Признание недействительной государственной регистрации ИП

Обстоятельства: Гражданин при регистрации указал, что не являлся участником коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не был завершен.

Требование: О признании недействительной государственной регистрации ИП.

Решение: Требование удовлетворено, так как на дату регистрации гражданин являлся участником ООО, в отношении которого было принято решение о ликвидации.

Название документа: Решение экономического суда Брестской области от 12.05.2016 (дело N 77-12/2016)

РЕШЕНИЕ

Экономический суд Брестской области с участием представителя истца, ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, Брестская область, г. Б., к индивидуальному предпринимателю Ц. (далее — ИП Ц.), Брестская область, г. Б., о признании государственной регистрации недействительной, взыскании 679 836 650 рублей дохода в местный бюджет, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, третье лицо — районный исполнительный комитет, Брестская область, г. Б., не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца,

Установил:

Иск заявлен о признании недействительной государственной регистрации ИП Ц., взыскании 679 836 650 рублей дохода в местный бюджет, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ИП Ц. зарегистрирован решением районного исполнительного комитета в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 20.02.2015. Согласно заявлению о государственной регистрации индивидуального предпринимателя от 20.02.2015 Ц. подтвердил, что он на дату государственной регистрации не являлся участником коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен. Данные сведения являются недостоверными, поскольку Ц., являясь одним из участников общества с ограниченной ответственностью «К» (далее — ООО К.), 17.02.2015 участвовал в принятии решений о ликвидации общества и установлении срока ликвидации ООО «К» до 16.05.2015 (копия протокола общего собрания участников ООО «К» от 17.02.2015). ООО «К» исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 09.10.2015. При регистрации Ц. в качестве индивидуального предпринимателя им в регистрирующий орган были представлены заведомо ложные сведения, которые имеют существенное значение для принятия решения о регистрации. Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению экономического суда. Валовая выручка ИП Ц. за период с 20.02.2015 по 08.11.2015 составила 700 862 550 рублей, уплачено налога при упрощенной системе налогообложения в сумме 21 025 000 рублей. Доход ИП Ц. составил 679 836 650 рублей.

К исковому заявлению приложены сведения о председателе и персональном составе ликвидационной комиссии.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик письменный отзыв на исковое заявление не представил, в устном порядке пояснил, что 17.02.2015 им подано заявление о выходе из состава участников ООО «К», в связи с чем на момент ликвидации общества Ц. вышел из состава участников общества, вопросы, связанные с ликвидацией общества, рассматривались без него.

Заслушав в судебном заседании представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ИП Ц. зарегистрирован решением районного исполнительного комитета в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 20.02.2015.

Согласно заявлению о государственной регистрации индивидуального предпринимателя от 20.02.2015, зарегистрировано райисполкомом 20.02.2015, Ц. подтвердил, что он на дату государственной регистрации не являлся участником коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен, подпись Ц. удостоверена работником регистрирующего органа.

Судом установлено, что на дату государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Ц. являлся участником ООО «К», в отношении которого в соответствии с протоколом общего собрания участников ООО «К» от 17.02.2015 принято решение о ликвидации, установлен срок ликвидации до 16.05.2015. ООО «К» было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 09.10.2015.

В соответствии с пунктом 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (с изменениями и дополнениями) (далее — Положение о государственной регистрации), заявление о государственной регистрации составляется по форме, установленной Министерством юстиции. В заявлении подтверждается, что на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен.

Согласно пункту 26 Положения о государственной регистрации собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.

Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению экономического суда.

Таким образом, при регистрации Ц. в качестве индивидуального предпринимателя им в регистрирующий орган были представлены заведомо ложные сведения, которые имеют существенное значение для принятия решения о регистрации.

Рассмотрев доводы Ц. о его выходе из состава участников ООО «К» по состоянию на 17.02.2015, а также представленные в материалы дела протокол от 17.02.2015, пояснения ликвидаторов ООО «К» Л., У., суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-ХII «О хозяйственных обществах» установлено, что после принятия решения о ликвидации хозяйственного общества состав участников этого общества не может быть изменен иначе как по решению суда. Соответствующих судебных постановлений в материалы дела не представлено.

Изучив информацию, представленную регистрирующим органом — горисполкомом из регистрационного дела ООО «К», суд установил, что заявление о внесении изменений в устав общества в части выхода из состава участников Ц. в регистрирующий орган не представлялось, равно как не представлялся протокол от 17.02.2015 в качестве приложения к протоколу от 17.02.2015 при подаче заявления о ликвидации общества.

Таким образом, на момент принятия решения о ликвидации ООО «К» Ц. являлся участником общества, более того, принимал участие в общем собрании участников общества от 17.02.2015, оформленного протоколом.

В случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в том числе созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в судебном порядке осуществляется взыскание доходов, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.

Исходя из положений части 4 пункта 26 Положения о государственной регистрации при обнаружении оснований для признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в том числе созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в экономический суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных субъектом хозяйствования доходов в местный бюджет и иском о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования.

Согласно акту внеплановой выездной проверки от 20.11.2015 доход ИП Ц. за период с 20.02.2015 по 08.11.2015 составил 679 836 650 рублей, который подлежит взысканию в местный бюджет.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы, подтверждены документально, поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) с ответчика в республиканский бюджет следует взыскать 24 595 100 рублей государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 133, 190 — 194, 201, 203, 204, 330 ХПК,

Решил:

Признать недействительной государственную регистрацию ИП Ц.

Взыскать в порядке первоочередного исполнения с ИП Ц. (Брестская область, г. Б., ул. С.) в бюджет. района 679 836 650 рублей дохода, полученного от предпринимательской деятельности ИП Ц. за период с 20.02.2015 по 08.11.2015.

Прекратить деятельность ИП Ц. (Брестская область, г. Б., ул. С.).

Установить срок проведения процедуры прекращения деятельности до 06.09.2016.

Назначить ликвидационную комиссию в следующем составе:

  • Председатель ликвидационной комиссии — Х., заместитель начальника инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району;
  • Члены ликвидационной комиссии — Л., главный юрисконсульт инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, М., главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения индивидуальных предпринимателей инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району.

Обязать ликвидационную комиссию:

  1. опубликовать в порядке, установленном законодательством, сообщение о прекращении предпринимательской деятельности ИП Ц., в котором указать порядок и срок заявления кредиторами своих требований. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сведений о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;
  2. принять все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в месячный срок письменно уведомить всех кредиторов и других заинтересованных лиц о прекращении предпринимательской деятельности ИП Ц.;
  3. провести инвентаризацию всего имущества ИП Ц.;
  4. после окончания срока предъявления требований кредиторами составить промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ИП Ц., перечень предъявленных кредиторами требований с указанием сумм долга, а также сведения о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть подписан председателем и членами ликвидационной комиссии, заверен печатью ИП Ц., прошнурован и скреплен этой печатью с указанием количества листов и даты утверждения. В случае отсутствия печати промежуточный ликвидационный баланс может быть представлен на утверждение суду без оттиска печати;
  5. подписанный промежуточный ликвидационный баланс в пятидневный срок после его подписания представить суду для утверждения;
  6. сосредоточить денежные средства ИП Ц. на едином расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрыть все счета в других банках, в том числе зарубежных;
  7. закончить текущие дела, в том числе увольнение работников ИП Ц., с соблюдением их прав и интересов в соответствии с действующим законодательством;
  8. провести собрание кредиторов или их полномочных представителей для согласования с кредиторами плана прекращения деятельности ИП Ц., после чего при наличии одобрения кредиторами, представляющими не менее двух третей суммы требований, представить суду для утверждения этот план, отражающий полную и объективную картину финансового состояния ИП Ц.; условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов; перечень имущества, подлежащего распродаже, и предложения по его поэтапной распродаже; способ, место и время распродажи имущества; оплаты труда ликвидационной комиссии, привлеченных к работе работников и других лиц. План прекращения деятельности должен содержать также условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов, поданных после истечения установленного для заявления требований срока, но признанных ликвидационной комиссией;
  9. представлять ежемесячно суду информацию об изменениях (увеличении или уменьшении) в составе имущества, о размере фактически взысканных и поступивших денежных сумм на текущий (расчетный) счет ИП Ц.;
  10. утвердить смету расходов по прекращении деятельности ИП Ц., в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии на период его работы;
  11. представлять кредиторам, суду, регистрирующему и налоговому органу, другим заинтересованным организациям и лицам необходимую информацию об имуществе ИП Ц., о ходе прекращения его деятельности;
  12. после удовлетворения всех требований кредиторов остаток имущества передать его собственнику;
  13. сообщать в правоохранительные органы обо всех выявленных фактах совершения ИП Ц. действий, содержащих признаки хищений, растрат, злоупотреблений и иных преступлений, повлекших причинение ущерба, и принимать исчерпывающие меры по его возмещению за счет виновных лиц;
  14. осуществлять иные функции в соответствии с законодательством.

После завершения мероприятий по прекращению деятельности ИП Ц., удовлетворения и погашения требований кредиторов ликвидационной комиссии составить ликвидационный баланс и представить его суду для утверждения с письменным отчетом о работе ликвидационной комиссии.

К ликвидационному балансу должны быть приложены:

  • перечень лиц, остающихся кредиторами ИП Ц., с указанием их требований и размера удовлетворения;
  • перечень не взысканной или частично взысканной дебиторской задолженности и иного имущества ИП Ц., списанных на убытки.

Ликвидационный баланс и приложения к нему, отчет о проделанной работе должны быть прошнурованы с указанием количества листов и даты формирования.

За достоверность ликвидационного баланса несет ответственность ликвидационная комиссия.

При выявлении обстоятельств, свидетельствующих о том, что стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия обязана подать в экономический суд в течение одного месяца со дня выявления этого обстоятельства заявление о банкротстве должника.

В случае возбуждения производства по делу о банкротстве ИП Ц. ликвидационная комиссия обязана направить суду копию определения о возбуждении производства по делу о банкротстве для приобщения к материалам дела о прекращении деятельности ИП Ц.

Копию документа, подтверждающего исключение ИП Ц. из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидационная комиссия обязана представить суду для приобщения к материалам дела.

В соответствии со статьей 27 ХПК настоящее решение, в том числе и о назначении ликвидационной комиссии, обязательно для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Республики Беларусь.

Взыскать в порядке первоочередного исполнения с ИП Ц. (Брестская область, г. Б., ул. С.) в республиканский бюджет 24 595 100 рублей государственной пошлины.

Судебные приказы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование.

Решение может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционную инстанцию экономического суда Брестской области в течение пятнадцати дней после его принятия в порядке, установленном статьями 267 — 270 ХПК, а в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь — в порядке, установленном статьями 282 — 286 ХПК, лишь после надлежащего обращения с соответствующей жалобой в апелляционную инстанцию экономического суда.