Институт государственно-частного партнерства поступательно развивается в последнее время. Этот вопрос рассматривается также на площадке Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В Решении Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств от 29.05.2014 N 70 «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2014 — 2015 годы» (принято в г. Астане 29.05.2014) было рекомендовано правительствам государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства учитывать при проведении макроэкономической политики одобренные основные ориентиры макроэкономической политики государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2014 — 2015 годы.
Среди таких ориентиров в части развития кредитно-финансовой системы — государственно-частное партнерство. В частности, было рекомендовано, чтобы государства-члены уделяли внимание привлечению внутренних источников финансирования к реализации крупных инвестиционных проектов на основе использования режимов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений, а также путем совершенствования правовых механизмов в данной области и расширения сфер их применения.
Среди задач на 2014 — 2015 годы наряду с другими было определено продолжить формирование законодательной базы государств-членов, регламентирующей порядок применения механизмов государственно-частного партнерства, на основе лучших практик.
Анализируя принятые государствами-членами нормативные правовые акты в сфере государственно-частного партнерства, можно отметить, что поставленная задача выполнена.
В Российской Федерации принят Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон России), который вступил в силу с 1 января 2016 г.
Принят Закон Республики Казахстан от 31.10.2015 N 379-V «О государственно-частном партнерстве» (далее — Закон Казахстана), который вступил в силу 23 ноября 2015 г.
Принят Закон Республики Беларусь от 30.12.2015 N 345-З «О государственно-частном партнерстве» (далее — Закон Республики Беларусь), который вступит в силу через шесть месяцев.
Кроме того, в этот период появился модельный закон «О публично-частном партнерстве», принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 28.11.2014 N 41-9 (далее — модельный закон), который носит рекомендательный характер.
Законодательство государств — членов ЕАЭС в сфере государственно-частного партнерства определяет правовые условия для привлечения инвестиций в экономику государства с использованием механизма государственно-частного партнерства, понятийный аппарат, компетенцию государственных органов в этой сфере, порядок проведения конкурса по выбору частного партнера, формы государственно-частного партнерства, обязательства государственного и частного партнеров, гарантии прав участников государственно-частного партнерства и т.д.
Нижеприведенный сравнительный анализ законодательных актов позволяет выявить общие подходы и различия в формировании законодательства в сфере государственно-частного партнерства в государствах — членах ЕАЭС.
Сравнительный анализ законодательства о государственно-частном партнерстве в государствах — членах ЕАЭС и модельного закона
Модельный закон |
Республика Беларусь |
Российская Федерация |
Республика Казахстан |
Государственный партнер |
|||
Публичный партнер — государство, муниципальное или иное публичное образование в лице органа власти или иной организации, наделенной полномочиями заключать соглашение о государственно-частном партнерстве (далее — соглашение о ГЧП), а также иная организация, наделенная специальными полномочиями заключать соглашение о ГЧП (п. 2 ст. 14 модельного закона) |
Государственный партнер — Республика Беларусь, от имени которой выступают уполномоченные Президентом Республики Беларусь государственный орган или иная государственная организация, уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь республиканский орган государственного управления или иная государственная организация, подчиненная Совету Министров Республики Беларусь, или административно-территориальная единица, от имени которой выступает местный исполнительный и распорядительный орган, заключившие соглашение о государственно-частном партнерстве (абз. 2 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь) |
Публичный партнер — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (п. 4 ст. 3 Федерального закона) |
Государственный партнер — Республика Казахстан, от имени которой выступают Правительство Республики Казахстан или местный исполнительный орган области, города республиканского значения и столицы, а также уполномоченные ими иные государственные органы и субъекты квазигосударственного сектора, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, заключившие договор государственно-частного партнерства (п. 5 ст. 1 Закона Казахстана) |
Общие подходы при определении государственного партнера: это специально уполномоченный государственный орган (организация) и местные органы власти и управления. Среди отличий: в Республике Казахстан в качестве государственного партнера могут выступать уполномоченные юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству. Именно эти юридические лица исключены из субъектного состава частного партнера в других рассматриваемых странах |
|||
Частный партнер |
|||
Частный партнер — индивидуальный предприниматель, национальное юридическое лицо, иностранное юридическое лицо или действующие без образования юридического лица на основании соглашения два и более юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, за исключением лиц, находящихся под контролем публичного партнера (преобладающее участие в уставном (складочном) капитале; более 50% состава коллегиального исполнительного органа принадлежит публичному партнеру) (ст. 14 модельного закона) |
Частный партнер — юридическое лицо (за исключением государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и государственных объединений, а также хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам), иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, индивидуальный предприниматель, заключившие соглашение о государственно-частном партнерстве (абз. 3 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь) |
Частный партнер — российское юридическое лицо, с которым в соответствии с Федеральным законом заключено соглашение (п. 5 ст. 3 Закона России). Не могут являться частными партнерами, а также участвовать на стороне частного партнера следующие юридические лица: 1) государственные и муниципальные унитарные предприятия; 2) государственные и муниципальные учреждения; 3) публично-правовые компании и иные создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов юридические лица; 4) хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования; 5) дочерние хозяйственные общества, находящиеся под контролем указанных в п. 1 — 4 организаций; 6) некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в форме фондов; 7) некоммерческие организации, созданные указанными в п. 1 — 6 организациями в форме фондов (п. 2 ст. 5 Закона России) |
Частный партнер — индивидуальный предприниматель, простое товарищество, консорциум или юридическое лицо, за исключением лиц, выступающих государственными партнерами в соответствии с Законом, заключившие договор государственно-частного партнерства (п. 2 ст. 1 Закона) |
Общий подход при определении частного партнера: это коммерческие субъекты хозяйствования (национальные и иностранные), за исключением находящихся под контролем государства (имущество (доли, акции более 50%) которых находится в государственной собственности). В Республике Беларусь законодатель также пошел по пути исключения таких субъектов хозяйствования из субъектного состава частного партнера, иначе получилось бы государственно-государственное партнерство. Вместе с тем не включены такие субъекты хозяйствования и в субъектный состав государственного партнера. Отличие: в Российской Федерации частным партнером может выступать только российское юридическое лицо |
|||
Определение государственно-частного партнерства (ГЧП) |
|||
Публично-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок, основанное на объединении ресурсов (денежных средств и иного имущества, профессиональных и иных знаний, опыта, навыков и умений) и распределении рисков (в том числе рисков финансирования, строительства, обеспечения доступности или спроса в отношении объекта публично-частного партнерства или соответствующих публичных услуг и связанных с ними рисков) взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров в целях решения государственных, муниципальных и иных общественно значимых задач, находящихся в сфере публичного интереса и контроля (абз. 2 ст. 2 модельного закона) |
Государственно-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров в целях объединения ресурсов и распределения рисков, отвечающее целям, задачам и принципам, установленным Законом, осуществляемое в форме соглашения о государственно-частном партнерстве (абз. 4 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь) |
Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Законом России в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества (п. 1 ст. 3 Закона России) |
Государственно-частное партнерство — форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая признакам, определенным Законом (п. 6 ст. 1 Закона) |
Общий подход: ГЧП квалифицируется как юридически оформленный договор, включающий в обязательном порядке объединение ресурсов государственного и частного партнеров и распределение между ними рисков |
|||
Сферы (объекты) государственно-частного партнерства |
|||
Объекты публично-частного партнерства — находящиеся в сфере публичного интереса и контроля и являющиеся объектом соглашения о публично-частном партнерстве недвижимые вещи, движимые вещи, иное имущество, включая имущественные права, несколько указанных объектов, связанных между собой, а также результаты работ и оказание услуг (абз. 4 ст. 2 модельного закона) |
Объекты инфраструктуры в различных сферах осуществления ГЧП — все сферы деятельности без изъятий (ст. 5 Закона Республики Беларусь) |
Объектом соглашения может быть только имущество, в отношении которого законодательством Российской Федерации не установлены принадлежность исключительно к государственной, муниципальной собственности или запрет на отчуждение в частную собственность либо на нахождение в частной собственности (ст. 7 Закона России) |
Сферы применения ГЧП — во всех отраслях (сферах) экономики. Не могут быть переданы в ГЧП объекты, перечень которых определяется Президентом Республики Казахстан (ст. 6 Закона) |
Отличия: в Республике Беларусь определены сферы деятельности осуществления ГЧП без изъятий; в Российской Федерации определены объекты, которые могут быть переданы (с изъятиями); в Республике Казахстан определены сферы деятельности с изъятиями |
|||
Форма государственно-частного партнерства |
|||
Формы публично-частного партнерства — соглашение о публично-частном партнерстве; участие в компании публично-частного партнерства, иные формы в соответствии с законодательством государств (ст. 6 модельного закона) |
Форма государственно-частного партнерства — соглашение о ГЧП (абз. 4 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь) |
Форма государственно-частного партнерства — соглашение о ГЧП (п. 1 и 3 ст. 3, ст. 6 Закона России) |
Способы осуществления государственно-частного партнерства — институциональное и контрактное. Институциональное государственно-частное партнерство реализуется компанией государственно-частного партнерства в соответствии с договором государственно-частного партнерства. Контрактное государственно-частное партнерство осуществляется в следующих видах: концессии, доверительного управления государственным имуществом, имущественного найма (аренды) государственного имущества, лизинг, договор, заключаемый на разработку технологии, изготовление опытного образца, опытно-промышленное испытание и мелкосерийное производство, контракт жизненного цикла, сервисный контракт, иные договоры, соответствующие признакам государственно-частного партнерства (ст. 7 Закона) |
Общее: в Республике Беларусь и Российской Федерации формой ГЧП является соглашение о ГЧП (договорная форма). Отличия: в Республике Казахстан также договорная форма ГЧП, но имеет различные виды — институциональное ГЧП (создание юридического лица с участием государственного и частного партнеров) и контрактное; в Республике Беларусь также допускается институциональная форма ГЧП (ч. 2 п. 3 ст. 26 Закона Республики Беларусь) |
|||
Соглашение (договор) о государственно-частном партнерстве |
|||
Соглашение о публично-частном партнерстве — гражданско-правовой договор, устанавливающий условия осуществления проекта государственно-частного партнерства (абз. 5 ст. 2 модельного закона) |
Соглашение о государственно-частном партнерстве — письменное соглашение между государственным и частным партнерами, определяющее права, обязанности и ответственность сторон, а также иные условия реализации проекта государственно-частного партнерства (абз. 8 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь) |
Соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве — гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, которые установлены Законом России (п. 3 ст. 3 Закона России) |
Договор государственно-частного партнерства — письменное соглашение, определяющее права, обязанности и ответственность сторон договора государственно-частного партнерства, иные условия договора государственно-частного партнерства в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства (п. 16 ст. 1 Закона Казахстана) |
Общее: во всех странах соглашение — это письменный договор, определяющий права, обязанности и ответственность сторон |
|||
Применимое право по соглашению (договору) о государственно-частном партнерстве |
|||
|
Правом, применимым к соглашению о ГЧП, является законодательство Республики Беларусь (п. 3 ст. 24 Закона Республики Беларусь) |
Закон России специальной нормы не содержит. Исходя из нормы о том, что в качестве частного партнера может выступать российское юридическое лицо, с которым в соответствии с Законом России заключено соглашение (п. 5 ст. 3 Закона России), применимое право — право Российской Федерации |
Применимое право по договору государственно-частного партнерства в случае, если частным партнером является нерезидент Республики Казахстан, определяется сторонами договора государственно-частного партнерства (п. 3 ст. 46 Закона Казахстана) |
Общее: в Республике Беларусь и Российской Федерации применимое право — национальное. Отличия: в Республике Казахстан применимое право может быть и не национальное |
|||
Обязательства государственного (публичного) партнера по соглашению (договору) о государственно-частном партнерстве |
|||
Обязательства публичного партнера: предоставляет права владения и (или) пользования: объектом публично-частного партнерства; иными объектами; земельными участками; результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации; принимает на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию либо иное улучшение объекта, его использование (эксплуатацию); предоставляет государственные или муниципальные гарантии; иные обязательства (п. 2, 3 ст. 12 модельного закона) |
Обязательства государственного партнера: 1) предоставить в аренду, постоянное или временное пользование земельные участки, на которых располагаются или должны располагаться объекты инфраструктуры, для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве; 2) предоставить частному партнеру объект инфраструктуры, предназначенный для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве, во владение, пользование, в том числе безвозмездное пользование; 3) передать частному партнеру исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, необходимые для исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве; 4) передать частному партнеру во владение, пользование, в том числе безвозмездное пользование, иное недвижимое и (или) движимое государственное имущество; 5) принять в собственность возведенный частным партнером объект инфраструктуры в сроки, порядке и на условиях, определенных соглашением о государственно-частном партнерстве; 6) направлять частному партнеру средства республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с условиями соглашения о государственно-частном партнерстве; 7) иные обязательства, связанные с деятельностью, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве (ст. 25 Закона Республики Беларусь) |
Публичный партнер обязуется: 1) предоставить частному партнеру права владения и пользования недвижимым имуществом и (или) недвижимое имущество для осуществления указанной в соглашении деятельности; 2) обеспечить возникновение права собственности частного партнера на объект соглашения при условии соблюдения требований, предусмотренных Законом России и соглашением; 3) иные обязательства (п. 1 ст. 12 Закона России) |
Государственный партнер обязан: 1) передать частному партнеру права на объект ГЧП на условиях и в сроки, предусмотренные договором о ГЧП; 2) соблюдать иные требования и условия договора о ГЧП и законодательства (п. 2 ст. 17 Закона) |
Общее: обязательства государственного партнера аналогичны и носят неисчерпывающий характер, т.е. государственный партнер может принимать на себя и иные обязательства, связанные с деятельностью по соглашению о ГЧП |
|||
Обязательства частного партнера по соглашению (договору) о государственно-частном партнерстве |
|||
Обязательства частного партнера частично или полностью за свой счет: осуществляет проектирование и (или) строительство либо иное создание и (или) реконструкцию либо иное улучшение объекта публично-частного партнерства; выполняет иные работы или оказывает услуги, связанные с объектом; передает публичному партнеру результат выполненных работ с получением в дальнейшем права владения и (или) пользования объектом (п. 1 ст. 12 модельного закона) |
Частный партнер принимает на себя обязательства: по проектированию, возведению, реконструкции, реставрации, ремонту, модернизации, а также техническому обслуживанию и (или) эксплуатации объекта инфраструктуры; обеспечивает полное или частичное финансирование принятых на себя обязательств на условиях и в порядке, определенных соглашением о государственно-частном партнерстве; иные обязательства, связанные с деятельностью, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве. Если частный партнер является нерезидентом Республики Беларусь, он должен создать юридическое лицо в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 26 Закона Республики Беларусь) |
Частный партнер обязуется: 1) создать полностью или частично за счет собственных либо привлеченных средств являющиеся объектом соглашения, технологически связанные между собой недвижимое имущество и (или) недвижимое имущество и движимое имущество; 2) осуществлять эксплуатацию и (или) техническое обслуживание такого имущества; 3) иные обязательства (п. 1 ст. 12 Закона России) |
Частный партнер обязан: сохранять профиль объектов государственно-частного партнерства, обеспечить передачу объекта государственно-частного партнерства государственному партнеру в надлежащем техническом состоянии; обеспечивать качество и доступность товаров, работ и услуг в рамках договора о государственно-частном партнерстве; обеспечить целевое использование средств, выделенных для реализации проекта государственно-частного партнерства; соблюдать иные требования (п. 2 ст. 16 Закона) |
Общее: обязательства частного партнера аналогичны и носят неисчерпывающий характер |
|||
Финансирование соглашения (договора) о государственно-частном партнерстве |
|||
1) полностью или частично средства частного партнера с привлеченным финансированием (ч. 1 п. 1 ст. 12 модельного закона); 2) часть расходов может принимать на себя публичный партнер (ч. 1 п. 3 ст. 12 модельного закона); 3) предоставление частному партнеру государственных и муниципальных гарантий со стороны публичного партнера (п. 1 ст. 12 модельного закона); 4) иное финансирование (ч. 3 п. 3 ст. 12 модельного закона) |
Может осуществляться за счет: 1) собственных денежных средств частного партнера; 2) заемных денежных средств частного партнера; 3) средств республиканского и (или) местного бюджетов; 4) иных средств, не запрещенных законодательством Республики Беларусь (п. 1 ст. 28 Закона Республики Беларусь) |
1) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения (п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона России); 2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения (п. 2 ч. 3 ст. 6 Закона России); 3) обеспечение публичным партнером частичного финансирования создания частным партнером объекта соглашения, а также финансирование его эксплуатации и (или) технического обслуживания (финансирование создания объекта соглашения, его эксплуатации и (или) технического обслуживания за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется исключительно за счет предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации) (п. 5 ст. 6 Закона России) |
Может осуществляться за счет: 1) собственных средств частного партнера; 2) средств, заимствованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 3) средств государственного бюджета; 4) средств субъектов квазигосударственного сектора; 5) иных средств, не запрещенных законодательством Республики Казахстан (п. 1 ст. 9 Закона) |
Общее: источники финансирования соглашения о ГЧП аналогичны и носят неисчерпывающий характер |