Субъект административного правонарушения в области предпринимательской деятельности

Административное правонарушение — это не только общественно опасное виновное противоправное действие или бездействие, но и правовая модель, состоящая из субъекта, объекта, объективной и субъективной стороны. Остановимся более подробно на элементах этой модели.

В общей теории права под субъектом права понимается прежде всего носитель субъективных юридических прав и обязанностей и участник правовых отношений, т.е. субъект, обладающий способностью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осуществляющий эти права и обязанности. Это понятие включает два критерия: социальный — участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта; юридический — признание правовыми нормами способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях [1, с. 558].

Субъектом состава административного правонарушения, как отмечает А.В.Круглов, является лицо, обладающее административной деликтоспособностью, т.е. лицо, которое в соответствии с административно-деликтным законодательством может быть привлечено за правонарушение к административной ответственности [2, с. 41]. Немного иной позиции придерживается А.В.Денисевич. По его мнению, субъектом административного правонарушения является виновное лицо, совершившее административное правонарушение и подлежащее административной ответственности в порядке, установленном административным законодательством [3]. А.В.Агапов считает, что субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, виновным действием (бездействием) которого причинен вред потерпевшему или общегосударственным интересам [4, с. 37]. А.Н.Крамник к субъекту административного правонарушения относит лиц, которые непосредственно совершили, совершают правонарушение или участвуют в его совершении. Однако субъектом правонарушения может быть не всякое физическое лицо, а только такое, которое на момент совершения правонарушения находится во вменяемом состоянии и достигло определенного возраста. По его мнению, два признака (вменяемость и достижение определенного возраста) — обязательные признаки для каждого субъекта правонарушения [5, с. 148 — 149]. Т.В.Батычко к субъекту административного правонарушения относит индивида или организацию (коллектив людей), совершивших административное правонарушение. В свою очередь, индивид — это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения [6, с. 30].

В соответствии с частью 1 статьи 4.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП [7]. Из этого вытекает, что субъектом административного правонарушения признается достигшее шестнадцатилетнего возраста физическое лицо. В соответствии с частью 3 рассматриваемой статьи не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность. Таким образом, для того, чтобы быть субъектом административного правонарушения, необходимо соответствовать двум критериям: возрасту и вменяемости.

Физические лица (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства) — субъекты административных правонарушений, которые могут быть разделены на три группы: общие, специальные и особые. При этом в различных ситуациях один и тот же субъект может быть и специальным, и особым (это относится, например, к должностным лицам). Общим субъектом административного правонарушения является гражданин, достигший ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП, ответственность которого наступает по общим правилам без каких-либо особенностей. Специальным субъектом административного правонарушения является имеющее определенные обязанности лицо, выступающее в качестве субъекта административной ответственности в конкретной статье КоАП, которое обладает специальными признаками, характеризующими его административно-правовой статус в определенном временном периоде (служебные обязанности, вид деятельности, физическое состояние и т.д.) [3].

Следует иметь в виду, что в соответствии с КоАП субъектами административного правонарушения могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели (конечно, это также физические лица, но законодатель выделил их в особую категорию, что позволяет в ряде случаев для них предусмотреть более строгую ответственность, чем для иных физических лиц), а также юридические лица [8, с. 56 — 57].

В соответствии с частью третьей пункта 23 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», зарегистрированными считаются: юридическое лицо — с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; индивидуальный предприниматель — со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель могут быть субъектами административного правонарушения только с момента создания, т.е. с момента внесения записи о государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Что касается административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, то в соответствии со статьей 4.8 КоАП физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица. Юридическое лицо несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП. Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица. Юридическое лицо несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП [7]. Согласно статье 4.8 КоАП при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо [7].

Применительно к административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности субъект определен в диспозиции каждой статьи. Это может быть физическое лицо, вменяемое, достигшее шестнадцатилетнего возраста, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. Во многих составах закреплен специальный субъект: должностное лицо, работник индивидуального предпринимателя или юридического лица. Например, в соответствии со ст. 12.16 «Обман потребителей» КоАП специальным субъектом является работник индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющий реализацию товара, выполнение работ или оказание услуг, либо индивидуальный предприниматель, осуществляющий такую же деятельность [8, с. 374 — 375].

Таким образом, субъектами административного правонарушения в области осуществления предпринимательской деятельности могут быть физическое вменяемое лицо, достигшее на момент совершения правонарушения шестнадцати лет, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо могут быть субъектами административного правонарушения только после внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, т.е. после государственной регистрации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Телятицкая, Т.В. Субъекты административного права и административной ответственности / Т.В.Телятицкая // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. — Минск: БГЭУ, 2011. — С. 558 — 563.

2. Круглов, В.А. О понятии административной ответственности / В.А.Круглов // Юридический журнал. — 2009. — N 3. — С. 37 — 41.

3. Денисевич, А.В. Определение состава административного правонарушения: вопросы теории и практики (часть 2) [Электронный ресурс] / А.В.Денисевич // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

4. Агапов, А.Б. Административная ответственность: учебник / А.Б.Агапов. — М.: Статут, 2000. — 251 с.

5. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н.Крамник. — 2-е изд. — Минск: Тесей, 2006. — 616 с.

6. Батычко, Т.В. Административное право. Конспект лекций / Т.В.Батычко. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. — 68 с.

7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 21 апр. 2003 г., N 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. [Электронный ресурс]: [по состоянию на 31.01.2015] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

8. Василевич, Г.А. Административно-деликтное право: учеб. пособие / Г.А.Василевич, С.Г.Василевич, С.В.Добриян. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2013. — 648 с.