Права кредиторов и их правовое регулирование в процедуре банкротства

Поскольку конкурсный кредитор является одной из центральных фигур процедуры банкротства, а в целом фактически главной (все-таки банкротство должника возникает в результате невозможности исполнить обязательства перед кредиторами, как денежные, так и имущественные), он обладает достаточно обширными правами. Следует отметить, что права кредиторов, очерченные различными законодательными актами, не являются исчерпывающими. Такие права могут вытекать из существа гражданского оборота и не должны противоречить действующему законодательству, а в случае неурегулированности соответствовать принципам гражданского права и общим нормам права. Кроме того, необходимо заметить, что часть прав кредиторов трансформируется (как бы передается) при работе собраний и комитета кредиторов, т.е. при принятии важных решений, в том числе оговоренных законодательством, необходимо коллегиальное решение. Однако у кредиторов сохраняется главное право в работе таких коллегиальных органов, как участие в них. В случае если законодателем прямо не предусмотрено принятие решений по конкретным вопросам, связанным с процедурой банкротства, то такие вопросы могут быть разрешены путем принятия общего решения кредиторами. Нередко такие вопросы инициируются либо судом, либо антикризисным управляющим.

Правовое регулирование прав конкурсных кредиторов осуществляется основным нормативным правовым актом, регулирующим проведение процедуры банкротства, — Законом Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон). Именно Закон устанавливает правовое положение конкурсных кредиторов, порядок предъявления требований к должнику, порядок удовлетворения таких требований и прочее. Согласно ст. 90 Закона все требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом.

Кроме Закона немаловажными являются акты Президента Республики Беларусь, нормы которых также регулируют права конкурсных кредиторов. К ним относятся Указ Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 N 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Указ N 508), Указ Президента Республики Беларусь от 25.06.2010 N 328 «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Указ N 328). В отдельных случаях нормы актов Правительства Республики Беларусь, министерств могут также регулировать права конкурсных кредиторов, например: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2007 N 260 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты вознаграждения временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)», приказ Министерства экономики Республики Беларусь от 29.11.2010 N 144 «Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях оценки и продажи имущества должника, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)» (принятие собранием кредиторов или комитетом кредиторов по предварительному согласованию с хозяйственным судом решения о внутренней и независимой оценке предприятия и иного имущества должника).

Порядок рассмотрения хозяйственными судами в целях обеспечения единообразного применения законодательства дел об экономической несостоятельности (банкротстве), в том числе касающихся прав кредиторов, разъяснен постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.12.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)».

Кодифицированные источники также содержат отдельные нормы, касающиеся прав кредиторов. Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) содержит нормы, касающиеся процедуры банкротства, но отсылочные. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ХПК) наделяет кредиторов помимо имеющихся у них материальных прав процессуальными правами.

На практике нередко встречается ситуация, когда кредитор прошел все процедуры (как досудебные, так и судебные) по взысканию задолженности с должника, имеет на руках решение суда, исполнительный документ, исполнение которого невозможно. Остается один выход — защищать свои права путем возбуждения процедуры банкротства должника.

До возбуждения хозяйственным судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) кредиторы согласно ст. 6, 236, 250 Закона обладают правом подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве должника. К числу конкурсных кредиторов отнесен представитель работников должника в отношении обязательств должника, вытекающих из трудовых отношений, который также вправе подать указанное заявление. В случаях, когда кредиторами по денежным обязательствам являются Республика Беларусь, административно-территориальная единица Республики Беларусь, заявление кредитора может быть подано в хозяйственный суд уполномоченными ими органами, в том числе органом государственного управления по делам о банкротстве, прокурором и местным исполнительным и распорядительным органом. Основные условия для подачи заявления кредитора содержатся в ст. 10 Закона, а также подп. 1.11 п. 1 Указа N 508. Требования к форме и содержанию установлены ст. 25 Закона. Кредиторы имеют право объединить свои требования к должнику и подать в суд одно заявление кредитора. Такое заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования (ст. 26 Закона).

Согласно ст. 66 Закона кредитор имеет право также предложить кандидатуру управляющего при подаче им заявления о банкротстве должника.

В соответствии со ст. 15 Закона кредиторы на основании соглашения с должником могут принимать меры, направленные на улучшение финансового состояния должника. Это не обязанность, а лишь право кредитора. Из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2004 N 406 «Об утверждении комплекса мер организационно-правового и экономического характера по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства)» (принято в развитие Указа N 508) следует, что кредиторы в лице налоговых и других уполномоченных государственных органов вправе в рамках мероприятий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) обратиться в Министерство экономики Республики Беларусь с уведомлением (заявлением) о намерении подать в хозяйственный суд заявление кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом). Такое обращение (уведомление, заявление) должно быть рассмотрено в месячный срок, и должно быть принято решение о целесообразности (нецелесообразности) проведения досудебного оздоровления либо необходимости подачи заявления кредитора непосредственно в суд. Необходимо отметить, что кредиторы обладают правом получить копию заявления должника о своем банкротстве. Такое право следует из ст. 23 Закона, согласно которой должник обязан направить копии заявления должника кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Конкурсный кредитор вправе участвовать в деле о банкротстве. Данное право возникает не только в силу ст. 54 ХПК, норма которого шире (указано: заявители и заинтересованные лица), но и ст. 20 Закона, которая конкретизировала участников дела о банкротстве. Как уже ранее указывалось, представитель работников должника также является конкурсным кредитором в силу ст. 1 Закона, а согласно ст. 20 Закона вправе участвовать в деле о банкротстве как конкурсный кредитор. Тем не менее Указом N 508 в подп. 1.17 п. 1 определено, что к лицам, участвующим в деле о банкротстве, наряду с лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), относится также представитель работников должника. Представляется, что такое перечисление в Указе N 508 излишне, поскольку в данном подпункте названы лица, не поименованные в самом Законе (например, учредители (участники) должника, их представители; государственные органы, в подчинении (составе) которых находится должник или осуществляющие управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника; иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами).

Следует отметить, что кредиторы обладают не только материальными правами, но и процессуальными, как указывалось выше, в порядке, установленном ХПК (ст. 55): знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, заявлять ходатайства, подавать заявления, получать копии судебных постановлений, принимаемых в виде отдельного документа, обжаловать судебные постановления и т.д., а также иметь своего представителя (следует также из нормы ст. 25 Закона).

Согласно ст. 34 Закона кредитор имеет право заявить ходатайство о принятии хозяйственным судом мер по обеспечению требований кредиторов (например, запрещение должнику и другим лицам совершать определенные действия; отстранение руководителя должника — юридического лица от должности; запрет на выезд из Республики Беларусь и др.) либо их отмене как при подаче в хозяйственный суд заявления о признании должника банкротом, так и в ходе рассмотрения дела на любой стадии хозяйственного процесса. Такое ходатайство может быть им заявлено и при возбуждении производства по делу по заявлению должника.

Статья 47 Закона устанавливает основания для прекращения производства по делу о банкротстве, где участие кредитора необходимо при реализации его прав (например, заключение мирового соглашения). Затрагивая вопросы мирового соглашения, сразу можно указать, что в этом плане кредиторы также обладают рядом прав, например, кредиторы, не принимавшие участия в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовавшие против его заключения, вправе направить в хозяйственный суд письменные возражения (ст. 157 Закона). Кроме того, кредитор вправе подать в хозяйственный суд заявление о признании мирового соглашения недействительным (ст. 161 Закона), а кредиторы, в отношении которых заключено мировое соглашение, в случае невыполнения должником условий мирового соглашения вправе предъявить свои требования в объеме, предусмотренном мировым соглашением (ст. 163 Закона).

Кредиторы имеют право согласиться с поручительством за должника третьего лица о полном удовлетворении требований кредиторов. При наличии письменного согласия на это всех кредиторов хозяйственный суд в соответствии со ст. 47 Закона прекращает производство по делу о банкротстве по ходатайству должника.

Кредиторы обладают правом подавать в соответствии со ст. 50 Закона и подп. 1.18 п. 1 Указа N 508 в хозяйственный суд жалобы на нарушения их прав и законных интересов как в процессе защитного периода, так и в процессе конкурсного производства. Такие жалобы должны быть рассмотрены хозяйственным судом не позднее 14 дней со дня их поступления, а по результатам рассмотрения должно быть вынесено определение.

Обширные права кредиторов связаны с работой собраний кредиторов и комитета кредиторов, порядок деятельности и проведения которых регламентирован разделом III Закона.

Согласно указанному разделу Закона кредиторы имеют право: участвовать в работе собраний кредиторов и комитета кредиторов; делегировать (избирать, включать) представителей в комитет кредиторов, а также прекращать их полномочия, а при работе такого комитета избирать председателя; принимать решения, связанные с работой собраний кредиторов и комитета кредиторов; обладать числом голосов пропорционально сумме их требований к должнику, признаваемых в соответствии с Законом установленными на дату проведения собрания кредиторов; при выборах членов комитета кредиторов отдавать принадлежащие им голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов; инициировать созыв собраний или комитета кредиторов; голосовать при принятии решений; надлежащим образом быть уведомленными о месте, времени и цели проведения собраний кредиторов; быть включенными по своим требованиям в реестр требований кредиторов должника; быть отнесенными к соответствующей очередности кредиторских требований; рассматривать вопросы о ненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей и так далее. Значительная часть прав кредиторов реализуется только путем собраний кредиторов либо работы комитета кредиторов.

Кредиторы на собраниях имеют право: утверждения плана санации или плана ликвидации должника — юридического лица либо плана прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов; заявления в хозяйственный суд ходатайства об отстранении управляющего; согласно ст. 55 Закона — установления условий конкурса в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 172 Закона; признания уважительной причины пропуска срока подачи кредитором заявления о требовании и восстановления этого срока по ходатайству кредитора (ст. 95 Закона); выражать согласие на привлечение бухгалтеров и иных специалистов, не состоящих в штате должника — юридического лица или управляющего; утверждения плана ликвидации при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения; отклонения плана санации и заявления в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения; согласно ст. 125 Закона — отклонения плана санации и (или) плана ликвидации, отстранения управляющего, утверждения кандидатуры нового управляющего и заявления соответствующего ходатайства в хозяйственный суд; заявления в хозяйственный суд ходатайства о продлении (сокращении) срока санации; согласия на продажу предприятия без проведения повторных торгов; одобрения условий конкурса, если в случаях, предусмотренных Законом, торги проводятся в форме конкурса; согласия на уступку требования должника, находящегося в санации, путем продажи требования на торгах; прекращения санации в связи с восстановлением платежеспособности должника; заявления в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства и иные права.

Согласно Указу N 328 кредиторы на созываемых антикризисным управляющим собраниях имеют право: принимать решение по вопросу принятия нереализованного недвижимого и движимого имущества должника в счет погашения требований кредиторов, его распределения между кредиторами и размера погашенных требований (подп. 1.3 п. 1); определения начальной цены продажи дебиторской задолженности должника, продажи дебиторской задолженности должника по договору купли-продажи конкретному покупателю (подп. 1.4 п. 1); согласования списания в процедуре ликвидационного производства движимого имущества должника в связи с гибелью данного имущества (разрушением), чрезвычайными обстоятельствами (в том числе пожаром, аварией, стихийным бедствием, дорожно-транспортным происшествием), а также списания нереализованного движимого имущества должника (подп. 1.5 п. 1). Кроме того, кредиторы в соответствии с подп. 1.34 п. 1 Указа N 508 имеют право принимать участие в решении вопроса по согласованию продажи предприятия как имущественного комплекса или иного имущества должника в процедурах санации или ликвидационного производства.

Немаловажным для кредитора является получение необходимой информации, связанной с процедурой банкротства. Согласно ст. 57 Закона управляющий обязан по требованию кредитора или его полномочного представителя в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования направить данному кредитору или по заявлению кредитора его полномочному представителю выписку из реестра требований кредиторов, содержащую информацию об очередности удовлетворения требований этого кредитора. Кроме того, в соответствии со ст. 151 Закона управляющий должен представлять ежемесячный отчет о своей деятельности, включающий копию реестра требований кредитора с указанием размера погашенных требований и информацию об имуществе должника на дату открытия ликвидационного производства и на дату соответствующего отчетного периода ликвидационного производства, а также и иную необходимую информацию по требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов. Кредитор вправе также ознакомиться с отчетом об имуществе должника в кратчайший срок, но не позднее пятнадцати дней после проведения первого общего собрания кредиторов (ст. 119 Закона). Данные положения согласуются с требованиями ст. 34 Конституции Республики Беларусь (право на получение, хранение и распространение информации).

Что же касается работы управляющего, то она фактически подконтрольна кредиторам. Так, в случае, если временная передача управляющим своих полномочий причиняет вред интересам кредиторов, кредиторы вправе поставить перед хозяйственным судом вопрос о замене управляющего в порядке, установленном Законом (ст. 70). Кредиторы имеют право перед хозяйственным судом поставить также вопрос об освобождении управляющего от исполнения обязанностей, если такой управляющий недобросовестно или ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, вытекающие из законодательства о банкротстве, допускает злоупотребления или недобросовестное управление делами должника, а также если исполнение его обязанностей невозможно по объективным причинам, в том числе в случае привлечения управляющего к уголовной ответственности (ст. 78 Закона). Причем согласно ст. 83 Закона и п. 1 ст. 933 ГК кредиторы имеют право на возмещение имущественного ущерба, причиненного по вине управляющего. В случае, если кредитор не согласен с действиями управляющего, он вправе подать жалобу в порядке, установленном ст. 84 Закона, в собрание кредиторов, а при несогласии с решением собрания кредиторов, которым жалоба оставлена без удовлетворения, вправе в течение 10 дней обжаловать в хозяйственный суд.

Отдельный блок прав кредиторов можно выделить при предъявлении требований к должнику. В общем следует указать, что кредитор имеет право предъявлять в установленном Законом порядке требования к должнику, а в случае, если такие требования предъявлены с погрешностями, устранить их в течение семи дней со дня получения им сообщения от управляющего в рамках требований ст. 93 Закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Указанные требования направляются управляющему по почтовому адресу должника или в хозяйственный суд, осуществляющий производство по делу о банкротстве.

Следует отметить, что, поскольку законодателем четко не регламентирован порядок предъявления требований кредитора (форма заявления, каким образом направлять такое требование и т.п.), требование кредитора лучше заявлять заказной корреспонденцией с уведомлением и описью вложения, чтобы исключить спорные вопросы.

По результатам рассмотрения управляющим требования кредитора кредитор согласно ст. 95 Закона имеет право выдвигать управляющему и в хозяйственный суд, рассматривающий дело о банкротстве, возражения в письменной форме (такие возражения должны быть направлены в течение семи дней со дня получения уведомления управляющего о результатах рассмотрения требования). Кроме того, кредитор имеет право поставить перед хозяйственным судом вопрос о рассмотрении заявления о требовании, если выяснится, что требование, признанное на собрании кредиторов по защите требований, основано на подлоге (ст. 97 Закона). Также кредитор имеет право в соответствии со ст. 98 Закона на рассмотрение вопроса о признании его требования хозяйственным судом.

Пожалуй, самым важным в процедуре банкротства для кредитора является получение удовлетворения требований по платежным обязательствам должника. Таким образом, главное право кредитора — это право получения удовлетворения его требований.

Кредитор при признании его требований имеет право быть внесенным в реестр требований и, как указывалось, быть отнесенным к соответствующей очереди кредиторов согласно требованиям Закона. Очередность удовлетворения требований конкурсных кредиторов установлена статьями 138, 144 — 150, 244 Закона. Что касается процедуры банкротства в отношении индивидуальных предпринимателей, их кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, а также кредиторы по требованиям личного характера вправе согласно ст. 236 Закона предъявлять свои требования. Затрагивая вопросы банкротства индивидуального предпринимателя, следует также указать, что кредиторы имеют право получить план погашения долгов индивидуального предпринимателя и возражать против него, а также заявлять ходатайства об изменении плана погашения его долгов, в том числе увеличить или уменьшить срок выполнения плана, а также размеры прожиточных средств на основании ст. 237 Закона.

Затрагивая вопрос о требованиях личного характера, следует отметить, что здесь права кредиторов также достаточно обширны, но регламентированы законодательством. Требования кредиторов из причинения вреда удовлетворяются в порядке первой очереди. Требования кредиторов, касающиеся возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, а также иные требования личного характера, не погашенные в порядке исполнения решения хозяйственного суда об открытии ликвидационного производства в отношении индивидуального предпринимателя, либо погашенные не полностью (частично), либо не заявленные при осуществлении процедуры банкротства в отношении индивидуального предпринимателя, сохраняют силу и могут быть предъявлены после завершения производства по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя в полном объеме или в непогашенной их части.

Законодательство о банкротстве защищает также иные личные имущественные права кредиторов. Так, может иметь место ситуация, когда при производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) оприходовано чужое имущество (например, управляющий случайно включает такое имущество), т.е. не принадлежащее и не относящееся к ликвидируемому субъекту хозяйствования никаким образом. В Постатейном научно-практическом комментарии к Закону Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» указывается, что по общему правилу по ходатайству собственника данное имущество исключается из состава конкурсной массы. При исключении имущества из состава имущества должника оно возвращается его собственникам. Управляющий обеспечивает сохранность этого имущества до момента его возврата собственникам. Поэтому, заявляя требование о возврате имущества, принадлежащего на праве собственности иному лицу, необходимо точно указать предмет требования — именно возврат имущества, а не взыскание убытков в размере стоимости имущества согласно п. 1 ст. 364 ГК либо взыскание стоимости индивидуально-определенной вещи согласно ст. 369 ГК <*>.

<*> Каменков, В.С., Козыра, Л.Г. и др. Постатейный научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2011.

Как отмечается в указанном комментарии, в случае замены требования о возврате чужого имущества на требование о возмещении убытков обязательство автоматически трансформируется в денежное, вследствие чего кредитор согласно ст. 1 Закона становится конкурсным кредитором и сможет получить удовлетворение своего требования на общих основаниях. Изменения в законодательстве отнесли такие требования к внеочередным, однако каким образом распределяются внеочередные требования кредиторов, возникших в процессе банкротства, законодателем не определено. Предполагается, что такие вопросы решает сам управляющий и, скорее всего, таким правом на решение подобных вопросов обладают конкурсные кредиторы. Тут следует предположить, что могут иметь место злоупотребления, например, когда ликвидируемый субъект не может рассчитаться с кредиторами, чужое имущество скрывается, реализуется либо намеренно уничтожается, тем самым собственник такого имущества превращается во внеочередного конкурсного кредитора, удовлетворения который по своим требованиям не получает. Предполагается, что такие злоупотребления, скорее всего, в большей степени связаны с личной заинтересованностью управляющего, поскольку зачастую основным внеочередным требованием является вознаграждение управляющему.

Таким образом, из вышеуказанного вытекает также право кредитора заявить управляющему ходатайство об исключении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, из состава имущества должника. В случае отказа управляющего исключить имущество из состава имущества должника собственник этого имущества либо уполномоченный собственником вправе предъявить иск в хозяйственный суд (ст. 109 Закона). Если управляющий до истечения срока, предусмотренного ч. 3 ст. 109 Закона, продал или иным образом произвел отчуждение имущества, подлежащего исключению из состава имущества должника, то собственник имущества либо уполномоченный собственником орган вправе получить за счет имущества должника возмещение стоимости проданного имущества в соответствии с очередностью, установленной ч. 4 ст. 102 и ч. 1 ст. 144 Закона, или требовать возврата имущества от его приобретателя, если последний знал или должен был знать, что управляющий не имел права отчуждать это имущество, либо если имеются соответствующие основания для возвращения полученного по сделке вследствие ее недействительности.

Следует отметить, что, если должник до открытия конкурсного производства произвел отчуждение имущества, подлежащего исключению из состава имущества должника, собственник имущества либо уполномоченный собственником орган в случае отсутствия оснований для недействительности этой сделки имеют право ходатайствовать перед хозяйственным судом о выплате им приобретателем имущества его стоимости, если приобретатель имущества еще не уплатил за него; о возмещении им стоимости проданного имущества за счет имущества должника, если приобретатель имущества уплатил за него после открытия конкурсного производства; об участии в конкурсном производстве на общих основаниях, если должнику до открытия конкурсного производства выплачено возмещение стоимости имущества.

В случае, если должник является арендатором, арендодатель (кредитор) имеет право в порядке ст. 111 Закона требовать расторжения договора аренды или потребовать от управляющего поручительства исполнения договора аренды во время производства по делу о банкротстве.

Кредиторы, требования которых в процессе ликвидационного производства не были удовлетворены в полном объеме, имеют право требования к третьим лицам, незаконно получившим имущество должника, в размере непогашенной части долга в течение десяти лет со дня завершения в отношении должника ликвидационного производства (ст. 150 Закона).

В соответствии с Указом N 508 кредитор (кредиторы) или его правопреемники, прокурор, государственные органы вправе предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности в течение десяти лет с момента возбуждения дела о банкротстве в хозяйственный суд, рассматривавший дело о банкротстве. В случае банкротства должника по вине его учредителей (участников), собственника его имущества или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство), на таких лиц при недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам последнего.

Статья 128 Закона устанавливает также право кредитора по окончании санации предъявить к исполнению проценты, неустойку (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по платежным обязательствам, в размерах, существовавших на дату открытия конкурсного производства, за вычетом сумм, уплаченных в процессе проведения санации.

Следует обратить внимание, что в Законе содержится специальный раздел IX, которой устанавливает особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц: градообразующих организаций и организаций, приравненных к ним, сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др. Соответственно поскольку установлены в отношении данных должников определенные особенности проведения процедуры банкротства, то и права кредиторов реализуются с теми особенностями и изъятиями, которые установлены указанным разделом Закона.

Как видим, права кредиторов достаточно обширны, их перечисление занимает не одну страницу. Хотелось бы отметить, что наш законодатель занимает прокредиторскую позицию. Права кредиторов содержатся в большинстве норм законодательства о банкротстве.

В целом, анализируя права кредиторов, необходимо отметить, что они достаточно регламентированы. В данной статье, безусловно, все права кредиторов не отражены, но названы самые основные. Перечень прав не является исчерпывающим и может следовать также из иных законодательных актов, позволяющих реализовывать права кредиторов и не противоречащих законодательству о банкротстве.

Следует обратить внимание, что с момента введения в отношении должника защитного периода права кредитора по отношению к должнику согласно ст. 38 Закона ограничиваются в части осуществления имущественного и неимущественного взыскания, в том числе на этапе исполнительного производства и подачи в отношении должника искового заявления (ст. 163 ХПК).

В заключение хотелось бы отметить, что законодательство о банкротстве защищает права кредиторов, способствует их реализации с учетом их интересов, хотя в некоторых ситуациях, на наш взгляд, необходима корректировка норм, что позволит полностью установить механизм реализации прав и их соблюдения с учетом прав и иных участников процедуры банкротства.