Приглашаем на работу иностранного гражданина

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 года N 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон о внешней трудовой миграции) в абзаце десятом ст. 1 определяет трудящегося-иммигранта как иностранного гражданина либо лицо без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь. Это в том числе лица, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, въехавшие на ее территорию для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющие здесь такую деятельность.

Правовое обоснование

Порядок привлечения иностранных граждан на территорию Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности регулируют следующие акты законодательства:

  • Закон о внешней трудовой миграции;
  • единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156;
  • Инструкция о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 7 июля 2011 г. N 247.

Условия трудоустройства иностранных граждан в Республике Беларусь

1. Иностранные граждане, прибывшие в Республику Беларусь для занятия трудовой деятельностью, обязаны в течение пяти суток, за исключением выходных и праздничных дней, государственных праздников, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, зарегистрироваться в органе регистрации по месту фактического временного пребывания.

2. Временно пребывающие в Республике Беларусь иностранные граждане обязаны проживать в ней только по месту регистрации.

При перемене места временного пребывания иностранные граждане обязаны в течение пяти суток, за исключением уже упоминавшихся выходных и праздничных дней, государственных праздников, установленных и объявленных нерабочими, зарегистрироваться в органе регистрации по новому месту временного пребывания.

3. Осуществление иностранными работниками трудовой деятельности допускается в соответствии с частью первой ст. 23 Закона о внешней трудовой миграции и положениями других актов законодательства Республики Беларусь. При этом важно, чтобы отсутствовала возможность занятия свободных рабочих мест (вакансий) гражданами и иностранными гражданами, постоянно проживающими в Республике Беларусь.

4. Трудящиеся-иммигранты не вправе занимать должности, занятие которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с необходимостью наличия белорусского гражданства.

5. Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность в Республике Беларусь при условии:

— получения специального разрешения на право занятия такой деятельностью;

— заключения трудового договора.

На заметку

Закон о внешней трудовой миграции содержит перечень категорий иностранных граждан, которые не подпадают под сферу его действия и осуществляют трудовую деятельность без получения соответствующих разрешительных документов.

К иностранным гражданам, которые не подпадают под сферу действия Закона о внешней трудовой миграции, согласно части второй его ст. 2 относятся лица:

  • получившие статус беженца или дополнительную защиту либо убежище в Республике Беларусь;
  • ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь;
  • приглашенные в Республику Беларусь на срок не более 90 суток:
  • для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь, которые обеспечивают получение высшего образования, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров;
  • проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования;
  • работающие в дипломатических представительствах, консульских учреждениях иностранных государств и др.;
  • аккредитованные в Республике Беларусь в качестве журналистов иностранных средств массовой информации;
  • являющиеся руководителями представительств иностранных организаций;
  • являющиеся священнослужителями;
  • проходящие производственную практику;
  • являющиеся лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
  • трудоустраивающиеся в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор о ЕАЭС) устанавливает, что трудящиеся-иммигранты (члены их семей) государств-участников (граждане Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации) имеют право на пользование льготами и преференциями. В частности, трудящийся-иммигрант:

— не обязан получать разрешение на осуществление трудовой деятельности на территориях государств — участников Договора о ЕАЭС;

— прибывший в страну — участницу Договора о ЕАЭС в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства (при заключении в течение 5 дней с момента въезда в Республику Беларусь трудового или гражданско-правового договора с работодателем или заказчиком работ (услуг)), и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства;

— в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства вправе в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

В соответствии с Договором о ЕАЭС действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан государств — участников Договора о ЕАЭС в Беларуси не применяется.

Трудовая деятельность граждан Республики Армении, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации на территории Республики Беларусь регулируется на основе трудового договора (контракта), составленного в соответствии с белорусским законодательством о труде, либо гражданско-правового договора.

Для трудоустройства в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание, наниматель обязан получить:

1) разрешение на привлечение иностранной рабочей силы — при использовании труда иностранных граждан в количестве, превышающем 10 человек;

2) специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью на каждого иностранного гражданина.

Для получения специального разрешения наниматель обязан предпринять ряд действий.

Действие 1

Белорусский наниматель представляет в подразделение по гражданству и миграции по месту своей регистрации определенный п. 16.7 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156, пакет документов, который включает:

  • заявление;
  • копию паспорта иностранного гражданина или иного документа, заменяющего паспорт;
  • документ, подтверждающий внесение платы, а именно государственной пошлины, в размере пяти базовых величин.

Действие 2

После получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь белорусский наниматель направляет заверенную нотариусом копию данного разрешения, выданного подразделением по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкома, иностранному гражданину, который в установленном порядке обращается за получением визы в загранучреждение Республики Беларусь.

Действие 3

Белорусский наниматель регистрирует в подразделении по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкома трудовой договор с иностранным работником, заключенный на территории Республики Беларусь, в месячный срок со дня заключения.

Трудовой договор между иностранным работником и нанимателем Республики Беларусь заключается в письменной форме на русском и (или) белорусском языке, а также на родном или ином понятном для трудящегося-иммигранта языке.

Требования к трудовому договору, заключаемому на территории иностранного государства между иностранным работником и белорусским нанимателем, являющимся иностранной организацией, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через представительство, открытое в соответствии с белорусским законодательством, определяются в соответствии с законодательством иностранного государства.

Срок трудового договора с иностранным работником не должен превышать срока действия специального разрешения.

Действие 4

Оформив на работу иностранного работника, наниматель обязан принять меры по соблюдению им законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Уведомление белорусского нанимателя о расторжении трудового договора, заключенного с иностранным гражданином, является основанием для аннулирования специального разрешения.

В случае аннулирования специального разрешения и при отсутствии иных оснований для проживания иностранного гражданина на территории Республики Беларусь выданное ему разрешение на временное проживание аннулируется.

В целях совершенствования законодательства в области внешней трудовой миграции с учетом правоприменительной практики корректируется Закон о внешней трудовой миграции.

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции»» принят в первом чтении 9 апреля 2015 г. на пленарном заседании седьмой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва.

В частности, предлагается усовершенствовать правовое регулирование порядка трудоустройства иностранных граждан, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, порядок и условия осуществления трудовой деятельности трудящимися-иммигрантами, а также в целях защиты отечественного рынка труда скорректировать ряд положений, касающихся вопросов выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и специальных разрешений.

Кроме того, в целях сокращения оттока национальных специалистов, стабилизации криминогенной и санитарной обстановки, предотвращения заполнения вакансий гражданами (подданными) государств, неблагополучных в миграционном отношении, расширяется перечень оснований для отказа в выдаче названных разрешений и оснований для их аннулирования.