Разбираем ситуацию: протоколы разногласий в государственных закупках

Правовая ситуация: при заключении договора на государственную закупку (в случае проведения открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона или запроса ценовых предложений) участник-победитель в ответ на направленный ему заказчиком подписанный проект договора на государственную закупку направил протокол разногласий, сославшись на ст. 415 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), которая допускает урегулирование споров посредством протоколов разногласий (преддоговорный спор).

Комментарий.

В соответствии с законодательством о государственных закупках при проведении конкурентных процедур государственных закупок — открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, запроса ценовых предложений — заказчик (организатор) в состав документов, представляемых участникам для подготовки и подачи предложений, включает проект договора на государственную закупку, с условиями которого каждый из участников должен согласиться, на что указывает в своем предложении (п. 2 ст. 35, п. 2 ст. 45, п. 4 ст. 49 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон)).

Тем самым предполагается, что при участии в процедуре государственных закупок участник соглашается с условиями проекта договора на государственную закупку без права вносить изменения в проект договора как при подаче предложения, так и впоследствии при выборе его участником-победителем, поскольку согласно п. 1 ст. 25 Закона договор между заказчиком и участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения, а в случае проведения электронного аукциона — по цене последней ставки этого участника, в том числе с учетом ее уменьшения, если такое уменьшение имело место, а также с учетом применения преференциальной поправки. Подчеркнем, что в случае, если участник все же в своем предложении представил изменения условий проекта договора на государственную закупку, его предложение как не соответствующее требованиям документов, представляемых участникам для подготовки и подачи предложений, подлежит отклонению.

Аналогично протоколы разногласий недопустимы и после выбора участника победителем процедуры государственных закупок.

Анализ законодательства о государственных закупках позволяет сделать вывод о том, что договор на государственную закупку обязателен для заключения для заказчика и участника — победителя процедуры государственной закупки на условиях по правилам п. 1 ст. 25 Закона.

Такой вывод обусловлен следующим. В соответствии с Инструкцией о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 N 13 «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок» (далее — Инструкция), при отказе юридического и физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, выбранного участником — победителем процедуры государственной закупки, от заключения договора, если это не связано с изменением условий процедуры государственной закупки, а также в случае, если таким юридическим и физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, не предоставлялось конкурсное или аукционное обеспечение, Министерство торговли Республики Беларусь включает поставщика (подрядчика, исполнителя) в список на основании заявления заказчика (организатора) и документов, а именно копии решения суда о понуждении такого юридического и физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, к заключению договора и (или) его письменного отказа от заключения договора (подп. 5.1 п. 5 Инструкции).

Тем самым законодатель предполагает возможность обращения в суд с требованием о понуждении юридического и физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, признанного победителем, которое отказывается от заключения договора на государственную закупку, к заключению такого договора. При принятии решения судом об удовлетворении требований заказчика с участником заключается договор на основании решения суда, в том числе при принудительном исполнении.

В целом споры о заключении договоров подразделяются на споры о понуждении к заключению договоров и споры о разногласиях по условиям договоров. Разрешение споров о понуждении к заключению договоров осуществляется судом в тех случаях, когда актом законодательства установлена обязанность одной из сторон заключить договор (в частности, в случае заключения договора с лицом, выигравшим торги, а также в силу действия специальных норм в законодательстве о государственных закупках), а споров о разногласиях по договору — в тех случаях, когда они переданы на разрешение суда в порядке, предусмотренном ст. 415 ГК, либо в силу соглашения сторон (ч. 2 п. 9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 N 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров»).

В рассматриваемом случае речь идет о первой группе споров, поскольку как таковых разногласий не может быть в силу того, что участник-победитель при подаче предложения выразил свое согласие с условиями проекта договора на государственную закупку и не вправе их изменять.

В свою очередь, требование о понуждении к заключению договора на государственную закупку может быть заявлено на основании норм п. 5, 6 ст. 418 ГК, подп. 5.1 п. 5 Инструкции, и в случае уклонения от заключения договора одной из сторон другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения (п. 5 ст. 418 ГК). Одновременно п. 6 ст. 418 ГК устанавливает, что законодательными актами может устанавливаться иной порядок организации и проведения торгов. Законом установлен иной порядок организации и проведения торгов, однако, полагаем, специальные правовые последствия в Законе не исключают действие п. 5 ст. 418 ГК.

Таким образом, протоколы разногласий в указанной ситуации при заключении договора на государственную закупку между участником-победителем и заказчиком не допускаются в силу действия специальных норм в Законе и, поскольку законодательством о государственных закупках предусмотрена возможность понуждения к заключению договора на государственную закупку участника-победителя при его отказе от заключения договора, что свидетельствует об обязательности заключения договора (ст. 418 ГК), как таковой спор о разногласиях по договору отсутствует, что исключает применение ст. 415 ГК.