Штраф и конфискация товара за его транспортировку в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия ТТН-1). ч. 4 ст. 12.17 КоАП РБ

Обстоятельства: Организация осуществляла транспортировку товара в нарушение установленного законодательством порядка без наличия ТТН-1.

Решение: Организация была подвергнута штрафу с конфискацией товара.

Название документа: Постановление экономического суда Витебской области от 11.05.2016 (дело N 116-8Ап/2016)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Судья экономического суда Витебской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее из инспекции МНС Республики Беларусь по району, по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении производственно-торгового частного унитарного предприятия «Б» (далее — УП «Б») (находящегося по адресу: Республика Беларусь, г. М., ул. Г.), с участием представителя УП «Б» А., представителей инспекции МНС Республики Беларусь по району З., Л.,

Установил:

Должностным лицом инспекции МНС Республики Беларусь по району в отношении УП «Б» составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП.

В судебном заседании представитель УП «Б» с нарушением не согласился, указал, что налоговым органом не установлено, куда двигались транспортные средства, куда перемещался товар, указал, что транспортировка без документов места не имела, поскольку документы были, если и было нарушение, то нарушение порядка заполнения ТТН.

В судебном заседании представитель инспекции МНС Республики Беларусь по району, сведения, отраженные в протоколе об административном правонарушении, подтвердил.

Кроме того, УП «Б» в адрес инспекции МНС Республики Беларусь по району направлена жалоба от 03.05.2016, которая поступила 06.05.2016 в суд для рассмотрения вместе с делом об административном правонарушении. В жалобе указаны следующие доводы.

До составления протокола об административном правонарушении 25.04.2016 документы были представлены в налоговую инспекцию. Однако согласно протоколу они по непонятной причине учтены не были.

Протокол уже содержит противоречие, исключающее данное правонарушение. По тексту протокола и в качестве прилагаемых к нему материалов указаны ТТН-1 от 09.04.2016.

В качестве нарушения указаны статьи 40 и 44 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», пункты 21, 22, 353 и 357 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 (далее — Правила). Данные акты законодательства не нарушены.

Не только сам Закон, но и Правила не подлежат применению к перевозкам, осуществляемым для собственных нужд.

Беспочвенным и вымышленным является утверждение, что конечной точкой перевозки собственного товара являлась д. С., и это место следовало указать как пункт разгрузки в ТТН-1.

Поскольку при перемещении своих товаров со склада на склад внутри организации (без отчуждения, передачи права пользования либо иного права) не происходит изменения ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов, оформление документа, предусмотренного пунктом 1 перечня первичных учетных документов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 360 (товарно-транспортной накладной формы ТТН-1), видится необязательным. Накладные на перевозку товара в другое место хранения были оформлены предприятием для целей складского учета.

Заслушав участников административного процесса, исследовав материалы дела, экономический суд считает установленными следующие обстоятельства.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 25.04.2016 УП «Б» 13.04.2016 в 23 ч 40 мин в д. С. В. р-на осуществлялась транспортировка товара (томаты свежие, перец свежий, кабачки свежие, яблоки свежие) в количестве 92 143 кг на сумму 1 265 450 000 рублей в нарушение установленного законодательством порядка без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной формы ТТН-1).

13.04.2016 в 23 ч 40 мин автомобиль марки DAF с полуприцепом SCHMITZ SK024 под управлением водителя Ш., автомобиль марки VOLVO с полуприцепом SCHMITZ SK024 под управлением водителя К., автомобиль марки DAF 95 с полуприцепом SCHMITZ SK024 L под управлением водителя Т., автомобиль марки DAF с полуприцепом SCHMITZ SK024 под управлением водителя Н., автомобиль марки VOLVO с полуприцепом SCHMITZ SK024 под управлением водителя М. были остановлены сотрудниками ДПС ОГАИ РОВД совместно с БДПС ГАИ УВД облисполкома в д. С. В. р-на. В указанных автомобилях перевозились томаты, перец, кабачки и яблоки в количестве 92 143 кг на сумму 1 265 450 000 рублей, принадлежащие УП «Б».

Водителем Ш. на перевозимый груз (томат свежий) предъявлена ТТН-1 от 09.04.2016 1-й, 3-й и 4-й экз., водителем К. на перевозимый груз (яблоко свежее) предъявлена ТТН-1 от 09.04.2016 1-й, 3-й и 4-й экз., водителем Т. на перевозимый груз (яблоко свежее) предъявлена ТТН-1 от 09.04.2016 1-й экз., водителем Н. на перевозимый груз (перец свежий, кабачок свежий) предъявлена ТТН-1 от 09.04.2016 1-й, 3-й и 4-й экз., водителем М. на перевозимый груз (яблоко свежее) предъявлена ТТН-1 от 09.04.2016 1-й, 3-й и 4-й экз. с указанием пункта погрузки — г. М., ул. Г., пункта разгрузки — г. П., ул. К., грузоотправитель и грузополучатель УП «Б», владелец автомобиля УП «Б». Сопроводительные документы на перевозку груза по маршруту г. П. — д. С. В. р-на, В. обл., указанными водителями не представлены.

Водитель УП «Б» Ш., который управлял первым автомобилем (DAF с полуприцепом SCHMITZ SK024) в колонне из шести автомобилей, 14.04.2016 пояснил, что 09.04.2016 он загружался в г. М. по адресу: ул. Г., на складе УП «Б». С 09.04.2016 по 13.04.2016 его машина стояла по этому же адресу. 13.04.2016 представителем УП «Б» А. было сказано ехать по адресу, указанному в накладной: г. П., ул. К., для разгрузки. Машина Ш. ехала в колонне из 6 машин первой, а остальные ехали за ней. Ш. также пояснил, что выехал из г. М. 13.04.2016 в районе 15 ч. Доехав до г. П., заехал на заправку ТАТ-нефть, чтобы заправить все двигающиеся вместе с ним автомобили. Однако на заправке сказали, что заправиться по карте «Б» у них не получится и можно проехать вперед, где и будет заправка, на которой можно заправиться. Как пояснял Ш., таким образом машины доехали до г. В. Затем решили найти стоянку, на заправке в г. В. места не было. Какой-то человек сказал, что где-то впереди будет стоянка, после чего поехали на кольце перед г. В. налево, еще на каком-то кольце повернули направо и доехали до деревни, где были остановлены сотрудниками ГАИ.

Согласно пояснениям водителей К., Т., Н., М. от 14.04.2016, 09.04.2016 они загружались в г. М. по адресу: ул. Г., на складе УП «Б». С 09.04.2016 по 13.04.2016 загруженные автомобили находились по этому же адресу. 13.04.2016 представителем УП «Б» им было сказано ехать по адресу, указанному в накладных: г. П., ул. К., для разгрузки. Впереди ехал автомобиль DAF с водителем Ш., а остальные ехали за ней. Все автомобили выехали из г. М. 13.04.2016 где-то в районе 15 ч колонной и ехали в сторону г. П. Путь следования никто из водителей не отслеживал и описать не может, так как все двигались за первой машиной, которая показывала путь. Водители лишь пояснили, что по пути следования оказалось, что машины заблудились и заехали на территорию В. р-на, где и были остановлены сотрудниками ГАИ.

В то же время, согласно ответу ИООО «Т» от 19.04.2016 АЗС ИООО «Т», расположенная по адресу: В. обл., П. р-н, д. К., производит обслуживание посетителей по топливной карте «Б». Так же согласно вышеуказанному ответу, в 2 ч 27 мин 13.04.2016 на территорию указанной АЗС заезжали автомашины VOLVO красного цвета, VOLVO серебристо-красного цвета, три большегрузные автомашины DAF с кабинами белого цвета, различить регистрационные номера которых не представилось возможным. Все вышеуказанные автомобили на АЗС заправку топливом не производили.

Согласно письму ООО «С» от 19.04.2016 договора аренды складских помещений, расположенных по адресу: г. П., ул. К., с УП «Б» ими не заключались. Это же подтверждается и пояснением директора ООО «С» Г. от 15.04.2016.

На перец свежий в количестве 9989 кг и кабачок свежий в количестве 5804 кг, перевозимый в автомобиле марки DAF с полуприцепом SCHMITZ SK024 под управлением водителя Н., арест не налагался и изъятие не производилось, так как в ходе визуального осмотра товара установлена его порча на 70% (покрыты гнилью и плесенью).

На яблоко свежее в количестве 19 152 кг на сумму 191 520 000 рублей, перевозимое в автомобиле марки VOLVO с полуприцепом SCHMITZ SK024, являющееся предметом административного правонарушения, инспекцией МНС Республики Беларусь по району наложен арест постановлением об аресте и (или) изъятии имущества от 15.04.2016 и протоколом описи арестованного и (или) изъятого имущества от 15.04.2016 и переданы согласно акту передачи имущества на хранение от 15.04.2016 ОАО «П».

На яблоко свежее в количестве 19 371 кг на сумму 193 710 000 рублей, перевозимое в автомобиле марки VOLVO с полуприцепом SCHMITZ SK024, являющееся предметом административного правонарушения, инспекцией МНС Республики Беларусь по г. Н. наложен арест постановлением об аресте и (или) изъятии имущества от 15.04.2016 и протоколом описи арестованного и (или) изъятого имущества от 15.04.2016 и передано согласно акту передачи имущества на хранение от 15.04.2016 ОАО «Б».

На томаты свежие в количестве 18 609 кг на сумму 372 180 000 рублей, перевозимые в автомобиле марки DAF с полуприцепом SCHMITZ SK024, являющиеся предметом административного правонарушения, инспекцией МНС Республики Беларусь по г. Н. наложен арест постановлением об аресте и (или) изъятии имущества от 15.04.2016 и протоколом описи арестованного и (или) изъятого имущества от 15.04.2016 и передано согласно акту передачи имущества на хранение от 15.04.2016 ОАО «Б».

На яблоко свежее в количестве 19 218 кг на сумму 192 180 000 рублей, перевозимые в автомобиле марки DAF 95 с полуприцепом SCHMITZ SK024 L, являющееся предметом административного правонарушения, инспекцией МНС Республики Беларусь по г. Н. наложен арест постановлением об аресте и (или) изъятии имущества от 15.04.2016 и протоколом описи арестованного и (или) изъятого имущества от 15.04.2016 и передано согласно акту передачи имущества на хранение от 15.04.2016 ОАО «Б».

При рассмотрении дела об административном правонарушении экономический суд руководствуется следующим.

Согласно подпункту 1.12 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, — в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке.

В соответствии со статьей 40 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная, а в случаях, предусмотренных Правилами, оформляется заказ-поручение или иные документы, определенные Правилами.

В силу пункта 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192, накладные ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями (далее — организации) и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей (далее — товары) у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товары, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, принимаются на учет на основании документов, выписанных грузоотправителем.

Накладная ТТН-1 предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств, расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

Согласно пункту 353 Правил автомобильный перевозчик обязан иметь при выполнении автомобильной перевозки грузов транспортные и грузосопроводительные документы (в случаях, когда их наличие предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь); перевозить грузы по кратчайшему маршруту, за исключением случаев, когда с учетом дорожных условий более рациональна автомобильная перевозка с увеличенным пробегом, и уведомлять грузоотправителя об увеличении расстояния автомобильной перевозки.

Пунктом 22 Правил определено, что грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а автомобильный перевозчик принимать груз к автомобильной перевозке в случаях, если грузы товарного характера (или грузы нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера) не оформлены товарно-транспортными накладными или не имеют соответствующих сертификатов.

Согласно статье 44 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» при приеме к автомобильной перевозке груза товарного характера автомобильный перевозчик обязан проверить правильность оформления транспортных документов, внешнее состояние груза, его упаковку и количество, а при необходимости — и температуру груза, за исключением случаев, когда соглашением сторон предусмотрено сопровождение груза заказчиком автомобильной перевозки груза.

Согласно части 4 статьи 12.17 КоАП транспортировка товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

Оценив представленные в материалах дела доказательства, экономический суд приходит к выводу о совершении УП «Б» административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП, поскольку при рассмотрении дела установлено, что груз, принадлежащий УП «Б», транспортировался им без товаросопроводительных документов (для транспортировки товара по Республике Беларусь в месте остановки транспортного средства отсутствовала товарно-транспортная накладная).

Наличие факта транспортировки товара без документов подтверждается материалами дела: рапорт старшего инспектора ДПС ОГАИ РОВД С. от 14.04.2016, протокол опроса водителя Ш. от 14.04.2016, произведенный инспекцией МНС по району; протокол опроса водителя К. от 14.04.2016, произведенный инспекцией МНС по району; протокол опроса водителя Т. от 14.04.2016, произведенный инспекцией МНС по району; протокол опроса водителя Н. от 14.04.2016, произведенный инспекцией МНС по району; протокол опроса водителя М. от 14.04.2016, произведенный инспекцией МНС по району; товарно-транспортная накладная от 09.04.2016; товарно-транспортная накладная от 09.04.2016; товарно-транспортная накладная от 09.04.2016; товарно-транспортная накладная от 09.04.2016; товарно-транспортная накладная от 09.04.2016; копия путевого листа от 13.04.2016 водителя Ш.; копия путевого листа от 09.04.2016 водителя К.; копия путевого листа от 09.04.2016 водителя Т.; копия путевого листа от 09.04.2016 водителя Н.; копия путевого листа от 08.04.2016 водителя М.; письмо ИООО «Т» от 19.04.2016; письмо ООО «С» от 19.04.2016; объяснение директора ООО «С» Г. от 15.04.2016.

Изъятые при выполнении транспортировки ТТН не принимаются судом в качестве необходимого сопроводительного документа, поскольку данные накладные, исходя из содержания указанной в ней информации, не относятся к фактически осуществлявшейся УП «Б» транспортировке.

При транспортировке товара предъявленные ТТН не могли являться сопроводительными документами, поскольку местом разгрузки указан адрес: г. П., ул. К., а фактически товар перемещался в д. С. В. р-на — в непосредственной близости от границы с Российской Федерацией.

Доводы УП «Б» об отсутствии вины отклоняются судом, поскольку в силу законодательства на автомобильном перевозчике лежит обязанность проверить правильность оформления транспортных документов.

Доводы УП «Б», указанные в судебном заседании и жалобе, суд не принимает во внимание ввиду того, что внутренняя перевозка не имела место, поскольку пункт разгрузки не соответствует действительному. Согласно письму ООО «С» от 19.04.2016 договора аренды складских помещений, расположенных по адресу: г. П., ул. К., с УП «Б» ими не заключались. Суд критически оценивает показания водителей, ввиду опровержения их выявленными обстоятельствами по делу.

При наложении административного взыскания экономический суд руководствовался следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 7.1 КоАП при наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

В соответствии с частью 1 статьи 6.10 КоАП конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение.

С учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, количества и стоимости товара, транспортируемого без сопроводительных документов, наличие отягчающих обстоятельств, а именно совершение нарушения повторно (ранее УП «Б» привлекалось к административной ответственности 28.05.2015 постановлением N 149-7Ап/2015), экономический суд приходит к выводу о наложении штрафа в размере 20 базовых величин с конфискацией товара.

Экономический суд применяет дополнительное взыскание в виде конфискации товара, учитывая обстоятельства и характер правонарушения, отсутствие при транспортировке товаросопроводительных документов на товар, степень нарушения охраняемых публичных интересов, обязательность наличия сопроводительных документов при транспортировке товара, установленную законодательством, обязанность проверить правильность оформления транспортных документов, в целях исключения теневого оборота товарно-материальных ценностей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, экономический суд

Постановил:

В удовлетворении жалобы УП «Б» отказать.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, наложить на УП «Б» (находящегося по адресу: Республика Беларусь, г. М., ул. Г.) штраф в размере 20 базовых величин в сумме 4 200 000 руб. с конфискацией товара:

  • Яблоко свежее в количестве 19 152 кг на сумму 191 520 000 рублей, арестованное и описанное постановлением об аресте и (или) изъятии имущества от 15.04.2016 и протоколом описи арестованного и (или) изъятого имущества от 15.04.2016;
  • Яблоко свежее в количестве 19 371 кг на сумму 193 710 000 рублей, арестованное и описанное постановлением об аресте и (или) изъятии имущества от 15.04.2016 и протоколом описи арестованного и (или) изъятого имущества от 15.04.2016;
  • Томаты свежие в количестве 18 609 кг на сумму 372 180 000 рублей, арестованные и описанные постановлением об аресте и (или) изъятии имущества от 15.04.2016 и протоколом описи арестованного и (или) изъятого имущества от 15.04.2016;
  • Яблоко свежее в количестве 19 218 кг на сумму 192 180 000 рублей, арестованное и описанное постановлением об аресте и (или) изъятии имущества от 15.04.2016 и протоколом описи арестованного и (или) изъятого имущества от 15.04.2016.

Квитанция об уплате штрафа должна быть предоставлена экономическому суду (г. В., ул. П., с указанием номера судебного постановления). В противном случае будет возбуждено исполнительное производство с отнесением дополнительно расходов за исполнение на должника.

Штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, или вручения (получения) копии постановления в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление, в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Постановление составлено с мотивировочной частью по заявлению от 13.05.2016.