Ответственность за нарушение законодательства о рекламе алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков

Основным нормативным правовым актом, регулирующим производство и размещение (распространение) рекламы на территории республики, является Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Согласно абз. 9 ст. 2 Закона о рекламе реклама — информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о рекламе его действие распространяется на отношения, возникающие между государственными органами, иными организациями, гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее — организации и (или) граждане) в процессе производства и (или) размещения (распространения) рекламы на территории Республики Беларусь.

Согласно п. 1 ст. 31 Закона о рекламе за нарушение законодательства о рекламе организации и граждане несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

В большинстве государств реклама алкогольных напитков и пива ограничена или вовсе запрещена. Существенные ограничения для рекламы алкогольных напитков и пива установлены и в Беларуси.

Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков установлена частями первой и второй статьи 12.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Частью первой статьи 12.26 КоАП установлена ответственность за нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков, выразившееся в ее размещении (распространении) в местах, где оно запрещено, либо с нарушением предусмотренных законодательными актами требований к содержанию рекламы этих напитков и пива.

Санкция части первой статьи 12.26 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин.

Таким образом, виновное должностное лицо юридического лица или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности в случае нарушения установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков, которое может выразиться в:

  • размещении (распространении) рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков в местах, запрещенных для рекламы таких напитков и пива;
  • размещении (распространении) рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков с нарушением предусмотренных законодательными актами требований к содержанию рекламы этих напитков и пива.

Прежде всего, необходимо определить, какие именно напитки относятся к перечисленным в части первой статьи 12.26 КоАП.

Согласно абз. 4 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» алкогольные напитки — водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов.

Пиво — напиток, получаемый путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами, с объемной долей этилового спирта 0,5 и более процента (абз. 9 ст. 1.3 КоАП).

Слабоалкогольный напиток — это напиток (за исключением кисломолочных напитков, кваса и пива) с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7 процентов (абз. 10 ст. 1.3 КоАП).

Законом о рекламе существенно ограничено размещение (распространение) рекламы алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива.

Так, согласно п. 1 ст. 17 Закона о рекламе запрещается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков:

  • на радио и телевидении;
  • в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта;
  • в аэропортах, портах, на вокзалах, остановочных пунктах общественного транспорта, станциях метрополитена;
  • на транспортных средствах, в том числе находящихся в личном пользовании граждан;
  • на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы;
  • на первых и последних страницах газет либо на первых и последних страницах или обложках журналов, других периодических изданий;
  • в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;
  • на товарах спортивного назначения и (или) игрушках.

Кроме того, п. 1 ст. 17 Закона о рекламе установлены дополнительные требования к содержанию рекламы алкогольных напитков. Такая реклама не должна:

  • содержать информацию о физических, химических и иных потребительских свойствах алкогольных напитков, их цене, изображение алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки), наименование видов указанных напитков, за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) в местах продажи алкогольных напитков и на сайтах их производителей в сети Интернет;
  • использовать образы людей или животных, в том числе рисованные, мультипликационные (анимационные), за исключением использования таких образов в товарных знаках, используемых для обозначения алкогольных напитков;
  • использовать образы, высказывания, внушающие, что потребление алкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека;
  • иметь изображение или текст, призывающие к употреблению данных напитков.

Реклама алкогольных напитков должна содержать предупредительную надпись о вреде их чрезмерного употребления, которая должна занимать не менее десяти процентов площади рекламы и в мультимедийной рекламе размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы.

Требование об указании предупредительной надписи не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) в местах производства алкогольных напитков, а также на выставочном оборудовании в местах проведения специализированных выставок этих напитков.

Пример 1.

В редакцию одного из средств массовой информации г. Минска обратился читатель, который усомнился в правомерности размещения в одном из столичных магазинов рекламы, на которой изображена бутылка водки и указано наименование продукта.

Однако, как пояснили в отделе по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Минского городского исполнительного комитета, изображение тары не является нарушением, поскольку реклама размещена в местах продаж [1].

Определения некоторых терминов, установленных ст. 17 Закона о рекламе, приводятся в Положении о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы алкогольных напитков в средствах массовой информации, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 N 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее — Положение N 1497).

Согласно абз. 2 п. 2 Положения N 1497 образы людей или животных — изображение людей, животных, а также литературных и иных персонажей, созданных по подобию людей, животных, за исключением изображения людей, животных, указанных персонажей на товарных знаках и (или) знаках обслуживания, зарегистрированных для обозначения алкогольных напитков.

Изображение потребительской тары (упаковки) алкогольных напитков — изображение тары (упаковки), предназначенной для продажи и (или) потребления алкогольных напитков, а также изображение иных предметов, не предназначенных для продажи и (или) потребления алкогольных напитков, но имитирующих внешний вид такой тары (упаковки), за исключением изображения потребительской тары (упаковки) на товарных знаках и (или) знаках обслуживания, зарегистрированных для обозначения алкогольных напитков (абз. 3 п. 2 Положения N 1497).

Согласно п. 1 ст. 18 Закона о рекламе запрещается размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков:

  • на радио и телевидении с 7.00 до 22.00;
  • в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта;
  • в аэропортах, портах, на вокзалах, за исключением расположенных на их территории стационарных торговых объектов общественного питания;
  • на остановочных пунктах общественного транспорта, станциях метрополитена;
  • на транспортных средствах, в том числе находящихся в личном пользовании граждан;
  • на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы;
  • на первых и последних страницах газет либо на первых и последних страницах или обложках журналов, других периодических изданий;
  • в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.

Однако перечисленные требования не распространяются на рекламу пива, содержащую исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива, за исключением такой рекламы в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения.

Также запрещается размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков:

  • использующей образы людей или животных, в том числе рисованные, мультипликационные (анимационные), за исключением использования таких образов в зарегистрированных товарных знаках, используемых для обозначения пива;
  • использующей образы, высказывания, внушающие, что потребление пива или слабоалкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека;
  • использующей образы, высказывания, создающие впечатление о том, что пиво или слабоалкогольные напитки безвредны или полезны для здоровья либо являются одним из способов утоления жажды;
  • призывающей к употреблению пива или слабоалкогольных напитков либо дискредитирующей воздержание от их употребления.

Реклама пива и слабоалкогольных напитков должна содержать предупредительную надпись о вреде их чрезмерного употребления, которая должна занимать не менее десяти процентов площади рекламы и в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио — озвучиваться.

Требование об указании предупредительной надписи не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) в местах производства пива и слабоалкогольных напитков, на выставочном оборудовании в местах проведения специализированных выставок этих напитков, а также на рекламу, содержащую исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива.

Частью второй статьи 12.26 КоАП установлена ответственность за нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков, выразившееся в использовании при организации и проведении гуманитарных мероприятий наименований видов и торговых марок алкогольных напитков, бесплатном (безвозмездном) распространении алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в том числе в предоставлении более пяти литров таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари, либо в организации и проведении таких мероприятий в целях стимулирования реализации алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков.

Санкция части второй статьи 12.26 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин.

Частью второй статьи 12.26 КоАП установлена административная ответственность за нарушение порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков, которое может выразиться в следующих действиях:

  • использовании при организации и проведении гуманитарных мероприятий наименований видов и торговых марок алкогольных напитков;
  • бесплатном (безвозмездном) распространении алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в том числе в предоставлении более пяти литров таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари;
  • организации и проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков.

Пример 2.

При проведении Комитетом государственного контроля Республики Беларусь проверки сайтов заведений общественного питания в рамках контроля за соблюдением законодательства в сфере рекламы алкогольных напитков и пива были установлены нарушения законодательства.

Так, например, один из столичных ресторанов привлекал любителей футбола возможностью купить во время просмотра матчей первые 50 бокалов пива с 30-процентной скидкой. На сайте другого пивного ресторана анонсировали 20-процентную скидку на зарубежное пиво.

Подобные маркетинговые ходы, как подчеркнули в Комитете государственного контроля Республики Беларусь, являются незаконными.

Однако самым распространенным нарушением для заведений общественного питания, как обращают внимание в Комитете государственного контроля Республики Беларусь, является размещение на сайтах заведений информации про алкоголь с указанием ценников. Некоторые рестораторы также описывают потребительские свойства спиртных напитков и сопровождают описания фотографиями [2].

Согласно п. 5 ст. 17 Закона о рекламе при организации и проведении культурных, образовательных, спортивных и других гуманитарных мероприятий запрещается размещение (распространение) рекламы, содержащей наименования видов и торговые марки алкогольных напитков.

В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 17 и ч. 1 п. 2 ст. 18 Закона о рекламе запрещаются организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков.

Субъектам хозяйствования необходимо учитывать, что наличие не только в рекламе, но и, например, ценниках на алкогольные напитки, слабоалкогольные напитки и пиво информации о снижении цены, скидках, акциях или распродажах будет являться мероприятием в целях стимулирования реализации таких напитков. Проведение таких маркетинговых мероприятий не допускается.

Кроме того, запрещается бесплатное (безвозмездное) распространение алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в том числе предоставление более пяти литров таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари.

Пример 3.

Комитет государственного контроля Минской области проанализировал информацию, размещенную на сайтах кафе и ресторанов. При этом было выявлено, что некоторые заведения общественного питания, привлекая посетителей бесплатным алкоголем и пивом, нарушали законодательство.

Так, руководство одного из ночных клубов привлекало клиентов бесплатными алкогольными коктейлями. При этом такой маркетинговый ход нарушает законодательство, как подчеркнули в Комитете государственного контроля Республики Беларусь.

Специалисты нашли нарушения даже в работе тех компаний, которые предлагают своим клиентам услуги по выездному обслуживанию — кейтерингу. Некоторые из них обещали заказчикам банкета бесплатную пирамиду из шампанского в виде бонуса [2].

Порядок проведения в маркетинговых целях дегустаций алкогольных напитков юридическими лицами, осуществляющими их производство и (или) импорт, а также пива с объемной долей этилового спирта до 7 процентов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими его производство и (или) импорт, установлен Положением о порядке проведения дегустаций алкогольных напитков и (или) пива в маркетинговых целях, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2003 N 193 (далее — Положение N 193).

Согласно абз. 2 п. 2 Положения N 193 дегустация алкогольных напитков и (или) пива в маркетинговых целях — бесплатное (безвозмездное) предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями алкогольных напитков и (или) пива участникам дегустации для органолептической оценки качества и внешнего оформления указанных напитков и (или) пива в целях изучения потребительского спроса для их дальнейшей реализации.

При этом организатором дегустации является владелец алкогольных напитков и (или) пива либо уполномоченное им юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (абз. 5 п. 2 Положения N 193).

Субъектам хозяйствования необходимо учитывать, что при проведении дегустации на специализированных выставках и ярмарках, на которых представляются (предлагаются к продаже) алкогольные напитки и (или) пиво, организатор дегустации должен представить городскому (кроме Минского городского), районному исполнительному комитету, местной администрации района в г. Минске по месту нахождения торговых объектов, объектов общественного питания не позднее чем за 10 календарных дней до начала проведения дегустации документы, перечисленные в ч. 1 п. 5 Положения N 193.

Субъектом административного правонарушения по частям 1 и 2 статьи 12.26 КоАП является индивидуальный предприниматель или должностное лицо юридического лица.

В соответствии с п. 1, абз. 2 и 3 п. 2, п. 16, 26, 64 ч. 1 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях по ст. 12.26 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

  • органов внутренних дел;
  • областных и Минского городского исполнительных комитетов;
  • районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах;
  • органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • налоговых органов;
  • органов Министерства торговли Республики Беларусь.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.26 КоАП, рассматриваются:

  • единолично судьей районного (городского) суда;
  • органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь (если протоколы об административных правонарушениях составлены должностными лицами Комитета государственного контроля Республики Беларусь);
  • налоговыми органами (если протоколы об административном правонарушении составлены должностными лицами налоговых органов).

Необходимо отметить, что согласно Закону Республики Беларусь от 10.07.2015 N 285-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О рекламе» в законодательстве появятся нормы, запрещающие рекламу так называемых зонтичных брендов производителей алкогольной продукции.

Так, согласно части первой пункта 3 статьи 10 новой редакции Закона о рекламе (вступает в силу с 15.10.2015) реклама, сходная с рекламой алкогольных напитков, не допускается в местах, в которых в соответствии с Законом о рекламе и актами Президента Республики Беларусь запрещается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков, а также при организации и проведении культурных, образовательных, спортивных и других гуманитарных мероприятий.

Реклама, сходная с рекламой алкогольных напитков, допускается, если она представляет собой информацию об организации, гражданине, производственном объекте, торговом объекте или ином объекте обслуживания и размещается (распространяется) на вывеске или указателе либо представлена в форме интервью о деятельности организации или гражданина (ч. 3 п. 3 ст. 10 новой редакции Закона о рекламе).

Изображение товара или его потребительской упаковки, тождественное или сходное до степени смешения с изображением алкогольных напитков или их потребительской упаковки, допускается в социальной рекламе (ч. 4 п. 3 ст. 10 новой редакции Закона о рекламе).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Минторг выявил нарушения в рекламе водочной продукции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minsknews.by/blog/2015/05/05/mintorg-vyiyavil-narusheniya-v-reklame-vodochnoy-produktsii. — Дата доступа: 15.09.2015.

2. Госконтроль обнаружил нарушения в рекламе алкоголя на сайтах столичных ресторанов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://finance.tut.by/news446179.html. — Дата доступа: 10.09.2015.