В соответствии с п. 19 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 N 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон) отходы — вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства. Согласно пункту 20 ст. 1 Закона отходы потребления — отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также смет, образующийся на землях общего пользования. Отходы производства — отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п. 21 ст. 1 Закона).
Отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от: происхождения — на отходы производства и отходы потребления; агрегатного состояния — на твердые отходы и жидкие отходы; степени опасности — на опасные отходы и неопасные отходы; возможности их использования — на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления. Опасные отходы классифицируются по классам опасности: первый класс опасности — чрезвычайно опасные; второй класс опасности — высокоопасные; третий класс опасности — умеренно опасные; четвертый класс опасности — малоопасные. Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 N 85 утвержден классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь.
Требования к обращению с отходами производства устанавливаются актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, а также инструкциями по обращению с отходами производства, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства, по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (п. 1 ст. 18 Закона).
Так, к основным нормативным правовым актам, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, относятся:
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 N 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами»;
- постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 N 17 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства»;
- постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.12.2008 N 112 «Об утверждении формы сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкции о порядке его оформления»;
- постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 N 45 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства»;
- постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 N 2-Т «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов»;
- постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.01.2008 N 3/13/2 «Об утверждении Инструкции о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства» и т.д.
В то же время отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы, драгоценные камни, регулируются законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях и иным специальным законодательством. Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено законодательством о промышленности и иным специальным законодательством (п. 2, 3 ст. 2 Закона).
Соответственно согласно п. 1 ст. 17 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:
- обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
- назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
- разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
- обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
- обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;
- вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном актами законодательства об обращении с отходами;
- представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;
- предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;
- разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
- осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
- выполнять иные требования, нормы и правила, установленные актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами. Если производитель отходов не выполнил требования по разделению отходов по видам, то их разделение по видам обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.
Смешивание отходов разных видов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами допускается при захоронении и (или) обезвреживании отходов (п. 2 ст. 24 Закона).
Кроме того, в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее — Указ N 313) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство (являющиеся собственниками при производстве из давальческого сырья) и (или) ввоз товаров согласно приложению к Указу N 313, а также ввоз товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу N 313, и отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, путем:
- применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления, включающей находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и отходов упаковки;
- заключения с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки и внесения на текущий (расчетный) банковский счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
Согласно п. 1, 2 ст. 25 Закона хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов. Санкционированные места хранения отходов производства и санкционированные места захоронения отходов производства, лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства и иные условия по обращению с отходами производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. При временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления. Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества их накопления при временном хранении не допускаются.
При временном хранении отходов, предназначенных для подготовки их к использованию, санкционированные места хранения таких отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для подготовки их к использованию. Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах. Разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексные природоохранные разрешения получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами.
Нормы ст. 26 Закона регулируют правила перевозки отходов. Перевозка отходов производится с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, и осуществляется в соответствии с Законом, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозка опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, — в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов.
Типичные нарушения (основные виды)
Объективная сторона административного правонарушения выражается в совершении следующих типичных действий (бездействия), влекущих нарушение требований законодательства об обращении с отходами:
- не назначаются должностные (уполномоченные) лица, ответственные за обращение с отходами;
- не обеспечиваются разработка и утверждение инструкции по обращению с отходами производства;
- не соблюдаются требования к составлению инструкции по обращению с отходами производства;
- не ведется первичный учет отходов, а также единый учет отходов, образующихся в целом, в соответствующих книгах;
- не обеспечивается получение в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешения на хранение и захоронение отходов производства;
- не обеспечиваются сбор и хранение отходов в санкционированных местах, нормативы хранения и периодичности вывоза;
- сопроводительные паспорта перевозки отходов производства не регистрируются в журнале регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства;
- не обеспечивается проведение инвентаризации отходов, наличие документов, подтверждающих ее проведение;
- инвентаризации отходов производства проводятся с нарушением требований.
Предупреждение правонарушений в рассматриваемой сфере
Основной задачей предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В связи с этим предварительно должны быть проанализированы документы, подтверждающие образование (наличие) отходов. Выявленные нарушения могут быть предотвращены путем организации надлежащего (текущего производственного) контроля за движением отходов, в том числе по соблюдению требований, касающихся ведения учета отходов, нормативов их образования, классов опасности, паспортизации, получения всех необходимых разрешительных документов, технологических процессов использования и обезвреживания отходов, и устранены путем оформления (переоформления) соответствующих документов, своевременной регистрации хозяйственных операций, связанных с обращением отходов, получения разрешения (согласования), уплаты соответствующего сбора.