Судимость — понятие, относящееся к уголовному праву. С ним связывается уголовная ответственность, выражающаяся в осуждении по приговору суда виновного в совершении преступления лица и назначении ему наказания или иной меры уголовной ответственности.
Как указывается в ч. 1 ст. 45 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), осуждение лица за совершенное им преступление создает правовое состояние судимости, заключающееся в возможности применения к осужденному наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с приговором суда и настоящим Кодексом. Формулируя данное положение, законодатель попытался определить, что такое судимость, однако, как представляется, фактически определения этого понятия не дано.
Верно, что правовое состояние судимости возникает вследствие осуждения лица по приговору суда за совершенное им преступление. Однако не совсем точно сформулирована вторая часть указанного положения о том, что состояние судимости заключается в возможности применения к осужденному наказания или иных мер уголовной ответственности в соответствии с приговором. Дело в том, что уголовная ответственность, как это и определено в ч. 1 ст. 44 УК, есть осуждение лица по приговору суда и применение к нему на основе осуждения наказания или иных мер уголовной ответственности. Следовательно, уголовная ответственность складывается из двух составляющих: осуждение плюс применение меры уголовной ответственности. И если суд вынес приговор, который затем должен вступить в законную силу, то речь должна идти не о возможности применения наказания или иных мер уголовной ответственности, а о реальном применении таких мер.
Иными словами, судимость есть следствие реализации уголовной ответственности, то есть осуждения лица по приговору суда и назначения ему наказания или иной меры уголовной ответственности. Состояние судимости возникает со дня вступления в законную силу приговора суда и завершается днем ее погашения или снятия при условии, что вынесенный судом приговор не был отменен в установленном законом порядке (например, в порядке надзора).
Лицо считается судимым в период как исполнения меры уголовной ответственности, так и после этого, как правило, в течение определенного времени. Однако это состояние может быть прекращено сразу после отбытия наказания либо иной меры уголовной ответственности (например, по отбытии основного и дополнительного наказаний, назначенных за преступление, совершенное по неосторожности, по истечении испытательного срока при осуждении с условным неприменением наказания, если назначенное наказание не было приведено в исполнение).
Таким образом, состояние судимости всегда связано с применением соответствующей меры уголовной ответственности, назначенной лицу по приговору суда за совершенное им преступление. И в этот период лицо подвергается определенным, присущим уголовной ответственности, ограничениям и лишениям.
Однако суть судимости состоит именно в том, что уже и после отбытия назначенной меры (ее исполнения) лицо, как правило, остается в течение определенного периода времени в особом правовом положении, не позволяющем ему в полной мере реализовывать свои права и которое порождает нежелательные для него правовые последствия, связанные с определенными ограничениями его прав и свобод.
При этом правовые последствия имеют как уголовно-правовой, так и общеправовой характер.
Уголовно-правовой характер последствий состоит, например, в следующем:
- в период срока судимости за определенными категориями осужденных устанавливается или может быть установлен превентивный надзор (ст. 80 УК) или может осуществляться профилактическое наблюдение (ст. 81 УК), состоящие в возложении на них дополнительных обязанностей и ограничений;
- наличие судимости в отдельных случаях влияет на квалификацию преступления (см., например, части третьи ст. 430, 431, 432 УК);
- совершение лицом, ранее совершившим какое-либо преступление, если не погашена или не снята судимость за предшествующее преступление, может быть признано обстоятельством, отягчающим ответственность, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 УК;
- судимость за умышленные преступления является основанием при определенных условиях, предусмотренных в ст. 43 УК, для признания наличия рецидива преступлений, что непосредственно влияет на более строгий подход к назначению наказания за новое умышленное преступление. При наличии опасного или особо опасного рецидива суд не вправе назначить наказание менее установленного в ч. 2 ст. 65 УК минимума: половины максимального срока наиболее строгого наказания, предусмотренного в санкции соответствующей статьи УК (при опасном рецидиве) и двух третей такого срока (при особо опасном рецидиве);
- наличие судимости влияет на выбор судом вида исправительного учреждения при назначении осужденному наказания в виде лишения свободы (ч. 4 ст. 57 УК);
- наличие судимости к наказанию в виде лишения свободы является обстоятельством, препятствующим для применения к лицу отсрочки исполнения наказания (ст. 77 УК); наличие судимости к лишению свободы или направлению в дисциплинарную воинскую часть не позволяет применить ст. 78 УК, предусматривающую осуждение с условным неприменением наказания.
Нельзя не упомянуть и о том, что наличие судимости за предшествующие преступления является обстоятельством, характеризующим личность обвиняемого, учитываемым судом при индивидуализации наказания в соответствии со ст. 62 УК, а также при решении вопроса об освобождении его от уголовной ответственности или от наказания. Характеристика личности складывается из многих составляющих и здесь не имеет значения то, погашена или снята судимость. При возбуждении и расследовании уголовного дела всегда запрашиваются сведения о судимости обвиняемого и они, как указывается в литературе, являются дополнительным источником характеристики обвиняемого, хотя и не влияют на квалификацию содеянного <1>. Указанные сведения, как правило, фиксируются и во вводной части приговора суда.
<1> Багаутдинов Ф. Изучение личности обвиняемого // Законность. 2001. N 1. С. 23.
Уголовно-правовое значение судимость в перечисленных случаях, за исключением первого, приобретает лишь тогда, когда лицо, будучи судимым, вновь совершает преступление.
Однако этим значение судимости не исчерпывается. И в тех случаях, когда осужденный отбыл наказание и ведет правопослушный образ жизни, он еще не становится равным с другими гражданами в осуществлении своих прав (например, на труд, на жительство и др.). Само состояние судимости и осознание лицом этого состояния сопряжено и с нежелательными для него моральными ощущениями.
Поэтому такое состояние не может длиться постоянно. УК предусматривает институты погашения (ст. ст. 97, 121 УК) и снятия судимости (ст. 98 УК), которые заключаются в аннулировании как самой судимости, так и всех негативных правовых последствий уголовной ответственности, что прямо закреплено в ст. 99 УК.
Исходя из смысла данной статьи, лицо, которое перестало считаться судимым вследствие погашения или снятия судимости, приобретает все права, равные с другими лицами, не находившимися в сфере уголовной ответственности. «Погашение и снятие судимости влечет прекращение отношений уголовной ответственности. Это означает, что обусловленная фактом осуждения отрицательная нравственная и правовая оценка совершенного преступления и лица, его совершившего, утрачивает силу» <2>.
<2> Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь // Под общей ред. А.В.Баркова. Мн., 2003. С. 279.
В связи с этим представляет интерес анализ норм законодательства Республики Беларусь, предусматривающих определенные ограничения общеправового характера для лиц, ранее судимых за совершение преступлений, на предмет их соответствия смыслу судимости, как она понимается в уголовном праве.
Такие ограничения можно подразделить на следующие группы:
- ограничения, связанные с выбором места работы (службы) или вида деятельности;
- ограничения, связанные с осуществлением права быть избранным на определенные должности;
- иные ограничения.
Первую группу составляет наиболее значительный массив ограничений. Они, прежде всего, связаны с запретом на принятие на государственную службу, в том числе в судебные органы, прокуратуру, органы государственного контроля и т.п., а также с принятием на службу в органы государственной безопасности, органы внутренних дел, милиции и др.
Согласно ст. 33 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. (в ред. от 29 июня 2004 г.) «О государственной службе в Республике Беларусь» запрещено принимать на государственную службу в случаях наличия судимости <3>. Закон не оговаривает того обстоятельства, что судимость должна быть непогашенная или неснятая. Надо полагать, что такая оговорка подразумевается.
<3> Здесь и далее автор выделяет жирным шрифтом текст, имеющий значение для рассматриваемого вопроса.
Закон от 29 января 1993 г. (в ред. Закона от 20 июня 1996 г.) «О прокуратуре Республики Беларусь» содержит запрет на назначение на должности прокурорских работников лиц, ранее совершивших преступления (ст. 40). Законом от 26 февраля 1991 г. (в ред. от 19 мая 2000 г., с измен. от 29 октября 2004 г.) «О милиции» запрещено принимать на службу в органы милиции лиц, ранее совершивших умышленное преступление (ст. 36).
В Законе от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» подобное положение отсутствует, однако законодатель, определяя требования к кандидатам на должность судьи, указал, что судьей может быть гражданин, не совершивший порочащих его поступков (ст. 62).
Ст. 348 Трудового кодекса не допускает прием по совместительству на материально-ответственные должности лиц, осужденных за корыстные преступления, если судимость не снята или не погашена в установленном порядке. Данная норма распространяется и на случаи приема на основную работу.
Согласно подп. 19.1 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. (в ред. от 2 июля 2002 г.), на службу в органы внутренних дел не могут быть приняты граждане, если они ранее совершили преступление. Такие лица не могут находиться на службе в органах внутренних дел (если такой факт будет установлен уже после принятия лица на службу в указанные органы).
В соответствии с п. 4 Положения о прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. (в ред. от 2 июля 2002 г.), на службу в органы финансовых расследований не могут быть приняты лица, ранее совершившие умышленные преступления.
Запреты, связанные с судимостью или совершением преступления, установлены в отношении занятия определенными видами деятельности.
Например, в соответствии со ст. 10 Закона от 15 июня 1993 г. (в ред. законов от 6 июля 1998 г. и от 30 апреля 2003 г.) «Об адвокатуре» к адвокатской деятельности не допускаются лица, ранее совершившие умышленные преступления. Аналогичный запрет содержится в Положении о лицензировании адвокатской деятельности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. (в ред. постановлений Совмина от 4 февраля 2004 г. и от 31 марта 2004 г.).
Не может быть претендентом на получение свидетельства о праве на оказание юридических услуг (риэлтерских) лицо, ранее судимое за умышленное преступление, судимость за которое не снята или не погашена, либо совершившее корыстное преступление (Инструкция о порядке выдачи свидетельства об аттестации риэлтера, утвержденная постановлением Министерства юстиции 15 декабря 2004 г. (в ред. постановления Минюста от 14 марта 2005 г. и от 17 мая 2005 г.) п. 4).
Согласно п. 4 Инструкции о порядке выдачи свидетельств об аттестации юриста, утвержденной постановлением Минюста 29 октября 2003 г. (в ред. постановлений Минюста от 22 апреля 2004 г. и от 21 марта 2005 г.) не может быть претендентом на получение свидетельства об аттестации юриста лицо, ранее совершившее умышленное преступление.
Наличие непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности признается основанием для отказа в государственной регистрации гражданина — собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой или некоммерческой организации в качестве субъекта хозяйствования (подп. 40.4 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь 16 марта 1999 г. (в ред. Декретов президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002, от 11 сентября 2003 г., от 8 октября 2003 г., от 12 ноября 2003 г., от 9 марта 2005 г., от 1 июля 2005 г.).
Лицо, имеющее неснятую и непогашенную в установленном законом порядке судимость, не имеет права заниматься аудиторской деятельностью (ст. 6 Закона от 8 ноября 1994 г. (в ред. от 18 декабря 2002 г.) «Об аудиторской деятельности»). Такое обстоятельство является основанием для отказа Национальным банком в выдаче лицензии на занятие аудиторской деятельностью и в банковской системе Республики Беларусь (п. 9 Правил лицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь, утвержденных постановлением Национального банка Республики Беларусь 2 июля 2003 г. (в ред. постановлений Нацбанка от 5 декабря 2003 г. и от 29 октября 2004 г.).
Лицо, ранее совершившее умышленное преступление, и если судимость не погашена или не снята, не имеет права на получение лицензии для работы в качестве индивидуального предпринимателя (подп. 7.1 Положения о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 октября 2003 г. (в ред. постановлений Совмина от 6 ноября 2000 г. и от 18 февраля 2005 г.).
Согласно Положению «О лицензировании частной нотариальной деятельности», утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 октября 2003 г. (в ред. постановления Совмина от 4 февраля 2004 г.), не имеет права на получение лицензии на занятие частной нотариальной деятельностью лицо, которое не может быть принято на государственную службу. Данная норма отсылает к Закону о государственной службе, в соответствии с которым не может быть принято на государственную службу лицо, имеющее непогашенную или неснятую судимость.
Правила ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденные постановлением Национального банка 28 июня 2004 г., предписывают руководителям юридических лиц, предпринимателям при приеме на работу и назначении на должности, связанные с ведением кассовых операций, сопровождением и транспортировкой наличной иностранной валюты и других ценностей, либо при периодическом привлечении лиц к указанным работам, по возможности не допускать лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за умышленные преступления, судимость у которых не погашена или не снята в установленном порядке (п. 32).
Лицам, имеющим судимость, не выдаются специальные разрешения (лицензии) на деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц (п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. (в ред. от 8 ноября 2004 г.) «О мерах по совершенствованию охранной деятельности в Республике Беларусь».
Согласно ст. 80 Закона от 13 января 1995 г. (в ред. от 11 ноября 2002 г.) «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и п. 3 Положения о народных заседателях, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2001 г., лица, имеющие судимость, не могут быть народными заседателями.
Вторая группа ограничений связана с осуществлением права на выдвижение на выборные должности. Согласно ст. 60 Избирательного кодекса кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законом.
Иные ограничения составляют третью группу.
К ним можно отнести запрет на перемену фамилии, собственного имени и отчества лицам, которые на момент подачи заявления в органы загса имеют непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость. Кроме этих лиц, запрещено также менять фамилию, имя или отчество лицу, подозреваемому в совершении преступления, в связи с чем в отношении него возбуждено уголовное дело или вынесено постановление о применении меры пресечения до вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, признании его подозреваемым или привлечении в качестве обвиняемого (п. 46 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2000 г. (в ред. от 26 ноября 2004 г.).
Ст. 14 Закона от 13 ноября 2001 г. «Об оружии» запрещено приобретать оружие самообороны, а также спортивное, охотничье и сигнальное оружие лицам, имеющим судимость за совершение умышленных преступлений, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием или применением оружия, и преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также лицам, отбывающим наказание за совершенное преступление.
Наличие судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь, относится к основаниям для отклонения заявления о приобретении гражданства (ст. 16 Закона от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь»). Наряду с указанным основанием отклоняются заявления о приобретении гражданства лиц, осужденных за совершение преступлений против мира и безопасности человечества, военные преступления, преступления против государства, а также осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы (до истечения срока наказания).
В соответствии со ст. 14 Закона от 29 декабря 1998 г. «Об иммиграции» основанием для отказа иностранным гражданам в получении разрешения на постоянное место жительства в Республике Беларусь является то обстоятельство, если гражданин освобожден из мест лишения свободы на территории другого государства и (или) имеет непогашенную или неснятую судимость.
Осуждение за совершение преступления относится к временным ограничениям в праве на выезд из Республики Беларусь. Однако в данном случае такое ограничение распространяется лишь на период исполнения наказания (до его отбытия или до освобождения от наказания) (ст. 5 Закона от 2 июня 1993 г. (в ред. от 24 июля 2002 г.) «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»).
Приведенные положения законодательства свидетельствуют о том, что, видимо, не следует сводить значение судимости лишь к уголовно-правовым последствиям, которые могут наступить для осужденного, находящегося в таком состоянии.
Достаточно объемная сфера жизнедеятельности, участниками которой не вправе быть лица, имеющие судимость, позволяет сформулировать понятие судимости более широко, то есть как правовое состояние лица, осужденного по приговору суда за совершенное преступление, связанное с ограничениями как уголовно-правового, так и общеправового характера, и продолжающееся в течение определенного времени, установленного уголовным законом.
В этой связи небезынтересным представляется обращение к законодательной оценке правового значения судимости, в том числе и к определениям ее понятия, содержащимся в УК других государств, которые предусматривают данный институт. Например, УК Украины, не давая определения понятия судимости, закрепил ее правовое значение, которое она имеет как при совершении нового преступления, так и в иных случаях, предусмотренных законами Украины (ч. 2 ст. 88). Отсылку к другим законам в аспекте ее правового значения делает УК Литовской Республики (ч. 2 ст. 97).
Более широкое определение понятия судимости закреплено в УК Латвийской Республики и Республики Молдова. В частности, в ст. 110 УК Молдовы понятие судимости сформулировано как правовое положение лица, возникающее со дня вступления обвинительного приговора в законную силу и влекущее неблагоприятные для осужденного правовые последствия до погашения или снятия судимости. Думается, что такое определение больше соответствует смыслу судимости.
Следует также отметить, что запреты, устанавливаемые в связи с наличием судимости различными правовыми актами Республики Беларусь, в большинстве случаев не основываются на правовых понятиях судимости, ее погашения и снятия. Аннулирование судимости, как свидетельствует целый ряд актов законодательства, вследствие расширительного толкования понятия судимости не аннулирует правовые последствия уголовной ответственности, и «след» судимости еще долго остается за человеком, ранее осуждавшимся за совершение преступления.
Выход из создавшегося положения видится в приведении положений законодательства в соответствие с правовым понятием и сущностью судимости, как это имеет место в Избирательном кодексе и в некоторых других актах законодательства Республики Беларусь.
В силу специфики отдельных сфер работы или службы законодатель вправе вводить ограничения, связанные с судимостью за конкретные виды преступлений (например, корыстные, тяжкие или особо тяжкие и т.п.), однако и в этих случаях речь должна идти о судимости, если она еще не погашена или не снята.
Поскольку судимость толкуется иногда широко, включая и наличие снятой или погашенной судимости, в нормах законодательства следует указывать на неснятую и непогашенную судимость, что более точно раскрывает правовое значение этого понятия.
Если же согласиться с таким подходом, который наблюдается в целом ряде актов, устанавливающих запреты не в связи с наличием непогашенной или неснятой судимости, а в связи с совершением преступления, то тогда следует вообще отказаться от институтов погашения или снятия судимости и рассматривать судимость как перманентное состояние. Вряд ли это соответствовало бы сущности, принципам и целям уголовной ответственности.
Что касается подбора лиц на работу в такие органы, как прокуратура, суд, милиция, органы внутренних дел, адвокатура и т.п., в которых должны трудиться особо безупречные в нравственном отношении лица, то право и обязанность каждого нанимателя оценить кандидатуру поступающего на работу или службу с точки зрения не только его профессиональных, но и нравственных качеств. Можно согласиться с высказыванием российского ученого, например относительно подбора на должность судьи, о том, что кандидаты в судьи помимо теоретической и практической подготовки должны обладать качествами, отвечающими морально-нравственным критериям современного общества, шкале общественных ценностей. Так, нежелательно выдвижение на судебные должности лиц, которые имели снятую или погашенную судимость (кроме реабилитированных). Право судить других должно быть заслужено безупречным с точки зрения закона и морали поведением судьи при исполнении служебных обязанностей, а также в быту <4>. Равным образом это касается и других ответственных должностей, в том числе и выборных. Однако и в таких случаях необходим строго индивидуальный подход с учетом, конечно, характера и степени общественной опасности ранее совершенного преступления, времени, которое прошло с момента погашения или снятия судимости, поведения и характеристики лица в последующее с этого момента время и т.п. Правовым основанием же для отказа в приеме на работу (на службу) в таких случаях должен быть запрет, установленный в законе, который в полной мере соответствовал бы смыслу судимости, как она понимается в Уголовном кодексе.
<4> Завидов Б.Д. Комментарий к закону «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный). М., 2003. С. 25.