 Закона потребительское общество не отвечает по обязательствам своих членов. Субсидиарная ответственность членов потребительского общества по обязательствам потребительского общества определяется гражданским законодательством Республики Беларусь и уставом потребительского общества (часть третья статьи 27 Закона). Так, согласно части второй пункта 4 статьи 116 ГК члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Вопрос о том, могут ли дополнительные случаи субсидиарной ответственности членов потребительского общества по его обязательствам устанавливаться уставом, является спорным. С одной стороны, это допускается исходя из формулировки части третьей статьи 27 Закона. С другой стороны, ГК предусматривает единственный случай субсидиарной ответственности членов по обязательствам потребительского кооператива, указанный в части второй пункта 4 статьи 116 ГК.
Согласно части первой статьи 41 Закона ликвидация потребительских обществ производится по решению их высших органов управления (общего собрания (собрания уполномоченных) потребительского общества) с согласия соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, а также по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь. При ликвидации потребительского общества имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается:
1) другим потребительским обществам, членам союза потребительских обществ или союзу потребительских обществ в порядке, определяемом высшими органами управления потребительского общества;
2) при ликвидации потребительского общества в связи с признанием его банкротом — в порядке, определяемом в соответствии с законодательством Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве) (часть вторая статьи 41 Закона).
Таким образом, при ликвидации потребительского общества его члены не имеют права на передачу им части имущества потребительского общества, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов. Однако, поскольку ликвидация потребительского общества является основанием прекращения членства в потребительском обществе (абзац шестой части первой статьи 15 Закона), член потребительского общества имеет право на возврат ему паевого взноса (часть третья статьи 14 Закона).
Таким образом, потребительский кооператив является некоммерческой организацией, создаваемой путем объединения паевых взносов его членов с целью удовлетворения их имущественных и иных потребностей. Одним из видов потребительского кооператива является потребительское общество, правовой статус которого был подробно рассмотрен выше.