Правовое обеспечение противодействия трудовой эксплуатации в Республике Беларусь

Принудительный труд представляет собой грубое нарушение прав и свобод человека, запрещенное международными правовыми актами и национальным законодательством Республики Беларусь.

Согласно статье 13 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) принудительным трудом считается работа, требуемая от работника под угрозой применения какого-либо насильственного воздействия. В определении принудительного труда в ТК вместо термина «наказание», имеющего место в международных нормативных правовых актах, использован более широкий термин «насильственное воздействие», позволяющий охватить большее количество возможных способов воздействия на работника, в том числе и наказание. В контексте данного определения основными критериями для определения принудительного характера трудовой деятельности является отсутствие согласия работника и имеющаяся угроза применения какого-либо насильственного воздействия. В отношении второго критерия помимо непосредственных действий нанимателя может рассматриваться очевидная для работника угроза (например, увольнение по сроку окончания контракта).

Анализ норм трудового законодательства на предмет выявления недостатков, связанных с возможностью незаконного привлечения работников к принудительному труду, показал следующее.

В числе основных нормативных положений, в процессе реализации которых имеется риск допущения незаконных действий нанимателя, связанных с привлечением работников к принудительному труду, рассматриваются следующие:

  • привлечение работника к сверхурочным работам (ст. 69, 119, 120 ТК);
  • привлечение к работе в выходные дни, государственные праздники, праздничные дни (ст. 69, 142 — 148 ТК);
  • расторжение срочного трудового договора по требованию работника (ст. 41 ТК);
  • временный перевод работника в связи с производственной необходимостью, в случае простоя (ст. 33, 34 ТК).

Анализ содержания указанных норм позволяет сделать вывод о том, что в целом они не противоречат Конституции Республики Беларусь, действующему трудовому законодательству, международным нормативным правовым актам. В то же время изучение механизма их реализации на практике позволяет выявить недостатки правового регулирования, связанные с возможностью незаконных действий нанимателя (их сокрытия), в том числе касающихся привлечения работников к принудительному труду. Данные недостатки преимущественно выражаются в затрудненной идентификации таких действий органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде.

Специфика трудовых отношений заключается в том, что, несмотря на наличие большого числа норм, направленных на регламентацию отношений между работником и нанимателем и исключение возможности для нанимателя влиять на принимаемые работником решения, тем не менее, законодательство объективно не может в полной мере обеспечить равенство сторон трудового договора. Нанимателю принадлежит ведущая и определяющая роль в процессе трудовых отношений. В силу своего положения наниматель имеет возможность в процессе трудовых отношений влиять на работника и обладает средствами для принуждения не только к выполнению своих распоряжений, но и к понуждению работника не препятствовать ему в этом (скрывать нарушения). Несмотря на законодательно закрепленное равенство сторон трудового договора, ТК предоставляет нанимателю право в одностороннем порядке изменять условия трудового договора (статья 32 ТК «Изменение существенных условий труда»), расторгать трудовые отношения исходя из субъективной оценки соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе (п. 3 ст. 42 ТК). Данные положения предполагают зависимое положение работника, обусловленное объективно существующей угрозой увольнения, понижения зарплаты и т.д. в случае неисполнения распоряжений нанимателя (в том числе незаконных). В период работы у нанимателя, как правило, работники вынуждены скрывать имеющиеся недостатки в организации трудовой деятельности, злоупотребления нанимателя. Практика показывает, что большинство жалоб на незаконные действия нанимателя от работников организаций различных форм собственности поступает в органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде, после увольнения либо в анонимном порядке. Последующая проверка законности действий нанимателя в их отношении происходит, как правило, в условиях покрывательства незаконных действий нанимателя еще не уволенными работниками, что приводит к снижению эффективности контрольно-надзорной деятельности, позволяет скрывать нарушения, в том числе связанные с привлечением работников к принудительному труду.

В целях повышения эффективности деятельности органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность за соблюдением законодательства о труде в отношении выявления нарушений, связанных с привлечением работников к принудительному труду, а также снижения возможности для злоупотреблений в процессе реализации норм трудового законодательства целесообразны следующие изменения и дополнения в ТК.

  1. Часть 1 статьи 120 ТК «Ограничение сверхурочных работ» дополнить словом «письменного», изложив его в следующей редакции: «Привлечение к сверхурочным работам допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных статьей 121 настоящего Кодекса, а также коллективным договором, соглашением».
  2. Часть 1 статьи 142 ТК «Работа в выходные дни с согласия или по инициативе работника» дополнить словом «письменного», изложив его в следующей редакции: «Работа в выходные дни допускается по предложению нанимателя и только с письменного согласия работника или по инициативе работника с согласия нанимателя, за исключением случаев, предусмотренных статьей 143 настоящего Кодекса».
  3. Статью 147 ТК «Государственные праздники и праздничные дни» дополнить примечанием следующего содержания: «Неотложность ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ не может быть обоснована возможностью извлечения дополнительной прибыли при осуществлении хозяйственной деятельности организации».
  4. Статью 41 ТК «Расторжение срочного трудового договора по требованию работника» дополнить примечанием следующего содержания: «К числу основных уважительных причин относятся: состояние здоровья, выход на пенсию, изменение места жительства, направление супруга (супруги) на работу в другую местность, необходимость ухода за больными членами семьи, поступление на дневное отделение в учебное заведение».
  5. Трудовой кодекс допускает возможность временного перевода работника на другую работу без его согласия в связи с производственной необходимостью (статья 33) или в случае простоя (статья 34).

Согласно статье 33 ТК производственной необходимостью признается необходимость для данного нанимателя предотвращения катастрофы, производственной аварии или немедленного устранения их последствий либо последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, простоя, уничтожения или порчи имущества нанимателя либо иного имущества и в других исключительных случаях, а также для замещения отсутствующего работника.

Некоторые из случаев производственной необходимости, приведенных в статье 33 ТК, подпадают под признаки исключительности и связанную с этим невозможность субъективного предвидения, в связи с чем перевод работника в таких случаях на другую работу без его согласия может быть оправдан, в том числе и с точки зрения международного права. Однако возможность перевода работника без его согласия на другую работу в других случаях противоречит конституционной норме и конвенциальным нормам о запрещении принудительного труда.

В этом случае труд работника используется для нужд нанимателя при отсутствии чрезвычайных обстоятельств и его можно расценить в качестве принудительного, а следовательно, запрещенного, поскольку налицо использование нанимателем труда работников, переводимых на другую работу, для нужд своего экономического развития.

Временный перевод работника на другую работу без его согласия допускается в случае простоя. В соответствии со статьей 34 ТК простоем признается временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.). Однако указанные последствия могут иметь место не только в силу форс-мажорных (чрезвычайных) обстоятельств, но и в силу причин, напрямую зависящих от организации работы непосредственно нанимателем.

Очевидно, что целью перевода работников на другую работу в связи с простоем является минимизация возможных экономических последствий, и здесь налицо использование труда работников, переводимых на другую работу, для нужд своего экономического развития, и тем самым такой труд можно расценить в качестве принудительного.

В силу статьи 2 Конвенции относительно принудительного или обязательного труда N 29, принятой на Генеральной конференции МОТ 28 июня 1930 г. (далее — Конвенция N 29), статьи 41 Конституции Республики Беларусь и статьи 13 ТК не считается принудительным трудом работа, выполнение которой обусловлено чрезвычайными обстоятельствами.

Согласно Конвенции N 29 под чрезвычайными обстоятельствами понимаются война, бедствие или угроза бедствия, как-то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений или вообще обстоятельства, ставящие под угрозу или могущие поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения.

В связи с изложенным предлагается:

— первое предложение части второй статьи 33 ТК изложить в следующей редакции:

«Производственной необходимостью признается необходимость предотвращения чрезвычайных обстоятельств и их последствий либо их ликвидация»;

— в части третьей статьи 33 ТК исключить слова «а для замещения отсутствующего работника такой перевод не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря)»;

— в части первой статьи 34 ТК слова «по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.)» заменить словами «вследствие чрезвычайных обстоятельств».

6. Согласно статье 1 Конвенции N 105 «Об упразднении принудительного труда», принятой Генеральной конференцией МОТ 25 июня 1957 г. (далее — Конвенция N 105), государство обязуется упразднить все виды принудительного или обязательного труда в пяти нижеуказанных случаях:

  • в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системы;
  • в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;
  • в качестве средства наказания за участие в забастовках;
  • в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Статья 13 ТК содержит только четыре первых из пяти предусмотренных Конвенцией N 105 форм возможного принуждения к труду.

В связи с чем представляется необходимым дополнить часть вторую статьи 13 ТК соответствующим пятым пунктом.

Кроме того, в целях совершенствования законодательства в сфере трудовых отношений целесообразны следующие правовые мероприятия:

1. В соответствии со статьей 13 ТК принудительный труд запрещен, в этой же статье дано определение принудительного труда. Однако законодательством не предусмотрены меры уголовной либо административной ответственности за непосредственно принудительный труд. Несмотря на то что эксплуатация представляет собой в том числе и принудительный труд, не всякий принудительный труд охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). В связи с этим предлагается ввести административную ответственность за принудительный труд, вытекающий из трудовых правоотношений, дополнив главу 9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях новой статьей следующего содержания:

«Статья 9.27. Принудительный труд

Принуждение лица к труду помимо его воли, а равно использование труда путем обмана, принуждения, насилия или угрозы насилием, если эти деяния не влекут уголовной ответственности, —

влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или должностное лицо юридического лица в размере от 100 до 200 базовых величин или административный арест».

Справочно: УК Молдовы (статья 168) предусматривает уголовную ответственность за принудительный труд.

УК Украины предусматривает уголовную ответственность за эксплуатацию детей путем использования их труда с целью получения прибыли (статья 150), а также за принуждение к выполнению работы, не обусловленной соглашением (статья 173).

УК Российской Федерации (статья 127-2) предусматривает уголовную ответственность за использование рабского труда.

2. Трудовое законодательство Республики Беларусь не предусматривает заключение трудового договора с лицами моложе 14 лет. Тем не менее на практике имеют место случаи участия в трудовой деятельности детей, не достигших данного возраста (участие в цирковых, театральных представлениях, киносъемках, спортивных и культурно-массовых мероприятиях и др.). Существующая практика привлечения малолетних к участию в такого рода и иных мероприятиях имеет бессистемный и противозаконный характер. В этой связи полагаем, что в ТК целесообразно включить положения, регламентирующие исключительные случаи заключения трудового договора с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя), а также органов опеки и попечительства с лицами моложе 14 лет. При этом необходимо определить конкретные случаи и круг нанимателей, которые вправе заключать подобные договоры.

Справочно: часть 4 статьи 63 ТК Российской Федерации содержит следующее положение: «В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа».

Одной из самых негативных форм трудовой эксплуатации являются деяния, связанные с вовлечением людей в различные институты, сходные с рабством. Торговля людьми ведется в основном с целью криминальной эксплуатации человека, главным образом сексуальной и принудительно-трудовой. Эффективность борьбы с трудовой эксплуатацией, в том числе и с торговлей людьми, в современных условиях зависит не только от компетентности правоохранительных органов, но и от наличия совершенного законодательства.

В ряде исследований, посвященных указанной проблеме, подчеркивается, что Республика Беларусь наряду с некоторыми странами ближнего и дальнего зарубежья (Украина, Казахстан, ФРГ, США и некоторые другие) имеет наиболее прогрессивную законодательную платформу борьбы с трудовой эксплуатацией, в т.ч. специальные нормативные акты, направленные на противодействие и профилактику торговли людьми, защиту, реабилитацию пострадавших и т.д.

В то же время объективно необходима активизация действий по участию в выполнении, а также реализации на национальном уровне положений Программы сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2007 — 2010 годы, утвержденной решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 28 ноября 2006 г., посвященных разработке и введению в действие законодательного акта о борьбе с торговлей людьми.

В ходе выполнения мероприятий национальных и международных программ особенное внимание необходимо уделять совершенствованию законодательства, регламентирующего уголовно-правовую ответственность за преступления против личной свободы, чести и достоинства граждан.

Анализ норм уголовного законодательства, посвященного торговле людьми и использованию принудительного труда, показывает наличие недостатков, существенно затрудняющих правоприменительную деятельность.

Так, в соответствии со статьей 181 УК торговля людьми является преступлением с усеченным составом, т.е. любые действия, характеризуемые как попытка совершить сделку в отношении зависимого лица, рассматривается как оконченное преступление. Кроме этого, отсутствует указание на цель сделки, т.е. указанные в законе действия могут совершаться с любой целью. Это облегчает привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступления. Однако ст. 181 УК предусматривает также ответственность за совершенные в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение человека. Такая цель может изначально ставиться при вербовке и получении человека. Остальные действия (перевозка, передача, укрывательство) вполне могут совершаться без цели дальнейшей эксплуатации человека и даже без осознания того, с какой целью осуществлялась вербовка. Поэтому как для случаев, когда лицо осознало такую цель и намерено отказаться от преступных действий, так и в целом при освобождении жертвы торговли людьми должна быть предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. В таком случае будет предотвращаться наступление еще более опасных последствий для охраняемых законом общественных отношений. Однако здесь имеет значение время, в течение которого потерпевший от преступления был освобожден.

В связи с этим с учетом опыта Российской Федерации, где возможность освобождения от уголовной ответственности в рассматриваемой ситуации предусмотрена п. 1 примечания к ст. 127-1 УК Российской Федерации, предлагается дополнить примечания к ст. 181 УК Республики Беларусь пунктом 3 следующего содержания:

«Лицо, добровольно освободившее жертву торговли людьми в течение 24 часов и способствовавшее раскрытию совершенного преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Кроме этого, как представляется, ч. 2 ст. 181 УК содержит неполный перечень квалифицирующих признаков торговли людьми и должна быть дополнена следующими пунктами:

11) с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего;

12) с использованием клеймения или иного способа обозначения подневольного состояния потерпевшего;

13) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

14) с использованием поддельных документов на въезд, выезд, а также удостоверяющих личность потерпевшего.