1. Ограничение конкуренции как преступление (ст. 247 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)) представляет собой заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность (ограничение конкуренции), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия.
2. Непосредственным объектом преступления является добросовестная конкуренция между хозяйствующими субъектами. Содержание добросовестной конкуренции устанавливается через определение ее противоположности — недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Для обеспечения равных условий конкуренции на товарных рынках Единого экономического пространства, в том числе недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов к товарным рынкам, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 9 декабря 2010 г. заключили Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции (далее — Соглашение).
В Соглашении конкуренция определяется как состязательность хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Товарный рынок — это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географической) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Товаром является объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного возмездного введения в оборот.
В соответствии с Соглашением недобросовестную конкуренцию образуют любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), которые противоречат законодательству Сторон Соглашения, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) — конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
К признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
3. В соответствии со ст. 1029 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается.
Недобросовестной конкуренцией признаются:
- а) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;
- б) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;
- в) указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;
- г) другие действия, противоречащие требованиям ГК и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.
Лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции.
Лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции, вправе требовать от недобросовестного конкурента возмещения причиненных убытков.
4. Отдельные формы недобросовестной конкуренции отнесены к самостоятельным преступлениям, например, установление или поддержание монопольных цен (ст. 245 УК), распространение ложной информации о товарах и услугах (ст. 250 УК) и др. Таким образом, к ограничению конкуренции относятся только те формы недобросовестной конкуренции, ответственность за которые не предусмотрена другими статьями УК.
5. Объективную сторону преступления образует совершение действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную хозяйственную деятельность. В качестве возможного варианта такого преступного поведения в комментируемой статье особо выделены заключение и исполнение соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию. Помимо этого, криминализировано совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность. Содержание подобного рода действий более подробно раскрыто в Законе Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Основной состав преступления является формальным с несколькими альтернативными действиями и административной преюдицией.
6. Заключение и исполнение соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, заключается во вступлении в объединения или их создании (существовании), заключении и осуществлении в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренности осуществлять или осуществлении других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):
- раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;
- исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
- необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;
- необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
- осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;
- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
- иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).
Перечисленные соглашения или согласованные действия осуществляются между конкурирующими субъектами хозяйствования.
Кроме этого, запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции, воспрепятствование ее установлению или развитию.
Также запрещаются любая монополизация производства или реализации товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, в том числе создание (существование) холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции. Указанные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления государственной и иной правомерной монополии, устанавливаемой в Республике Беларусь в соответствии с требованиями законодательства.
7. В исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции, за исключением вышеперечисленных, могут быть признаны правомерными антимонопольным органом в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь или по его поручению — иным государственным органом и (или) судом, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка или Республики Беларусь в целом, а ограничение конкуренции должно осуществляться лишь в той мере, в какой названные ограничения неизбежны для достижения данного эффекта, или если их совершение непосредственно предписано актами законодательства, принятыми (изданными) в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
8. Хозяйствующие субъекты, намеревающиеся заключить соглашения, ведущие к ограничению конкуренции, вправе запросить заключение антимонопольного органа о соответствии положений этих соглашений антимонопольному законодательству. В соответствии с законодательством к запросу (заявлению) об установлении соответствия положений соглашений антимонопольному законодательству прилагается информация, необходимая для подготовки соответствующего заключения.
Антимонопольный орган в порядке, установленном законодательством, исходя из результатов рассмотрения запроса (заявления) об установлении соответствия положений соглашений антимонопольному законодательству дает заключение об удостоверении соответствия соглашений хозяйствующих субъектов антимонопольному законодательству или об отказе признать их соответствующими антимонопольному законодательству.
Заключения антимонопольного органа о признании соглашений соответствующими антимонопольному законодательству или об отказе признать их соответствующими антимонопольному законодательству могут быть обжалованы, аннулированы, а соответствующие сделки признаны недействительными в порядке, установленном законодательством, в том числе в случаях, если хозяйствующие субъекты совершили действия, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 247 УК.
Требования к содержанию и форме представления необходимых сведений, а также порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений антимонопольному законодательству определяются правилами, утверждаемыми антимонопольным органом.
9. Заключение соглашений об условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, выражается в достижении договоренности между двумя или более лицами о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и тому подобных действиях. Форма, в которой выражено достигнутое соглашение, не имеет значения для квалификации.
Товарный рынок — это сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемых исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. К товарам относятся все виды объектов гражданских прав, которые могут быть предметами сделок купли-продажи, мены, а также не запрещенные законодательством работы и услуги, выполняемые, оказываемые либо которые могут быть выполнены, оказаны или обычно выполняются, оказываются потребителям на возмездной основе.
Конкурентами являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке. К хозяйствующим субъектам относятся физические и юридические лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять.
10. Исполнение соглашений об условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, означает реализацию сторонами достигнутой договоренности, например, прекращение реализации товаров на оговоренной территории, необоснованное ограничение производства товаров, отказ от заключения договоров с определенными продавцами и т.п.
11. Для ответственности за ограничение конкуренции в данной форме необходимо, чтобы кроме заключения соответствующих соглашений договорившиеся стороны приступили к их непосредственному исполнению.
12. Оконченным преступление считается с момента начала реализации антиконкурентных соглашений. При этом не требуется, чтобы был достигнут задуманный результат, причинен реальный вред конкурентам, получена необоснованная прибыль и т.п. Если же стороны не успели осуществить задуманное по причинам, от них не зависящим, и их действия отграничились достижением соглашения об ограничении конкуренции, то виновные привлекаются к ответственности за покушение на ограничение конкуренции.
13. К иным, кроме указанных соглашений, формам ограничения конкуренции могут быть отнесены:
- призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить;
- распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;
- действия хозяйствующего субъекта, непосредственно или через других лиц направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;
- действия хозяйствующего субъекта, непосредственно или через других лиц направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу.
Преступление в данной форме считается оконченным с момента начала осуществления действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность.
14. Необходимым условием привлечения к уголовной ответственности за ограничение конкуренции по ч. 1 ст. 247 УК является наличие административной преюдиции. Это означает, что ограничение конкуренции должно быть совершено в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия. При этом не имеет значения, за какие конкретно формы ограничения конкуренции лицо привлекалось к административной ответственности и какие конкретно антиконкурентные действия совершило в последующем.
15. Если формой ограничения конкуренции является заключение и исполнение соглашений о разделе рынков и тому подобных действиях, то к уголовной ответственности привлекаются только те из участников соглашений, которые ранее привлекались к административной ответственности за ограничение конкуренции.
16. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что, будучи привлеченным к административной ответственности за ограничение конкуренции, вновь в течение года совершает подобные действия и желает их совершить. В качестве обязательного признака субъективной стороны состава преступления должна присутствовать цель — ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность. Мотивы преступления могут быть любыми, они не изменяют квалификацию, но учитываются при назначении наказания.
17. Субъектами преступления могут выступать привлекавшиеся ранее к административной ответственности за ограничение конкуренции индивидуальные предприниматели и должностные лица юридических лиц.
Индивидуальным предпринимателем является гражданин, прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Характеристика должностных лиц как субъектов преступления содержится в ч. 4 ст. 4 УК.
18. Достижение соглашений об ограничении конкуренции между хозяйствующим субъектом и органом государственного управления либо между органами государственного управления ответственности по комментируемой статье не влечет.
19. Квалифицированный состав преступления образует ограничение конкуренции, совершенное с применением насилия или с угрозой его применением, либо организованной группой, либо лицом, ранее судимым за ограничение конкуренции (ст. 247 УК), или за установление или поддержание монопольных цен (ст. 245 УК), или за принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 246 УК).
20. Насилие в качестве квалифицирующего признака ограничено физическим насилием, не более тяжким, чем причинение менее тяжких телесных повреждений и аналогичными по тяжести действиями насильственного характера.
Психическое насилие выражается только в виде угрозы применением физического насилия любой тяжести, вплоть до лишения жизни. Угроза уничтожением или повреждением имущества, равно как и шантаж, использованные в качестве средства принуждения, не являются квалифицирующими признаками данного преступления и при наличии необходимых условий могут влечь ответственность по соответствующим статьям УК. Дополнительного вменения виновному ст. 185 «Принуждение» УК не требуется, если потерпевшему угрожали применением насилия.
21. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.
Специфической особенностью ограничения конкуренции организованной группой является то, что наряду с присущими организованной группе признаками необходимо, чтобы в ее состав входили соответствующие индивидуальные предприниматели и должностные лица юридических лиц.
22. Повторное совершение ограничения конкуренции ограничивается только повторностью, сопряженной с осуждением за предшествующее совершение такого же преступления (одновидовая повторность, сопряженная с судимостью), либо за установление или поддержание монопольных цен, либо за принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (однородная повторность, сопряженная с судимостью). При этом необходимо, чтобы судимость за ранее совершенное такое же или однородное преступление не была погашена и не была снята в установленном законом порядке.
23. Для ответственности за ограничение конкуренции с квалифицированным составом не имеет значения, привлекалось ли виновное лицо к административной ответственности за ранее совершенное ограничение конкуренции.
24. Если наряду с разделом рынка и иными предусмотренными комментируемой статьей действиями субъекты хозяйствования вступают в сговор об установлении или поддержании монопольных цен, то ответственность должна наступать по совокупности преступлений по ст. 245 и 247 УК. Однако, если ограничение конкуренции выразилось только в установлении или поддержании монопольных цен, то совокупности не будет и в соответствии с правилами разрешения конкуренции общей и специальной норм будет применена ст. 245 УК об ответственности за ценовой сговор.