1. Распространение ложной информации о товарах и услугах как преступление, предусмотренное ст. 250 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), представляет собой распространение заведомо ложной информации либо применение рекламы, вводящих в заблуждение потребителей относительно качества, количества, состава, способа изготовления и иных характеристик продукции (товаров, работ, услуг).
2. Непосредственным объектом преступления являются добросовестная конкуренция и интересы потребителей. Искажение информации в социальной или политической рекламе не подпадает под действие комментируемой статьи.
Добросовестная конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Товарный рынок — это сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемых исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. К товарам относятся все виды объектов гражданских прав, которые могут быть предметами сделок купли-продажи, мены, а также не запрещенные законодательством работы и услуги, выполняемые, оказываемые либо которые могут быть выполнены, оказаны или обычно выполняются, оказываются потребителям на возмездной основе.
3. Распространение ложной информации о продукции (товарах, работах, услугах) является одной из форм недобросовестной конкуренции.
Заключенное между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 09.12.2010 содержит положения, согласно которым не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту (субъекту рынка) либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами (субъектами рынка).
В соответствии с п. 3 ст. 14-2 Закона Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки.
4. Объективную сторону преступления образует совершение любого из таких действий, как: распространение ложной информации о продукции (товарах, работах, услугах); ложная реклама продукции (товаров, работ, услуг).
Основной состав распространения ложной информации о товарах и услугах является формальным с двумя альтернативными действиями.
5. Распространение ложной информации о товарах и услугах является преступлением, если эти действия вводят в заблуждение потребителей относительно качества, количества, состава, способа изготовления и иных характеристик продукции (товаров, работ, услуг). К иным характеристикам могут быть отнесены сведения о времени изготовления и сроках годности товаров, наличии или количестве в товаре различных веществ, об изготовителях комплектующих деталей и узлов, условиях применения, наличии сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, гарантийных обязательств, официального признания товара, присвоения ему медалей, призов, дипломов и иных наград и т.п.
6. Ложная информация должна искажать конкретные характеристики продукции (товаров, работ, услуг). Если же распространяется не соответствующая действительности информация оценочного характера, то ответственность по статье 250 УК исключается.
Сама по себе продукция, о которой распространяются неверные сведения, может соответствовать необходимым для реализации потребителям качеству, требованиям стандартов и т.п. Между тем введение потребителя в заблуждение исключает возможность принятия им соответствующих реальному уровню качества и назначению продукции мер по ее использованию.
7. Распространение ложной информации — это ее доведение в любой форме и любым способом до сведения юридических или физических лиц — потребителей продукции (товаров, работ, услуг).
8. Рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому или физическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров. Реклама, о которой говорится в ст. 250 УК, относится к так называемой ненадлежащей рекламе. Ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства.
Отношения, возникающие между государственными органами, иными организациями, гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами, лицами без гражданства в процессе производства и (или) размещения (распространения) рекламы на территории Республики Беларусь, определяются Законом Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе».
9. Оконченным считается распространение ложной информации о товарах и услугах с момента доведения ложной информации, в том числе и через рекламу, до сведения хотя бы одного лица.
10. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, когда виновный сознает ложность информации о продукции (товарах, работах, услугах) и желает распространить такую информацию или дать недостоверную рекламу. Указание в комментируемой статье на заведомую ложность информации означает, что субъекту заранее, еще до момента распространения, должно быть известно о ее несоответствии действительности (см.: ч. 14 ст. 4 УК). Если лицо ошибалось относительно истинности распространяемой информации, то оно не подлежит ответственности по комментируемой статье вне зависимости от добросовестности или недобросовестности заблуждения.
Мотивы и цели распространения ложной информации о товарах и услугах не имеют квалифицирующего значения.
11. Субъект преступления общий, ответственность наступает с шестнадцати лет.
Рекламопроизводители и рекломораспространители могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 250 УК наряду с рекламодателем, если указанные лица сознавали ложность распространяемой в рекламе информации.
В случае распространения ложной информации о товарах и услугах должностным лицом юридического лица с использованием им своих служебных полномочий при наличии соответствующих признаков ответственность наступает дополнительно за преступление против интересов службы — злоупотребление властью или служебными полномочиями — по ст. 424 УК.
Не являются субъектами данного преступления физические лица, которые не выступают в коммерческом обороте в качестве индивидуальных предпринимателей, а распространяют ложную информацию, в том числе и через средства массовой информации, о принадлежащих им и продаваемых вещах либо о своих способностях выполнить какую-либо работу или оказать услугу. Введение в заблуждение покупателя в подобных случаях при наличии соответствующих условий может являться основанием для признания сделки недействительной как совершенной под влиянием обмана (ст. 180 Гражданского кодекса Республики Беларусь) либо квалифицироваться как приготовление к мошенничеству (ст. 209 УК).
12. Квалифицирующим обстоятельством распространения ложной информации является совершение тех же действий в отношении продукции (товаров, работ, услуг), могущей причинить вред здоровью потребителей.
Несмотря на то, что в статье 250 УК указано на угрозу вреда для потребителя — физического лица, в качестве получателей ложной информации (и в этом смысле потребителей как непосредственных приобретателей) могут выступать и юридические лица, поскольку вред такой продукцией может быть причинен работникам юридического лица при использовании соответствующей продукции в производственном процессе.
13. Квалифицированный состав преступления является формальным. Его особенность заключается в специфических свойствах продукции, неверное представление о которых может привести, например, к травмам, поражению током, отравлениям, заболеваниям от избыточного излучения и т.п. Однако реальное причинение вреда здоровью людей лежит за рамками состава данного преступления.
14. Для ответственности по части 2 статьи 250 УК необходимо, чтобы искажалась информация именно о тех свойствах продукции, от которых исходит угроза причинения вреда. Если же информация об этих свойствах является правдивой, а искажены сведения не о вредоносных свойствах продукции, то ответственность должна наступать по части 1 статьи 250 УК.
15. Вредность для здоровья потребителей той продукции, о которой распространяется неверная информация, должна осознаваться виновным лицом, в противном случае ответственность по комментируемой статье исключается.
16. Если помимо распространения ложной информации распространяется сама некачественная продукция (товары, работы, услуги), то при наличии соответствующих условий должна наступать дополнительная ответственность по совокупности преступлений.
Например, выпуск на товарный рынок либо реализация потребителям недоброкачественной продукции, заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей или заведомо загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, должны влечь ответственность по ст. 337 УК за выпуск или реализацию недоброкачественной продукции. Если же вред был причинен имуществу потребителей опасной продукции, например, огнем от возгорания электрооборудования, то ответственность дополнительно наступает за преступления против собственности. Выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, наказывается соответственно по ст. 338 УК.
Нельзя не обратить внимание на проблемные вопросы квалификации указанных преступлений. Возникает вопрос: если из-за недоброкачественности продукции произошло поражение человека током и он скончался или у транспортного средства отказывают тормоза и потребитель «продукции» погибает в автомобильной аварии, то имели ли место выпуск либо реализация недоброкачественной продукции как преступление?
Естественный порыв дать положительный ответ на поставленный вопрос наталкивается на формулировки закона, который, как это следует из ч. 2 ст. 3 УК, подлежит строгому толкованию.
Так, выпуск либо реализация недоброкачественной продукции в полном соответствии с законодательным определением относятся только к той продукции, которая является «заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей или заведомо загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней». Квалифицирующими последствиями являются причиняемые по неосторожности тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение (ч. 2 ст. 337 УК) либо смерть человека (ч. 3 ст. 337 УК). При этом квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления сформулированы таким образом, что указанные отягчающие ответственность последствия должны наступать не от любой продукции, а только от способной вызвать заболевания или отравления либо от загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней. Является ли смерть от поражения током или автокатастрофы результатом заболевания или отравления либо следствием загрязнения радионуклидами сверх допустимых уровней?
По всей видимости, в подобного рода случаях ответственность должна наступать за преступления против жизни или здоровья человека. Но за причинение смерти по неосторожности в соответствии со ст. 144 УК может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, в то время как за причинение по неосторожности смерти по ч. 3 ст. 337 УК предусмотрено лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При этом по ст. 144 УК, даже если погибнут два человека, максимальное наказание составит пять лет лишения свободы.
17. По нашему мнению, в тех случаях, когда распространяется ложная информация о товарах, работах или услугах конкурирующего субъекта хозяйствования, ответственность должна наступать только по статье 250 УК и не требуется вменения ст. 249 УК, предусматривающей ответственность за дискредитацию деловой репутации конкурента.