Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 года N 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон о внешней трудовой миграции) в абзаце десятом ст. 1 определяет трудящегося-иммигранта как иностранного гражданина либо лицо без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь. Это в том числе лица, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, въехавшие на ее территорию для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющие здесь такую деятельность.
Правовое обоснование
Порядок привлечения иностранных граждан на территорию Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности регулируют следующие акты законодательства:
- Закон о внешней трудовой миграции;
- единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156;
- Инструкция о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 7 июля 2011 г. N 247.
Условия трудоустройства иностранных граждан в Республике Беларусь
1. Иностранные граждане, прибывшие в Республику Беларусь для занятия трудовой деятельностью, обязаны в течение пяти суток, за исключением выходных и праздничных дней, государственных праздников, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, зарегистрироваться в органе регистрации по месту фактического временного пребывания.
2. Временно пребывающие в Республике Беларусь иностранные граждане обязаны проживать в ней только по месту регистрации.
При перемене места временного пребывания иностранные граждане обязаны в течение пяти суток, за исключением уже упоминавшихся выходных и праздничных дней, государственных праздников, установленных и объявленных нерабочими, зарегистрироваться в органе регистрации по новому месту временного пребывания.
3. Осуществление иностранными работниками трудовой деятельности допускается в соответствии с частью первой ст. 23 Закона о внешней трудовой миграции и положениями других актов законодательства Республики Беларусь. При этом важно, чтобы отсутствовала возможность занятия свободных рабочих мест (вакансий) гражданами и иностранными гражданами, постоянно проживающими в Республике Беларусь.
4. Трудящиеся-иммигранты не вправе занимать должности, занятие которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с необходимостью наличия белорусского гражданства.
5. Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность в Республике Беларусь при условии:
— получения специального разрешения на право занятия такой деятельностью;
— заключения трудового договора.
На заметку
Закон о внешней трудовой миграции содержит перечень категорий иностранных граждан, которые не подпадают под сферу его действия и осуществляют трудовую деятельность без получения соответствующих разрешительных документов.
К иностранным гражданам, которые не подпадают под сферу действия Закона о внешней трудовой миграции, согласно части второй его ст. 2 относятся лица:
- получившие статус беженца или дополнительную защиту либо убежище в Республике Беларусь;
- ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь;
- приглашенные в Республику Беларусь на срок не более 90 суток:
- для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь, которые обеспечивают получение высшего образования, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров;
- проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования;
- работающие в дипломатических представительствах, консульских учреждениях иностранных государств и др.;
- аккредитованные в Республике Беларусь в качестве журналистов иностранных средств массовой информации;
- являющиеся руководителями представительств иностранных организаций;
- являющиеся священнослужителями;
- проходящие производственную практику;
- являющиеся лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
- трудоустраивающиеся в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор о ЕАЭС) устанавливает, что трудящиеся-иммигранты (члены их семей) государств-участников (граждане Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации) имеют право на пользование льготами и преференциями. В частности, трудящийся-иммигрант:
— не обязан получать разрешение на осуществление трудовой деятельности на территориях государств — участников Договора о ЕАЭС;
— прибывший в страну — участницу Договора о ЕАЭС в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства (при заключении в течение 5 дней с момента въезда в Республику Беларусь трудового или гражданско-правового договора с работодателем или заказчиком работ (услуг)), и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства;
— в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства вправе в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.
В соответствии с Договором о ЕАЭС действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан государств — участников Договора о ЕАЭС в Беларуси не применяется.
Трудовая деятельность граждан Республики Армении, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации на территории Республики Беларусь регулируется на основе трудового договора (контракта), составленного в соответствии с белорусским законодательством о труде, либо гражданско-правового договора.
Для трудоустройства в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание, наниматель обязан получить:
1) разрешение на привлечение иностранной рабочей силы — при использовании труда иностранных граждан в количестве, превышающем 10 человек;
2) специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью на каждого иностранного гражданина.
Для получения специального разрешения наниматель обязан предпринять ряд действий.
Действие 1
Белорусский наниматель представляет в подразделение по гражданству и миграции по месту своей регистрации определенный п. 16.7 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156, пакет документов, который включает:
- заявление;
- копию паспорта иностранного гражданина или иного документа, заменяющего паспорт;
- документ, подтверждающий внесение платы, а именно государственной пошлины, в размере пяти базовых величин.
Действие 2
После получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь белорусский наниматель направляет заверенную нотариусом копию данного разрешения, выданного подразделением по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкома, иностранному гражданину, который в установленном порядке обращается за получением визы в загранучреждение Республики Беларусь.
Действие 3
Белорусский наниматель регистрирует в подразделении по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкома трудовой договор с иностранным работником, заключенный на территории Республики Беларусь, в месячный срок со дня заключения.
Трудовой договор между иностранным работником и нанимателем Республики Беларусь заключается в письменной форме на русском и (или) белорусском языке, а также на родном или ином понятном для трудящегося-иммигранта языке.
Требования к трудовому договору, заключаемому на территории иностранного государства между иностранным работником и белорусским нанимателем, являющимся иностранной организацией, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через представительство, открытое в соответствии с белорусским законодательством, определяются в соответствии с законодательством иностранного государства.
Срок трудового договора с иностранным работником не должен превышать срока действия специального разрешения.
Действие 4
Оформив на работу иностранного работника, наниматель обязан принять меры по соблюдению им законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства.
Уведомление белорусского нанимателя о расторжении трудового договора, заключенного с иностранным гражданином, является основанием для аннулирования специального разрешения.
В случае аннулирования специального разрешения и при отсутствии иных оснований для проживания иностранного гражданина на территории Республики Беларусь выданное ему разрешение на временное проживание аннулируется.
В целях совершенствования законодательства в области внешней трудовой миграции с учетом правоприменительной практики корректируется Закон о внешней трудовой миграции.
Проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции»» принят в первом чтении 9 апреля 2015 г. на пленарном заседании седьмой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва.
В частности, предлагается усовершенствовать правовое регулирование порядка трудоустройства иностранных граждан, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, порядок и условия осуществления трудовой деятельности трудящимися-иммигрантами, а также в целях защиты отечественного рынка труда скорректировать ряд положений, касающихся вопросов выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и специальных разрешений.
Кроме того, в целях сокращения оттока национальных специалистов, стабилизации криминогенной и санитарной обстановки, предотвращения заполнения вакансий гражданами (подданными) государств, неблагополучных в миграционном отношении, расширяется перечень оснований для отказа в выдаче названных разрешений и оснований для их аннулирования.