В настоящее время вопросы, касающиеся распределения выпускников профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, остаются актуальными и требующими своего дальнейшего совершенствования.
В научной литературе существуют различные дискуссии по вопросу распределения: 1) противоречит ли распределение выпускников Конституции Республики Беларусь; 2) является ли распределение выпускников принудительным трудом или 3) гарантией трудоустройства, а также другие вопросы.
Прежде чем ответить на эти вопросы, стоит отметить, что право об образовании включает самостоятельный институт, вытекающий из ст. 59 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс об образовании), — институт заключения, изменения и прекращения договора между образовательным учреждением и обучающимся. В соответствии с п. 1 ст. 59 Кодекса об образовании для получения послевузовского, высшего, среднего специального, профессионально-технического образования, в том числе на условиях целевой подготовки, дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов, а также для оказания услуг в сфере образования на платной основе заключается договор.
В п. 2 ст. 59 Кодекса об образовании говорится, что образовательные отношения возникают на основании:
- договора о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета;
- договора о подготовке научного работника высшей квалификации на платной основе;
- договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета;
- договора о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего);
- договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе;
- договора о переподготовке руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского (местного) бюджета;
- договора о переподготовке руководящего работника (специалиста) на платной основе;
- договора о переподготовке рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета;
- договора о переподготовке рабочего (служащего) на платной основе;
- договора о повышении квалификации руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского (местного) бюджета;
- договора о повышении квалификации руководящего работника (специалиста) на платной основе;
- договора о повышении квалификации рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета;
- договора о повышении квалификации рабочего (служащего) на платной основе;
- договора о профессиональной подготовке рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета;
- договора о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе;
- договора о стажировке руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского (местного) бюджета;
- договора о стажировке руководящего работника (специалиста) на платной основе;
- договора о платных услугах в сфере образования.
Хотелось бы отметить, что в законодательстве Республики Беларусь ничего не говорится о правовой природе такого договора. При этом в научной литературе высказывается позиция об отнесении данного договора к договорам возмездного оказания услуг. Отметим, что в ч. 2 ст. 733 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) говорится о том, что правила возмездного оказания услуг применяются в том числе к договорам в сфере образования. Однако полагаем, что такой вид договора по своей правовой природе является самостоятельным видом гражданско-правового договора, детализирующим существующие образовательные отношения, поскольку согласно действующему законодательству в таком договоре закрепляются общественные отношения по вопросу распределения специалистов, права и обязанности сторон, ответственность за невыполнение обязательств. В договоре указывается предмет и стоимость обучения. Представляется целесообразным закрепить в ГК наименование такого договора, поскольку не все договоры в сфере образования следует относить к договорам возмездного оказания услуг.
При этом только для обучающегося на дневной бюджетной форме получения образования гарантируется получение стипендии. Можно согласиться с мнением И.И.Пляхимовича о том, что принцип бесплатности образования не включает права обучающегося на стипендию, как и других социальных прав, связанных с обучением. В отличие, например, от Конституции Украины, Конституция Республики Беларусь не упоминает о выплате стипендии студентам и иным категориям обучающихся. Право на стипендию закреплено Кодексом об образовании применительно к уровням профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования, а также отдельным видам дополнительного образования [1, с. 896]. Полагаем, что под бесплатностью образования в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях законодатель, прежде всего, понимает обучение в соответствующих учреждениях без платы.
Стоит отметить, что от правильности определения сферы действия договора зависит разработка ряда важных практических вопросов. К примеру, если гражданско-правовой договор относится к сфере оказания образовательных услуг, то в случае его нарушения, некачественного предоставления услуг согласно подп. 1.5 п. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон N 90-З) можно потребовать возмещение вреда, в том числе морального, что не совсем верно. Поскольку применительно к сфере образования трудно определить критерий оценки некачественно оказанных услуг. Спорным остается вопрос о том, что следует понимать под термином «некачественные услуги» или «некачественная работа». Хотя в соответствии с п. 5 ст. 17 Закона N 90-З подлежит возмещению вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги. В образовательном процессе проблематично определить, что следует понимать под недостатком услуг или работы. Более того, моральный вред в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона N 90-З взыскивается за физические и нравственные страдания. В соответствии с законодательством степень таких страданий определяет суд, однако существует проблема доказывания физических и нравственных страданий в сфере образования. Поэтому целесообразнее понимать такой вид договора как гражданско-правовой договор, детализирующий существующие образовательные отношения без определения сферы его применения. На основании опыта зарубежных стран целесообразно более детально прописать права и обязанности субъектов образовательных отношений, даже если это займет не пару страниц текста договора, несмотря на то что постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 N 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования» утверждены типовые формы договоров. И хотя детальные права и обязанности стороны определяют в каждом конкретном случае, используя за основу утвержденную типовую форму, в том числе если речь идет о договоре присоединения, учреждение образования разрабатывает свою форму договора с условиями, соответствующими специфике своей работы, образовательного процесса и т.п., некоторые вопросы остаются открытыми, в частности определение критерия оказания некачественных услуг.
Отдельное внимание в договоре уделяется такой обязанности обучающегося, как обязанность отработать сроки обязательной работы при направлении на работу (п. 2 ст. 84 Кодекса об образовании). Таким образом, не только выпускнику гарантируется первое рабочее место, но и у государства есть гарантия возврата затраченных денежных средств на его обучение в случае отказа выпускника от распределения. Более того, аналогичное положение предусмотрено в типовых формах договоров о направлении на обучение не только за счет республиканского бюджета, но и в договорах о целевой подготовке специалистов, заказчиком по которым могут выступать и субъекты хозяйствования (им также гарантируется возврат денежных средств).
В настоящее время назрела необходимость конкретизировать в трехсторонних договорах между учащимся, учреждением образования и субъектом-заказчиком, по заявке которого проводится целевая подготовка специалиста, место, куда будет распределяться выпускник. При необходимости изменения места распределения в соответствии с гражданским законодательством можно заключить дополнительное соглашение.
Отметим, что распределение выпускников существует не во всех странах. К примеру, в настоящее время в Российской Федерации распределения выпускников нет. Существует только целевая подготовка, которая выступает альтернативой распределению. Применительно к Республике Беларусь в Кодексе об образовании закреплены договоры в сфере образования, в том числе договор о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего).
Республика Беларусь является одной из немногих стран, где действует распределение. Так, в п. 1 ст. 83 Кодекса об образовании дано определение понятия «распределение», и в зависимости от уровня образования срок обязательной отработки составляет 1 — 2 года (п. 3 ст. 83 Кодекса об образовании).
Согласно п. 3 ст. 83 Кодекса об образовании срок обязательной работы по распределению два года устанавливается для лиц, получивших:
- среднее специальное образование, за исключением лиц, принятых в год получения среднего специального образования в учреждения образования для получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование, и лиц, которые отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования;
- высшее образование I ступени, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования I ступени в учреждения образования для получения высшего образования II ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;
- высшее образование II ступени, если для получения высшего образования II ступени они были приняты в учреждения образования в год получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования II ступени в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие образовательные программы послевузовского образования, для получения послевузовского образования I ступени и получивших соответствующее образование.
Срок обязательной работы по распределению один год устанавливается для лиц, получивших:
- профессионально-техническое образование, за исключением лиц, принятых в год получения профессионально-технического образования в учреждения образования для получения среднего специального или высшего образования I ступени за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;
- среднее специальное образование, если они отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования, за исключением лиц, принятых в год получения среднего специального образования в учреждения образования для получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;
- высшее образование II ступени, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования II ступени в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие образовательные программы послевузовского образования, для получения послевузовского образования I ступени и получивших соответствующее образование, и лиц, которые для получения высшего образования II ступени были приняты в учреждения образования в год получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета.
Однако законодатель предусматривает и иные сроки работы по распределению. Так, выпускники военных учебных заведений подлежат обязательному распределению по контракту сроком на пять лет (ч. 5 ст. 34 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 N 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»).
В ч. 2 п. 2 ст. 83 Кодекса об образовании перечислены лица, которым место работы путем распределения не предоставляется:
- выпускникам, включенным Министерством спорта и туризма Республики Беларусь в списочные составы национальных, сборных команд Республики Беларусь по виду (видам) спорта;
- выпускникам профессионально-технических училищ, находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь;
- выпускникам государственных учреждений профессионально-технического образования, обучавшимся в их филиалах, находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь;
- выпускникам специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений.
То есть определен перечень лиц, которые не подлежат распределению. Более того, решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 14.11.2012 N Р-778/2012 «О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования, при их добровольном поступлении на военную службу» признано необходимым устранить конституционно-правовой пробел в законодательном регулировании, закрепив право выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту.
Стоит отметить, что в Кодексе об образовании целесообразно закрепить норму, позволяющую отсрочить распределение выпускников-магистрантов, поступающих в год получения высшего образования II ступени в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие образовательные программы послевузовского образования, для получения послевузовского образования I ступени, в частности в аспирантуру. Распределение для таких лиц в случае незачисления в аспирантуру должно исчисляться с первого дня месяца, следующего за месяцем сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру. Тем самым у выпускников-магистрантов, которые желают реализовать свое право на образование, будет время не только подготовиться к поступлению, но и вовремя подать соответствующие документы в отдел аспирантуры, поскольку работа может не позволить этого сделать.
Законодательно закреплено, что распределение предоставляется только в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией выпускникам (ч. 1 п. 2 ст. 83 Кодекса об образовании). Поэтому персональные заявки выпускников должны удовлетворяться, когда в них указывается должность, на которую будет трудоустраиваться выпускник как в юридическую организацию, так и к индивидуальному предпринимателю, а в случае если указанная должность не соответствует профилю полученной специальности, то комиссия по распределению может отказать в такой заявке. Однако в ряде случаев комиссия по распределению может выдать выпускнику справку о самостоятельном трудоустройстве (ст. 87 Кодекса об образовании).
Законодатель закрепляет важное положение о том, что место работы путем распределения предоставляется выпускникам высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведений, обучающихся на дневной бюджетной форме обучения. При этом не имеет значения, проучилось лицо полный курс обучения или не менее половины от общего срока обучения на дневной форме за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, — срок распределения будет одинаковым. К примеру: 1) лицо, которое обучалось в высшем учреждении образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и было отчислено, в частности по четырехгодичной системе обучения после двух курсов, затем восстановилось на третий курс за счет собственных денежных средств, подлежит распределению; 2) лицо, которое проучилось в высшем учреждении образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов два и более курса, затем перевелось на платное заочное отделение, также подлежит распределению, если на момент распределения не работает по специальности. Срок работы по распределению для таких выпускников в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 83 Кодекса об образовании остается два года, как и при полном окончании курса обучения за счет бюджетных средств.
Однако сумма, которую выпускник обязан компенсировать государству в случае отказа от распределения, рассчитывается исходя из среднемесячной стоимости подготовки одного обучающегося за весь период подготовки, то есть срок обучения на платной форме не учитывается.
В соответствии с законодательством вопросы распределения касаются только выпускников, обучающихся за счет средств бюджета на дневной форме обучения.
Особого внимания заслуживает вопрос: противоречит ли распределение выпускников Конституции Республики Беларусь?
Отметим, что в ст. 88 Кодекса об образовании предусматривается возмещение средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего. Во исполнение норм Кодекса об образовании действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 N 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих» (далее — Постановление N 821).
В отношении вопроса распределения принято решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 30.12.2010 N Р-553/2010 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Кодекса Республики Беларусь об образовании», где говорится, что государство, взяв на себя расходы по подготовке необходимых специалистов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, может устанавливать некоторые требования к лицам, получившим образование на таких условиях, относительно места и срока их работы в качестве молодых специалистов с одновременным предоставлением им ряда социальных льгот и гарантий, в связи с чем сделан вывод о согласованности указанного правового подхода с конституционными положениями. Для полного ответа необходимо перейти к рассмотрению, например, следующего вопроса: распределение выпускников — принудительный труд или гарантия трудоустройства?
С одной стороны, И.И.Пляхимович в комментарии к Конституции Республики Беларусь отмечает, что позиция Конституционного Суда Республики Беларусь представляется противоречивой. Сделав вывод о соответствии распределения выпускников Основному Закону, Конституционный Суд Республики Беларусь в то же время высказался за сужение сферы применения данной меры государственной кадровой политики, отметив ее вынужденный характер. Возложение на выпускников обязанности работать по распределению, а в случае неотработки — возместить государству средства, затраченные на их подготовку, является, по сути, принудительным трудом, который запрещен Конституцией Республики Беларусь, кроме случаев работы или службы, определенной приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении. Распределение выпускников под эти исключения не подпадает, а введение дополнительных случаев принудительного труда представляется недопустимым. Вменение выпускникам обязанности компенсировать государству средства, затраченные на их подготовку, не согласуется также со ст. 49 Конституции Республики Беларусь в части бесплатности образования. Поэтому от распределения следует отказаться, поскольку оно не согласуется с ч. 4 ст. 41, а также ст. 49 Конституции Республики Беларусь [1, с. 789 — 790, 901 — 902].
С другой стороны, распределение является:
1) гарантией для молодых специалистов, то есть лиц, окончивших учреждение образования за счет бюджета в дневной форме получения образования. Гарантией в трудоустройстве, поскольку в соответствии с Кодексом об образовании указанным категориям граждан предоставляется первое рабочее место и денежная выплата. При этом в соответствии с законодательством только в договоре по подготовке специалиста за счет средств республиканского бюджета указывается срок отработки и только молодым специалистам гарантируется трудоустройство;
2) гарантией для населения населенного пункта, куда направлен на работу по распределению специалист. Гарантией на реализацию населением конституционных прав (право на медицинское обслуживание, право на образование и так далее). Государством устанавливается баланс, равные возможности пользоваться своими правами независимо от места проживания;
3) особой гарантией для молодого специалиста. Согласно п. 33 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного Постановлением N 821, положительным моментом распределения является тот факт, что увольнение молодых специалистов или перевод их на работу, которая не связана с полученной специальностью (профессией) и присвоенной квалификацией, до окончания срока работы по распределению запрещается, за исключением случаев:
- перехода на выборную должность (п. 4 ч. 2 ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК));
- принятия решения учреждением образования о перераспределении молодого специалиста, молодого рабочего (служащего) либо о выдаче ему справки о самостоятельном трудоустройстве;
- зачисления в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени);
- нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (ст. 41 ТК);
- увольнения по инициативе нанимателя по основаниям, предусмотренным в пунктах 1, 2, 4 — 9 статьи 42 ТК, а также по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренным в пунктах 1 — 3, 5, 6 статьи 44 ТК.
Увольнение молодых специалистов, получивших высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, до окончания установленного договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) срока работы допускается:
- в случае расторжения договора о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) по основаниям, указанным в пунктах 5, 6 статьи 88 Кодекса об образовании;
- по основаниям, предусмотренным в пунктах 4, 5, 7, 8, 9 статьи 42, в пунктах 1, 5, 6 статьи 44 и в пунктах 1, 2 — 5 статьи 47 ТК.
Очевидно, что в отношении молодых специалистов действуют нормы трудового законодательства. Исключительные случаи их увольнения названы выше. При этом следует отметить, что юридические лица или индивидуальные предприниматели обязаны уведомить об увольнении учреждение образования.
В соответствии с п. 3 и 5 ч. 1 ст. 16 ТК субъектам хозяйствования запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора в отношении лиц, прибывших по направлению на работу после завершения обучения в государственном учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, а также в отношении лиц, прибывших на работу по распределению после завершения обучения в государственном учреждении образования. Субъекты хозяйствования могут быть привлечены к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 9.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП): отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным. Ответственность предусмотрена в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Стоит отметить, что существует альтернатива распределению — это возмещение денежных средств, затраченных государством за период обучения на дневной бюджетной форме. При этом у выпускника существует право на отказ от распределения с добровольным возмещением затраченных на его обучение денежных средств. В соответствии с п. 3 Положения о порядке возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего, утвержденного Постановлением N 821 (далее — Положение о возмещении), выпускник вправе отказаться от работы по распределению (перераспределению) или от направления на работу (последующего направления на работу) в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста, рабочего, служащего до заключения трудового договора (контракта) и добровольно возместить затраченные средства. Для возмещения затраченных средств выпускник обращается в учреждение образования или государственную организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования (далее — организация), за расчетом суммы затраченных средств.
В случае неприбытия выпускника к месту работы, его перевода или увольнения до истечения срока обязательной работы наниматель и (или) выпускник в месячный срок сообщают об этом в учреждение образования (организацию), выдавшее выпускнику направление на работу, с указанием причин и приложением подтверждающих их документов, в том числе подтверждающих право выпускника на освобождение от возмещения затраченных средств (п. 4 Положения о возмещении). Освобождаются от возмещения затраченных средств выпускники, определенные в пунктах 2 — 6 статьи 88 Кодекса об образовании.
При этом учреждение образования (организация) в месячный срок со дня получения документов, названных в пункте 4 Положения о возмещении, либо в случае неполучения от нанимателя подтверждения прибытия к свидетельству о направлении на работу или к направлению в интернатуру в течение месяца со дня предполагаемого трудоустройства выпускника организует работу по сбору информации и принимает решение о возмещении выпускником затраченных средств или его освобождении от такого возмещения с предоставлением права на самостоятельное трудоустройство. Принятое решение оформляется приказом руководителя учреждения образования (организации). В соответствии с п. 7 Положения о возмещении копия приказа руководителя и расчет суммы средств, подлежащих возмещению в бюджет, направляются выпускнику с извещением о необходимости возмещения затраченных средств в добровольном порядке в шестимесячный срок. По истечении шестимесячного срока при отсутствии добровольного возмещения затраченных средств учреждение образования (организация) осуществляет их взыскание в судебном порядке. Полагаем, поскольку сумма выплаты, как правило, является значительной для выпускника, целесообразно законодательно увеличить срок, предоставляемый для добровольного возмещения стоимости обучения, до 1 года.
В случае отказа лица от добровольного возмещения денежных средств, затраченных на его обучение, отказа от получения направления на работу, а также неявки на работу по распределению комиссии в доход государства может быть взыскана денежная сумма в отношении выпускника на основании ст. 84, 88 Кодекса об образовании, договора о подготовке специалиста за счет средств республиканского (местного) бюджета. В этом случае законодательством не предусматривается административная ответственность, только гражданско-правовая.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) договор о подготовке специалиста по своей правовой природе является гражданско-правовым договором, детализирующим существующие образовательные отношения. Представляется целесообразным закрепить в ГК наименование такого договора, поскольку не все договоры в сфере образования следует относить к договорам возмездного оказания услуг.
Отдельное внимание в договоре уделяется обязанности отработать сроки обязательной работы при направлении на работу (распределении). Полагаем, что в трехсторонних договорах между учащимся, учреждением образования и субъектом-заказчиком, по заявке которого проводится целевая подготовка специалиста, необходимо конкретизировать место, куда будет распределяться выпускник. При необходимости изменения места распределения в соответствии с гражданским законодательством, можно заключить дополнительное соглашение;
2) распределение, с одной стороны, является гарантией трудоустройства молодого специалиста. С другой стороны, распределение является гарантией для населения, куда приезжает специалист — гарантией на реализацию населением конституционных прав (право на медицинское обслуживание, право на образование и так далее);
3) в Кодексе об образовании необходимо закрепить норму, позволяющую отсрочить распределение выпускников-магистрантов, поступающих в год получения высшего образования II ступени в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие образовательные программы послевузовского образования, для получения послевузовского образования I ступени, в частности в аспирантуру. Распределение для таких лиц в случае незачисления на обучение должно исчисляться с первого дня месяца, следующего за месяцем сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру;
4) существует альтернатива распределению — это возмещение денежных средств, затраченных государством или субъектом хозяйствования на обучение на дневной бюджетной форме. При этом у выпускника существует право на отказ от распределения с добровольным возмещением затраченных на его обучение денежных средств. Полагаем, поскольку сумма выплаты является значительной, целесообразно законодательно увеличить срок на добровольное возмещение стоимости обучения до 1 года;
5) в случае отказа лица от добровольного возмещения денежных средств, затраченных на его обучение, отказа от получения направления на работу, а также в случае неявки на работу по распределению комиссии в доход государства с выпускника может быть взыскана соответствующая денежная сумма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Пляхимович, И.И. Комментарий к Конституции Республики Беларусь: в 2 т. / И.И.Пляхимович. — Минск: Амалфея, 2015. — Т. 1. — 1224 с.