Реализация права на информацию в Республике Беларусь

Социальной предпосылкой законодательного закрепления права на информацию является объективная необходимость правового обеспечения удовлетворения различных информационных потребностей человека, общества и государства.

Принцип свободы информации в Республике Беларусь закреплен в Конституции Республики Беларусь в таких конституционных правах, как: свобода мнений, убеждений, свободное их выражение (часть 1 статьи 33); право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (часть 1 статьи 34); свобода массовой информации (часть 2 статьи 33); свобода всех видов творчества (часть 2 статьи 51); право на доступ к культурным ценностям (часть 1 статьи 51). Ограничение свободы информации допустимо лишь в случаях, предусмотренных национальным законодательством.

Принцип свободы информации обеспечивается государственными гарантиями, к которым в соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Республики Беларусь относится обязанность государственных органов, общественных объединений и должностных лиц предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы, а также обязанность государственных органов, должностных лиц, исполняющих государственные функции, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (статья 59 Конституции Республики Беларусь).

Право граждан на информацию может быть реализовано как посредством деятельности государственных органов, так и непосредственно самими гражданами.

Согласно статье 15 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон об информации) информация в зависимости от категории доступа делится на общедоступную информацию и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Не могут быть ограничены доступ, распространение и (или) предоставление следующей информации:

  • о правах, свободах, законных интересах и обязанностях физических лиц, правах, законных интересах и обязанностях юридических лиц и о порядке реализации прав, свобод и законных интересов, исполнения обязанностей;
  • о деятельности государственных органов, общественных объединений;
  • о правовом статусе государственных органов, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь;
  • о социально-экономическом развитии Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;
  • о чрезвычайных ситуациях, экологической, санитарно-эпидемиологической обстановке, гидрометеорологической и иной информации, отражающей состояние общественной безопасности;
  • о состоянии здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства;
  • о состоянии преступности, а также о фактах нарушения законности;
  • о льготах и компенсациях, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;
  • о размерах золотого запаса;
  • об обобщенных показателях по внешней задолженности;
  • о состоянии здоровья должностных лиц, занимающих должности, включенные в Перечень высших государственных должностей Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 08.11.2001 N 644 «Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь»;
  • накапливаемой в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах государственных органов, физических и юридических лиц, созданных (предназначенных) для информационного обслуживания физических лиц (часть 2 статьи 16 Закона об информации).

Согласно статье 22 Закона об информации к основным способам распространения и предоставления государственным органом общедоступной информации относятся:

  • распространение в средствах массовой информации;
  • размещение в государственном органе в доступном для обозрения месте (на информационных стендах, табло и (или) иным способом);
  • размещение на интернет-сайтах или других государственных информационных ресурсах глобальной компьютерной сети Интернет;
  • проведение открытых заседаний, на которых обеспечивается возможность присутствия физических лиц, их представителей, представителей юридических лиц;
  • предоставление на основании обращения заинтересованного государственного органа, физического или юридического лица;
  • распространение и (или) предоставление иными способами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Закона Республики Беларусь от 17.07.2008 N 427-З «О средствах массовой информации» предоставление сведений о деятельности государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц, а также их должностных лиц средствам массовой информации может осуществляться путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и иными способами.

Как правило, распространение и предоставление общедоступной информации осуществляется на безвозмездной основе. Однако в соответствии с законодательством Республики Беларусь могут быть установлены случаи, когда предоставление информации осуществляется на платной основе.

Предоставление общедоступной информации также может осуществляться на основании обращения (в письменной, электронной или устной форме) заинтересованного государственного органа, физического или юридического лица к обладателю такой информации (статья 21 Закона об информации).

Право на получение информации путем обращений в соответствующие органы предусмотрено конституционными нормами и означает, что государство на уровне Конституции Республики Беларусь гарантирует каждому гражданину в случае необходимости возможность обращаться в различные инстанции для уяснения законности своих интересов, возможности защиты своих прав и свобод (статья 34 Конституции Республики Беларусь).

Согласно части 3 статьи 21 Закона об информации предоставление общедоступной информации на основании обращения может осуществляться посредством:

  • устного изложения содержания запрашиваемой информации;
  • ознакомления с документами, содержащими запрашиваемую информацию;
  • представления копии документа, содержащего запрашиваемую информацию, или выписок из него;
  • представления письменного или электронного ответа (справки), содержащего (содержащей) запрашиваемую информацию.

Пунктом 3 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» определено, что срок рассмотрения письменного обращения о предоставлении общедоступной информации составляет 15 дней, а обращения, требующего дополнительного изучения и проверки, — один месяц, если иной срок не установлен законодательными актами.

Несоблюдение норм, обеспечивающих реализацию права граждан на информацию, влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Так, в соответствии со статьей 9.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривается административная ответственность за незаконный отказ должностного лица в представлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной информации.

Защита права гражданина на получение доступа к архивному документу предусматривается статьей 22.10 КоАП, согласно которой должностное лицо подлежит административной ответственности при незаконном отказе в доступе к архивному документу.

Статья 9.13 КоАП обеспечивает соблюдение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.

В связи с тем что реализация права на информацию, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение осуществляется в том числе с помощью средств массовой информации, статьей 22.9 КоАП предусматривается ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.