Национальный сегмент сети Интернет: ответственность

Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года N 317-З КоАП дополнен ст. 22.16, устанавливающей ответственность:

  • за деятельность по реализации товаров, выполнению работ (оказанию услуг) на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, размещенных вне территории республики и (или) не зарегистрированных;
  • нарушение требований законодательства по идентификации абонентских устройств, учету и хранению сведений о них при оказании интернет-услуг и (или) пользователей в пунктах коллективного пользования такими услугами, сведений об оказанных интернет-услугах, персональных данных пользователей таких услуг;
  • нарушение требований законодательства по ограничению доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению.

Несмотря на то что Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. N 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее — Указ), в развитие которого принят названный Закон, действует около полутора лет и его положения многократно разъяснялись, некоторые спорные вопросы все же остались. Ответы на них дают А.Г.Макаревич, первый заместитель директора НЦЗПИ; А.А.Авдонин, главный специалист Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь; И.Д.Матренин, член Комитета по совершенствованию законодательства, правовому обеспечению и защите авторских прав в сфере информационных технологий Научно-технологической ассоциации «Инфопарк»; А.С.Козлова, юрист ООО «БНТ лигал энд такс».

В: Кто является субъектом административной ответственности по ст. 22.16 КоАП?

О: Статья 22.16 КоАП состоит из трех частей. Субъект ответственности по части 1 и 3 — ИП и юридические лица, поскольку именно на них законодательством возложены указанные в данных частях обязанности.

По части 2 ст. 22.16 КоАП ответственность за нарушение требований законодательных актов несут:

  • физические лица, в том числе ИП;
  • должностные лица юридических лиц;
  • иные лица, на которых собственник возложил обязанность по обеспечению выполнения требований законодательства.

В: Каков порядок применения такой ответственности?

О: В п. 2 Указа речь идет о требованиях, предъявляемых к юридическим лицам (их филиалам и представительствам), созданным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением на ее территории, а также к ИП — резидентам Республики Беларусь при осуществлении ими деятельности на ее территории при использовании сети Интернет.

Данным субъектам при реализации товаров, выполнении работ (оказании услуг) на территории Республики Беларусь предписано использовать информационные сети системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет, размещенные на территории республики и зарегистрированные в порядке, установленном п. 3 Указа.

Таким образом, ответственность по части 1 ст. 22.16 КоАП наступает за несоблюдение этих требований Указа, которые не распространяются на нерезидентов Республики Беларусь.

О: В отношении административных правонарушений, предусмотренных ст. 22.16 КоАП, действует общий порядок применения ответственности в соответствии с ПИКоАП и КоАП.

Вместе с тем согласно п. 10 Указа названные в ст. 22.16 КоАП деяния относятся к грубым нарушениям законодательства, в связи с чем к нарушителям вне зависимости от привлечения к административной ответственности дополнительно могут применяться меры, предусмотренные п. 11 Указа. В частности, налоговые органы, а также органы, осуществляющие оперативно-разыскную <1> деятельность, органы прокуратуры и предварительного следствия, Комитета государственного контроля Республики Беларусь в пределах компетенции вправе вынести юридическим лицам и ИП, допустившим нарушения, предписания об их устранении.

<1> Вариант розыскной сегодня считается устаревшим. Несмотря на широкое употребление его в законодательстве правилами орфографии нормативно установлено написание разыскной. Такое написание было предложено в издании «Русского орфографического словаря» Российской академии наук и в других изданиях.

Кроме того, на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не более чем на один месяц нарушителю может быть приостановлено оказание интернет-услуг.

В: Что понимать под осуществлением деятельности по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, не размещенных на данной территории и (или) не зарегистрированных в установленном порядке? Значит ли формулировка ч. 1 ст. 22.16 КоАП, что на ИП или на юридическое лицо может быть наложен штраф, если используется интернет-ресурс, имеющий доменное имя в зоне RU, COM (иное), а не BY?

О: Вопросы определения понятия «реализация товара», «место реализации товара», «территория Республики Беларусь» определяются согласно положениям ст. 31, 32 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

В частности, ст. 32 НК местом реализации товаров признает Республику Беларусь, если товар находится на ее территории и не отгружается и не транспортируется и (или) в момент начала отгрузки или транспортировки находится на данной территории.

Таким образом, использование интернет-ресурсов, зарегистрированных только на территории другого государства и имеющих доменное имя в зоне RU, COM и др., будет влечь ответственность. Но это не значит, что юридическое лицо либо ИП, реализуя свои товары на территории Республики Беларусь, не имеют права пользоваться в том числе интернет-ресурсами, зарегистрированными на территории другого государства.

О: В части 1 ст. 22.16 КоАП названы два условия, влекущие административную ответственность: если реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) производится с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, которые не размещены на территории нашей страны и (или) не зарегистрированы в установленном порядке.

Регистрация осуществляется по заявительному принципу согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. N 644 «О некоторых вопросах совершенствования использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет» и предполагает направление поставщиком интернет-услуг заявления утвержденной формы в виде электронного документа в регистрирующую организацию (государственную инспекцию Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь (РУП «БелГИЭ»)). В заявлении, помимо общих сведений о соискателе, указываются технические параметры регистрируемых ресурсов, позволяющие получить информацию о месте их размещения. Таким образом, ресурсы, не размещенные в Беларуси, не могут быть зарегистрированы.

Не предусмотрена обязанность поставщиков интернет-услуг размещать интернет-сайты в определенной доменной зоне, в частности BY. Под термином «национальный сегмент сети Интернет», закрепленным Указом, понимается совокупность информационных сетей (систем, ресурсов), имеющих подключение к сети Интернет, расположенных на территории Республики Беларусь и (или) использующих иерархические имена национального сегмента сети Интернет.

Следовательно, если юридическое лицо или ИП, оказывающие услуги с использованием сети Интернет, выполнили требования Указа по размещению сайта на территории Республики Беларусь, зарегистрировали его в установленном порядке, однако разместили не в доменной зоне BY, то они не подлежат за это административной ответственности.

О: Рассматриваемое определение, на наш взгляд, носит обобщенный и неоднозначный характер.

Понятие «деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг» может охватывать совокупность действий с момента заключения договора (а в некоторых случаях и до заключения) до момента полного исполнения сторонами обязательств. При такой широкой интерпретации термина на практике можно столкнуться со следующей ситуацией: клиент заказывает маркетинговое исследование, которое включает исследование иностранных рынков, что может предполагать использование информационных ресурсов, не зарегистрированных в Республике Беларусь (например, иностранные базы данных онлайн). Однако в силу требований Указа их использование при оказании услуг на территории Республики Беларусь не допускается.

Мы полагаем, что вышеназванный термин следует понимать, исходя из требований ст. 32 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении. Понятие «реализация» в основном используется в налоговом законодательстве, акцент делается непосредственно на факте и моменте передачи товара (работы, услуги), а не на процессе изготовления (оказания).

Поэтому реализацией услуги с использованием сети Интернет должно считаться непосредственное предоставление информации (например, выписки или справки из государственного регистра) в режиме онлайн, а не факт размещения на веб-странице информации, по какому адресу и в какое время ее можно получить.

Статьи 32 и 33 НК устанавливают, в каких случаях реализация считается осуществленной на территории Беларуси. Таким образом, для установления того, что следует считать реализацией товара (работы, услуги) на территории Беларуси, необходимо руководствоваться уже существующими в законодательстве определениями.

Согласно п. 2 Указа белорусское юридическое лицо или ИП должны использовать информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет, размещенные на территории Республики Беларусь и зарегистрированные в установленном порядке. Согласно приказу Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 18 июня 2010 г. N 47 доменные имена в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет регистрируются в национальной доменной зоне, имеющей обозначение «.by». Возможность регистрации доменных имен администратором национальной доменной зоны либо аккредитованными им регистраторами в зонах RU, COM не предусматривается. Использование ИП или юридическим лицом для реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг) интернет-ресурсов, имеющих доменное имя в этих зонах, влечет наложение штрафа.

В: У сайта ИП доменное имя of.by, хостинг зарубежный (Россия). Это не интернет-магазин, здесь только контактные данные и каталог (без цен и кнопки «купить»). Необходимо ли переходить на белорусский хостинг и повлечет ли непереход административную ответственность?

О: Указ предусматривает соблюдение одновременно двух условий: субъект должен использовать информационные сети, системы и ресурсы сети Интернет, размещенные и зарегистрированные на территории Республики Беларусь. Это касается не только интернет-магазинов с кнопкой «купить», но и других ресурсов, позволяющих рекламировать товары (услуги) и информирующих о возможности их приобретения (оказания).

О: Без выполнения данных условий указанная деятельность будет противоречить требованию п. 2 Указа и может повлечь административную ответственность.

О: Если сайт исключительно информационный и деятельность по реализации товаров с его использованием не осуществляется, то переходить на белорусский хостинг нет необходимости.

В: Какова процедура обнаружения административного правонарушения по ст. 22.16 КоАП? Что является основанием для начала административного процесса?

О: В соответствии с частью 1 ст. 9.1 ПиКоАП повод к началу административного процесса — заявление физического лица, сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации, а также непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом либо органом, ведущим административный процесс.

С учетом того что Указ наделяет полномочиями по реагированию на указанные нарушения прежде всего органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, органы прокуратуры и предварительного следствия, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговые органы, следует полагать, что нарушения будут выявляться в ходе деятельности данных государственных органов, а также Министерства связи и информатизации Республики Беларусь как органа, лицензирующего деятельность в области связи.

Нарушение может быть выявлено различными способами. Например, о невыполнении требований части 1 ст. 22.16 КоАП будут свидетельствовать данные о расположении сайта организации (или ИП) на зарубежном хостинге (специализированных технических средств для их получения не требуется), отсутствие документов, подтверждающих заключение договора об оказании услуг хостинга с белорусским поставщиком интернет-услуг и т.п.

Уполномоченные государственные органы имеют право доступа к базе данных зарегистрированных в Республике Беларусь ресурсов национального сегмента сети Интернет, которую ведет РУП «БелГИЭ». С ее помощью они могут проверить факт регистрации интернет-ресурса.

Использование интернет-ресурсов, не зарегистрированных в установленном порядке и соответственно отсутствующих в данной базе, — достаточное основание для начала административного процесса.

В: Препятствует ли законодательство деятельности белорусских субъектов хозяйствования по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг за пределами Республики Беларусь с использованием зарубежных интернет-ресурсов?

О: К деятельности по реализации товаров, выполнению работ (оказанию услуг) с использованием сети Интернет за пределами Республики Беларусь требование п. 2 Указа не применяется.

По нашему мнению, если размещаемая на интернет-ресурсе информация направлена на реализацию товаров, работ и услуг иностранным потребителям, субъект хозяйствования вправе использовать зарубежные информационные сети, системы и ресурсы.

О: Если по законодательству деятельность субъекта хозяйствования считается осуществляемой за пределами территории Республики Беларусь, то ею можно заниматься с использованием зарубежных интернет-ресурсов.

В: Распространяется ли ответственность на иностранные юридические лица, владеющие сайтами, но не имеющие представительств в Республике Беларусь, если сайты не размещены и не зарегистрированы в установленном порядке?

О: Требования Указа распространяются только на резидентов Республики Беларусь.

О: К иностранным юридическим лицам нормы об ответственности могут применяться только при наличии у них в Республике Беларусь филиалов и представительств, созданных в соответствии с национальным законодательством.

О: Часть 1 ст. 22.16 КоАП, в отличие от ч. 2 и 3 этой же статьи, не связывает ответственность с нарушением норм Указа. Для привлечения к ответственности достаточно факта осуществления рассматриваемой деятельности на территории Беларуси без размещения и регистрации сайта в установленном порядке. Вместе с тем согласно ст. 1.4 КоАП только находящиеся на территории Беларуси иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с юридическими лицами Республики Беларусь. Таким образом, не находящиеся на ее территории иностранные юридические лица не могут быть привлечены к ответственности по ст. 22.16 КоАП.

В: Белорусская компания оказывает услуги по разработке программного обеспечения по заказу зарубежных клиентов и продает (передает исключительные права, предоставляет права пользования) разработанные программные продукты за пределы территории Беларуси. Обязателен ли белорусский хостинг и доменное имя в зоне BY в данном случае?

О: В данном случае необходимо определить место оказания услуги и место передачи товара (ст. 31, 32 НК). Если местом реализации товара или оказания услуг будет не территория Республики Беларусь, то на такую деятельность положения Указа не распространяются. В требованиях, предъявляемых к юридическому лицу и ИП, ничего не говорится о том, кому оказывается услуга либо реализуется товар.

О: Юридическое лицо, разрабатывающее программное обеспечение с использованием сети Интернет для реализации за пределами Республики Беларусь, не обязано размещать на ее территории свой интернет-ресурс.

Если же результаты указанной деятельности предполагается использовать в Республике Беларусь, то в этом случае мы полагаем обязательным выполнять требования п. 2 Указа. Как отмечалось выше, законодательство Республики Беларусь позволяет поставщику интернет-услуг размещать интернет-сайты в любой доменной зоне при условии размещения интернет-ресурса на территории Республики Беларусь.

О: Указ распространяет действие не на организации, осуществляющие уступку исключительного права (предоставление лицензий на разработанные ими компьютерные программы), а только на деятельность по реализации товаров, выполнению работ (оказанию услуг). Исключительное же право не является ни товаром, ни работой, ни услугой. Следовательно, положения Указа не применяются к организациям, «реализующим» исключительное право. Вместе с тем если организация — разработчик компьютерных программ экспортирует отдельные услуги, связанные с этой деятельностью (модификация, внедрение, поддержка и т.д.), при этом интернет-сайт используется как инструмент оказания таких услуг, то к нему предъявляются требования Указа. Если же сайт используется исключительно в информационных целях, то нормы Указа не применяются.

В: Через точку доступа Wi-Fi в месте общественного пользования (ресторан, библиотека) предоставляется доступ к сети Интернет. Кто при несоблюдении требований законодательства будет субъектом ответственности: обладатель точки доступа; лицо, предоставившее услугу доступа в сеть Интернет; пользователь? Каковы правовые последствия предоставления физическими лицами точки доступа Wi-Fi другим физическим лицам без взимания платы?

О: Согласно примечанию к п. 3 Указа под интернет-услугами понимаются услуги по обеспечению доступа юридических и физических лиц к сети Интернет и (или) по размещению, передаче, хранению, модификации в ней информации. Исходя из этого услуги, предоставляемые через точку доступа Wi-Fi, подпадают под объект правового регулирования Указа.

В силу п. 6 Указа поставщики интернет-услуг обязаны идентифицировать абонентские устройства, учитывать и хранить сведения о них, а также сведения об оказанных интернет-услугах. Несоблюдение этих требований в соответствии с частью 2 ст. 22.16 КоАП влечет административную ответственность. Субъект административной ответственности — физическое лицо. Это может быть должностное лицо собственника пункта коллективного пользования интернет-услугами; либо иное лицо, уполномоченное собственником обеспечивать исполнение требований п. 6 Указа (например, в гостинице, кафе это может быть администратор); либо ИП, если он является собственником пункта коллективного пользования интернет-услугами.

Пользователь интернет-услугами ответственности по ст. 22.16 КоАП не несет. Порядок и условия предоставления физическими лицами точки доступа Wi-Fi третьим лицам Указ не регулирует и никаких обязанностей на пользователя не возлагает. Контроль за пользователем осуществляет собственник объекта, в котором расположена точка доступа Wi-Fi, поскольку идентификация пользователей интернет-услуг — обязанность собственника. Следовательно, правовые последствия для пользователя, предоставившего третьим лицам право доступа к точке Wi-Fi, отсутствуют.

О: В настоящее время субъекты хозяйствования (гостиницы, рестораны, аэровокзалы, конференц-залы и т.д.), предоставляющие клиентам или посетителям возможность доступа в Интернет с использованием технологии Wi-Fi в качестве дополнительного непрофильного сервиса, не рассматриваются как пункты коллективного пользования. Следовательно, на них не распространяются требования по ограничению доступа и идентификации пользователей, предусмотренные Указом и ст. 22.16 КоАП.

Вместе с тем если доступ к сети Интернет предоставляется из библиотеки или другой организации культуры либо образования, то интернет-провайдер обязан ограничивать ее доступ к информации, содержание которой направлено на осуществление экстремистской деятельности, а также к иным видам информации, перечисленным в п. 8 Указа. Нарушение этих требований — административное правонарушение согласно ч. 3 ст. 22.16 КоАП.

В силу п. 12 Указа ответственность за содержание информации, размещаемой (передаваемой) в национальном сегменте сети Интернет, несут разместившие (передавшие) ее лица.

Из определения термина «услуга» в п. 2 ст. 30 НК следует, что услуга может предоставляться безвозмездно. Об этом говорят и положения ГК. Полагаем, что нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оказания интернет-услуг, применяются в равной степени к их возмездному и безвозмездному оказанию.

О: Если исходить из требований п. 6 Указа и определения «пункт коллективного пользования интернет-услугами», физическое лицо, предоставившее свободный доступ к сети Интернет через открытую точку доступа и не выполняющее предписаний Указа, на наш взгляд, подлежит административной ответственности по ст. 22.16 КоАП вне зависимости от возмездности (безвозмездности) отношений с лицами, использовавшими точку доступа. Де-юре формулировка п. 6 Указа делает противозаконной даже совместное использование точки доступа членами одной семьи в пределах одного жилого дома (квартиры), если собственник точки доступа не обеспечивает учет и хранение их персональных данных, а также сведений об оказанных им интернет-услугах.

В: На интернет-странице ИП (информационном, а не коммерческом ресурсе) размещаются баннеры, рекламирующие товары, работы (услуги), имущественные права третьих лиц. Обязано ли юридическое лицо — владелец интернет-страницы регистрировать ее в зоне BY и использовать белорусский хостинг?

О: Цель рекламных баннеров — содействие реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг. Если рекламная информация предназначена для потребителей в Республике Беларусь, то ее размещение на интернет-сайте, по нашему мнению, может квалифицироваться как деятельность по оказанию услуг с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет. Следовательно, владелец такой интернет-страницы должен в установленном порядке зарегистрировать ее. Вновь подчеркнем, что размещать интернет-сайт в доменной зоне BY не обязательно.

О: Обязанность соблюдать требования Указа лежит на третьем лице, на чей сайт ведет ссылка в рекламном баннере, при условии, что такое третье лицо осуществляет деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием своей интернет-страницы. Исключением может быть ситуация, когда интернет-страница, являющаяся информационным ресурсом, предназначена специально для размещения рекламы, в том числе баннеров. Однако такая интернет-страница — коммерческий ресурс.