Государство, помимо того что выступает регулятором общественных отношений, является еще и собственником значительного количества коммерческих активов. В частности, оно в лице государственных органов и организаций играет роль учредителя и собственника имущества государственных предприятий, учреждений, владельца долей (акций) в уставных фондах хозяйственных обществ.
Государство участвует в управлении хозяйственными обществами, часть акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит ему, посредством осуществления через своих представителей владельческого надзора <1>.
В настоящей статье мы рассмотрим, кто может назначаться представителем государства в хозяйственных обществах с государственным участием, какие требования предъявляются к такому представителю, каков порядок оформления отношений с разными категориями представителей государства, кто несет ответственность за принятые ими решения, а также другие сопутствующие вопросы.
Требования к представителям государства
Представителем государства в органах управления хозяйственных обществ с государственной долей участия может назначаться гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее образование и стаж работы не менее трех лет, прошедший специальную подготовку и аттестованный на право осуществлять соответствующие полномочия.
В частности, представителями государства могут быть:
- государственные служащие, работники государственных органов и других государственных организаций, осуществляющих владельческий надзор;
- иные граждане Республики Беларусь, заключившие гражданско-правовые договоры с государственными органами и организациями <2>.
На заметку
Подготовку кандидатов на право быть назначенными представителями государства в органах управления хозяйственных обществ осуществляет Институт повышения квалификации и переподготовки экономических кадров БГЭУ.
Порядок аттестации лиц на право осуществления полномочий представителя государства в органах управления хозяйственного общества устанавливает Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь <3> (далее — Госкомимущество).
Госкомимущество создает комиссию по аттестации из семи человек и проводит экзамен посредством компьютерного тестирования.
Лицу, прошедшему аттестацию, выдается удостоверение установленной формы на право осуществления полномочий представителя государства.
Назначение представителя государства
Орган, осуществляющий владельческий надзор, должен принять решение о назначении представителя государства в органы управления хозяйственного общества. Кандидатуру представителя необходимо согласовать с Госкомимуществом. Для этого орган, осуществляющий владельческий надзор, представляет в Госкомимущество сведения:
- о кандидатуре;
- хозяйственном обществе, в которое назначается представитель государства;
- ранее назначенных представителях государства в органы управления хозяйственного общества, в том числе о представителе государства, полномочия которого прекращаются.
Решение о назначении представителя государства принимается до проведения общего собрания участников хозяйственного общества, в повестку дня которого включается вопрос об избрании членов наблюдательного совета.
Копию этого решения принявший его орган в трехдневный срок должен направить в хозяйственное общество и Госкомимущество.
При этом орган, осуществляющий владельческий надзор, выдает доверенность для участия представителя государства в работе органов управления (общее собрание и наблюдательный совет) открытого акционерного общества, созданного в процессе преобразования государственного унитарного предприятия.
Точный количественный состав представителей государства в органах управления хозяйственного общества законодательство не определяет. В соответствии с п. 4 Положения о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2008 г. N 694, в органы управления хозяйственного общества назначается, как правило, не менее двух представителей государства.
В конкретном хозяйственном обществе представители государства выражают позицию непосредственно органа, осуществляющего владельческий надзор. В связи с этим не ясно, с какой целью в органы управления хозяйственного общества требуется назначать двух и более представителей государства.
В органы управления управляющей компании холдинга с участием государства — хозяйственного общества нельзя назначать более двух представителей государства. Исключение составляет ситуация, когда акции (доли в уставном фонде) такой управляющей компании находятся в собственности Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. В таком случае представители государства назначаются по одному от Республики Беларусь и каждой административно-территориальной единицы.
Представитель государства, являющийся работником органа, осуществляющего владельческий надзор (в том числе государственным служащим), выполняет свои полномочия на основании трудового договора (контракта) по основному месту работы.
Иные граждане могут стать представителями государства на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с органом, осуществляющим владельческий надзор.
На заметку
Как правило, с одним гражданином разрешается заключать гражданско-правовые договоры на осуществление полномочий представителя государства не более чем в двух хозяйственных обществах. Однако данная норма не является императивной и не ограничивает право гражданина быть представителем государства более чем в двух хозяйственных обществах.
Прекращение полномочий представителя государства
Орган, осуществляющий владельческий надзор, вправе в любое время заменить представителя государства, назначенного в состав наблюдательного совета открытого акционерного общества, созданного в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, другим представителем.
По законодательству полномочия представителя государства прекращаются в случае:
- прекращения действия заключенного с ним трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора;
- его отзыва органом, осуществляющим владельческий надзор;
- отчуждения всех акций (долей в уставном фонде) хозяйственного общества, принадлежащих Республике Беларусь либо административно-территориальной единице;
- ликвидации хозяйственного общества.
Отзыв представителя государства из органов управления хозяйственного общества возможен вследствие:
- неисполнения обязанностей, возложенных в соответствии с Положением о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2008 г. N 694, и трудовым договором (контрактом) или гражданско-правовым договором;
- возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению его обязанностей (призыв на военную службу, болезнь, изменение места работы, места жительства и т.д.);
- принятия решения о замене представителя государства;
- нарушения установленного законодательством Республики Беларусь порядка получения вознаграждения;
- возникновения иных обстоятельств, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и условиями трудового договора (контракта) либо гражданско-правового договора.
Права и обязанности представителя государства
Вышеупомянутое Положение о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, определяет основные права представителя государства, а именно право:
- в порядке, предусмотренном законодательством и уставом хозяйственного общества, требовать проведения общего собрания участников, заседания наблюдательного совета, а также внеплановой ревизии или аудита деятельности хозяйственного общества;
- получать от органов управления хозяйственного общества информацию о его деятельности, данные о конъюнктуре рынка выпускаемой продукции (выполняемых работах, оказываемых услугах), потребляемом сырье (работах, услугах) и другие документы.
В то же время представитель государства обязан:
- участвовать в работе органов управления хозяйственного общества либо работе ликвидационной комиссии в случае такого назначения;
- принимать меры по защите экономических интересов государства при осуществлении деятельности хозяйственного общества;
- представлять органу, осуществляющему владельческий надзор, отчет о своей работе в качестве представителя государства;
- осуществлять контроль за сроками и полнотой перечисления в республиканский и (или) местный бюджеты дивидендов (процентов), начисленных на принадлежащие государству акции (долю в уставном фонде) хозяйственного общества;
- информировать орган, осуществляющий владельческий надзор, о перечислении в бюджет дивидендов (процентов), начисленных на принадлежащие государству акции (долю в уставном фонде) хозяйственного общества;
- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности хозяйственного общества, не допускать иных действий, которые могут нанести ему ущерб;
- исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством и трудовым договором (контрактом) либо гражданско-правовым договором.
Ответственность представителя государства
Представитель государства несет ответственность за свои действия согласно законодательству. Вместе с тем он не отвечает за последствия своих решений, принятых на основании указаний органа, осуществляющего владельческий надзор.
Нарушение представителем государства, который является работником данного органа, должностных обязанностей, порядка согласования проектов решений, принимаемых органами управления хозяйственного общества, неисполнение указаний органа, осуществляющего владельческий надзор, и непринятие мер по предупреждению убыточности хозяйственного общества влечет установленную законодательством дисциплинарную ответственность.
Такую же ответственность влечет несвоевременное представление органу, осуществляющему владельческий надзор, и ненадлежащее оформление отчета о работе в качестве представителя государства.
В случае если вышеназванные нарушения совершил представитель государства, осуществляющий свои полномочия на основе гражданско-правового договора, он несет ответственность, закрепленную этим договором и законодательством.
Контроль за управлением государственными акциями (долями)
Контрольная функция представителя государства обеспечивается обязанностью представлять органу, осуществляющему владельческий надзор, отчет о своей работе <4>.
Указанный орган не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, должен утвердить отчет представителя государства в органах управления хозяйственного общества и представить в Госкомимущество обобщенную аналитическую информацию об организации и обеспечении деятельности представителей государства за данный период.
Завершается работа представлением Госкомимуществом в Совет Министров Республики Беларусь в срок не позднее 25 мая отчета об управлении принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями), а также предложений по совершенствованию организации владельческого надзора за деятельностью хозяйственных обществ.
<1> Бурак, Е.Н. Участие государства в управлении хозяйственными обществами / Е.Н.Бурак // Промышленно-торговое ПРАВО. — 2016. — N 4. — С. 53 — 55.
<2> Подпункт 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2008 г. N 100 «О некоторых вопросах владельческого надзора».
<3> Положение об аттестации лиц на право осуществления полномочий представителя государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам, утвержденное постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 20 ноября 2006 г. N 50.
<4> Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 11 августа 2015 г. N 34 «Об установлении формы отчета представителя государства в органах управления хозяйственного общества, акции (доли в уставном фонде) которого принадлежат Республике Беларусь».