Примеры нарушений законодательства в сфере распоряжения государственным имуществом (статья 23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)

Статьей 23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в сфере распоряжения государственным имуществом.

Уполномоченные должностные лица органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.27 КоАП (пункты 16 и 71 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП)). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.27 КоАП, рассматривают органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (статья 3.7 ПИКоАП), а также согласно статье 3.27-1 ПИКоАП Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (в случаях, когда протоколы о совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 23.27 КоАП, составлены должностными лицами Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь).

Рассмотрим примеры нарушений законодательства в сфере распоряжения государственным имуществом.

1. Согласно пункту 4 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, находящихся в государственной собственности (далее — Положение об аренде транспортных средств), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 N 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее — Указ N 150), при сдаче в аренду транспортных средств с предоставлением арендодателем услуг по управлению этими транспортными средствами и их технической эксплуатации арендатор кроме арендной платы, определенной в соответствии с Положением об аренде транспортных средств, оплачивает арендодателю стоимость данных услуг, которая устанавливается арендодателем согласно законодательству и указывается в договоре аренды.

Согласно части 1 пункта 9 Положения об аренде транспортных средств при почасовой аренде оборудования, транспортных средств размер арендной платы рассчитывается за час исходя из размера арендной платы, определенного за месяц, разделенного на расчетную среднемесячную норму рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе для 5-дневной рабочей недели. Согласно пункту 10 Положения об аренде транспортных средств определенный согласно Положению об аренде транспортных средств размер арендной платы указывается в договоре аренды.

В нарушение пункта 4 Положения об аренде транспортных средств обществом в договорах аренды специальной строительной техники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда с экипажем) не была указана стоимость услуг по управлению этими транспортными средствами и их технической эксплуатации (размер арендной платы).

2. Согласно частям 1, 3 пункта 6 Положения об аренде транспортных средств арендная плата определяется за месяц исходя из остаточной стоимости оборудования, транспортных средств, коэффициента эффективности, суммы налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет по формуле. Коэффициент изменения стоимости основных средств (Кис.) принимается на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключается договор аренды оборудования, транспортных средств, на основании данных, сообщаемых Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, характеризующих изменение стоимости основных средств за период с начала года, в котором заключается договор аренды.

В нарушение части 3 пункта 6 Положения об аренде транспортных средств обществом 11.04.2012 при расчете арендной платы за сданную в аренду строительную технику по договору аренды специальной строительной техники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда с экипажем) не учитывались коэффициенты изменения стоимости основных средств на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключался договор аренды специальной строительной техники.

3. Согласно части 1 пункта 3 статьи 276 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридические лица не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

В силу требований части 1 пункта 3 Инструкции о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в собственности Витебской области, утвержденной решением Витебского областного Совета депутатов от 09.04.2012 N 178 «О некоторых вопросах аренды государственного имущества, находящегося в собственности Витебской области» (далее — Инструкция N 178), части 1 пункта 14 Инструкции о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Витебской области, утвержденной решением Витебского областного Совета депутатов от 23.08.2012 N 206 «О некоторых вопросах управления и распоряжения имуществом» (далее — Инструкция N 206), сдача в аренду, предоставление в соответствии с законодательными актами в безвозмездное пользование недвижимого имущества производится по решению коммунальных юридических лиц по согласованию с соответствующими областными органами управления, заместителем председателя облисполкома по направлению деятельности, если коммунальное юридическое лицо подчиняется непосредственно облисполкому.

Согласно части 1 пункта 6 Инструкции N 178 договор аренды недвижимого имущества должен быть заключен сторонами в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о сдаче его в аренду. В соответствии с Порядком подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Витебской области (пункт 24 приложения к Инструкции N 206), решением о сдаче в аренду недвижимого имущества является приказ коммунального юридического лица.

Таким образом, договор аренды коммунального имущества может быть заключен после получения согласования на это комитета по архитектуре и строительству Витебского облисполкома и в течение пяти рабочих дней со дня изданного приказа о сдаче его в аренду.

При этом в проверяемом периоде имели место факты заключения УП «К» договоров аренды коммунального имущества до получения на это согласования.

Согласно части 1 подпункта 8.2 пункта 8 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом N 150, при расчете ставки арендной платы к базовой ставке применяются коэффициенты от 0,5 до 3 включительно, устанавливаемые арендодателем в зависимости от спроса на недвижимое имущество, его технического состояния и коммерческой выгоды от сдачи в аренду и (или) от использования арендуемого имущества по согласованию с государственными органами и иными организациями, согласующими сдачу в аренду недвижимого имущества, если такое согласование предусмотрено законодательством.

При этом при определении размера арендной платы по пяти заключенным в проверяемом периоде договорам аренды УП «К» не согласовал применение указанных коэффициентов с комитетом по архитектуре и строительству Витебского облисполкома.