Сфера оказания туристических услуг для Республики Беларусь как государства, обладающего выгодным географическим положением, культурным, историческим и рекреационным потенциалом, — это объект пристального внимания национальных и иностранных инвесторов и приоритетное направление развития национальной экономики. В связи с этим субъектам белорусского рынка туристических услуг предоставляется благоприятный инвестиционный климат для осуществления высокодоходной хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением им возможности использования потенциала белорусской индустрии туризма.
Наряду со всеми факторами (экономическим, политическим, культурно-рекреационным), способствующими созданию благоприятной среды развития туристической индустрии, особое место занимает правовое регулирование договорных отношений между субъектами туристической индустрии и участниками туристической деятельности. Это объясняется тем, что туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг, формами продаж, характером организации (ведения) бизнеса.
Основываясь на специфике белорусского законодательства и существующей классификации правоотношений в сфере туризма, представляется возможным по признаку субъектного состава выделение следующих групп договорных отношений, складывающихся в туристической деятельности: договорные отношения между субъектами туристической индустрии, договорные отношения между участниками туристической деятельности и субъектами туристической индустрии.
В свою очередь, договорные отношения между субъектами туристической индустрии по функциональной направленности деятельности участников данных правоотношений условно можно подразделить на следующие виды:
- договорные отношения по формированию тура, которые вытекают из деятельности туроператоров по созданию тура на основании различного рода договоров по туроперейтингу (договоры перевозки пассажиров и их багажа, размещения, страхования, экскурсионного обслуживания и т.п.);
- договорные отношения по продвижению тура, которые имеют своей целью формирование спроса на туристические услуги;
- договорные отношения по реализации тура, которые складываются при реализации тура субъектам туристической деятельности, посредством заключения не запрещенных законодательством посреднических договоров (комиссия, договор поручительства, агентский договор и т.п.) либо при реализации тура непосредственно участникам туристической деятельности на основании договора оказания туристических услуг.
Договорные отношения по формированию тура возникают из специфической деятельности туроператоров, заключающейся в составлении программы туристического путешествия, формировании комплекса туристических услуг, позволяющих совершить туристическое путешествие. При этом услуги, входящие в тур, могут непосредственно оказываться как самим туроператором, так и третьими лицами, с которыми у туроператора заключены гражданско-правовые договоры.
Кроме приведенных выше видов деятельности туроператора по созданию тура в соответствии со ст. 15 Закона Республики Беларусь от 25.11.1999 N 326-З «О туризме» (далее — Закон о туризме) к формированию тура также относится приобретение права на реализацию тура либо комплекса туристических услуг, сформированных нерезидентом Республики Беларусь. Включение законодателем подобного вида деятельности в деятельность по созданию туроператором тура закономерно порождает формальное противоречие. Приобретение белорусским туроператором права на реализацию тура, созданного нерезидентом Республики Беларусь, представляет собой исключительно посредническую деятельность, которая по своей экономической природе никак не может быть направлена на создание тура. Представляется, что данный вид деятельности подходит больше под легальное определение реализации тура турагентами или туроператорами.
Специфика посреднической деятельности в индустрии туризма в форме деятельности турагентов на основании договора комиссии обусловлена, во-первых, тем, что турагентская деятельность — это предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по продвижению, реализации туров, сформированных туроператорами — резидентами Республики Беларусь, участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг по организации туристического путешествия.
Из анализа ст. 1 и ч. 1 ст. 16 Закона о туризме можно сделать вывод о том, что посредническая деятельность, осуществляемая турагентами на рынке туристических услуг, заключается в следующем:
- турагент осуществляет реализацию и продвижение туров, сформированных туроператорами — резидентами Республики Беларусь, что сужает круг возможных поставщиков-производителей туров исключительно к туроператорам, являющимся резидентами Республики Беларусь, и не позволяет развивать посредническую деятельность между турагентами;
- реализация туров может также осуществляться турагентом только участникам туристической деятельности;
- специфика посреднической деятельности и предмета договорной деятельности при реализации тура сводится к тому, что в основании данных отношений в большинстве случаев лежит договор комиссии либо договор поручения.
Посреднические договорные отношения, основанные на договоре комиссии, по своей сути порождают две группы взаимосвязанных правоотношений: правоотношения между участниками туристической деятельности, которые вытекают сугубо из комиссии, — внутренние; правоотношения между субъектами и участниками туристической деятельности, которые складываются по договору оказания туристических услуг, — внешние.
По общему правилу комиссионер вправе в целях исполнения договора комиссии заключить договор субкомиссии с другим лицом, но оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. Однако с учетом определения предмета турагентской деятельности, закрепленного в ст. 1 Закона о туризме, турагент в отличие от туроператора не может заключать договор субкомиссии, т.к. суть его деятельности сводится к реализации тура участнику туристической деятельности.
Договорные отношения по продвижению тура характеризуются тем, что субъекты туристической деятельности в целях формирования спроса на туристические услуги вступают в различные договорные отношения. Наиболее распространенными договорами, заключаемыми с целью продвижения тура, являются договоры франчайзинга, оказания рекламных, консультационных, дизайнерских, маркетинговых услуг и т.п.
Оказание туристических услуг туроператорами и (или) турагентами в Республике Беларусь осуществляется на основании договора оказания туристических услуг, к которому применяются правила, установленные законодательством для договора возмездного оказания услуг. Ранее, к примеру, в Российской Федерации туристические услуги оказывались на основании договора купли-продажи, что имманентно недопустимо, так как предметом договора купли-продажи является имущество (вещь, товар), а также имущественные права, если иное не вытекает из содержания и характера этих прав.
Сторонами договора оказания туристических услуг являются исполнитель (субъекты туристической деятельности) и заказчик (участник туристической деятельности). Однако практика оказания услуг в туристической индустрии показывает, что, как правило, исполнение обязательств по договору оказания туристических услуг лежит на иных субъектах туристической индустрии: переводчиках, экскурсоводах и т.д.
В целях защиты прав заказчика и достижения равновесия прав и обязанностей в отношениях, вытекающих из договора оказания туристических услуг, ч. 2 ст. 17 Закона о туризме введен важный правовой инструмент. Так, исполнение обязательств третьими лицами не освобождает исполнителя по договору от ответственности перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение третьими лицами обязательств по договору оказания туристических услуг.
Представляется, что данный подход к возложению на всех субъектов туристической деятельности солидарной ответственности перед участниками туристической деятельности целесообразно применять в тех отношениях, когда турагент вступает в отношения с участником туристической деятельности от своего имени или от имени туроператора. В случае, если турагент вступает в отношения с туроператом или иным турагентом, но уже не от собственного имени, а от имени и за счет участника туристической деятельности на основании договора поручения, будет применяться правовое регулирование поручения и соответственно все права и обязанности по сделке, совершенной турагентом, будут возникать у участника туристической деятельности, что позволяет сделать вывод о том, что ответственность турагента по договору оказания туристических услуг в данном случае исключается.
Развитие договорных отношений в туристической деятельности и их гражданско-правового регулирования имеет конструктивное значение в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, так как развитие туризма является условием увеличения занятости населения, строительства дорог, аэропортов и прочих удобств в дестинациях, роста бюджета за счет налоговых поступлений, притока иностранной валюты (стимулирования вливания иностранных инвестиций), сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. В законодательстве в настоящее время необходимо применять более развернутый подход к правовому регулированию туристических правоотношений, в который целесообразно включить: разработку правового регулирования услуг для транзитных путешественников, дифференциацию правового регулирования договорных отношений с учетом их классификации по субъектному составу и функциональному назначению; развитие гражданско-правовой ответственности субъектов туристической индустрии; углубление правового регулирования посреднической деятельности турагентов.