Практика применения системы электронного сбора платы за проезд по платным дорогам и направления ее совершенствования

Согласно статье 16 Закона Республики Беларусь от 02.12.1994 N 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» плата за проезд может взиматься на автомобильных дорогах общего пользования, обеспечивающих повышенный скоростной и безопасный режим движения транспортных средств с высоким уровнем сервисного обслуживания.

В Республике Беларусь с 1 августа 2013 г. функционирует система электронного сбора платы за проезд по платным дорогам — BelToll (далее — система BelToll).

1. Порядок работы системы BelToll

Система электронного сбора платы за проезд работает на основе взаимодействия между металлическими порталами, размещенными над участками платных автомобильных дорог, и бортовым устройством, установленным на внутренней стороне лобового стекла транспортного средства. Металлические порталы оснащены приемопередатчиками, которые считывают информацию с бортового устройства при прохождении транспортного средства через порталы сбора платы и автоматически списывают средства со счета бортового устройства, который создается при регистрации пользователя платной дороги в системе BelToll.

От платы за проезд по платным автомобильным дорогам освобождаются пользователи платной автомобильной дороги, указанные в подпункте 4.4 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 N 426 «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь» (далее — Указ N 426), а также пункте 10 Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 N 340 «Об утверждении Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Положение N 340).

Таким образом, от платы за проезд освобождены владельцы транспортных средств, зарегистрированных на территории государств — членов Таможенного союза, с технически допустимой общей массой не более 3,5 т и буксируемых ими прицепов.

Владельцы транспортных средств с технически допустимой общей массой более 3,5 т (за исключением владельцев колесных тракторов и самоходных машин, зарегистрированных на территории Беларуси, маршрутных транспортных средств, осуществляющих городские перевозки пассажиров) за проезд по платным дорогам обязаны осуществлять оплату в соответствии с установленными размерами (абз. 2 пункта 8 Положения об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного Указом N 426 (далее — Положение N 426)).

Для проезда по платным дорогам собственник транспортного средства обязан:

1) зарегистрироваться в системе BelToll.

Справочно. Процедура регистрации транспортных средств в системе BelToll предполагает один из следующих способов: на сайте системы BelToll, в пунктах обслуживания пользователей платной автомобильной дороги, а также через своего эмитента топливной карты (Белоруснефть, Берлио, Е100, EuroWAG, EuroShell, ПЭК «Белавтострада»);

2) заключить договор пользования платной дорогой с РУП «Белавтострада».

Справочно. Формы типовых договоров пользования платной дорогой в предусмотренных законодательством режимах утверждены приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.06.2013 N 209-Ц «Об утверждении некоторых форм документов, связанных с пользованием платными автомобильными дорогами»;

3) получить бортовое устройство электронной оплаты и установить его на транспортном средстве в соответствии с порядком технологической эксплуатации.

Справочно. Бортовое устройство электронной оплаты предоставляется гражданину (организации) — собственникам транспортных средств во временное безвозмездное пользование применительно к конкретному транспортному средству после уплаты залоговой стоимости.

2. Типичные нарушения оплаты за проезд и их причины

За время функционирования системы BelToll (особенно на начальном этапе ее работы) выявлены многочисленные нарушения, за фиксацию которых плата за проезд транспортных средств по платной дороге взимается в увеличенном размере.

Справочно. Плата в увеличенном размере — плата за проезд транспортных средств по платной дороге, вносимая пользователем платной дороги по требованию уполномоченного должностного лица Транспортной инспекции в случае выявления неоплаты или неполной оплаты.

В частности, устанавливается значительное количество нарушений, предусмотренных пунктом 12 Положения N 426 (фиксация факта неоплаты или неполной оплаты за проезд по платной автомобильной дороге, отсутствия на транспортном средстве устройства электронной оплаты, использования такого устройства, не предназначенного для данного транспортного средства либо соответствующей категории транспортного средства, или использования неработающего или неисправного такого устройства оплаты).

Справочно. Понятия неоплаты, неполной оплаты за проезд по платной автомобильной дороге содержатся в Положении N 340.

В числе нарушений наиболее часто встречаются следующие.

2.1. Установка на устройстве электронной оплаты не соответствующей действительности информации о количестве осей транспортного средства, предусмотренной пунктом 35 Положения N 340, в результате неправильно исчисляется плата за проезд.

На практике при заключении договора пользователь указывает, что бортовое устройство будет использоваться, например, на двухосном транспортном средстве. Если к автомобилю прицепляют прицеп и количество осей увеличивается до трех или четырех, то водитель хотя и выставляет в бортовом устройстве новое значение количества осей, при пополнении счета настройки возвращаются к базовым и система фиксирует нарушение.

Представители BelToll признают, что, если бы этой программной настройки не было, функции системы также вызывали бы нарекания: например, при той же ситуации прицепили прицеп, увеличили количество осей, а затем прицеп убрали, но забыли поправить настройки бортового устройства. И получается, что пользователь снова ездит на двухосном транспортном средстве, а платит по забывчивости за трех или четырехосное.

Поэтому законодатель указал в договоре обязанность пользователя проверять настройки и состояние устройства электронной оплаты, баланс средств на счету и прочие моменты перед каждым выездом.

2.2. Подпункт 68.10 пункта 68 Положения N 340 обязывает пользователей платной дороги соблюдать условия и порядок технологической эксплуатации устройства электронной оплаты на протяжении всего срока пользования платной дорогой.

Зачастую пользователи получают акты за нарушения 1-го типа «Отсутствует бортовое устройство» при установленном устройстве электронной оплаты и при наличии средств на счету.

Данный вид нарушений является самым распространенным (фиксируется в 75% случаев) и вызывается отсутствием связи между порталом взимания оплаты и устройством электронной оплаты.

Среди причин могут быть: фактическое отсутствие устройства, неработающее либо некорректно установленное устройство электронной оплаты.

В ряде случаев имеет место несоблюдение пользователями правил установки бортовых устройств, в том числе неправомерные действия со стороны лиц, устанавливающих данное устройство в автомобиле.

Справочно. Проверки выявляли случаи, когда устройство электронной оплаты крепили на панель или под сиденьем, несмотря на то что данные устройства обязаны устанавливать только на ветровое стекло.

Металлизированные и атермальные ветровые стекла также препятствуют нормальной работе бортового устройства, поэтому, если на автомобилях установлены такие ветровые стекла, владельцам рекомендовано обращаться к дилеру автопроизводителя и уточнять у него место оптимальной установки бортового устройства на стекле.

Сложившаяся в настоящее время судебная практика свидетельствует об отказе в удовлетворении жалоб граждан, когда нарушения порядка оплаты за проезд были сформированы вследствие наличия на транспортном средстве металлизированного лобового стекла и установки устройства электронной оплаты вне свободной от металлизации области.

Если же устройство электронной оплаты сломалось в пути (разрядились батареи и т.п.), на первом же портале взимания оплаты прибор подаст водителю четыре звуковых сигнала. Он должен обратиться в первый же на пути следования пункт обслуживания клиентов, сообщить о проблеме и получить новое устройство.

Вызывают споры ситуации, когда на пути следования конкретной машины не будет зафиксирована оплата под одной рамкой, а под остальными транзакции пройдут нормально.

Согласно техническим возможностям, если рамки отключаются, то в первую очередь перестают работать именно камеры, которые фиксируют нарушения.

В данной ситуации чаще всего причиной инцидента может являться человеческий фактор, хотя отмечены случаи, когда среди новых бортовых устройств имелись также неисправные. Это приводило к тому, что, к примеру, из 10 порталов на трассе не срабатывали 2 — 3 из них и не фиксировали проезжающий автомобиль.

2.3. Подпункт 68.11 пункта 68 Положения N 340 обязывает пользователей платной дороги в соответствии с порядком технологической эксплуатации следовать акустическим и оптическим сигналам, подаваемым устройством электронной оплаты во время движения по платной дороге.

Вместе с тем системой BelToll фиксируются неоднократные нарушения водителями порядка технологической эксплуатации приборов оплаты, в том числе игнорирование двойного звукового сигнала.

Справочно. При двойном звуковом сигнале водитель должен направиться на пункт обслуживания, поскольку данная сигнализация может быть вызвана как низким балансом счета, так и низким уровнем заряда батареи прибора оплаты.

2.4. Согласно подпункту 68.15 пункта 68 Положения N 340 при внесении платы за проезд в режиме предоплаты до въезда на платную дорогу пользователь платной дороги должен убедиться в том, что внесенной суммы предоплаты достаточно для проезда по расчетному сегменту платной дороги, а при недостаточности указанной суммы воздержаться от проезда по соответствующему сегменту и продолжать движение по платной дороге только после внесения недостающей суммы платы за проезд.

В отдельных случаях водитель транспортного средства передвигается по платным дорогам, пополняя баланс устройства электронной оплаты только после окончания средств на счету. Когда средства заканчиваются, он определенное время продолжает движение по платной дороге, тем самым закономерно фиксируются нарушения.

Следует отметить, что в настоящее время данный вид нарушений немногочислен и случается в основном на новых платных участках дороги и из-за несвоевременного пополнения счета.

2.5. Подпункт 68.12 пункта 68 Положения N 340 обязывает пользователей не создавать помех работе устройства электронной оплаты. В то же время в результате различных манипуляций, препятствующих нормальной работе устройств электронной оплаты (например, из-за намерения обмануть систему помещают устройство в металлизированную бумагу или размещают металлизированный экран между ветровым стеклом и бортовым устройством), были зафиксированы случаи отсутствия связи DSRC с последующими успешными транзакциями с прибором оплаты, что свидетельствует о нарушении технологического порядка пользования устройством электронной оплаты.

2.6. В ряде случаев явно нарушаются правила проезда платных участков дорог транспортными средствами с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны, зарегистрированными вне территории государств — членов Таможенного союза. Водители, как правило, легковых автомобилей не обращаются в государственное учреждение «Белавтострада» для регистрации транспортного средства в системе электронного сбора платы и получением устройства электронной оплаты, несмотря на наличие на дорогах предупреждающих об этом бигбордов.

Справочно. В настоящее время иностранцы допускают около 200 — 300 таких нарушений ежедневно. Например, только за август 2014 г. не оплатили проезд по платным дорогам около трех тысяч граждан Украины.

2.7. Практика использования системы BelToll насчитывает неединичные случаи неправомерного начисления платы за проезд транспортных средств по платной дороге в увеличенном размере по независящим от автовладельцев причинам, которые вызваны:

  • ошибками операторов BelToll, например в номерных знаках оператор вместо цифры «0» ввел букву «О», в номерной знак Российской Федерации было дописано в конце «рус», чего нельзя было делать, и т.п.;
  • несовершенством действующего законодательства.

Это касается автомобилей с транзитными номерами и новых автомобилей. Граждане перегоняют купленные за границей подержанные автомобили в Беларусь или другие страны Таможенного союза. С учетом того что автомобиль не зарегистрирован на территории Таможенного союза, необходимо оплачивать за проезд по платным дорогам. Если куплен новый автомобиль, для проезда по платной дороге потребуется бортовое устройство. Но на новый автомобиль нет еще техпаспорта и выдать бортовое устройство нельзя;

недостатками при эксплуатации системы BelToll.

Например, владелец тяжелого американского внедорожника вместо квадратного номера поставил обычный длинный и загнул его по краям внутрь, а концы остались торчать наружу. Однако система делает снимок не только спереди, но и сбоку. Поэтому сначала удалось рассмотреть боковые цифры на загнутой части. На другой рамке был виден знак с другой стороны. Как только система собрала номерной знак целиком, то сразу сформировала шесть нарушений.

К недостаткам системы можно также отнести тот факт, что информация из личного кабинета пользователя (список взимаемых оплат) не соответствует внутренним данным, которые фиксирует оператор BelToll и транспортный инспектор.

Следует отметить, что суммы денежных средств, неправомерно взысканных за проезд транспортных средств по платной дороге в увеличенном размере, после разбирательств возвращают.

Справочно. За период чуть более года работы система аккумулировала средств за плату в увеличенном размере на сумму 12,7 млн. евро, около 600 тыс. евро из которых после разбирательств автовладельцам возвращено.

3. Проблемные вопросы, возникающие при взимании и оспаривании платы за проезд в увеличенном размере

Порядок оформления нарушения оплаты за проезд по платной дороге регулируется пунктами 62 — 64 Положения N 340.

В отношении собственников (владельцев) транспортных средств — резидентов Республики Беларусь акт нарушения, содержащий требование о внесении платы в увеличенном размере, квитанция с указанием суммы платы в увеличенном размере направляются должностным лицом Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь собственнику (владельцу) транспортного средства с требованием о внесении платы в увеличенном размере не позднее 30 дней с момента составления акта нарушения.

Согласно пункту 83 Положения N 340 уполномоченные должностные лица Транспортной инспекции при осуществлении контроля за соблюдением пользователями платных дорог требований Положения N 340 обязаны разъяснять право и порядок обжалования в случае несогласия с действиями должностного лица Транспортной инспекции.

Согласно пунктам 77 — 78 Положения N 340 претензии в связи с начислением и взиманием платы в увеличенном размере должны предъявляться в Транспортную инспекцию пользователями платной дороги в 15-дневный срок с момента составления акта нарушения и должны рассматриваться в течение 15 рабочих дней с момента их поступления в Транспортную инспекцию.

В соответствии с частью второй пункта 63 Положения N 340, если пользователь платной дороги не вносит плату в увеличенном размере на месте, он обязан внести ее не позднее 30 дней с момента составления акта нарушения.

Возврат денежных средств производит государственное учреждение «Белавтострада» в течение 5 рабочих дней со дня рассмотрения претензии пользователя платной дороги или наступления иных обязательств, влекущих возврат денежных средств (часть вторая подпункта 108.6 пункта 108 Положения N 340).

Таким образом, на предъявление претензии по неправомерно взысканным оплатам в увеличенном размере предоставляется 15 дней с момента составления акта нарушения, на оплату — 30 дней. Вместе с тем за 15 дней рассмотреть претензию и произвести возврат денежных средств не всегда представляется возможным и перевозчик вынужден вносить плату в увеличенном размере.

В случае если в установленный законодательством срок оплата не внесена, на акте нарушения нотариусом совершается исполнительная надпись (абз. 24 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 N 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности») и документы направляются в орган принудительного исполнения.

В исполнительном производстве, до 1 января 2014 года к сумме оплаты в увеличенном размере (штрафу) добавлялась госпошлина за совершение исполнительной надписи в размере 50%, которая возврату не подлежит (согласно п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 13.06.2013 N 268 «О некоторых вопросах деятельности государственного учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (в ред. от 13.06.2013) пунктом 20.11 нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2013 N 1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов» за совершение указанных исполнительных надписей взимается 5%, которая и будет взыскиваться с неплательщиков.

Более того, в случае непогашения задолженности на основании статьи 482 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь на автомобиль нарушителя может быть наложен арест, а сам нарушитель — временно ограничен в праве на выезд из Республики Беларусь.

4. Предложения по совершенствованию системы электронного сбора платы за проезд

По информации Транспортной инспекции отдельные граждане Литвы и других государств за проезд по платным дорогам Беларуси имеют задолженность в размере 2 — 3 тыс. евро, однако об этом даже не знают.

В другие страны документы о нарушениях в настоящее время не высылаются, а требования уплаты причитающихся сумм предъявляются лишь после задержания иностранных водителей на территории Беларуси. В таких случаях в обеспечение уплаты блокируются колеса их машин, а водители доставляются в ближайшее банковское учреждение для оплаты задолженности.

Все это свидетельствует о необходимости совершенствования правового регулирования отношений по использованию системы BelToll в сфере оплаты за проезд по платным дорогам. Для этого, по нашему мнению, представляется целесообразным:

4.1. Изменить порядок оповещения перевозчиков о нарушениях оплаты проезда.

В связи с этим целесообразно уведомления о нарушениях передавать в режиме реального времени, например в виде сообщений в личный кабинет пользователя системы или на мобильный телефон.

Для этого потребуется внесение соответствующих дополнений в условия инвестиционного договора по реализации проекта «Создание и эксплуатация системы электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения («Система электронного сбора платы») за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь («ЕТС-Система»)», заключенного в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2012 N 188 «О заключении инвестиционного договора между Республикой Беларусь и компанией «Kapsch TrafficCom AG» (Австрийская Республика)».

4.2. Совершенствовать способы оплаты за проезд.

В Польше, например, у перевозчика есть возможность заключить pre-pay договор с одним счетом на все машины и пополнять его наличными денежными средствами, топливной картой через Интернет или в любом пункте обслуживания. Есть возможность самостоятельно установить минимальный лимит средств, при котором устройство будет сигнализировать о необходимости пополнения счета.

Выбор способа оплаты в системе BelToll ограничен, несмотря на то что австрийская система, установленная в Польше (ViaToll), полностью идентична используемой в Беларуси (BelToll).

Так, согласно пункту 46 Положения N 340 плата за проезд по платным дорогам с системой электронного сбора платы производится на основании договора пользования платной дорогой в режиме предоплаты или договора пользования платной дорогой в режиме оплаты по факту. При заключении договора пользования платной дорогой пользователь платной дороги должен выбрать один из режимов оплаты.

Оплата производится посредством утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь и оператором платежных систем, банковских платежных карточек и топливных карт, которые используются для взимания платы в увеличенном размере, платы за проезд в режиме предоплаты и залоговой стоимости устройства электронной оплаты.

4.3. Упростить порядок оплаты для зарубежных граждан, не осуществляющих грузовые автоперевозки.

Если водителю транспортного средства, например, нужно проехать по дорогам Беларуси только один раз, ему нецелесообразно приобретение бортового устройства. Для такой категории автовладельцев в Польше имеется возможность приобрести за плату наклейки на лобовое стекло (виньетки), в Испании — домики для ручной оплаты, в Российской Федерации — оплата проезда в пункте взимания платы, оплата проездного талона.

Справочно. Альтернативные способы оплаты за проезд, возможно, позволили бы избежать совершения нарушений со стороны украинских граждан, преимущественно из Донецкой и Луганской областей, которые в 2014 году достаточно часто приезжали в Беларусь. Установленный в Республике Беларусь порядок электронной оплаты за проезд нередко вызывал с их стороны некорректное поведение по отношению к работникам Транспортной инспекции, исполнявшим служебные обязанности.

4.4. Обеспечить сохранность автомобилей нарушителей.

Согласно пункту 82 Положения N 340 уполномоченные должностные лица Транспортной инспекции при осуществлении контроля за соблюдением пользователями платной дороги порядка оплаты за проезд вправе принимать в пределах своей компетенции решение о блокировке колес, задержании и (или) принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства на охраняемую стоянку.

В настоящее время в подразделениях Транспортной инспекции находится значительное количество автомобилей нерезидентов с блокираторами на колесах, ответственности за сохранность которых никто не несет. Полагаем, что необходимо ускорение работ по организации собственных охраняемых стоянок для блокированного транспорта и повышения ответственности за его сохранность.

4.5. Реализовать систему взимания электронного сбора платы за проезд по некоторым улицам Минска и Минской кольцевой автомобильной дороге (МКАД).

С целью упорядочения (сокращения) движения большегрузных транспортных средств по улицам столицы, а также по МКАД планируется ввести в эксплуатацию МКАД-2 (в 2017 году), которая на начальном этапе эксплуатации должна быть бесплатной. Это предоставит возможность водителям транспортных средств, которые обязаны платить за проезд по платным сегментам дорог Беларуси, альтернативного объезда Минска без оплаты.

Для реализации системы BelToll в городских условиях необходимо доработать программное обеспечение указанной системы, а также принять меры по совершенствованию правового регулирования с целью определения льготных (по оплате за проезд) категорий транспортных средств, задействованных для подвоза людей и грузов к торговым и промышленным объектам.

Для этого возможно использование опыта организации движения большегрузных транспортных средств по Московской кольцевой автомобильной дороге.

С учетом вышеизложенного, а также с целью уменьшения финансовой нагрузки на бюджет по расходам на содержание автомобильных дорог Республики Беларусь, оптимизации работы государственных учреждений, осуществляющих эксплуатацию системы электронного сбора платы за проезд по платным дорогам, в настоящее время назрела необходимость внесения дополнений и изменений в действующее законодательство, в том числе и в Положение N 340.