Профилактика правонарушений: новый закон, новые подходы (часть 1)

Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон N 122-З) вступает в силу с 16 апреля 2014 г. С этой даты утрачивает силу имевший аналогичное название Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 N 453-З (далее — Закон N 453-З).

Столь недолгая жизнь Закона N 453-З объясняется необходимостью уточнения ряда положений данного акта, приведения его в соответствие с иными законодательными актами, устранения имевшихся в нем недостатков, в том числе пробелов.

Принятие Закона N 122-З потребовало внесения корректив в связанный с ним Закон Республики Беларусь от 26.06.2003 N 214-З «Об участии граждан в охране правопорядка» (далее — Закон об участии граждан в охране правопорядка), что было произведено путем его дополнения новыми нормами, изложенными в статье 37 Закона N 122-З.

Сравнение нового и старого законов об основах деятельности по профилактике правонарушений показывает, что законодатель не ограничился «косметическими» правками, а произвел существенные изменения и дополнения, основные из которых сводятся к следующему.

Сфера действия Закона N 122-З

В преамбуле Закона N 453-З было предусмотрено, что Закон N 453-З устанавливал правовые и организационные основы деятельности по профилактике правонарушений и закреплял основные формы участия государственных органов (организаций), иных организаций и граждан в осуществлении этой деятельности. Такое законодательное решение указывало на то, что Закон N 453-З конституировался как базовый закон для иных актов законодательства, в которых решались вопросы профилактики правонарушений. Не включив приведенные положения в Закон N 122-З, введя в него ранее не известные нормы о сфере действия Закона N 122-З (статья 2 Закона N 122-З), подлежащие применению в системном единстве с нормами статьи 3 «Законодательство в сфере профилактики правонарушений», законодатель понизил его статус до уровня одного из актов законодательства, взаимодействие которых осуществляется в следующем порядке.

Сохранены нормы о разграничении сферы действия Закона N 122-З и специального Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Подтверждено, что профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, осуществляется в соответствии с указанным специальным Законом, Законом N 122-З и другими актами законодательства.

Вопрос о профилактике правонарушений при осуществлении деятельности, предусмотренной нормами Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК), иных законодательных актов, имеющих отношение к уголовной и административной ответственности, не был урегулирован Законом N 453-З. Ликвидируя этот пробел, Закон N 122-З устанавливает правило, согласно которому профилактика правонарушений при ведении уголовного и административного процессов, исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности находится вне сферы регулирования Закона N 122-З, а осуществляется в соответствии с другими законодательными актами.

Например, порядок осуществления профилактики преступлений при ведении уголовного процесса регулируется частью 4 статьи 33, статьями 90, 199, 263 УПК. Так, по резонансному уголовному делу о ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшем по неосторожности смерть пациента (часть 2 статьи 162 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)), и служебной халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека (статья 428 УК), суд одновременно с постановлением обвинительного приговора в соответствии с частью 4 статьи 33 УПК вынес 2 частных определения об устранении причин и условий, способствовавших совершению указанных преступлений, адресованных лицензионному отделу Министерства здравоохранения Республики Беларусь и генеральному директору медицинского центра «Экомедсервис» [1].

Имевшиеся в Законе N 453-З нормы, регламентировавшие деятельность по профилактике правонарушений на добровольных началах в организационно-правовых формах, предусмотренных Законом об участии граждан в охране правопорядка, не включены в Закон N 122-З, что соответствует предмету его правового регулирования. С учетом предмета правового регулирования Закона об участии граждан в охране правопорядка из Закона N 122-З исключено указание на такой принцип деятельности по профилактике правонарушений, как государственная поддержка участия граждан и их объединений в деятельности по профилактике правонарушений (статья 3 Закона N 453-З), развернутая характеристика которого приведена в статье 5 Закона об участии граждан в охране правопорядка.

Иные законодательные акты, предусматривающие осуществление профилактики правонарушений (см., например, Закон Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 N 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь от 11.11.2008 N 454-З «Об органах пограничной службы Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь от 10.07.2012 N 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь»), не регламентируют деятельность по профилактике правонарушений, ограничиваясь отсылочными нормами, устанавливающими правило, согласно которому такая деятельность осуществляется в соответствии с законодательными актами (законодательством) Республики Беларусь, к числу которых относится и Закон N 122-З.

Вопрос о соотношении Закона N 122-З и международных договоров Республики Беларусь решен традиционно для современного белорусского законодательства: приоритет отдан правилам международных договоров Республики Беларусь, именно они подлежат применению, а не не совпадающие с ними правила Закона N 122-З.

Понятийный аппарат

В деле применения любого нормативного правового акта большое значение имеют определения используемых в нем понятий. В этом отношении понятийный аппарат Закона N 122-З выгодно отличается в сравнении с понятийным аппаратом Закона N 453-З.

Определения некоторые понятий, имевшиеся в Законе N 453-З, не претерпели содержательных изменений. К таковым можно отнести определения понятий «правонарушение» и «насилие в семье».

В частности, как и ранее, под правонарушениями в Законе N 122-З понимаются противоправные виновные действия (бездействие), за совершение которых предусмотрена уголовная или административная ответственность. Такое определение указывает на то, что анализируемый Закон N 122-З распространяет свое действие исключительно на деяния, предусмотренные в УК или в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) либо в законодательных актах Президента Республики Беларусь соответственно в качестве преступлений или административных правонарушений. Как показывают статистические данные, число этих правонарушений составляет громадную цифру, равную примерно 4000000 правонарушений в год. Например, в 2013 году зарегистрировано 96676 преступлений (94,7% к уровню 2012 года). Число административных правонарушений, по которым только органами внутренних дел вынесены постановления о наложении административного взыскания, составило 3122281 (116,2% к уровню 2012 года) [2]. Соответственно и объем профилактической деятельности должен быть сопоставим с количеством правонарушений, совершаемых в стране.

Уточнено понятие «профилактика правонарушений»: профилактикой правонарушений признается деятельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений только субъектами профилактики правонарушений в соответствии с Законом N 122-З и другими актами законодательства (ранее применение таких мер допускалось организациями, не являвшимися субъектами профилактики правонарушений, и гражданами). Исходя из этого подхода (профилактику правонарушений вправе осуществлять только субъекты профилактики) скорректировано и определение понятия «профилактическое мероприятие»: под профилактическим мероприятием понимается совокупность действий субъекта профилактики правонарушений, организованных и осуществляемых им в рамках общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений.

Относительно участия граждан в профилактике правонарушений в Законе N 122-З появилось специальное указание о том, что в такой деятельности они принимают участие в соответствии с Законом об участии граждан в охране правопорядка. В статьях 6, 7, 12, 23-1 и 23-2 Закона об участии граждан в охране правопорядка предусмотрено, что участие граждан в охране правопорядка может осуществляться в различных формах, среди которых применительно к профилактике правонарушений выделяются:

  • индивидуальное участие, выражающееся в оказании содействия правоохранительным органам, органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, органам пограничной службы Республики Беларусь, являющимся субъектами профилактики правонарушений, в работе по профилактике правонарушений;
  • участие в профилактике правонарушений в рамках деятельности самодеятельных групп по охране правопорядка по месту жительства или нахождения собственности граждан, добровольных дружин либо советов общественных пунктов правопорядка.

В Законе N 122-З отсутствуют нормы о профилактике правонарушений, совершаемых гражданами без определенного места жительства, содержавшиеся в статье 15 Закона N 453-З. Как следствие, в Законе N 122-З не используются такие понятия, как «гражданин без определенного места жительства», «бродяжничество» и «попрошайничество», определение которых можно найти в Законе N 453-З. Заметим, что определение понятия «гражданин без определенного места жительства» («граждане Республики Беларусь, лица без гражданства, не имеющие регистрации по месту жительства или месту пребывания в Республике Беларусь, утратившие социально полезные и родственные связи, занимающиеся бродяжничеством и (или) попрошайничеством, а также не имеющие постоянного источника дохода и средств к существованию»), имевшееся ранее в Законе N 453-З, в настоящее время содержится в Положении о порядке регистрации и ведения регистрационного учета лиц без определенного места жительства, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2010 N 1225.

Субъекты профилактики правонарушений

Обширный перечень субъектов профилактики правонарушений претерпел определенные изменения.

В отличие от Закона N 453-З, в котором для определения тех, кто относился к субъектам профилактики правонарушений, требовалось обращаться к статье 4 и главе 3, в Законе N 122-З этот вопрос урегулирован в одной статье 5. В сравнении с Законом N 453-З содержащийся в статье 5 Закона N 122-З перечень субъектов профилактики правонарушений отличается большей детализацией, в нем приведены современные названия соответствующих государственных органов, учреждений, организаций и иных субъектов права.

В обоих рассматриваемых законах перечень субъектов профилактики правонарушений не является исчерпывающим. Более конкретно он был определен в Законе N 453-З («иные субъекты, определенные законодательными актами Республики Беларусь»). В Законе N 122-З указанный перечень заканчивается словами «общественные объединения и иные организации», что крайне неопределенно.

В соответствии со статьей 6 Закона N 122-З координация деятельности по профилактике правонарушений в пределах компетенции осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и нижестоящими прокурорами территориальных и специализированных прокуратур, в том числе посредством организации работы координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией. Данное законодательное решение существенным образом отличается от того, которое было закреплено в Законе N 453-З. Статья 5 Закона N 453-З относила координацию деятельности в области профилактики правонарушений к ведению координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией, что противоречило предписаниям пункта 10 Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 N 644 (далее — Положение о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией). С вступлением в силу Закона N 122-З эта коллизия устраняется.

К сожалению, отнесение координации деятельности по профилактике правонарушений к компетенции Генерального прокурора Республики Беларусь и нижестоящих прокуроров территориальных и специализированных прокуратур не нашло отражения в Законе Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон о прокуратуре), в котором нет упоминания ни о профилактике правонарушений как направлении деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь, ни об этих органах как субъектах профилактики правонарушений. Если строго придерживаться принципа системности и комплексности правового регулирования общественных отношений, нашедшего закрепление в статье 7 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон о нормативных правовых актах), то названные положения следовало включить в главу 6 «Заключительные положения» Закона N 122-З, предусмотрев в них соответствующие корректировки Закона о прокуратуре.

Полномочия в сфере профилактики правонарушений

Уточнены или изменены нормы, определяющие компетенцию государственных органов, иных организаций в сфере профилактики правонарушений.

В частности, из компетенции Президента Республики Беларусь изъято утверждение государственных программ по борьбе с преступностью и коррупцией, что было предусмотрено статьей 6 Закона N 453-З. В статье 8 Закона N 122-З установлено, что разрабатывать эти государственные программы обязано Правительство Республики Беларусь совместно с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, а их утверждение отнесено к компетенции республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией.

Приведенная новелла оказалась не сопряженной в полной мере с подпунктом 9.3 пункта 9 Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, в котором предусмотрено, что координационное совещание лишь содействует выполнению мероприятий государственных программ в сфере борьбы с преступностью и коррупцией. Представляется, что данное обстоятельство не препятствует реализации положений статьи 8 Закона N 122-З, поскольку отсутствует коллизия между Законом N 122-З и Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией. Определением компетенции республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией Закон N 122-З лишь дополнил нормы Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией.

Более обстоятельно с учетом имеющегося опыта профилактической деятельности изложены полномочия субъектов профилактики правонарушений. Например, в статье 9 Закона N 122-З предусмотрено, что субъекты профилактики размещают в общественных местах, зданиях (помещениях) организаций, государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений информацию о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. Применительно к юридическим лицам, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, установлено, что они распространяют не только информацию о деятельности субъектов профилактики правонарушений, но и аналитические и другие материалы о профилактике правонарушений, защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, в том числе демонстрирующие на конкретных примерах неотвратимость наказания за совершенные преступления.

Общая профилактика правонарушений

Согласно приведенному выше определению профилактика правонарушений осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям деятельности, таким как:

  • применение мер общей профилактики правонарушений;
  • применение мер индивидуальной профилактики правонарушений.

Понятие «общая профилактика правонарушений», имевшееся в Законе N 453-З, придавало общепрофилактической деятельности субъектов профилактики несвойственное ей содержание. К области общепрофилактической деятельности относилось также пресечение правонарушений, являющееся специфической деятельностью государства, не входящей в объем понятия «профилактика правонарушений». С вступлением в силу Закона N 122-З устранен указанный недостаток определения понятия «общая профилактика правонарушений», отмеченный специалистами сразу же после принятия Закона N 453-З [3, с. 16].

В Законе N 122-З под общей профилактикой правонарушений понимается направленная на недопущение противоправного поведения граждан деятельность субъектов профилактики правонарушений, осуществляемая в соответствии с Законом N 122-З и другими актами законодательства и выражающаяся:

  • в выявлении причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;
  • в принятии мер по их устранению, воздействию на социальные процессы и явления.

Расширен перечень мер общей профилактики правонарушений. В этот перечень дополнительно включены такие не предусмотренные ранее меры, как разработка и утверждение региональных комплексных программ по профилактике правонарушений, а также вынесение предписаний (см. статью 10 Закона N 122-З). В число иных мер общей профилактики правонарушений включено информирование о проводимых и проведенных профилактических мероприятиях (см. статью 22 Закона N 122-З).

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений, совершаемых гражданами, имеющими судимость, получили в статье 19 Закона N 122-З название профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений, совершаемых гражданами, освобожденными из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, а также гражданами, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений.

Такое решение привело к расширению сферы применения профилактических мероприятий. Они ориентированы не только на лиц, ранее судимых за совершение преступлений (число таких лиц достаточно велико: например, за первое полугодие 2013 года территориальными органами внутренних дел республики обеспечен контроль и профилактическое наблюдение за 127860 лицами, имеющими судимость) [4].

Закон N 122-З распространил свое действие также на несовершеннолетних, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, или впервые совершивших менее тяжкие преступления, к которым были применены принудительные меры воспитательного характера в указанных учреждениях (статья 117 УК). Включение в сферу профилактики правонарушений несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений, является оправданным, поскольку в силу пункта 3 части 3 статьи 121 УК по истечении срока пребывания несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении независимо от категории преступления их судимость погашается и к ним невозможно применить профилактическое наблюдение, предусмотренное статьей 81 УК. Они не должны оставаться вне внимания субъектов профилактики правонарушений, хотя число таких лиц относительно невелико и сокращается из года в год. Так, в 2013 году принудительные меры воспитательного характера были применены к 160 несовершеннолетним, в 2012 — к 202, в 2011 — к 442, в 2010 — к 455, в 2009 — к 606, в 2008 — к 1044 несовершеннолетним [5; 6; 7; 8; 9; 10]. К сожалению, в приведенных цифрах не представляется возможным выделить данные о числе несовершеннолетних, направленных в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения, поскольку эти позиции не предусмотрены в формах статистической отчетности.

Наряду с упоминавшимся выше исключением из закона норм о профилактических мероприятиях, направленных на предупреждение правонарушений, совершаемых гражданами без определенного места жительства, из Закона N 122-З исключены также нормы о профилактических мероприятиях, направленных на предупреждение правонарушений, совершаемых гражданами, страдающими психическими расстройствами (заболеваниями). Представляется, что профилактика правонарушений со стороны указанных категорий социально неблагополучных лиц сохраняет свою актуальность в настоящее время и должна осуществляться в рамках проведения профилактических мероприятий по предупреждению иных правонарушений (см. абзац десятый части 2 статьи 11 Закона N 122-З). Число таких социально неблагополучных лиц в стране достаточно велико.

Так, в Беларуси число граждан без определенного места жительства по разным источникам составляет от 4 до 15 тысяч [11]. Общая заболеваемость населения Республики Беларусь в возрасте 18 лет и старше психическими расстройствами и расстройствами поведения имеет тенденцию к росту: если в 2006 году она равнялась 6793,3 человека на 100 тысяч населения данного возраста, то в 2012 году составила уже 7356,0 человек на 100 тысяч населения данного возраста [12]. Такую же тенденцию имеет и число больных с психическими расстройствами с впервые в жизни установленным диагнозом (без алкогольного психоза, алкоголизма, наркомании и токсикомании), подлежащих обязательному диспансерному наблюдению в лечебно-профилактических организациях Министерства здравоохранения Республики Беларусь. В 2006 году их насчитывалось 14139 человек, в 2012 году — 16903 человека [13]. Всего же в стране больные с психическими расстройствами (без больных алкоголизмом, алкогольным психозом, наркоманией и токсикоманией), состоящие под наблюдением в психоневрологических организациях, составили в 2006 году 114792 человека, в 2012 году — 103349 человек [14]. Наконец, приведем данные о лицах, больных алкоголизмом, алкогольным психозом, наркоманией и токсикоманией, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Эти данные также указывают на негативную тенденцию: в 2006 году названная категория лиц насчитывала 187586 человек, в 2012 году — 205678 человек [15].

Получило развитие и детализацию содержание профилактических мероприятий, ранее предусмотренных в Законе N 453-З. К примеру, в часть 3 статьи 17 Закона N 122-З введено принципиально новое положение о том, что местные исполнительные и распорядительные органы принимают решения о создании государственных организаций, их структурных подразделений по предоставлению услуг временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье. Об актуальности этой меры свидетельствуют, в частности, данные Министерства внутренних дел Республики Беларусь, согласно которым ежегодно в стране в органы внутренних дел поступает около 500 сообщений о фактах семейно-бытовых конфликтов, из которых свыше 70% составляют случаи домашнего насилия в отношении женщин и детей. В то же время значительное количество случаев насилия не фиксируется, поскольку многие женщины либо склонны мириться с его проявлениями, либо предпочитают искать решения, не обращаясь с заявлениями в официальные органы [16]. Исследование, проведенное Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, показало, что в целом по республике 11,8% женщин в возрасте 15 — 49 лет когда-либо подвергались насилию в любой форме (физическому, психологическому, экономическому или сексуальному) со стороны нынешнего или бывшего мужа (партнера). При этом среди городских женщин домашнее насилие когда-либо испытывала каждая десятая женщина (10,4%), среди сельских — каждая шестая (16%). Пережив домашнее насилие со стороны настоящих или бывших мужей (партнеров), только 39,7% женщин в возрасте 15 — 49 лет обращались к кому-либо за помощью и 60% не прибегали к помощи посторонних. Основу для семейного насилия закладывают родители, воспитывающие своих детей с использованием различных насильственных методов. Так, наибольшее число детей в возрасте 2 — 14 лет подвергались психологическим методам воспитания. Их доля в целом по республике составила 58,7%. Одна треть (34,2%) детей подвергалась физическому наказанию [17, с. 134, 150].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Правонарушения / Статистические данные о социально-экономическом развитии республики, областей (г. Минска) в разрезе городов областного подчинения и районов в январе — декабре 2013 года // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/regions_current_data/volume1.php. — Дата доступа: 02.02.2014.

2. Анестезиолог «Экомедсервиса» приговорен к 4 годам колонии-поселения. Медцентр выплатит родителям погибшей девушки более миллиарда рублей // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://news.tut.by/society/384500.html. — Дата доступа: 01.02.2014.

3. Лукашов, А.И. Профилактика правонарушений как направление деятельности по поддержанию правопорядка / А.И.Лукашов, О.Г.Лукашова // Юридический мир. — 2009. — N 1. — С. 14 — 19.

4. Аляшкевич, С. Второй шанс // Официальный сайт Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=2491. — Дата доступа: 13.03.2014.

5. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2008 год. Форма 10, часть 3. — Минск: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2009.

6. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2009 год. Форма 10, часть 3. — Минск: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2010.

7. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2010 год. Форма 10, часть 3. — Минск: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2011.

8. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2011 год. Форма 10, часть 3. — Минск: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2012.

9. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2012 год. Форма 10, часть 3. — Минск: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2013.

10. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2013 год. Форма 10, часть 3. — Минск: Верховный Суд Республики Беларусь, 2014.

11. Молчанова, М. Сколько в Беларуси бездомных и как им вернуться к нормальной жизни? // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://udf.by/news/society/76870-skolko-v-belarusi-bezdomnyh-i-kak-im-vernutsya-k-normalnoy-zhizni.html. — Дата доступа: 29.01.2014.

12. Общая заболеваемость населения Республики Беларусь отдельными болезнями в 2006 — 2012 гг. (зарегистрировано заболеваний всего на 100 тыс. населения данного возраста) // Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/static/numbers/zabolevaemost. — Дата доступа: 13.03.2014.

13. Число больных с психическими расстройствами с впервые в жизни установленным диагнозом (без алкогольного психоза, алкоголизма, наркомании и токсикомании), подлежащих обязательному диспансерному наблюдению в лечебно-профилактических организациях Министерства здравоохранения Республики Беларусь в 2006 — 2012 гг., по областям // Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/static/numbers/zabolevaemost. — Дата доступа: 13.03.2014.

14. Контингенты больных с психическими расстройствами (без больных алкоголизмом, алкогольным психозом, наркоманией и токсикоманией) в Республике Беларусь на конец 2006 — 2012 гг. по областям // Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/static/numbers/zabolevaemost. — Дата доступа: 13.03.2014.

15. Контингенты больных алкоголизмом, алкогольным психозом, наркоманией и токсикоманией, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь на конец 2006 — 2012 гг., по областям // Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/static/numbers/zabolevaemost. — Дата доступа: 13.03.2014.

16. Сведения о проектах по предотвращению домашнего насилия // Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=14031. — Дата доступа: 13.03.2014.

17. Мониторинг положения детей и женщин в Республике Беларусь. Многоиндикаторное кластерное обследование: итоговый отчет, июнь 2013 г. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/households/main.php. — Дата доступа: 02.02.2014.