Статьей 23.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена ответственность за нарушение требований обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, в частности за реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг), подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии либо с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, а также за производство, реализацию и использование индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом химических, биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания, не прошедших в установленном порядке гигиенической регламентации и регистрации, и др.
В данной публикации рассмотрим примеры нарушений требований законодательства в области технического нормирования и стандартизации, составляющих фактическую основу дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.11 КоАП.
Примеры нарушений по части 1 статьи 23.11 КоАП.
1. В соответствии с подпунктом 67.12 пункта 67 перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, установленного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 N 60 (далее — Перечень N 60), консервы овощные в потребительской упаковке подлежат обязательному подтверждению соответствия в виде декларирования.
Проверкой установлено, что в период декабрь 2012 г. — январь 2013 г. ОАО «Б» реализовало партию кукурузы консервированной сахарной в зернах, расфасованной в стеклянные банки массой нетто 3000 граммов, выпущенной предприятием 15.12.2012, без документов об оценке соответствия.
В нарушение части 3 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — Закон об оценке соответствия), подпункта 67.12 пункта 67 Перечня N 60 за декабрь 2012 г. — январь 2013 г. обществом было реализовано кукурузы консервированной сахарной в зернах (расфасованной в стеклянные банки массой нетто 3000 грамм) 3065 банок на общую сумму 114085075 руб., из них в торговую сеть Республики Беларусь — 65 банок на сумму 3163075 руб., в Российскую Федерацию — 3000 банок на сумму 110922000 руб. без документов об оценке соответствия.
Таким образом, обществом были нарушены требования обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и не приняты все меры по их соблюдению.
2. Согласно разделу 1 технического кодекса установившейся практики ТКП 5.1.03-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Декларирование соответствия продукции. Основные положения», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.04.2012 N 23 «О внесении изменений в постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.09.2011 N 70, от 10 февраля 2012 г. N 12, и об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — ТКП 5.1.03-2012), ТКП 5.1.03-2012 устанавливает основные положения, регламентирующие проведение декларирования соответствия продукции в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь и обязателен для субъектов оценки соответствия, участвующих в декларировании соответствия продукции.
Согласно пункту 4.8 ТКП 5.1.03-2012 декларация о соответствии вступает в силу с даты ее регистрации в реестре системы.
Согласно пунктам 50, 69 Перечня строительных материалов и изделий (независимо от страны происхождения), работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY) (далее — Перечень) (приложение к техническому регламенту Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748 (далее — ТР 2009/013/BY)), конструкции бетонные и железобетонные фундаментов (фундаментные блоки ФБС и плиты ФЛ), панели стеновые наружные бетонные и железобетонные для производственных зданий и сооружений подлежат обязательному подтверждению в форме декларирования соответствия.
В нарушение пунктов 1, 5 статьи 7 ТР 2009/013/BY обществом не было обеспечено составление соответствующих деклараций соответствия на реализованные с сентября 2012 г. по март 2013 г. панели сборные железобетонные (сертификаты соответствия зарегистрированы только 15.03.2013) на сумму 9685 млн.руб., блоки фундаментные стеновые (15.03.2013) на сумму 17,2 млн.руб.
3. Проверкой было установлено нарушение требований обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Так, в период с 21.08.2012 по 31.12.2012 ООО «С» выполнило строительные работы (возведение монолитных бетонных и железобетонных конструкций, монтаж деревянных конструкций, монтаж каменных и армокаменных конструкций, монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций, устройство изоляционных покрытий, устройство кровли (рулонных и мастичных, из листовой стали и из мелкоштучных материалов), устройство тепловой изоляции ограждающих конструкций зданий и сооружений) на объектах без наличия сертификатов соответствия на общую сумму 972589877 руб.
Обязательная сертификация работ и услуг в строительстве введена с 21.08.2012 ТР 2009/013/BY.
Согласно пункту 1 статьи 1 ТР 2009/013/BY его действие распространяется на завершенные строительством (возведенные, реконструированные, с завершенным капитальным ремонтом, реставрированные, благоустроенные) и вводимые в эксплуатацию здания и сооружения I и II уровней ответственности на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и сноса независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 7 ТР 2009/013/BY подтверждение соответствия требованиям безопасности работ производится в форме обязательной сертификации. Исполнитель работ в строительстве в части работ, указанных в Перечне, получает сертификат соответствия и наносит знак соответствия на акты приемки выполненных работ по конкретным объектам согласно статье 8 ТР 2009/013/BY.
Порядок сертификации работ (услуг) в строительстве установлен техническим кодексом установившейся практики ТКП 5.3.13-2007 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.12.2007 N 67 (далее — ТКП 5.3.13-2007).
Согласно пунктам 149, 165 — 166, 169, 196 — 197 и 199 Перечня подтверждению в форме обязательной сертификации подлежали работы, выполненные обществом на данных объектах строительства в указанный период: возведение монолитных бетонных и железобетонных конструкций, монтаж деревянных конструкций, монтаж каменных и армокаменных конструкций, монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций, устройство изоляционных покрытий, устройство кровли (рулонных и мастичных, из листовой стали и из мелкоштучных материалов), устройство тепловой изоляции ограждающих конструкций зданий и сооружений.
Обществом были получены сертификаты соответствия сроком действия только с 12.02.2013 по 12.02.2018.
4. Согласно подпунктам 1.1.1, 1.1.2 пункта 1 постановления Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.05.2007 N 28/35/38/27 «О подтверждении безопасности и качества товаров при их реализации в розничных торговых объектах, торговых объектах общественного питания, на торговых местах на рынках» (далее — постановление N 28/35/38/27) юридические лица для товаров, подлежащих обязательной сертификации либо декларированию соответствия, при их реализации в розничных торговых объектах подтверждают наличие сертификата соответствия (декларации о соответствии) одним из следующих способов:
подлинником сертификата соответствия (декларации о соответствии);
копией сертификата соответствия, выполненной на защищенном бланке строгой отчетности, заверенной выдавшим сертификат органом по сертификации;
ксерокопией сертификата соответствия (декларации о соответствии), заверенной печатью и подписью руководителя юридического лица или индивидуальным предпринимателем, являющимися поставщиками товаров;
указанием в сопроводительных документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, и (или) удостоверениях качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов по каждому наименованию товара регистрационного номера сертификата соответствия, срока его действия, наименования и адреса органа по сертификации, выдавшего сертификат (регистрационного номера декларации о соответствии, даты ее регистрации, наименования и адреса юридического лица или индивидуального предпринимателя, принявших декларацию о соответствии).
В магазине в нарушение подпунктов 1.1.1, 1.1.2 пункта 1 постановления N 28/35/38/27 была осуществлена приемка товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, и их отпуск в реализацию при отсутствии в сопроводительных документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, и (или) документах качества и безопасности по каждому наименованию товара регистрационного номера сертификата соответствия, срока его действия, наименования и адреса органа по сертификации, выдавшего сертификат; регистрационного номера декларации о соответствии, даты ее регистрации, наименования и адреса юридического лица или индивидуального предпринимателя, принявших декларацию о соответствии.
Информация о подтверждении соответствия в отношении консервов рыбных «Сайра тихоокеанская натуральная с добавлением масла» в товаросопроводительных документах вообще отсутствовала, в отношении консервов рыбных «Сельдь атлантическая натуральная с добавлением масла», «Сардинелла натуральная с добавлением масла», не были указаны наименование и адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя, принявших декларацию о соответствии, в отношении батончика шоколадного — наименование и адрес органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия. В отношении кофе натурального растворимого сублимированного «Якобз Монарх» в мягкой упаковке массой нетто 40 г в товаросопроводительных документах были приведены сведения о сертификате соответствия, срок действия которого закончился раньше даты изготовления, приведенной в маркировке на потребительской упаковке.
Примеры нарушений по части 3 статьи 23.11 КоАП.
1. ЗАО «Б» в 2011 — 2013 гг. согласно представленным документам осуществляло производство и реализацию пищевых продуктов, в том числе алкогольных настоек «Хреновка», «Вишневка», «Березовка», «Клюковка» (далее — настойки). Согласно технологическим картам, разработанным и утвержденным ЗАО «Б», технологический процесс приготовления настоек предусматривает добавление в водку различных пищевых ингредиентов, срок годности — 30 суток, крепость — до 40%.
В соответствии с пунктом 4 Санитарных правил 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22.12.2003 N 183, юридические лица обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий при проведении (производстве) работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 22 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.09.2010 N 119 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации» и признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. N 130″, периодичность исследований проб (образцов) продовольственного сырья и пищевых продуктов определяется программой проведения лабораторных исследований. При этом временной интервал между контрольными точками должен составлять 20% от предполагаемого срока годности (хранения) для продовольственного сырья и пищевых продуктов со сроком годности (хранения) до 4 месяцев включительно.
Однако ЗАО «Б» программа производственного контроля, включающая периодичность проведения лабораторных исследований вышеуказанных настоек, не была разработана. ЗАО «М» были получены протоколы исследования пищевых продуктов. Иных документов, подтверждающих качество и безопасность произведенных и реализованных настоек, проверке не представлено.
В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1790-2007 «Разработка и постановка алкогольной продукции. Основные положения» (далее — СТБ 1790-2007) алкогольный напиток — алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта 7% и более: водка, ликеро-водочные изделия, вино, в том числе шампанское, коньяк, бренди, кальвадос и другие напитки. При разработке и постановке на производство алкогольной продукции изготовитель в своей деятельности должен руководствоваться требованиями государственных стандартов, санитарными нормами и правилами, другими техническими нормативными правовыми актами (ТНПА), устанавливающими требования и правила, относящиеся к обеспечению качества алкогольной продукции, ее безопасности для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, и настоящим стандартом (подпункт 4.1 пункта 4 СТБ 1790-2007). Кроме того, согласно подпункту 6.6 пункта 6 СТБ 1790-2007 контроль качества и безопасности алкогольной продукции на ее соответствие требованиям ТНПА проводят в лаборатории изготовителя или в аккредитованных испытательных центрах (лабораториях) на договорной основе в соответствии со схемой (периодичностью), установленной изготовителем и гарантирующей качество и безопасность изготовленной алкогольной продукции.
На ликероводочные изделия — спиртные напитки крепостью 12,0% — 60,0%, различной органолептической и цветовой гаммы, массовой концентрацией сахара 0 — 50,0 г/100 куб.см, приготовляемые выдержкой и фильтрованием купажа в Республике Беларусь, применяется государственный стандарт Республики Беларусь ГОСТ 7190-93 «Изделия ликероводочные. Общие технические условия» (далее — ГОСТ 7190-93). Согласно подпункту 4.1.1 пункта 4 ГОСТ 7190-93 ликероводочные изделия принимают партиями. Партией считают любое количество ликероводочного изделия одного наименования, одной даты розлива, одновременно предъявленного к приемке и оформленного одним удостоверением качества и безопасности.
Аналогичные требования установлены и в подпунктах 7.2 и 7.3 пункта 7 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1210-2010 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 19.10.2010 N 60 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и общегосударственного классификатора Республики Беларусь» (далее — СТБ 1210-2010). Кроме того, в соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 СТБ 1210-2010 не допускается реализация кулинарной продукции, не соответствующей ТНПА в области обеспечения качества и безопасности и без документов, удостоверяющих качество и безопасность.
Таким образом, ЗАО «Б» осуществляло производство и реализацию продукции (настойки в ассортименте) без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, чем нарушило требования пункта 9 части 1 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 29.06.2003 N 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», подпункта 4.1.1 пункта 4 ГОСТ 7190-93, подпункта 6.2 пункта 6 СТБ 1210-2010.
2. Кооперативом было реализовано мясо говядины в количестве 580 кг (5 туш) стоимостью 8922,8 тыс.руб. Качество реализованной продукции (мяса говядины) было подтверждено ветеринарным свидетельством, выданным на 4 из 5 реализованных туш говядины. Кроме того, через склад кооператива за 2013 год было реализовано населению и работникам кооператива по накладным — приходным ордерам продукции (мяса говядины) в количестве 561,1 кг стоимостью 16684,9 руб. без соответствующего документа, удостоверяющего качество и безопасность.
В соответствии с пунктом 5 Ветеринарно-санитарных правил осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 18.04.2008 N 44 «Об утверждении Ветеринарно-санитарных правил осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов и признании утратившими силу Ветеринарных методических указаний» (далее — Правила), все виды убойных животных (птицы) перед убоем подлежат ветеринарному осмотру, а мясо, мясные и другие продукты, полученные после убоя животных (в том числе птицы), подлежат обязательной ветеринарно-санитарной экспертизе (далее — ветсанэкспертиза) и ветеринарному клеймению. В соответствии с пунктом 34 Правил мясо и другие продукты убоя животных подлежат обязательной послеубойной ветсанэкспертизе.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 19 Закона Республики Беларусь от 02.07.2010 N 161-З «О ветеринарной деятельности» продукты животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях проверки их ветеринарно-санитарного качества. Реализация продуктов животного происхождения без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы запрещается. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животного происхождения проводится специалистами ветеринарной службы, прошедшими в установленном порядке аттестацию на право ее проведения, в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил о проведении ветеринарно-санитарных экспертиз соответствующих видов продуктов животного происхождения, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. В ветеринарном свидетельстве, подтверждающем качество реализованной кооперативом продукции, содержатся данные о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы. Однако качество не всей реализованной продукции было надлежащем образом подтверждено, чем нарушены требования законодательства.