Профилактика административной деликтности в экономической сфере

В административной деликтологии под административной деликтностью в экономической сфере понимается совокупность правонарушений экономической направленности, совершаемых в данной сфере на определенной территории за определенный период физическими (в том числе индивидуальными предпринимателями) и юридическими лицами в процессе финансово-хозяйственной деятельности и посягающих на интересы участников экономических отношений, а также порядок управления экономикой.

В соответствии с действующим административным законодательством к административным правонарушениям экономической направленности относятся прежде всего правонарушения, совершаемые непосредственно в сфере экономической деятельности (главы 11 – 14 КоАП).

К основным причинам и условиям совершения административных правонарушений в экономической сфере относятся деструктивные тенденции в развитии рыночных отношений:

  • непоследовательность в осуществлении реформ;
  • разрыв производственно-хозяйственных связей, падение производства и рост посредничества на пути товара от производителя к потребителю;
  • сохранение действия негативных факторов, присущих административно-командным методам в руководстве экономикой;
  • усиление дифференциации населения по уровню материального благосостояния;
  • отсутствие у большинства граждан навыков экономического поведения в условиях развития рыночных отношений, правовой нигилизм и юридическая неграмотность в отправлении хозяйственных операций;
  • целенаправленные действия отдельных лиц, преследующие собственные корыстные интересы в экономической сфере;
  • отсутствие реальной защищенности легитимных экономических отношений;
  • либерализация правового регулирования предпринимательской деятельности и смягчение ответственности за правонарушения в данной сфере;
  • отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики;
  • бессистемное принятие правовых актов применительно к отдельным элементам экономической системы, в связи с чем упомянутые акты не только не соотносятся друг с другом, но иногда носят противоречивый характер;
  • отсутствие эффективной системы государственного контроля за приватизацией, процессами перераспределения, движением капиталов, деятельностью хозяйствующих субъектов и т.д.;
  • недостатки в организации в экономических структурах документооборота и учета материальных ценностей, контроля за их использованием, ошибки в подборе, расстановке кадров и т.п.;
  • недостатки в деятельности правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, отставание организационно-управленческих мер реагирования на изменение деликтологической ситуации в сфере экономики.

Предупреждение (профилактика) административных правонарушений в экономической сфере представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение (профилактика) может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической деликтности и условия, ее порождающие.

Деятельность по предупреждению (профилактике) административных правонарушений в экономической сфере может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться как на отдельных предприятиях, так и в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В связи с этим различают общесоциальные и специально-деликтологические меры предупреждения (профилактики).

Общесоциальные меры предупреждения (профилактики) предполагают проведение государством экономической политики, направленной на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих теневую экономику и экономические правонарушения; нейтрализацию условий, способствующих перекачке с корыстной целью государственных средств в частнопредпринимательские структуры; стимулирование предпринимательского поведения, соответствующего интересам потребителей; установление жестких мер ответственности за использование недобросовестной конкуренции, дискредитацию экономических и финансовых партнеров, проявления монополизма и т.д.; создание условий для постепенного вытеснения из сферы производства и распределения противоправных методов регулирования экономических отношений и др.

Таким образом, определяющая роль в предупреждении (профилактике) административных правонарушений в экономической сфере принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических правонарушений. Тем не менее в систему общесоциальных мер входит и прогнозирование, которое позволяет предсказать возможные негативные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит экспертиза нормативных правовых актов с точки зрения их воздействия на административную деликтность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней.

В то же время, сознавая важность и значимость мер общесоциального характера в предупреждении (профилактике) административных правонарушений в экономической сфере, следует учитывать сегодняшние реалии: говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно. В этих условиях особое значение приобретают специально-деликтологические меры предупреждения (профилактики) экономических правонарушений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий административной деликтности в экономической сфере, на осуществление общих мер в отношении отдельных субъектов хозяйствования, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение (профилактику) административных правонарушений, лишь при наличии соответствующих правовых оснований, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З “Об основах деятельности по профилактике правонарушений” (далее – Закон). В частности, согласно статье 9 Закона субъекты профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений в пределах своей компетенции в соответствии с Законом и другими актами законодательства: принимают участие в реализации государственной политики; выявляют причины правонарушений и условия, способствующие их совершению, и принимают меры по их устранению; разрабатывают и проводят профилактические мероприятия; представляют в соответствии с законодательством информацию о проводимых и проведенных профилактических мероприятиях; размещают в общественных местах, зданиях (помещениях) организаций, государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений информацию о формировании правопослушного поведения; проводят систематический мониторинг законодательства и вносят в установленном порядке предложения по его совершенствованию и др.

Систему предупреждения (профилактики) экономических правонарушений можно представить в виде следующих элементов, составляющих структуру такой системы:

основные формы и методы профилактики административных правонарушений в экономической сфере;

  • система профилактических мероприятий, осуществляемых на конкретных объектах (по конкретным направлениям);
  • меры индивидуальной профилактики административных правонарушений в экономической сфере (специальные профилактические меры в отношении конкретного лица);
  • контроль за исполнением ранее внесенных представлений (предписаний) и информации по профилактике административных правонарушений в экономической сфере.

В ходе организации и ведения профилактической деятельности осуществляется комплекс мероприятий с использованием следующих основных форм и методов профилактики административных правонарушений в экономической сфере:

  • мониторинг обстановки в приоритетных сферах (отраслях) экономики (для этого изучаются общественное мнение, материалы печатных и электронных средств массовой информации, социально-экономическое положение обслуживаемой территории, деликтологические факторы в экономике региона, состояние, динамика и структура административных правонарушений экономической направленности и др.);
  • подготовка предложений по совершенствованию законодательства в целях повышения эффективности предупреждения (профилактики) экономических правонарушений;
  • обеспечение координации работы по профилактике экономических правонарушений (в том числе создание при необходимости временных организационных структур – штаб, рабочая группа, оперативная группа и т.д.);
  • рассмотрение обращений физических и юридических лиц, связанных с предупреждением (профилактикой) экономических правонарушений;
  • направление информации об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений на конкретных объектах (по конкретным направлениям);
  • проведение совместных совещаний по вопросам предупреждения (профилактики) административных правонарушений экономической направленности, участие в различных комиссиях и т.п.;
  • участие в проведении экспертизы принимаемых нормативных правовых актов;
  • проведение профилактических мероприятий (операций) по каждому приоритетному для конкретного региона направлению деятельности.

Структуру профилактического мероприятия в экономической сфере можно представить в виде следующих элементов:

  • принципы, цели и задачи профилактики административной деликтности;
  • нормативная база (правовые основы) профилактики административной деликтности;
  • объекты предупредительной деятельности;
  • субъекты профилактики административных правонарушений.

Основными объектами предупредительной деятельности в экономической сфере являются:

  • негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных экономических правонарушений или облегчающие их совершение и влияющие на следующие процессы в экономике: социально-экономическую ситуацию в стране и регионах, динамику и прогноз ее развития; ситуацию с собираемостью налогов, изменением объемов неплатежей предприятий и недоимки в бюджет; объемы неформального сектора теневой экономики; деликтологические процессы, обусловленные изменениями законодательства;
  • юридические лица и граждане, в отношении которых принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных правил, нормативов и стандартов, в том числе лица, в отношении которых осуществляется контроль за их поведением в предусмотренных законом случаях; лица с устойчивым противоправным поведением; лица, привлекаемые к административной ответственности за совершение административных правонарушений в экономической сфере.

Основными субъектами предупреждения (профилактики) административной деликтности в экономической сфере являются контролирующие (надзорные) и правоохранительные органы в пределах своей компетенции (подведомственности по делам об административных правонарушениях в рамках административного процесса). Деятельность этих органов направлена на: выявление причин и условий совершения административных правонарушений в экономической сфере (по линиям работы); выявление и принятие мер по нейтрализации деликтологических факторов, проявляющихся на конкретных объектах экономики; минимизацию последствий совершения экономических правонарушений; информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений экономической направленности; проведение мероприятий по выявлению соответствующих лиц (объектов профилактики) и принятие к ним соответствующих мер предупреждения. Так, согласно статье 16 Закона органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, другие государственные органы, иные государственные организации, проводящие проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, проводят в установленном порядке проверки расходования бюджетных средств, а также профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений в реальном секторе экономики и социальной сфере.

Координация деятельности субъектов предупреждения (профилактики) предполагает наличие ряда составляющих элементов, включающих в себя:

  • меры по координации деятельности по выявлению и устранению причин и условий, детерминирующих административную деликтность в экономической сфере;
  • меры по координации вопросов, связанных с организацией индивидуально-профилактической работы в отношении лиц, склонных к совершению административных правонарушений в экономической сфере;
  • меры по контролю за организацией и результатами индивидуально-профилактической работы.

Организация индивидуально-профилактической работы в отношении лиц, склонных к совершению административных правонарушений в экономической сфере, в свою очередь, предполагает:

  • организацию деятельности по выявлению административных правонарушений в рассматриваемой сфере (в рамках выполнения основных служебных обязанностей субъектами системы профилактики, организации проведения проверок, иных мероприятий);
  • организацию деятельности по выявлению лиц группы риска;
  • анализ полученной информации и принятие решения по постановке лиц на профилактический учет с одновременной организацией учета и проведением индивидуально-профилактической работы всеми субъектами системы профилактики.

Соответственно порядок взаимодействия между субъектами предупреждения (профилактики) административной деликтности в экономической сфере характеризуется такими основными элементами, как:

  • приоритетные цели и задачи по выявлению, учету и организации профилактической работы;
  • участники совместной деятельности и приоритетные направления их взаимных усилий;
  • объекты профилактического воздействия (в т.ч. совокупность причин и условий, детерминирующих совершение административных правонарушений в экономической сфере);
  • типовые правила (инструкции) по организации взаимодействия в области профилактической работы;
  • меры ответственности координируемых субъектов;
  • контроль за результативностью скоординированных мероприятий и их корректировка с учетом изменений деликтологической ситуации.