Прекращение уголовного преследования по ч. 2 ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь за отсутствием общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом

Нижеизложенный пример из практики затрагивает ситуацию, когда неосуществление предпринимательской деятельности как таковой и неполучение какого-либо дохода, а также конвертация денежных средств через финансовое учреждение, имеющее специальное разрешение на проведение подобных операций, подтверждает в совокупности отсутствие общественно опасного деяния и, следовательно, отсутствие состава преступления, предусмотренного ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).

Также в статье подчеркнута важность того, что согласно абз. 1 ч. 1 примечания к ст. 233 УК под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой без регистрации в установленном законодательством порядке, понимается вся сумма выручки без учета затрат на ее получение. Следовательно, доход, являясь юридическим понятием, подлежит установлению органом уголовного преследования исходя из расчета полученной выручки.

Рассмотрим пример из практики.

Генеральной прокуратурой Республики Беларусь возбуждено уголовное дело в отношении гражданина Х. и иных лиц по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 233 УК.

Органом уголовного преследования гражданин Х. подозревается в том, что он якобы, объединившись в группу с гражданкой Ч., гражданкой И., гражданкой О., в нарушение ст. 22 и 47 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), ст. 277 Банковского кодекса Республики Беларусь, п. 4 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», действуя от имени и с использованием реквизитов лжепредпринимательских структур, осуществлял незаконную предпринимательскую деятельность, выразившуюся в конвертации денежных средств с целью получения дохода в виде курсовой разницы и комиссии за конвертацию валюты, привлеченной на счета подконтрольных фирм, и последующем их перечислении со счетов подконтрольных фирм в адрес оффшорных компаний, в результате чего получил доход в особо крупном размере.

Гражданин Х. задержан по подозрению в совершении преступления в порядке ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК). Обвинение по ч. 2 ст. 233 УК не предъявлялось, мера пресечения не избиралась.

В качестве подозреваемых по делу также привлекались гражданка И., гражданка Ч. и гражданка О., которые были задержаны по подозрению в совершении преступления в порядке ст. 108 УПК, позже были освобождены из изолятора временного содержания; в отношении указанных лиц мера пресечения не избиралась, обвинение не предъявлялось.

Допрошенный в качестве подозреваемого гражданин Х. показал, что действительно попросил организовать свою сестру — гражданку Ч. представительства иностранных компаний в Республике Беларусь. В г. Москве к нему с просьбой организовать представительства на территории Республики Беларусь обратились представители различных иностранных компаний, кто конкретно — не помнит. Представители поясняли, что компаниям необходимо открыть представительства в Республике Беларусь для изучения конъюнктуры рынка на территории Республики Беларусь. При этом просили открыть валютные счета представительств в белорусском банке и установить системы удаленного доступа «Клиент-Банк», передав ему ноутбуки. Опровергнуть показания гражданина Х. в данной части не представляется возможным ввиду того, что лица, на которых ссылается последний, не установлены и не допрошены.

Далее гражданин Х. пояснил, что по причине занятости с данной просьбой обратился к гражданке Ч., передав ей ноутбуки. Гражданка Ч. организовала представительства и впоследствии возвратила ноутбуки с установленной программой. Гражданин Х. передал ноутбуки представителям иностранных компаний. Он утверждал, что ничего противозаконного не совершил, потому как представительства организовывались для конкретных иностранных компаний, при этом ноутбуки он возвратил работникам головных структур. Ведение финансово-хозяйственной деятельности, связанной с куплей-продажей товара, не подразумевалось, и, насколько ему было известно, торговля не велась. Никакого отношения к деятельности как самих компаний, так и представительств он не имеет. Почему так произошло, что по счетам представительств проходили значительные суммы безналичных денежных средств в валюте, ему неизвестно. За оказанные им услуги по содействию в регистрации представительств иностранных компаний на территории Республики Беларусь ему выплатили вознаграждение, точную сумму которого он назвать не смог.

Допрошенные работники представительств иностранных компаний на территории Республики Беларусь, в том числе подозреваемые гражданка О. и гражданка И., показали, что представительства открывались по просьбе либо гражданина Х., либо гражданки Ч. с целью изучения конъюнктуры рынка Республики Беларусь. Также в банках открывались счета, на ноутбуки устанавливались программы «Клиент-Банк». Все это делалось по просьбе гражданина Х. и гражданки Ч. В дальнейшем ноутбуки с установленными программами передавались гражданину Х. лично либо переправлялись поездом в г. Москву. Кроме того, гражданка О. и гражданка И. не подтвердили того факта, что гражданка Ч. осуществляла от имени представительств коммерческую деятельность, по сути, тем самым подтверждая показания самой гражданки Ч.

Допрошенная в качестве подозреваемой гражданка Ч. подтвердила показания гражданина Х. в том, что именно он обратился к ней с просьбой организовать регистрацию представительств, а также полностью подтвердила показания работников иностранных представительств, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.

Проведенным предварительным следствием установлено, что зарегистрированные в Республике Беларусь представительства иностранных юридических лиц являлись частью схемы, которая использовалась для перевода денег из Российской Федерации через Республику Беларусь в оффшорные зоны Европы. Так, гражданин Х., а также гражданка Ч. по его просьбе фактически оказывали юридические услуги по открытию представительств иностранных компаний на территории Республики Беларусь.

В банках Республики Беларусь представительства открывали мультивалютные счета. Для удобства и возможности управления расчетными счетами на расстоянии, за пределами Республики Беларусь, использовалась электронная система «Клиент-Банк». Установленные программы «Клиент-Банк» позволяли осуществлять платежи и контролировать поступление денег на расстоянии неустановленным лицам, находящимся в г. Москве. Программа «Клиент-Банк» устанавливалась для удобства и оперативной работы, т.е. чтобы в случае поступления на валютный счет представительства иностранной компании, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, российских рублей иметь возможность в любой момент провести конвертацию и перевести деньги далее по назначению. С этой целью гражданин Х. передал руководителям представительств иностранных компаний, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, ноутбуки, на которые была установлена программа «Клиент-Банк». После установки программы гражданин Х. возвратил ноутбуки в г. Москву неустановленным лицам. В последующем на валютные счета представительств иностранных компаний, расположенных на территории Республики Беларусь, от субъектов хозяйствования Российской Федерации за якобы поставленный в их адрес товар поступали российские рубли, которые конвертировались в валюту (доллары США, евро) и переводились непосредственно на счета иностранных компаний, которым были подконтрольны представительства.

В целях выяснения источника и оснований поступления денежных средств на банковские счета представительств иностранных компаний в Российскую Федерацию были направлены поручения об оказании правовой помощи. В результате изучения представленных банками Российской Федерации документов установлено, что субъекты хозяйствования Российской Федерации использовали не соответствующие действительности договоры (контракты) поставки с вышеуказанными представительствами иностранных компаний. Согласно договорам представительства в Беларуси поставляли в адрес российских компаний различный товар, при этом приобретаемый российской стороной товар не пересекал границу Российской Федерации, т.е. по документам товар приобретался якобы со складов, расположенных на территории Российской Федерации, и реализовывался субъектам хозяйствования России.

В ходе проведенных встречных проверок между представительствами в Республике Беларусь (поставщиками) и субъектами хозяйствования Российской Федерации (покупателями) установлено, что товар не поставлялся, а представленные в российские банки документы являлись фиктивными. Отработанные субъекты хозяйствования (покупатели) Российской Федерации вообще не вели никакой финансово-хозяйственной деятельности, соответственно провести выемку документов, подтверждающих взаимоотношения, не представляется возможным. Кроме того, установленные и допрошенные в качестве свидетелей руководители российских субъектов хозяйствования с признаками лжепредпринимательских структур, которые якобы приобретали у белорусских представительств товар, не подтверждают участия гражданки Ч. и гражданина Х. в регистрации своих компаний. Таким образом, подконтрольность российских лжепредпринимательских структур гражданке Ч. и гражданину Х. не установлена.

В результате отработки складских помещений, указанных в товаросопроводительных документах, установлено, что собственники складов не имели никаких отношений с представительствами в Беларуси, т.е. не хранили и не отпускали товар, принадлежащий представительствам иностранных компаний на территории Республики Беларусь, соответственно какие-либо документы, подтверждающие взаимоотношения, отсутствуют. Необходимость составления вышеназванных заведомо подложных документов и представления их в банки Российской Федерации объясняется тем, что российское законодательство при проведении платежа по внешнеэкономической сделке требует обоснования на перевод денежных средств за пределы Российской Федерации. Причастность к их изготовлению руководители представительств, гражданка Ч. и гражданин Х. отрицали и заявляли, что видят их впервые. Происхождение представленных в банки фиктивных документов установить невозможно ввиду того, что они представлялись в российские банки только в копиях, что не дает возможности установить принадлежность и изготовление их тем или иным лицом.

В дальнейшем российские рубли, поступившие на счета представительств иностранных компаний, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, конвертировались в доллары США и евро и переводились на счета головных компаний в оффшорные зоны Европы. Установить достоверно, кто и где осуществлял вышеназванные операции, не представилось возможным. Тем самым подтвердить либо опровергнуть показания руководителей представительств, а также гражданки Ч., что представительства создавались для изучения рынка, а не для содействия в выводе с территории Российской Федерации безналичных денежных средств в дальнее зарубежье, также не представляется возможным. Кроме того, конвертация российских рублей, поступивших из российских банков, в доллары США и евро проводилась официально по счетам белорусских банков, которые за данную услугу получали доход в виде комиссии, и говорить о незаконных финансовых операциях, выразившихся в конвертации безналичных денег, нельзя.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Однако на территории Республики Беларусь, по сути, никто не вел никакой самостоятельной деятельности, осуществляемой в гражданском обороте, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных для продажи, а также выполнения работ или оказания услуг. Ни представительства, ни субъекты хозяйствования Российской Федерации с признаками лжепредпринимательских структур ничего не продавали, не покупали и не оказывали никаких услуг, тем самым предпринимательская деятельность с их стороны не велась. Российские компании и белорусские представительства послужили средством для конвертации и вывода безналичных российских рублей с территории Российской Федерации в другие государства.

Так, российские рубли из не установленного следствием источника поступали на счета российских компаний. В дальнейшем возникала необходимость в конвертации российских рублей в доллары США и евро и выводе их за пределы Российской Федерации. Белорусские банки использовались по причине наименьшей комиссии за конвертацию, тем самым неустановленные лица несли наименьшие потери. В связи с этим и были организованы представительства на территории Республики Беларусь. Для того чтобы обосновать перечисление денежных средств из российских банков в белорусские банки для дальнейшей конвертации, и были подготовлены подложные документы, которые не подразумевали под собой ведение какой-либо предпринимательской деятельности и получение прибыли, а просто обосновывали перевод денег на территорию Республики Беларусь. В дальнейшем российские рубли конвертировались в доллары США и евро и переводились в головные иностранные компании.

Причастность гражданина Х. к пособничеству в возможно имевшем место уклонении российских субъектов хозяйствования от уплаты налогов не установлена. Кроме того, такие действия совершены на территории Российской Федерации и не подлежат рассмотрению белорусскими правоохранительными органами, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.

В ходе расследования принимались меры к установлению возможно полученного гражданином Х. дохода от оказания содействия в регистрации представительств иностранных компаний на территории Республики Беларусь. Согласно абз. 1 ч. 1 примечания к ст. 233 УК под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой без регистрации в установленном законодательством порядке, понимается вся сумма выручки без учета затрат на ее получение. Таким образом, доход, являясь юридическим понятием, подлежит установлению органом уголовного преследования исходя из расчета полученной выручки. Однако специалистами Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь расчет дохода, полученного гражданином Х., на основании данного следствием поручения не произведен. Следствию представлена справка-расчет, в которой суммированы все поступившие на расчетные счета представительств деньги. Следственным путем установить конкретную сумму дохода, полученного гражданином Х. за содействие в регистрации представительств, не представилось возможным.

Возможность дальнейшего собрания доказательств по делу исчерпана, в связи с чем уголовное дело в отношении подозреваемых гражданина Х., гражданки Ч., гражданки И., гражданки О. подлежит прекращению.

Таким образом, с учетом того что материалами дела установлено, что как таковая предпринимательская деятельность не осуществлялась и доход в данном конкретном случае не получался, а конвертация производилась через финансовое учреждение, имеющее специальное разрешение на проведение подобных операций, отсутствует само общественно опасное деяние, предусмотренное ст. 233 УК, в связи с чем производство по уголовному делу подлежит прекращению за отсутствием общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом.

Предварительное расследование по уголовному делу в отношении гражданина Х., гражданки Ч., гражданки И., гражданки О. прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 29 УПК за отсутствием общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом.

Описанный пример еще раз обращает внимание на то, что для привлечения лица (лиц) к уголовной ответственности по ст. 233 УК в его (их) деянии должны быть все необходимые элементы состава преступления. Более того, органами предварительного следствия и государственного обвинения все признаки и элементы данного состава преступления и его совершение определенным лицом (лицами) должны быть доказаны в установленном законом порядке. Только соблюдение указанных требований может быть основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 233 УК.