Обеспечение законности в экономической сфере, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности являются стратегическими факторами устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь.
Вместе с тем рост числа совершаемых правонарушений, направленных против порядка осуществления экономической деятельности, требует концентрации усилий соответствующих государственных органов по выявлению и предотвращению преступлений и административных правонарушений в сфере экономики.
Однако борьба с преступностью не должна сводиться лишь к выявлению виновных лиц и обеспечению ответственности за совершенное правонарушение.
Не менее важным направлением деятельности государственных органов являются профилактика правонарушений в хозяйственной (экономической) сфере, устранение причин и условий, способствующих их совершению.
Результативность профилактической работы зависит от установления причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
К ним относятся:
- несовершенство законодательства, регулирующего хозяйственный (экономический) оборот (внутренняя несогласованность и противоречивость нормативных правовых актов; несоответствие нормативных правовых актов правовым актам более высокой юридической силы; неполное регулирование законодательством возникающих правовых отношений);
- неправомерные действия государственных органов и должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности (неправомерные действия, вызванные причинами, указанными в предыдущей группе); совершение административных правонарушений и уголовно наказуемых деяний в сфере хозяйственных (экономических) отношений;
- низкий уровень юридической грамотности и правовой культуры участников хозяйственного (экономического) оборота <1>.
<1> Денисевич, А.В. Правовое регулирование деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Профилактика правонарушений представляет собой целенаправленную деятельность органов государства, в результате которой:
- происходит формирование законодательства, которое включает в себя не только меры ответственности, но и механизм их реализации;
- определяется круг государственных органов и должностных лиц, уполномоченных решать задачи профилактики правонарушений, с четким разграничением их полномочий;
- осуществляется контроль эффективности выполнения задач, возложенных на систему предупреждения правонарушений;
- создаются правовые механизмы мотивации законопослушного поведения граждан, а также исправительного воздействия на правонарушителей.
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 N 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон N 453-З) профилактика правонарушений — система социальных, правовых и иных мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений, принимаемых государственными органами (организациями), иными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Система указанных мер подразделяется на две группы: меры общей профилактики и меры индивидуальной профилактики.
Понятие «общая профилактика правонарушений» определяется в Законе N 453-З как деятельность по предотвращению и пресечению правонарушений, выявлению, анализу, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявлению, учету, правовому воспитанию граждан, склонных к противоправному поведению.
Индивидуальная профилактика правонарушений представляет собой деятельность субъектов профилактики по оказанию корректирующего воздействия на граждан, склонных к противоправному поведению и (или) совершивших правонарушения, в целях недопущения совершения ими правонарушений.
К мерам общей профилактики экономических правонарушений, осуществляемых субъектами профилактики, относятся:
- проведение мониторинга, то есть постоянное наблюдение, оценка и прогноз социальных явлений криминогенного и антикриминогенного характера, а также состояния борьбы с преступностью;
- создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений и других правонарушений на определенной территории (объекте) или в сфере экономических отношений;
- участие в пределах своей компетенции в правовой пропаганде среди населения;
- организация технических и инженерных мероприятий по обеспечению экономической безопасности;
- обмен информацией о криминогенных факторах с государственными правоохранительными и иными органами, общественными организациями, профессиональными союзами;
- разработка и реализация программ борьбы с преступностью и предупреждения преступлений и других экономических правонарушений;
- криминологическая экспертиза проектов нормативных правовых актов.
К мерам индивидуальной профилактики экономических правонарушений относятся:
- планирование мер индивидуальной профилактики;
- выявление и изучение лиц, подлежащих профилактике, и источников негативного воздействия на них;
- проверка объекта профилактики по оперативным учетам, постановка его на профилактический учет;
- прогнозирование индивидуального поведения объекта профилактики;
- непосредственное профилактическое воздействие (профилактическая беседа);
- направление информации о причинах и условиях противоправного поведения;
- наблюдение и контроль за ходом социальной реабилитации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в отношении которых судимость не снята и не погашена;
- административный надзор;
- проверка результатов проведенных профилактических мероприятий.
Объектами профилактической деятельности являются:
- негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных экономических, финансовых и налоговых правонарушений или облегчающие их совершение;
- юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, в отношении которых контролирующими и надзорными органами в соответствии с законодательством принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных правил, нормативов и стандартов;
- лица, замышляющие или подготавливающие экономические правонарушения;
- лица, в отношении которых контролирующими (надзорными) органами осуществляется контроль за их поведением в предусмотренных законодательством случаях;
- лица, привлекаемые к ответственности за совершение экономических преступлений и правонарушений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении указанных преступлений, если уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям;
- лица, являющиеся потенциальными и реальными жертвами экономических преступлений вследствие своего возраста, поведения, образа жизни, физических, психических или психологических особенностей, социально-ролевых установок.
Субъектами профилактики экономических правонарушений являются государственные органы, предприятия, учреждения, организации; общественные организации; трудовые коллективы и отдельные граждане. Они осуществляют ее в пределах возложенных на них обязанностей и предоставленных им прав.
Перечень государственных органов, осуществляющих профилактику и предупреждение правонарушений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, установлен в статье 13 Закона N 453-З.
Так, в целях выявления, анализа, предупреждения и устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности:
- органами внутренних дел, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, другими государственными органами (организациями), осуществляющими проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, проводятся в установленном порядке проверки состояния в организациях работы по борьбе с хищениями;
- органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, другими государственными органами (организациями), осуществляющими проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, проводятся в установленном порядке проверки расходования бюджетных средств, а также мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений в реальном секторе экономики и социальной сфере;
- органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь принимаются меры по совершенствованию методики проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;
- органами внутренних дел во взаимодействии с жилищно-эксплуатационными службами, средствами массовой информации осуществляется информирование организаций и граждан о необходимости оборудования помещений средствами охраны и безопасности, входных дверей в подъезды домов домофонами, кодовыми замками и средствами видеонаблюдения;
- местными исполнительными и распорядительными органами принимаются меры по строительству охраняемых стоянок транспортных средств и созданию гаражно-строительных кооперативов, оборудованию и поддержанию в технически исправном состоянии систем электроосвещения в гаражных массивах, на стоянках транспортных средств, выделению при проектировании и строительстве в жилых комплексах мест под гаражи и стоянки для транспортных средств граждан из расчета одно транспортное средство на одну квартиру.
Применяемые субъектами профилактики меры направлены, прежде всего, на декриминализацию предпринимательской сферы, создание благоприятных условий для инновационной деятельности, раскрепощение деловой инициативы, развитие предпринимательской активности, формирование развитой конкурентной среды, что является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики.
В целях выполнения пункта 5 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и придания контрольной (надзорной) деятельности предупредительного характера, перехода к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности, часть пятая пункта 15 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» определяет меры профилактического и предупредительного характера, реализуемые контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с проверяемыми субъектами, подлежащими контролю (надзору). К ним относятся:
- проведение мониторинга, направление рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
- проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
- информирование субъектов (в том числе с использованием средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
- проведение семинаров, круглых столов и другого.
К указанным мерам профилактического и предупредительного характера, направленным на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности, относится также ведение Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 N 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».
Деятельность соответствующих государственных органов в сфере профилактики экономических правонарушений многогранна и основывается на использовании различных предоставленных законодательством правовых, оперативно-розыскных, организационных и иных мер.
Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры профилактики экономических правонарушений:
- обеспечение безопасности физических и юридических лиц, на права и законные интересы которых возможно преступное посягательство;
- контроль за своевременным поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, принятие по ним соответствующих решений;
- применение предусмотренных законодательством мер воздействия к лицам, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, и административные правонарушения, в целях предупреждения с их стороны тяжких преступлений;
- внесение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в государственные органы, общественные организации, должностным лицам представлений об устранении выявленных в ходе расследования дел причин и условий, способствующих совершению преступлений;
- внесение в соответствии с законодательством представлений о замене мер наказания, не связанных с лишением свободы, либо иных мер на реальное отбывание наказания;
- изъятие из пользования юридических и физических лиц предметов, оборот которых ограничен и которые могут быть использованы при совершении преступлений.
Оперативно-розыскные меры профилактики экономических правонарушений:
- сбор, обобщение, анализ и реализация оперативно-розыскной информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью принятия необходимых мер для их склонения к отказу от совершения экономических преступлений;
- своевременное разобщение выявленных преступных групп, в том числе организованных, и принятие мер к прекращению преступной деятельности входящих в них лиц на ранних стадиях подготовки преступлений, а также исключающих возможность их совершения;
- принятие исчерпывающих мер по розыску и задержанию лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.
Организационные и иные меры профилактики экономических правонарушений:
- оперативное реагирование с использованием всех имеющихся сил и средств на сообщения граждан, должностных лиц и иную информацию о причинах, условиях, обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, а также о подготавливаемых преступных посягательствах;
- накопление, систематизация и использование информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законодательством мер;
- проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по предупреждению деятельности преступных групп;
- привлечение населения, общественности к работе по предупреждению экономических правонарушений;
- осуществление взаимодействия правоохранительных и контрольных (надзорных) органов с государственными органами, учреждениями, организациями, общественными объединениями правоохранительной направленности, трудовыми коллективами в работе по предупреждению экономических преступлений;
- оказание услуг по защите и охране имущества юридических и физических лиц на основе заключения договоров в порядке, определенном действующим законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами;
- организация контроля за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законодательством ограничений с целью недопущения совершения с их стороны преступлений.
Научно-методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики экономических правонарушений возлагается на органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, которые принимают меры по совершенствованию методики проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Деятельность органов прокуратуры по профилактике экономических правонарушений.
В системе органов профилактики экономических правонарушений прокуратура занимает особое место.
Специфика деятельности прокуратуры состоит в том, что в ее функции входит, прежде всего, надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Осуществляя надзор, проводимый на основе принципов законности, гласности и неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение, прокурор в пределах своей компетенции способствует выявлению, устранению и искоренению причин правонарушений и условий, им способствующих, а также оказывает непосредственное индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением.
Деятельность прокурора по устранению конкретных нарушений законодательства, а также сам факт существования прокурорского надзора и неотвратимости ответственности, которую он обеспечивает, оказывают также общепрофилактическое воздействие на возможных правонарушителей, определяют направленность усилий органов профилактики на соблюдение субъектами нормативных правовых актов.
Роль прокурора в профилактике экономических правонарушений сводится к предотвращению готовящихся, раскрытию совершенных и пресечению обнаруженных начавшихся правонарушений.
Свои задачи прокурор выполняет путем предъявления требований по устранению допущенного нарушения законности, выявлению и наказанию виновных лиц, устранению причин правонарушений и условий, им способствующих.
Среди многообразия форм и методов, применяемых в прокурорской практике, именно требования прокурора, оформленные актами, предусмотренными главой 10 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон N 220-З), являются наиболее эффективным средством предупреждения правонарушений.
Так, в основе решения прокурора всегда лежит конкретный доказанный факт правонарушения. В связи с этим акты прокурорского реагирования имеют целью устранение допущенного нарушения законодательства, как правило, в течение небольшого промежутка времени. Если речь идет об административном или уголовно-правовом правонарушении, прокурор обеспечивает своевременное административное или уголовное преследование, а также контроль за его осуществлением.
Акты прокурорского реагирования, фиксируя формальную сторону правонарушения, несут большое предупредительное значение, поскольку основываются на норме права и обеспечиваются необходимыми механизмами их реализации.
Важным свойством актов прокурорского реагирования является их добровольная реализация лицом, которому они адресованы. Добровольное устранение допущенного нарушения закона более эффективно, чем при участии государственных органов принуждения: быстрее достигается поставленная прокурором цель и надежнее формируется законопослушное поведение потенциального правонарушителя.
В силу добровольности исполнения требований прокурора повышается гарантия качественного и своевременного устранения допущенного нарушения законности. Это обусловлено тем, что правонарушение не всегда совершается умышленно. Правонарушитель зачастую отступает от закона в связи с незнанием его либо под давлением неблагоприятных обстоятельств. Прокурор не только раскрывает правонарушителю незаконный характер совершенного им деяния, но и дает ему возможные варианты устранения нарушения законодательства, называет возможные последствия неисполнения. В подавляющем большинстве случаев правонарушитель исполняет требования прокурора, восстанавливает законность и в дальнейшем не нарушает законодательство.
Профилактический эффект актов прокурора обусловлен их законностью, гласностью и неотвратимостью ответственности, которую они гарантируют. Незаконное требование прокурора выполняет противоположную роль: дискредитирует саму идею профилактики правонарушений. Поэтому законодатель определил возможность оспорить решения (действия) прокурора в судебном порядке (часть 3 статьи 9 Закона N 220-З).
Это связано с тем, что профилактическое воздействие оказывают только требования прокурора, основанные на действующем законодательстве. При этом наличие возможности оспорить акты прокурорского реагирования не снижает их предупредительного воздействия, поскольку наличие этой нормы свидетельствует о распространении действия принципа законности на всех субъектов правоприменения, в том числе и прокуроров.
На всех этапах надзорной деятельности осуществляется контроль реализации заявленных прокурором требований, что позволяет добиваться их выполнения в установленные сроки и в полном объеме. Так, при наличии информации о бездействии должностного лица, обязанного принять меры по устранению нарушения законодательства, на которые указал прокурор в своем акте реагирования, прокурор может осуществить проверку выполнения его требований и по ее итогам направить соответствующее представление вышестоящему должностному лицу для принятия срочных мер по устранению выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности подчиненного ему лица, допустившего нарушение законодательства.
Прокурор также в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях вправе самостоятельно составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 24.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за непринятие мер по представлению об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Вместе с тем контроль реализации актов прокурора осуществляется с целью того, чтобы добиться устранения выявленных нарушений законности, причин и условий, этому способствующих, а не ради наказания нерадивого чиновника. Поэтому, осуществляя контроль исполнения своих требований, прокурор первоначально решает вопрос, связанный с устранением допущенного нарушения закона, а потом, если есть необходимость, и вопрос о привлечении должностного лица к ответственности.
Таким образом, акты прокурорского реагирования по устранению выявленных нарушений законности обладают свойствами, которые обеспечивают реализацию профилактического эффекта в результате их применения.
Одним из направлений профилактики органами прокуратуры экономических правонарушений является проведение государственным учреждением «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь» обязательной криминологической экспертизы проектов правовых актов (правовых актов) указанной сферы правоотношений.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке проведения криминологической экспертизы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.05.2007 N 244 «О криминологической экспертизе», криминологическая экспертиза осуществляется в целях предотвращения возможных криминогенных последствий принятия (издания) правовых актов, обеспечения их эффективного влияния на укрепление законности и правопорядка и представляет собой исследование содержания проекта правового акта (правового акта) в целях выявления в нем норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение рисков криминогенного характера в различных сферах общественных отношений.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь, осуществляя надзор за законностью проектов правовых актов (правовых актов) республиканских органов государственного управления, иных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов, своевременно и принципиально реагирует на факты ограничения конкуренции и создания условий для региональных ограничений в торговле товарами, выполнении работ (оказании услуг) и т.п.
В целях профилактики и предупреждения правонарушений органы прокуратуры принимают участие в нормотворческой деятельности и совершенствовании практики применения законодательства посредством:
- издания Генеральным прокурором Республики Беларусь в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в форме приказов, в том числе утверждающих положения и инструкции, направленные на точное и единообразное применение органами прокуратуры нормативных правовых актов при осуществлении надзорных функций и профилактики правонарушений;
- внесения Генеральным прокурором Республики Беларусь на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь предложений о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений;
- принятия Генеральной прокуратурой Республики Беларусь участия в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов;
- направления в установленном порядке Генеральным прокурором Республики Беларусь, его заместителями, нижестоящими прокурорами территориальных и специализированных прокуратур и их заместителями в пределах своей компетенции предложений в нормотворческий орган (должностному лицу) о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании или признании утратившими силу нормативных правовых актов.
Профилактике правонарушений способствует также координация органами прокуратуры правоохранительной деятельности органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
На координационных совещаниях рассматриваются состояние борьбы с преступностью и коррупцией, правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, а также проблемные вопросы организации прокурорского надзора в экономической сфере.
Координация деятельности субъектов профилактики, проводимая Генеральной прокуратурой Республики Беларусь на системной основе, позволяет осуществлять профилактику правонарушений в наиболее актуальных сферах и, прежде всего, в сфере экономической безопасности государства.
Одним из важных направлений деятельности органов прокуратуры в сфере профилактики правонарушений является проведение информационно-разъяснительной работы.
Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере экономики, надзору за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в условиях гласности, посредством информирования общественности через средства массовой информации, в том числе с использованием сети Интернет, установления активного информационного обмена с органами государственного контроля и предпринимательским сообществом.
Привлечение средств массовой информации эффективно для информирования граждан о результатах деятельности правоохранительных органов, иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью; разъяснения возникающих проблемных вопросов организации взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными организациями, ассоциациями предприятий малого и среднего бизнеса в борьбе с экономическими и налоговыми правонарушениями; получения информации о коррупционных проявлениях; оказания правовой и иной помощи гражданам и предпринимателям; повышения уровня юридической грамотности и правовой культуры участников хозяйственного (экономического) оборота.
С целью получения достоверной информации о деятельности субъектов профилактики экономических правонарушений органами прокуратуры:
- рассматриваются обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства;
- прокурорами ведется личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей и представителей организаций;
- посредством официальных сайтов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь (http://www.prokuratura.gov.by), а также иных прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры, проводятся опросы общественного мнения о результативности работы правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями экономической направленности.
К мерам общей профилактики правонарушений относится также стимулирование граждан за представление достоверной информации о подготавливаемых или совершенных правонарушениях, осуществляемое органами прокуратуры на основании соответствующего приказа Генерального прокурора Республики Беларусь, изданного в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1998 N 1959 «О поощрении работников некоторых государственных органов и граждан за активное участие в борьбе с преступностью».
Организация работы прокуратуры по профилактике правонарушений проводится на основе анализа причин и условий бесхозяйственности, недостач, хищений и других потерь товарно-материальных ценностей и денежных средств. Данные вопросы рассматриваются на заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, коллегиях, советах республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, других государственных органов и организаций с принятием конкретных мер по обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств и привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
Таким образом, деятельность органов прокуратуры, являясь частью системы профилактики экономических правонарушений, активно воздействует на нее, совершенствуя формы и методы профилактической работы.
Наряду с осуществлением борьбы с преступностью прокурорский надзор также носит профилактический характер, способствуя предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений экономической направленности, устранению причин и условий совершения правонарушений указанной сферы.